Гуманитарные науки
«Серебряный век» русской культуры связан с именами выдающихся мыслителей: В. Соловьева, Н. Бердяева, С. и Е. Трубецких, Д. Мережковского, С. Булгакова, П. Флоренского и др. Это время расцвета русской религиозной философии. В русской религиозной философии формулировалась основная идея противоборства человека, как свободной творческой силы, с промышленной и технической цивилизацией, разрушающей человечность. Такие духовные качества человека, как добро, любовь и творчество должны изменить мир, сделать его гармоничным, спасти от разрушающей силы человеческого эгоизма и зла. В трудах религиозных философов социально-экономические проблемы подчинялись религиозно-духовным, говорилось о «новом религиозном сознании» и выстраивании всемирной теократии («вселенской церкви») как социального идеала. Идеи религиозной философии отражали, с одной стороны — кризис официальных церковных институтов, с другой — попытку дать рациональное научно-философское обоснование христианскому учению. Религиозная философия оказала значительное влияние на художественную культуру «Серебряного века». На исследования в социологии, истории и философии оказывали влияние мировые достижения в естествознании и европейские философские школы идеализма и марксизма. В русской исторической науке господствующие позиции занимало направление, связанное с В. Ключевским и его научной школой. Появились крупные исследования историков В. Семевского, Н. Павлова-Сильванского, С. Платонова и др. Большое внимание уделялось изучению социально-экономической истории России. Влияние марксизма на историческую науку проявилось в пятитомной работе М. Покровского «Русская история с древнейших времен» (1910—1915 гг.), однако большинство сюжетов отечественной истории было изложено ученым с нигилистических позиций. Покровский отвергал национальные особенности исторического процесса и патриотические начала в изучении истории. Велики были и достижения социально-экономической мысли, нашедшие воплощение в трудах П. Струве, М. Ковалевского, М. Туган-Барановского и др. Труды представителей русской Исторической школы — В. Ключевского по истории российского государства, П. Милюкова по истории русской культуры, Н. Кареева по новой истории, С. Ольденбурга по истории Востока и др. — получили мировое признание.
§ 3
|