БИБЛИОГРАФИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Аль-кутуб ас-ситта. [(Объединенные) шесть сводов хадисов]: В 23 т. Стамбул: Ча‘ре, 1981; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675-739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]: В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих: 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочения свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]: В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.]; Абу Дауд. Сунан аби дауд [Свод хадисов имама Абу Дауда]: В 4 т. Египет: ас-Са‘ада, 1950; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд [Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]: В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]: В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]: В 18 т. (15 – основные, а 3 – вступление и указатели). Бейрут: аль-Фикр, 1996; Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб [Язык арабов]: В 15 т. Бейрут: Садир, 1994; Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис; и многие другие.
[1] Ангелы-хранители и ангелы-писари, фиксирующие все поступки людей, никогда не покидают человека. См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]: В 18 т. (15 – основные, а 3 – вступление и указатели). Бейрут: аль-Фикр, 1996, т. 11, с. 579. Также для ангелов, забирающих души людей, упомянутое (художественные изображения живого или статуи, памятники) не является препятствием. См.: Аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих: 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992, т. 8, с. 265. [2] Слово “тамасиль” переводится с арабского языка, как статуи, статуэтки, памятники, то есть художественно-скульптурные изваяния животных или людей, которые (данные статуэтки, монументы и т. п.) имеют тень. Но обычно это переводится как “идолы”. Слово “тасавир” употреблено в данном случае в качестве синонима. См.: Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб [Язык арабов]: В 15 т. Бейрут: Садир, 1994, т. 4, с. 473; Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988, с. 146. [3] См.: Аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 408, хадис № 1364. [4] Слово “сура” через букву “сод” переводится с арабского языка как образ, картина, изображение, фигура. Смотрите арабско-русский словарь Баранова. Также данное слово употребляется в значении “лицо”. См.: Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб. Т. 4, с. 473. В богословских трудах данное слово больше употребляется в значении “шакль” (форма, образ, фигура) и “ат-тимсаль аль-муджассам” (статуя, монумент, памятник). Раньше бòльшая часть ученых обозначала статуэтки, памятники, монументы тем же словом, что и, например, изображение людей или животных на холсте. Они все это называли словом “сура” (через “сод”) См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988, с. 277, 278. [5] См.: Аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 408, 409, хадис № 1365. [6] Объяснение данного слова смотри в предыдущих сносках. [7] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 18 т. Т. 11, с. 578, хадис № 5949. [8] Объяснение данного слова смотри в предыдущих сносках. [9] Хадис приведен в св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990, с. 578, хадис № 9758, “сахих”; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]: В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991, т. 13, с. 160, 161, хадисы № 5849, 5850. Также см.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 18 т. Т. 11, с. 581, хадисы № 5957, 5958, 5960, 5961; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]: В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989, т. 6, с. 71, хадисы № 69/1, 2, 3, 4. [10] Например, иллюстрации в газетах, журналах, книгах или на денежных банкнотах. [11] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 18 т. Т. 11, с. 580, а также с. 593; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 8, с. 265. [12] См.: Аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 8, с. 265. [13] См.: Аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 8, с. 266. [14] См.: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 13, с. 165, хадис № 5854; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочения свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]: В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.], т. 9, ч. 17, с. 280, 281. [15] Также этот хадис приведен в св. х. ат-Тирмизи и ан-Насаи. Имам ат-Тирмизи говорил о его достоверности “хасан, сахих”. См.: Абу Дауд. Сунан аби дауд [Свод хадисов имама Абу Дауда]: В 4 т. Египет: ас-Са‘ада, 1950 (1369 по хиджре), т. 4, с. 103, хадис № 4158; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд [Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]: В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995, т. 2, ч. 4, с. 191, хадис № 1493; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 8, с. 277, 278, хадис № 4501. [16] См.: Аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим [Сокращенный вариант свода хадисов имама Муслима]. Бейрут: аль-Ямама, 1996, с. 410, хадис № 1370; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 18 т. Т. 11, с. 584, хадис № 5953; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар. Т. 6, с. 73, 74, хадис № 71/4; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9, ч. 17, с. 277, глава № 52, хадисы № 152, 153. [17] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 18 т. Т. 11, с. 585. [18] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 18 т. Т. 11, с. 581, хадис № 5950; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар. Т. 6, с. 73, хадис № 71/2; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9, ч. 17, с. 277, глава № 52, хадис № 148. [19] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 18 т. Т. 11, с. 582; там же с. 596. [20] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари, Муслима, Ахмеда и др. См.: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбанит. Т. 9, ч. 17, с. 276, глава № 52, хадис № 144. [21] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 18 т. Т. 11, с. 581, хадис № 5951, а также 5961 и 5963; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар. Т. 6, с. 73, хадисы № 71/3; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9, ч. 17, с. 277, глава № 52, хадис № 149. [22] См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 13, с. 158, хадис № 5847. [23] Последние три цитаты см.