ПОЯСНЕНИЯ К ХАДИСУЭтот хадис цитируется практически во всех сводах хадисов и богословских пояснениях по данной теме. Часто проводят параллель между этим хадисом и наиболее жестким в данной теме хадисом от ‘Аиши о том, как она купила подушку и изображениями (животных), а Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) некоторое время стоял у двери, не заходя, в упрек за сделанную покупку, и проговорил: “Воистину, кто делает эти изображения, тот будет мучиться в Судный День. Сказано будет им: “Оживите то, что вы творили”. Затем добавил: “Ангелы не заходят в дом, где есть изображение (сура)” [41] Имам аль-Куртуби, поясняя эти хадисы, сказал: “Первый хадис говорит нам о том, что ангелы могут присутствовать в помещении, где есть “ракмун фи савб”, а хадис от ‘Аиши – полный запрет. Наиболее вероятно, что задержка Пророка Мухаммада в дверях помещения явилась формой укора и свидетельствует о нежелательности (макрух), а слова Пророка “илля ракман фи савб” говорят о допустимости (джаваз). Допустимость же (джаваз) никак не вступает в противоречие с нежелательностью (кярахэ)”. Имам Ибн Хаджар аль-‘Аскаляни очень положительно отнесся к такому заключению. [42] Многие ученые первых поколений (саляф) говорили о том, что запрет касается того, что имеет тень (статуэтки-идолы, памятники, постаменты и т.п.). А то, что не имеет тень (изображения на бумаге, ткани, полотне и т.п.), то это допускается и разрешено. [43] Ибн Абу Шейба достоверно передал, например, что имам аль-Касим ибн Мухаммад говорил о канонической разрешенности изображений, не имеющих тени. Дома у этого ученого, являвшегося одним из самых грамотных людей своего времени [44], был свод (купол, шатер) с изображением бобра и большой птицы (феникса). И наиболее вероятно, что он, как и другие представители первых поколений, в домах которых были изображения, руководствовались именно словами “илля ракман фи савб”. [45] Также, например, в своде хадисов имама Ахмада приводятся слова Лейса, который передавал, что он однажды навестил Салима ибн ‘Абдуллу. Когда Лейс увидел Салима облокотившимся на подушку с изображением птиц и диких животных, он спросил: “А разве это не является нежелательным (макрух)”. Тот ответил: “Нет. Нежелательным является то, что ставится (устанавливается, водружается, вешается на стену и т.д., то есть то изображение живого, которое имеет почетное место)”. [46]
|