Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Дизайн Дании





Королевство Дания - государство в Северной Европе на Ютландском полу­

острове и островах Датского архипелага, 43 тыс. км2, население немногим более

5 млн человек. Развитая индустриально-аграрная (крупный экспортер мясомо­

лочной продукции) страна; основные отрасли промышленности: судостроение,Лекция 21. Дизайн Скандинавских стран 149

сельскохозяйственное машиностроение, электротехнические изделия, мебель, ке­

рами ка, посуда, текстиль.

В прикладном искусстве, художественных ремеслах Дания на протяжении

столетий находилась в той или иной степени под влиянием Германии, Франции

и, в наибольшей степени, Нидерландов, а также Англии, что в сочетании с древ­

ним наследием норманнов легло в основу датского стиля. Он практичен, ориен­

тируется на потребности средних слоев населения и избегает крайностей, свой­

ственных как функционализму, так и украшательству, сохраняя ярко выражен­

ные национальные особенности и, в то же время, отличается хорошим вкусом.

В первом десятилетии прошлого века в Дании стали возникать организации,

ставившие своей целью пропаганду и поощрение прикладного искусства. В

1907 году группой ремесленников и дизайнеров была основана датская Нацио­

нальная ассоциация художественных ремесел и промышленного искусства, взяв­

шаяся за повышение качества промышленной продукции. Национальной ассо­

циацией были организованы инициативные группы, в основном состоящие из

молодежи, снабжавшие потребителей информацией по таким вопросам как уст­

ройство быта, оборудование для дома и меблировка. За время Второй мировой

войны было проведено обследование шестисот пятидесяти квартир и составле­

ны описания, фиксирующие наличие несоответствий между особенностями жи­

лого помещения и его меблировкой.

Эволюция современной датской мебели началась с нескольких смелых по­

пыток нововведений в области формы, что, впрочем, было встречено без особого

одобрении. Но по мере того как развитие техники и меняющийся образ жизни

влияли на размеры жилой площади и устройство быта, интерес публики к ново­

му заметно возрастал.

В 1928 году выставка датского прикладного искусства, устроенная в

Художественном музее в Бруклине (штат Нью-Йорк), а позднее и в других го­

родах Америки, продемонстрировала основные тенденции современного дизай­

на. На выставке были представлены письменный стол и кресло палисандрового

дерева, последнее - обитое козьей кожей. Изысканной формы кушетка была об­

тянута мехом - тип обивки, вошедший в моду в Париже. Небольшой столик для

шитья был снабжен обитой мехом подставкой для ног. Деревянные поверхности

были тщательно отполированы, и лишь в некоторых случаях применялась от­

делка инкрустированием.

Мебель, изготовляемая промышленным способом в расчете на среднюю дат­

скую семью, в первые послевоенные годы достигла той степени типизации при

хорошей, практичной форме, что покупатель мог смело останавливать свой вы­

бор на любых изделиях с полной уверенностью в том, что они будут гармониро­

вать с теми, которые у него уже имеются. Общее единообразие стиля сделало

мебельный гарнитур таким же анахронизмом, каким в современном среднем

жилище стало само понятие отдельной столовой.

В Королевской академии изящных искусств преподавал профессор Каре

Клинт, который, будучи известным дизайнером, обучал юное поколение архи­

текторов, подготавливая их также и к проектированию мебели. О Клинте гово­

рили, что он был функционалистом еще до возникновения функционализма.150 История дизайна, науки и техники

Испытав влияние английского искусства XVIII века и искусства Японии, он

пренебрегал декором, выработав строго индивидуальный стиль. Много внима­

ния уделял антропометрии и другим «человеческим фактором», работал в на­

правлении «органического дизайна». Современная датская мебель обязана ему

более, чем кому-нибудь другому, своей надежностью и изяществом.

В изготовлении светильников одним из важнейших достижений было появ­

ление так называемых «ламп П-Х». Техническая смекалка их создателя Поуля

Хеннингсена и изящный внешний вид обеспечили этим лампам широкую

известность. Освещение в Дании - одна из важнейших проблем. Длинные ночи

представляют возможность приложения усилий в этой области как инженерам,

так и дизайнерам. Поуль Хеннингсен (1894-1967), датский архитектор, писа­

тель, режиссер и дизайнер по светильникам, занимавшийся их дизайном с

1924 года, получил за свои светильники Золотую медаль на Парижской выстав­

ке 1925 года, а с 1926 года сотрудничал с Луисом Польсеном [21.5].

Арне Якобсен (1902-1971), датский архитектор, дизайнер по мебели и ин­

терьеру, тканям, изделиям из стекла и металла, педагог. Дизайнерское твор­

чество Якобсена тесно связано с его архитектурной деятельностью. Здания с

их окружением и внутренним наполнением, по мысли Якобсена, должны со­

ставлять целостную, органичную среду для жизни. Творчество Якобсена раз­

вивалось в русле европейского модернизма, но в то же время было отмечено

глубоко личностным подходом, вобравшим в себя рафинированную традицию

датского проектного искусства.