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 18 т. Т. 11, с. 583. [24] Смотрите дополнительно хадис о проклятии заработка такого рода художников: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 18 т. Т. 11, с. 594, хадис № 5962. [25] См.: Аль-Кардави Ю. Аль-халяль ва аль-харам фи аль-ислам. С. 97, 98. [26] Тот набожный пред Богом человек, который уже ушел из этой жизни, совершенно не виноват в том, что люди постепенно вознесли его набожность на уровень святости и почти обожествили, начав молиться и просить у него, а не у Всевышнего Творца. [27] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 18 т. Т. 11, с. 581; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 8, с. 282, хадис № 4508. [28] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 18 т. Т. 11, с. 586, хадис № 5954. [29] См.: Аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 409, хадисы № 1366, 1367. [30] См.: Аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 409, хадис № 1368; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 18 т. Т. 11, с. 590; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9, ч. 17, с. 286, хадис № 182; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 13, с. 154, хадис № 5843. [31] В сегодняшних реалиях к этому можно причислить различного рода иллюстрации в газетах, журналах, книгах и т. д. [32] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 18 т. Т. 11, с. 587, 588. [33] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 18 т. Т. 11, с. 592, хадис № 5959; там же хадис № 374; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9, ч. 17, с. 285, хадис № 178. [34] См.: Аль-кутуб ас-ситта. [(Объединенные) шесть сводов хадисов]: В 23 т. Стамбул: Чагре, 1981, т. 5, с. 1668, глава № 37, раздел № 26, хадис № 93. [35] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 18 т. Т. 11, с. 592. [36] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 14 т. Т. 1, с. 578, пояснения к хадису № 374. [37] Слово “сура” через букву “сод” переводится с арабского языка как образ, картина, изображение, фигура. Смотрите арабско-русский словарь Баранова. Также данное слово употребляется в значении “лицо”. См.: Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб. Т. 4, с. 473. В богословских трудах данное слово больше употребляется в значении “шакль” (форма, образ, фигура) и “ат-тимсаль аль-муджассам” (статуя, монумент, памятник). Раньше бòльшая часть ученых обозначала статуэтки, памятники, монументы тем же словом, что и, например, изображение людей или животных на холсте. Они все это называли словом “сура” (через “сод”) См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988, с. 277, 278. [38] См.: Аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 408, 409, хадис № 1365. [39] Смотрите подробное пояснение по этому слову, упомянутое ранее. [40] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 18 т. Т. 11, с. 589, хадис № 5958; Абу Дауд. Сунан аби дауд. Т. 4, с. 102, хадис № 4155; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9, ч. 17, с. 286, 287, хадисы № 183, 184; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 13, с. 161, хадисы № 5850, 5851. [41] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 18 т. Т. 11, с. 589, хадис № 5957. [42] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 18 т. Т. 11, с. 593. Безусловно, великий имам говорил это с учетом всех хадисов по данной теме и комментариев ученых по ним. [43] Конечно же, с учетом ранее упомянутых комментариев относительно того, что эти иллюстрации непримечательны и являются чем-то второстепенным, однако, сопровождая человеческую жизнь, порой приукрашивают её. [44] Аль-Касим ибн Мухаммад был одним из семи самых грамотных богословов Медины. Именно он передал хадис от ‘Аиши о том, как она купила подушку и изображениями (животных), а Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) некоторое время стоял у двери, не заходя, в упрек за сделанную покупку. См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 18 т. Т. 11, с. 589, хадис № 5957. [45] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 18 т. Т. 11, с. 588, 589. [46] См.: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9, ч. 17, с. 277, хадис № 150. [47] См.: Аль-кутуб ас-ситта. Т. 5, с. 1666, глава № 37, раздел № 26, хадис № 88; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9, ч. 17, с. 285, хадис № 175. [48] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 14 т. Т. 4, с. 485, 486, хадис № 2225; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар. Т. 6, с. 74, хадис № 71/6; аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 409, 410, хадис № 1369; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 8, с. 281, 282, хадис № 4507; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9, ч. 17, с. 277, глава № 52, хадисы № 146, 147; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 13, с. 157, хадисы № 5846, 5848. [49] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 14 т. Т. 4, с. 486. [50] См.: Аль-Кардави Ю. Аль-халяль ва аль-харам фи аль-ислам. С. 102.
|