Студопедия — Театральное и музыкальное искусство
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Театральное и музыкальное искусство






В конце XIX в. в Москве открылся Художественный театр, основанный К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко, которые сформулировали новые принципы актерского мастерства! Станиславский подчеркивал необходимость сделать новый театр «разумным, нравственным, общедоступным». Первой пьесой, поставленной на сцене театра! была драма А. Толстого «Царь Федор Иоаннович». В конце 1898 г. в театре состоялась премьера «Чайки» Чехова, с тех пор «Чайка» стала эмблемой Московского художественного театра.

В 1902 г. на средства русского мецената С. Морозова было построено известное здание Художественного театра (архитектор Ф. Шехтель). Художественный театр стал примером умелого сочетания классических театральных традиций с насущными запросами современности, в его стенах складывались новые принципы актерского искусства и режиссуры. Вскоре деятельность Московского художественного театра приобрела большое общественное значение для всей России, вызвала широкий резонанс и самые неоднозначные оценки своего стремления передать на сцене «правду жизни». Последователем Станиславского и Немировича-Данченко стал Е. Вахтангов. Реалистическим и демократическим принципам Художественного театра пытался противопоставить эстетические эксперименты условного театра В. Мейерхольд.

В Петербурге появился театр В. Комиссаржевской, в своих постановках близкий настроениям демократической интеллигенции. Русскую балетную школу олицетворяли легендарная балерина А. Павлова и выдающийся балетмейстер М. Фокин.

Шедевры русского сценического искусства конца XIX — начала XX вв. получили мировое признание благодаря деятельности С. Дягилева, который с 1909 по 1912 г. устраивал «Русские сезоны» в Париже и Лондоне, демонстрировавшие всему мировому сообществу высочайшие творческие достижения театрального, балетного, музыкального и других видов русского И. Репин и Ф. Шаляпин в мастерской художника с друзьями

искусства. Ближайшим помощником Дягилева в организации выступлений артистов балета на «Русских сезонах» былМ. Фокин, новаторские решения которого позднее воплотились в эстетике советского балета. Фокин видел в балетной драматургии прежде всего «содружество танца, музыки и живописи». Хореографический этюд «Умирающий лебедь», написанный французским композитором К. Сен-Сансом и исполненный Анной Павловой, был запечатлен художником В. Серовым и стал символом русского классического балета.

В начале XX в. были открыты консерватории в Саратове, Одессе и Киеве. В 1906 г. в Москве, по инициативе С. Танеева, была открыта народная консерватория. В музыкальном творчестве возрос интерес к внутреннему миру человека, «знамением времени» стало усиление лирического начала.

В творчестве композиторов этого периода С. Рахманинова, А. Скрябина и др. прослеживаются веяния модернизма и отход от социальных проблем. Проявляя способность к оригинальным творческим решениям, Рахманинов в то же время оставался верен традициям русской музыкальной классики, был последовательным учеником П. Чайковского. Музыкальное творчество Скрябина отличалось большей сложностью, новаторством, глубоким философским содержанием. В жанре оперы-сказки работал выдающийся композитор Н. Римский- Корсаков, унаследовавший традиции «Могучей кучки». Музыка И. Стравинского имела успех на балетной сцене (балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная»). Композитор проявил интерес к далекому историческому прошлому русского народа, к народным обычаям и фольклору.

Лучшие традиции русской вокальной школы развиваются в петербургском Мариииском и московском Большом театрах оперными великими певцами: Ф. Шаляпиным, Л. Собиновым, А. Неждановой. Большой и Мариинский театры являлись центрами русской музыкальной жизни. Но возрастал авторитет и частной оперы (С. Мамонтова, затем — С. Зимина). На сцене частной оперы Мамонтова впервые раскрылся уникальный талант актера и певца (бас) Ф. Шаляпина, ставшего, по словам Горького, такой же «эпохой» в отечественном искусстве, «как Пушкин».

