ДИЗАЙН СКАНДИНАВСКИХ СТРАН
В классическом понимании дизайн (индустриальный дизайн) появился во время технического прогресса и промышленного роста в конце Х1Х-начале XX века. Но несомненно, что истоки дизайна лежат в глубинах материальной культуры, в национальном народном искусстве. Эта позиция последовательно отстаивалась и углублялась в послевоенные годы в Италии, Японии и, во мно гом, в Финляндии, Швеции и других скандинавских странах. Несхожесть этих стран по природно-географическим, историческим и социально-культурным па раметрам, естественно, обусловила различия, самобытные черты национальных тенденций дизайна. Уже отмечался значительный интерес в США и Европе к итальянскому дизайну, его влияние на формообразование и стилистику промышленной про дукции 1950-1960-х годов. Но раньше на целое десятилетие в США и Кана де, благодаря выставкам (первая - в 1954), архитекторы, дизайнеры и потре бители были поражены высоким качеством и авангардным обликом сканди навской продукции. Мебель, изделия из стекла и керамики, столовые приборы, декоративные тка ни из Финляндии, Швеции, Дании поражали своей изысканной красотой, гар монией пластики и цветофактурных решений. Еще в предвоенные годы стили стика формообразования домашней мебели, изделий из стекла и керамики из этих стран приобретает международное признание как «Скандинавский модерн», «Шведский модерн». На Всемирной ярмарке в Нью-Йорке 1939 года сильное впечатление произвела мебель из светлого дерева с отдельными цветовыми ак центами и особым упором на линию и форму. Вместе с мебелью олицетворени ем элегантности и красоты в повседневной жизни были изделия из стекла и ке рамики. Во многих странах мира открылись магазины со шведскими названия ми Svenska и Form. Интересно, что специфические «скандинавские» черты материальной куль туры в значительной степени складывались в продукции Финляндии, которая по географическому расположению, языку и пр. совсем не стопроцентная скан динавская страна. Только одна треть ее территории находится на Скандинавском полуострове.
|