“ Воистину, наихудшее наказание ” – Исламские богословы подчеркивали, что понимать буквально и абсолютно эти слова будет неверно, так как в Священном Коране четко говорится о том, что наихудшее наказание ожидает “фараонов” и им подобных в упорстве неверия и жестокости (см., Св. Коран, 40:46).
Имам ат-Табари дал очень интересное пояснение по данному поводу: “В хадисе имеются в виду именно те художники, которые преднамеренно изображали людей или животных, зная, что в последующем простой люд будет поклоняться этому помимо Бога Единого и Единственного. Художник, зная именно о таком последующем применении своих работ, лишает себя веры во Всевышнего. И не исключено, что такого рода художники заслужат столь же мучительное наказание, что и фараоны, возомнившие себя богами. Те же художники, которые не имеют таких намерений и уверены, что их художественные изображения людей или животных не будут обожествлены и применены людьми в качестве икон, то они не подпадают под упомянутое жестокое наказание, но все равно являются непокорными и грешниками (аль-‘асы, аль-‘уса)”. [19]
Очень уместным дополнением к словам имама ат-Табари “но все равно являются непокорными и грешниками” является следующий достоверный хадис, дающий понять, что нельзя воспринимать упоминаемое наказание буквально по степени жесткости и распространяющимся абсолютно на всех. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: “Кто делал изображения (художественные или скульптурные), тот будет испытывать мучение в Судный День, пока не вдохнет в них [изображенных им людей и животных] душу. И он никогда не сможет этого сделать. А кто рассказывал людям выдуманные сны, которых он на самом деле не видел, тот будет мучиться в Судный День до бесконечности. Кто же слушал (подслушивал) разговоры, тех, кто этого не желал, в уши такого человека в Судный День будет залито мучительное наказание”. [20]