Антропология и история: соотношение методов и взаимовлияния. Английская антропология (Б.Малиновский, А. Радклифф-Браун, Э.Эванс-Причард) и ее влияние на формирование методов изучения повседневности прошлого. Диалог истории и антропологии. Эдвард Томпсон: от марксизма к антропологии – история трудящегося класса Англии в XVII-XVIII вв. Питер Бёрк и изучение культурной антропологии Италии раннего Нового времени.
Американская антропология и исследования Клиффорда Гирца. Метод «насыщенного описания». К.Гирц и критики гирцизма. «Новая культурная история» в США (Н.З. Дэвис, Р. Дарнтон, Л.Хант, и др.). Роберт Дарнтон и его исследования французской повседневной культуры эпохи Просвещения. Дискуссия о «великом кошачьем побоище»: проблема метода и интерпретации источников. Исследование женской повседневности XVII века: на грани индивидуального и обыденного («Дамы на обочине»).
Лекция 3. Социальные науки и историческая антропология: взаимовлияния и достижения. Историческая антропология как научный подход и новые направления в итальянской и немецкой гуманитарной науке. «Микроистория» в Италии (Дж.Леви, Э.Гренди, К.Гинзбург, С.Черутти, и др.). «Сыр и черви» К.Гинзбурга и «Нематериальное наследство» Дж.Леви. Микроанализ как метод исследования повседневности. Влияние микроистории. Три направления в исторической антропологии в Германии (Ю. Мартин, Х. Медик, А. Ничке). Alltagsgeschichte («История будней»): ее методы и область исследований (Х.Медик, А. Людке идр.).
За рамками направлений: исследователи, оказавшие значительное влияние на изучение повседневности раннего Нового времени («Классической эпохи» европейской культуры). Н.Элиас и изучение «процесса цивилизации». Значение «придворного общества» в изменении культуры повседневности. М.Фуко и изучение маргинальных явлений повседневной культуры. История безумия в классическую эпоху. История наказаний и тюрьмы. Значение работ Фуко для истории повседневности.