Якобсен был одним из первых проводников функционализма в Дании, хотя

его ранние произведения 1920-х годов тяготели к неоклассицизму. Уже первый

большой проект - здание «Белла Виста» в Клампенборге (1933) - вдохновлен

идеями Баухауза, стремлением к чистоте и ясности выражения функциональной

целесообразности. В послевоенные годы, когда в Дании развернулись процессы

индустриализации строительства, Якобсен еще больше утвердился в идее, что

только архитектор может управлять новой технологией, препятствуя возникно­

вению монотонных, выхолощенных структур.

Проектирование отеля «Королевский» в Копенгагене (1959) значительно рас­

ширило диапазон дизайнерских работ Якобсена. По его личной инициативе ар­

хитектурный заказ был дополнен заказом на разработку всей материальной «на­

чинки» здания - мебели, светильников, тканей, посуды, часов, столовых прибо­

ров и пр. Особое место среди этих произведений занимают два кресла скульп­

турных форм - «Яйцо» и «Лебедь» (1958), ставшие своего рода классикой и дав­

шие импульс развитию новой стилистической линии в дизайне. Важным компо­

нентом этого процесса было использование новых для мебельного дизайна мате­

риала и технологии - литых форм из стекловолокна.

Интерес к материалу и технологии как факторам формообразующим, стиму­

лирующим творчество пронизывает работы Якобсена. Штабелируемый стул

«Ант» (1950), разработанный для спроектированного им здания столовой фар­

мацевтической фирмы «Ново» в Копенгагене, выполнен из отформованной фа­Лекция 21. Дизайн Скандинавских стран 151

неры в соединении с металлическим каркасом, что в то время было новшеством.

На основе этой идеи Якобсен разработал серии стульев самого разного назначе­

ния, одна из которых получила Гран-при на Миланской триеннале 1957 года. В

1952 году появился его стул «Муравей», который фактически стал первой моде­

лью подлинно массового промышленного выпуска и иконой скандинавского ди­

зайна. Было распродано более миллиона этих стульев, а датская почта даже вы­

пустила марки с их изображением. Большинство изделий, созданных Якобсеном

для своих архитектурных проектов, было запущено в массовое производство и

широко экспортировалось в разные страны.

Ханс Вегнер (род. в 1914), дизайнер мебели, яркий представитель «Датского

модернизма» 1950-х годов. Одно время работал под руководством А. Якобсена

(годы Второй мировой войны). Основной принцип работы Вегнера состоял в

«освобождении исторических форм стульев от внешних проявлений стиля». Ос­

тавляя лишь чистую конструкцию, он экспериментировал с ней дальше, создав

более 500 моделей. Благодаря ему появилось много инноваций, как, например,

стул «Камердинер» со спинкой в виде вешалки (1953), кресло JH 501 с плете­

ным сидением и органичным перетеканием спинки в подлокотники, складной

стул JH 512 (1949) и др. С середины 1950-х годов мебель Вегнера изготавлива­

ется индустриально, а для обеспечения бурно растущего экспорта было образо­

вано специальное объединение [11].

Характерные черты скандинавского дизайна конца XX века

В завершение разговора о Скандинавии напомним характерные черты дизайна

конца XX века отдельных стран региона, основываясь на экспонатах упомянутой

выше выставки «Дизайн. Скандинавский путь» (1998). Г-н Йохан Хулдт, предсе­

датель профессионального объединения «Свенск-Форм» - организатор выстав­

ки - на пресс-конференции, отметив, что у скандинавских стран есть общее прош­

лое как основа их традиций, охарактеризовал черты национального своеобразия.

«В Финляндии процветает модернизм. Дизайн имеет отчетливо эстетический

аспект и показывает огромный интерес к техническому прогрессу. Технология

находит свое самовыражение. В Швеции изделия приближены к реальной жиз­

ни. Это функциональный дизайн, служащий в первую очередь человеку. Даже

когда шведский дизайн несет в себе экспрессию, он остается практичным. В

Норвегии прослеживается соединение традиционного дизайна с общественным

идеалом: чистый материал, тонкое мастерство, функциональная ясность и, не­

сомненно, дружелюбное отношение к потребителю. В Дании отчетливо чувству­

ется понимание важной роли менеджмента и рекламы дизайна. Датский дизайн

сочетает умеренность и элегантность. Исландский дизайн отличается порази­

тельным выбором материалов. Недостаток ресурсов находит своеобразное реше­

ние. Предметы, представленные на выставке, сделаны из лавы, рыбьей чешуи,

овечьего пузыря»







Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 894. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия