Студопедия — Авторские и смежные права иностранцев в РФ и российских граждан за рубежом.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Авторские и смежные права иностранцев в РФ и российских граждан за рубежом.






Авторские права иностранцев в России

Гражданский кодекс в части 4-ой содержит две нормы, касающиеся прав иностранных авторов:

1. Авторское право признается за автором-иностранцем, если его произведение впервые выпущено в свет на территории России. В этом случае ему предоставляется национальный режим, то есть все права автора по законодательству РФ.

2. Если автор-иностранец впервые выпустил в свет свое произве­дение за границей, то его авторское право признается в России только при наличии международного договора с соответствующим государством (ст. 1256 ГК РФ). Практически это означает, что в России признаются права тех иностранных авторов, которые впервые опубликовали свои произве­дения в государствах-участниках Бернской и Женевской конвенций, а также в государствах, с которыми у России заключены двусторон­ние договоры об охране авторских прав (например, Австрии, Вен­грии, Польше и др.). Отсюда все произведения иностранных авторов на территории России можно разделить на два вида:

1. Охраняемые - те произведения, которые впервые опублико­ваны гражданами стран-участниц Бернской и Женевской конвен­ций (а также иными лицами в странах-участницах указанных кон­венций) с момента вступления их в силу для РФ (т.е. с 27 мая 1973 г. для Женевской конвенции, с 13 марта 1995 г. для Бернской конвенции), а также в государствах, с которыми имеются двусторонние договоры. Предоставление охраны означает, например, что для перевода и издания книги автора-иностранца необходимо заключить авторский договор и выплатить автору обусловленное вознаграждение. Нельзя также издавать произведение без разреше­ния того издательства, которое впервые его издало, и без выплаты этому издательству вознаграждения. Переведенное и опубликованное произведение автора-иностранца без согласия правообладателя рас­ценивается как контрафактная продукция, которая подлежит аресту в любой стране-участнице Бернской конвенции.

В отличие от Женевской, Бернская конвенция обладает обратной силой, то есть её положения распространяются и на те произведения, которые опубликованы до даты присоединения к ней государства, по которым не истек предусмотренный законодательством страны про­исхождения произведения срок охраны. При этом в соответствии с Конвенцией срок охраны не может быть менее 50 лет со дня смерти автора, и его можно только повышать (например, в России он составляет 70 лет, по законам ФРГ - 75 лет).

Однако при присоединении к Бернской конвенции в 1994 г. Россия сделала оговорку о том, что ее действие не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для России уже являются на ее территории общественным достоянием.

2. Неохраняемые: а) произведения, которые впервые опубликова­ны в странах, не участвующих в Женевской и Бернской конвенциях и двусторонних договорах с Россией гражданами этих стран (напри­мер, Узбекистан не участвует в конвенциях, и у него нет двустороннего договора с Россией; отсюда в России не охраняются права граждан Узбекистана, опубликовавших свои произведения в этой стране);

б) произведения, которые опубликованы в странах-участницах Бернской и Женевской конвенций (а также в странах, с которыми есть двусторонние договоры) до даты вступления их в силу для России;

в) произведения, которые, хотя и были впервые опубликованы в государствах, с которыми Россия заключила международные соглашения, но перешли в разряд неохраняемых в связи с истечением сроков действия авторского права по законодательству того государства, где было впервые опубликовано произведение (напр., произведения Дж. Лондона, который умер в 1916 г.). Неохраняемые произведения можно свободно переводить и издавать без выплаты гонорара.

Согласно ч. 4 ст. 1256 ГК РФ, предоставление на территории РФ охраны произведениям в соответствии с международными договорами РФ осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти произведения и не перешедших в общественное достояние в РФ вследствие истечения предусмотренного настоящим Кодексом срока действия исключительного права на них.

При предоставлении охраны произведению в со­ответствии с международными договорами РФ срок действия автор­ского права на ее территории не может превышать срока действия авторского права, установленного в стране происхождения произве­дения.

Авторские права российских граждан за рубежом

ГК РФ предусматри­вает следующие два положения, касающиеся прав российских граждан за рубежом:

1. Авторское право на произведение, созданное российским граж­данином и впервые выпущенное в свет за границей, признается за таким гражданином в РФ во всех случаях.

2. Авторское право на произведение, созданное российским граж­данином и впервые выпущенное в свет в России, признается за гра­ницей в соответствии с международными соглашениями. Практически это означает, что право российских граждан охраняется в странах-участницах Бернской и Женевской конвенций с момента вступления их в силу для РФ, а также в тех странах, с ко­торыми у РФ заключены двусторонние договоры (Австрия, Польша и др.).

В соответствии с Бернской и Женевской конвенциями произве­дения российских граждан, впервые опубликованные в одной из стран, участвующих в этих конвенциях, пользуются охраной во всех государ­ствах-участниках. Данное правило распространяется и на авторов из государств, не участвующих в этих конвенциях. Так, роман Б. Пастер­нака «Доктор Живаго», опубликованный в Италии в 1957 г., то есть до присоединения СССР (России) к Бернской конвенции, пользуется с этого времени охраной на территории всех государств-участников этой Конвенции, поскольку Италия - участник Бернской конвенции.

Произведения российских авторов, впервые опубликованные в странах, не участвующих в конвенциях и международных соглаше­ниях, также пользуются охраной во всех государствах-участниках Бернской и Женевской конвенций с момента присоединения России к этим конвенциям (то есть с 27 мая 1973 г. для Женевской конвен­ции, с 13 марта 1995 г. для Бернской конвенции). Такие произведе­ния пользуются охраной в соответствующих государствах на условиях национального режима.

Смежные права иностранных лиц в России

Согласно ГК РФ:

1. Права зарубежных исполнителей (артистов, певцов, музыкан­тов, режиссеров, дирижеров) охраняются в РФ, если первое исполнение имело место на территории РФ. Права зарубежных производителей фонограмм признаются в РФ, если первое опубликование фонограммы (то есть выпуск в обращение экземпляров фонограммы в количестве, достаточном для удовлетворения потреб­ностей публики) имело место на территории России или звукозапи­сывающая организация находится на территории РФ. Права организаций эфирного и кабельного вещания признаются в РФ, если организация находится на территории РФ и выходит в эфир (кабельную сеть) с помощью передатчиков, также расположенных в России.

2. Смежные права иностранных правообладателей в случае, когда исполнение и опубликование впервые состоялось за рубежом, при­знаются в РФ только в соответствии с международными согла­шениями.

В 1994 г. Россия присоединилась к Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизвод­ства их фонограмм 1971 г., которая действует для России с 13 марта 1995 г. (в Конвенции участвуют более 70 государств). Цель Женевской конвенции - борьба с пиратством, то есть незаконным (без согласия производителя) производством и распространением копий фоно­грамм, включая ввоз таких копий с целью их распространения.

Согласно Конвенции государство-участник обязуется охранять интересы производителей фонограмм, являющихся гражданами дру­гих государств-участников, от производства копий фонограмм без согласия производителя и от ввоза таких копий, когда упомянутые производство или ввоз осуществляются с целью их распространения среди публики. Срок охраны не должен быть менее 20 лет с момента записи или опубликования фонограммы. На все разрешенные копии фонограмм или их упаковку может проставляться символ ® с ука­занием года первого издания и фамилии производителя, его право­преемника или обладателя исключительной лицензии.

Согласно ст. 1327 ГК РФ смежные права обладателей действуют в течение 50 лет после первого исполнения, первой записи или первой передачи в эфир или по кабелю. Никакой регистрации смежного права не тре­буется, однако производитель фонограммы и исполнитель для опо­вещения о своих правах также вправе использовать знак охраны смежных прав. Согласно ГК РФ предоставле­ние на территории РФ охраны в соответствии с Кодексом объектам смежных прав иностранных физических и юридических лиц на основании международных договоров РФ осуществляется в отношении соответствующих объектов, не перешедших в общест­венное достояние в стране их происхождения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия смежных прав и не перешедших в общественное достояние в РФ вследствие истечения предусмотренного российским законом срока действия смежных прав.

Другим международным соглашением является Римская конвен­ция об охране интересов артистов-исполнителей, производите­лей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (в Конвенции участвуют 60 государств, в т.ч. Россия с 2003 г.).

Согласно Римской конвенции каждое государство-участник обязано предоставить национальный режим охраны зарубежным артистам-ис­полнителям, производителям фонограмм и вещательным организациям.

Национальный режим охраны артистам-исполнителям предо­ставляется при соблюдении одного из следующих условий: а) испол­нение имеет место в другом государстве-участнике; б) исполнение включено в фонограмму, охраняемую в соответствии с Конвенцией; в) исполнение, не будучи записанным на фонограмму, распространя­ется путем передачи в эфир, охраняемой в соответствии с Конвенцией.

Охрана, предоставляемая артистам-исполнителям в соответствии с Конвенцией, включает возможность предотвращать:

а) осуществ­ление без их согласия передач в эфир или для всеобщего сведения их исполнения, за исключением случаев, когда используемое для пе­редачи в эфир или всеобщего сведения исполнение уже было передано в эфир или осуществляется с использованием записи;

б) осуществ­ление без их согласия записи исполнения, которое не было предметом записи; в) воспроизведение без их согласия записи их исполнения: 1) если первоначальная звуковая запись была осуществлена без их согласия; 2) если воспроизведение осуществляется в иных целях, чем те, на которые артисты-исполнители дали свое согласие; 3) в неко­торых иных случаях.