 

§ 4

Ментальность российского общества

 

Огромное значение для развития русской культуры имели распространившиеся в начале века филантропическая деятельность и меценатство. Известными благотворителями были купцы Морозовы, Третьяковы, Мамонтовы, Алексеевы, Рукавишниковы, Солодовниковы, Тарасовы, Щукины и многие другие. Они жертвовали средства в городские фонды на строительство больниц, приютов, богаделен, школ и училищ. Третьяков подарил России свою богатейшую коллекцию живописи, Щукин — коллекцию картин французских импрессионистов, Бахрушин — коллекцию театральной старины, Морозов поддерживал Московский художественный театр, Мамонтов — общину талантливых художников в Абрамцеве и т. д. Несмотря на столь полезную для общества деятельность, положение купцов и новой буржуазии в России было достаточно противоречивым и неустойчивым. Вчерашние выходцы из мелких купцов, ремесленников, мещан и крестьян, разбогатевшие в период бурного развития капитализма, были чужими, безродными, «выскочками» для родовитого» обедневшего, но все еще политически сильного дворянства. Социальные низы также воспринимали предпринимателей враждебно, как нажившихся на их труде и бедах. Энергия, тяга к прогрессу, заряд неистощимой трудо способности и хозяйственная смекалка предпринимателей, умевших рационально и рачительно решать проблемы не только собственного благополучия, но и экономики всей страны, в массовом сознании отодвигались на задний план. В общинной России, в отличие от частнохозяйственного Запада, предприимчивые люди не пользовались популярностью. Большинство крестьян относились к своим более зажиточным односельчанам как к «мироедам», порой не замечая, что достаток к ним пришел с кровавыми мозолями тружеников. Такое отношение к формировавшемуся классу предпринимателей таило в себе потенциальную опасность острых социальных конфликтов. Для менталитета русского крестьянства была присуща слитность человека с природой, трепетное восхищение ее благодатью.

С развитием промышленности и ростом городов начала формироваться городская массовая культура. Появился новый необычайно популярный и доступный широким массам вид искусства — кинематограф. Первый игровой фильм «Стенька Разин и княжна» был снят в 1908 г. Это было еще немое кино, но залы кинотеатров, где под сопровождение таперов на экране шли мелодрамы, псевдоисторические ленты, детективы, были переполнены желающими посмотреть на окружающую их жизнь со стороны. Технический прогресс, появление на улицах городов первых автомобилей и в небе — самолетов, делало явью то, что недавно казалось фантазией. Городская жизнь повлияла также и на моду. Одежда стала более рациональной, строгой и менее вычурной. Главным критерием в моде становилось удобство. Это же правило стало распространяться и на предметы быта, мебель. Индустриальный дух, проникавший во все сферы жизни, менял представления людей о собственном облике. Вошедший в моду образ здорового, подтянутого, стройного человека сделал спорт массовым увлечением, особенно среди молодежи. Открывались различные клубы как для высших слоев общества (яхт-клубы, теннис-клубы и т. д.), так и для средних — футбольные, гимнастические и др. Создавались детские спортивные организации «бой-скаутов» и «соколов». Небывалой популярностью пользовались соревнования по борьбе и зимние виды спорта. Проводились соревнования по лыжам, велосипеду, борьбе и хоккею. Национальными героями стали выдающиеся русские спортсмены: борец И. Поддубный, чемпионы мира и Европы по скоростному бегу на коньках Н. Струнников, В. Ипполитов и первый русский олимпийский чемпион 1908 г. по фигурному катанию Н. Панин-Коломенкин.

Общее улучшение благосостояния российского населения делало доступными для людей со средними доходами поездки за границу, поэтому в начале XX века быстрыми темпами развивается новая отрасль — туризм. Особой популярностью пользовались туристические поездки студентов и учителей школ. С ростом благосостояния людей было связано и начавшееся движение за трезвость. Пьянство воспринималось как национальное бедствие, и борьба с ним носила патриотический оттенок. Повсеместно создавались народные общества борьбы за трезвость.

С мощным пластом новой городской культуры сталкивалась традиционная крестьянская, поскольку городское население пополнялось прежде всего за счет деревни. Основу крестьянской жизни составляла семья и глубокая православная вера. Нравственными идеалами крестьянина были христианские представления о добре, благочестии, милосердии, почтении к старшим, взаимопомощи, трудолюбии, добросовестности. В соответствии с этими представлениями прививались и нормы поведения детям. Очень важным для крестьянина было мнение соседей, которое часто корректировало его поведение. На этих нравственных христианских устоях держалось российское общество вплоть до 1917 г., когда в стране начались гонения на Православную Церковь и насильственно внедрялись псевдонародные идеалы и нормы жизни.

 

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 323. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия