Дизайн офисов
Социальная направленность организации среды общественных зданий пони малась в нашей стране еще в 1970-1980-е годы, в лучшем случае, как наличие комнаты гигиены женщин, комнаты приема пищи, исходя из физиологических критериев. В Западной Европе и, прежде всего, в Скандинавских странах в конЛекция 21. Дизайн Скандинавских стран 147 це 90-х годов XX века социальные моменты уже были одними из основополага ющих факторов. Доминирование социал-демократических идей, высокий уро вень занятости привели к кардинальным изменениям не только в сфере соци альной защиты населения (сфера распределения), но и в промышленности, а также в сфере услуг и бизнесе. Идеи социального партнерства изменили сам подход к проектированию офисов. Доминирующими стали идеи демократической общины, чем-то напо минающей клуб, коммуну, племя и артель одновременно. В частности, распо ложение рабочего места у окна было возведено чуть ли не в неотъемлемое пра во каждого сотрудника. Офисным зданиям стали присущи более узкие и слож ные планы застройки, а также множество общественных зон. Индивидуальные и групповые комнаты начали отделяться прозрачными (драпируемыми или с матовыми стеклами) перегородками от центральных зон, служащих для кол лективного использования, включающего «мозговые атаки» и контакты с со трудниками других отделов, посетителями и прочие коллективные мероприя тия оперативного характера. В комплексе зданий «Скандинавских авиалиний» (Стокгольм), воздвигнутом в конце 1980-х годов на берегу исскуственного озера, вокруг обширного цент рального пространства (улица с «карманами») формируются коммунальные про странства второго ранга (кафе, магазины, бассейн, фитнес-центр, которыми пользуются как 1,5 тыс. служащих, так и все желающие). Локальные «комму нальные» зоны собственно офисной части (каждая на 30-40 человек) включают в себя сектор для переговоров и неформального общения, кустовой центр орг техники и телекоммуникационного оборудования, кухню-столовую. Главные функциональные модули - персональные кабины площадью около 12 м2 - группируются вокруг «коммунальных зон». Перегородки и двери каби нетов, выходящие в эти зоны, сделаны из стекла, что устраняет эффект физи ческой изоляции и обеспечивает «перетекание» пространства компактных каби нетов в более просторные объемы, поэтому каждый сотрудник хорошо себя чувствует психофизиологически. Коммунальные зоны для неформального общения сотрудников между собой и с посетителями расположены на открытых террасах, выходящих на озеро. Ме бель здесь как на курортах - плетеная, дополненная вьющимися растениями и декоративными элементами. С творчеством скандинавских, в том числе шведских, дизайнеров последнего десятилетия XX века позволила познакомиться Выставка современного скан динавского дизайна, показанная в Москве и С.-Петербурге в начале 1998 года. Дизайнеры, чьи работы были представлены на выставке, принадлежали к поко лению, выросшему на стыке двух эпох - между эпохой чертежной доски и дис плея компьютера. Компьютеризация развивается столь стремительно, что мно гие уже успели забыть или даже совсем не знали, что еще в 1980-е годы почти весь графический дизайн создавался за чертежной доской, при помощи скальпе ля и ножниц, рейсфедера и лекала. Но, может быть, как отмечалось в брошюре к разделу выставки «Пульс: современный шведский дизайн», именно такой не148 История дизайна, науки и техники торопливый, богатый традициями ремесленный труд и определил собой то по нимание формы, которое присуще этим дизайнерам? И, может, компьютеры про сто помогли им впоследствии довести свои идеи до совершенства? [21.4]. Вместе с тем, произведения этих дизайнеров отмечены скорее прогрессивным мышлением и высокой технологией, а не консерватизмом и традиционностью. В работах Матса Теселиуса, Охана Хельстема, Ионаса Бохлина наряду с традици онным рациональным и функциональным подходом к проектированию мебели и аксессуаров было заметно стремление к поиску собственного стиля с примене нием нетрадиционных материалов и форм. Их стиль все больше приближается к общемировым тенденциям, приобретая международный лоск, но не теряя при этом сугубо скандинавскую индивидуальность. Главный этический принцип скандинавского дизайна - вещи для всех, высо кого качества и недорогие. Необычную популярность во всем мире завоевала шведская фирма «ИКЕА», работать с которой не считали и не считают зазор ным самые именитые мастера, в том числе Тапио Вирккала, Вико Магистретти, Томас Эриксон, Эрик Санделл и др. Ингвар Компрад в 1943 году создал специализированный магазин, достав лявший товары по почте. В 1951 году был издан первый каталог фирмы, а уже в 1952-м товары фирмы произвели сенсацию на мебельной выставке. В 1965 году была создана сеть магазинов, мебель и аксессуары в которых предлагались не в отдельных каталогах, а на страницах общего альбома, где они были представле ны в самых разнообразных сочетаниях, позволяя покупателям выбрать товар по вкусу и в соответствии со своим доходом. Сеть магазинов «Икея» открылась и в России. Важно, что с момента основания компании ею исповедуется принцип «Сделай сам». Специфический подход к конструкции и технологии позволил разработать максимально унифицированную рациональную мебель, легко соби раемую из модулей даже покупателями-непрофессионалами. По заказам фирмы поставляются серии других товаров для жилища: светильники, текстиль, посуда и пр. Все товары доставляются в плоских упаковках, которые легко штабелиро вать и перевозить. Идеи улучшения обслуживания покупателей и рационализации торговли пи щевыми продуктами привели к созданию в 1951 году фирмы «Тетра-пак» докто ром Рубеном Раузингом (1895-1983). Опыт и наблюдения, почерпнутые им в годы учебы в США по организации магазинов самообслуживания, позволили на чать выпуск молочных пакетов в виде тетраэдров вместо привычных молочных бутылок. С 1990-х годов применение упаковки уже в прямоугольных объемах для жидких продуктов стало повсеместным.
|