Дизайн Швеции
Королевство Швеция занимает восточную и южную части Скандинавского полуострова, по своей территории это одна из крупнейших стран Европы (410 тыс. м), но по численности населения (около 9 млн чел.) одна из самых малонаселенных европейских стран; 55% ее площади - леса, в основном хвой ные. Вплоть до середины XIX века Швеция была преимущественно крестьян ской страной, что повлияло на характер ее культуры, изобразительного и при кладного искусства. Формирование национальной школы архитектуры, живопи си, графики и скульптуры (XVII-XIX вв.) происходило в общем русле европей ской художественной культуры. Современная Швеция принадлежит к числу вы сокоразвитых индустриальных стран с широкими внешнеэкономическими свя зями; экономика страны имеет ярко выраженную экспортную направленность. Шведское прикладное искусство и дизайн были более восприимчивы к вли янию зарубежных стилей, чем в других скандинавских странах. Шведов нередко называли «французами Севера», т.к. различные художественные течения и на правления, тенденции формообразования, приходившие из Франции, прижива лись здесь довольно легко. Однако они не перенимались вслепую, а подверга лись определенной трансформации. В начале XX века вместо французской изыс канности начал развиваться стиль более тяжелый, более соответствующий вку сам средних слоев населения. Поскольку в Швеции не было ни дорогих пород дерева, ни ценных металлов, то вместо вычурной бронзы мебель просто украша ли резьбой, а красное дерево заменяли сосной и елью. Это и заложило основы простого и здорового стиля в шведском дизайне. Шведское Общество прикладного искусства, известное уже более полутора столетий, оказывало исключительное влияние на новое искусство, содействуя его утверждению. Возникшее как Общество ремесел, оно было реорганизовано в соответствии с программой, подобной той, которую имел Германский и Австрий ский Веркбунд (1914). Сотрудничество дизайнеров и промышленников не толь ко повышало уровень вкуса публики, но способствовало созданию надежного рынка как кустарных изделий, так и машинной продукции. Деятельность Швед ского Общества прикладного искусства по своему значению превосходила роль любой другой организации подобного рода. На протяжении 1920-х годов на его долю приходилась почти вся работа по переоборудованию больниц и магазинов. Окраска в светлые тона и удобная мебель совершенно преобразили безрадост ные и негигиеничные больничные палаты. В течение 3-х лет (с 1923 по 1926) усилиями Общества были модернизированы три десятка больниц. Повсюду по являлись по-новому оформленные магазины и уличные витрины. Среди много численных результатов, которые были достигнуты за этот период, следует отме144 История дизайна, науки и техники тить, как один из главных, повышение спроса на труд архитекторов, дизайнеров, художников, столяров и других мастеров-ремесленников. В результате пропаган ды нового прикладного искусства и стараний промышленников рекламировать имена дизайнеров тысячи домашних хозяек познакомились с работами различ ных мастерских, с тенденциями в изменении моды [21.5]. Главные достижения шведского дизайна в 1930-е годы были связаны с ме белью и предметами домашнего обихода. Основы современного скандинавского дизайна мебели, наряду с финном А. Аалто, закладывал швед Г. Асплунд. Эрик Гюннар Асплунд (1885-1940), один из наиболее известных шведских архитекторов и дизайнеров периода между двумя мировыми войнами, лидер ху дожественной интеллигенции 1930-х годов, активно содействовал внедрению идей функционализма в проектное творчество Скандинавии. Создал около 90 ар хитектурных и дизайнерских проектов, 45 из которых реализованы в Швеции. Отмеченные высоким художественным талантом, они образуют логическую цепь трансформаций разнообразных проектных подходов и стилистических направ лений: от национального романтизма и неоклассицизма до интернационального стиля и затем - «гуманного функционализма» и органической архитектуры. Первой особой вехой в его творчестве становится участие в выставке «Жи лище», организованной Шведским художественно-промышленным союзом в Стокгольме (1917) и получившей большой общественный резонанс. Это была выставка-концепция, направленная на демократизацию культуры жилища. В ней воплотились идеи конца XIX-начала XX века о «красоте для всех», а также идеи движения 1910-х годов «Художники - в промышленность!». Продолжая линию германского Веркбунда, выставка заостряла социальные установки, в частности, демонстрировала большое количество жилищ для ра бочих. Особое внимание привлекла предложенная Асплундом «кухня в квар тире рабочего»: с голубыми обоями, светлыми гардинами, лоскутными коври ками и сосновой мебелью, напоминавшая горницу крестьянской избы - «нечто чистое и практичное, где ясно ощущался тон родины», по словам архитектора К. Вестмана. 1930 год стал поворотным для Скандинавии - это был год прорыва в проект ную культуру модернизма. Модернизм - совокупность авангардных творческих течений и направлений, различных видов искусства и дизайна начала XX века. Это - художественная идеология, эстетика, опирающаяся на ценности художест венной свободы и индивидуальности. Творчество приобретает интернациональ ный характер, значение местных школ нивелируется. Решающую роль в переходе к модернизму сыграла Выставка архитектуры, ремесел и дизайна, организованная Шведским художественно-промышленным союзом в 1930 году в Стокгольме. Асплунд был главным архитектором выстав ки, главной темой которой было - функционализм в архитектуре и в дизайне. Построенные Асплундом павильоны из стекла и стали - своего рода «белый ку бизм» - отличались геометрически чистыми формами и необычайной легкостью. Выставка имела свою четкую социально-методическую программу, особенно поЛекция 21. Дизайн Скандинавских стран 145 следовательно развивавшуюся в разделе, посвященном проблемам жилища. Кре до программы, утверждавшее социальный реализм и эстетику машинного произ водства, оказало очень сильное влияние на судьбу архитектуры, строительства и дизайна в Швеции. Идеи функционализма были восприняты шведской социал- демократией, пришедшей к власти в начале 1930-х годов. Предложенный выставкой идеал жилища - компактная планировка, гигие ничные свободные помещения со светлыми стенами и мебелью на стальной трубке, стандартным кухонным оборудованием, штабелируемой посудой - был впоследствии широко реализован. Асплунд становится центральной фигурой шведского проектного творчества, вокруг него группируется молодежь. После выставки 1930 года Асплунд выполняет ряд дизайнерских проектов, среди которых - мебель и интерьеры для общественных зданий. Кульминацией его творчества и в то же время последним произведением Асплунда стал проект лесного крематория (1935-1940), где здания и ландшафт образуют единое и под вижное целое, рождая чувство глубокой грусти и покоя. Здесь органично сли лись вневременной классицистический подход, свободный от жесткости функ ционализм и тонкое поэтическое чувство [16]. Концептуальные идеи Асплунда и его молодых последователей в 1940-е годы не только получили дальнейшее развитие, но и реальное воплощение. После прихода к власти в 1945 году социал-демократической партии и прове дения ряда прогрессивных мер формируется шведский стиль жилища. Кварти ры в жилых домах средних слоев населения становятся центром внимания. Складывается социализированная модель жилья со светлой, дружелюбной де мократичной атмосферой. Внедрение программы «Жилищный тест» (руково дитель - теоретик дизайна Готхард Йохансон) привело к появлению функцио нальной модели организации компактной «шведской кухни» (1952). Со време нем стандартизация распространилась на квартиры в целом. В эти же годы дизайн все интенсивнее включается в создание высокотехнологичных изделий. Промышленный дизайн Швеции оказался более приближен к реальной жизни, чем в других скандинавских странах. Сикстен Сасон (первоначальная фамилия Андерсон, 1912-1969) стал од ним из пионеров шведского промышленного дизайна. Получив заочное маши ностроительное образование, он начинал свою творческую карьеру как график, выполняя проекты для фирм «Электролюкс», «Хускварна», «Хассельблад», «СААБ» и др., создавал дизайн пылесосов, стиральных машин, утюгов, обору дования для кухни, фототехники, автомобилей, автобусов и поездов. Легендар ной стала зеркальная фотокамера формата 6x6 «Хасельблад 1600F» (1947- 1948), которой пользовались американские космические экспедиции на Луне в конце 1960-х годов. Фирма «Свенска Аэроплан АБ» (СААБ), изготавливавшая истребители, осе нью 1945 года начала подготовку производства автомобилей. Проектирование вела группа во главе с Гуннаром Люнкстремом, дизайнером был С. Сасон. Ле том 1947 года состоялась премьера серийного автомобиля «СААБ-92». Дизайн146 История дизайна, науки и техники переднеприводной модели, в которой была использована популярная концепция недорогих «народных» машин, стал неординарным явлением в автомобилестро ении. Обтекаемый кузов, напоминающий в профиль крыло самолета, несет на себе несомненное влияние самолетостроения, в котором фирма «СААБ» зани мала одну из лидирующих позиций. Серийное производство «СААБов» началось в конце 1949 года. Недорогой, неприхотливый и надежный автомобиль быстро завоевал популярность. Постепенно фирма наращивала выпуск автомобилей и совершенствовала их конструкцию. С конца 1950-х годов достаточно хорошо известные в Европе «СААБы», но с улучшенной отделкой и с более мощным двигателем (в т.ч. «СААБ-93В), стали поставляться в США. Отметим, что черты обтекаемого стиля (стримлайна) были характерны и для формообразования многих других изделий, созданных С. Сасоном. Влияние самолетостроения на автомобильный дизайн Швеции ярко прояви лось в суперкаре на чистом спирте «СААБ Аэро X» (2006) последователей Са- сона. Место водителя очень напоминает кабину истребителя, производством ко торых компания славится до сих пор. Чтобы попасть в салон, необходимо не только открыть дверь, но и поднять крышу - эти задачи успешно выполняются электродвигателями. Оригинальный футуристический облик имеет панель при боров автомобиля, которая не привычна, но функциональна. Высокий уровень технического развития позволил Швеции в 1990-е годы производить одни из самых миниатюрных в мире мобильных телефонов, опере див большинство стран в развитии телефонной сети и технологий коммуника ций. Логично вспомнить, что еще в 1881 году фирма «Эриксон» впервые поста вила телефонное оборудование в Россию. Через восемь лет после этого было раз вернуто производство оборудования «Эриксон» в Санкт-Петербурге. В 1904 году в Москве была построена телефонная станция на 60 тыс. линий - самая круп ная и технически совершенная телефонная станция в мире начала XX века. На стыке 1940-1950-х годов шеф-инженеру фирмы «Эриксон» Хуго Блом- бергу удалось создать компактный телефон-трубку «Эрикофон» весом всего 400 г. Правда, в конце XX века, когда фирма «Эриксон» полностью доминирова ла в конкурентной борьбе с финской компанией «Нокия», последняя сумела рез ко упрочить свои позиции. Менеджеры и дизайнеры «Нокии» предложили вме сто громоздкой, дорогой статусной вещи для деловых людей, каким был мобиль ный телефон вначале, выпускать предмет игры и моды для старших ребят и под ростков. Более дешевые, нетрадиционной формы, отделки и цвета модели запол нили ранее пустовавшую потребительскую нишу, благодаря чему «Нокия» суме ла далеко обогнать всех конкурентов по количеству продаж.
|