Производителям фонограмм национальный режим охраны предо­ставляется при наличии одного из следующих условий: а) производитель фонограммы является гражданином другого государства-участника (критерий гражданства производителя); б) первая запись звука осуществлена в другом государстве-участнике (критерий места первой записи); в) фонограмма впервые опубликована в другом государстве-участнике (критерий места публикации). При этом, если фонограмма опубликована в государстве, не являющемся участником Конвенции, но в течение 30 дней со дня ее первой публикации она также опубли­кована в государстве-участнике (одновременная публикация), она рас­сматривается как впервые опубликованная в государстве-участнике. Однако при присоединении к Конвенции государство может заявить о том, что оно не будет применять критерий места публикации или критерий места первой записи (РФ сделала эту оговорку). Производители фонограмм пользуются правом разрешать или запрещать прямое или косвенное воспроизведение своих фонограмм. Если фонограмма, опубликован­ная в коммерческих целях, или воспроизведение такой фонограммы используется непосредственным образом для передачи в эфир или для передачи любым способом для всеобщего сведения, разовое спра­ведливое вознаграждение выплачивается пользователем артистам-исполнителям, или производителям фонограмм, или им обоим.

Россия, однако, при присоединении к Конвенции сделала оговор­ку о том, что она не будет применять данное положение в отношении фонограмм, изготовитель которых не является гражданином или юридическим лицом другого государства-участника, и ограничит охрану в отношении фонограмм, изготовитель которых является граждани­ном или юридическим лицом другого государства-участника, в объе­ме и на условиях, предоставляемых этим государством фонограммам, впервые записанным гражданином или юридическим лицом РФ.

Вещательной организации национальный режим охраны предо­ставляется в случаях, если: а) штаб-квартира вещательной организа­ции расположена в другом государстве-участнике; б) передача в эфир осуществлена с помощью передатчика, расположенного в другом государстве-участнике. При присоединении к Конвенции Правитель­ство РФ сделало оговорку о том, что Россия будет обеспечивать охрану передачи в эфир только в том случае, если штаб-квартира вещательной организации расположена в другом государстве-участнике и передача в эфир осуществлена с помощью передатчика, располо­женного в том же государстве-участнике. Вещательные организации пользуются правом разрешать или запрещать: а) ретрансляцию своих передач в эфир; б) запись своих передач; в) воспроизведение изго­товленных без их согласия записей своих передач в эфир, а также записей своих передач в эфир, если воспроизведение было осуществ­лено в иных целях, чем те, которые указаны в ст. 15 Конвенции; г) передачу для всеобщего сведения своих телевизионных передач, если она осуществляется в местах, доступных для публики за вход­ную плату; определение условий, на которых она может осуществ­ляться, регулируется внутренним законодательством государства, где испрашивается охрана этого права.

Государство-участник может в своем внутреннем законодатель­стве предусматривать исключения из гарантируемой Конвенцией охраны в отношении: а) использования в личных целях; б) исполь­зования кратких отрывков с целью сообщения о текущих событиях; в) кратковременной звуковой записи, осуществляемой вещательной организацией с помощью своего собственного оборудования и для своих собственных передач; г) использования исключительно в учеб­ных или научно-исследовательских целях.

Минимальный срок охраны по Конвенции составляет 20 лет с момента, соответственно, исполнения, записи фонограммы, переда­чи в эфир. Обратной силы положения Римской конвенции не имеют.

Основное различие между Римской конвенцией 1961 г. и Женев­ской конвенцией 1971 г. состоит в объеме охраны: Римская конвенция предоставляет национальный режим широкому кругу иностранных обладателей прав, тогда как Женевская конвенция 1971 г. касается лишь прав иностранных производителей фонограмм.

В результате присоединения России к Женевской конвенции 1971 г. и Римской конвенции 1961 г. права зарубежных артистов-исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания из государств-участников охраняются в России с 26 мая 2003 г. (права зарубежных производителей фонограмм ох­раняются в России с 13 марта 1995 г.). Соответственно, к неохраня­емым в России относятся права тех иностранных субъектов смежных прав из государств-участников Женевской и Римской конвенций, которые опубликовали свои произведения за рубежом до 26 мая 2003 г. (в отношении иностранных производителей фонограмм, которые произвели их до 13 марта 1995 г.), а также права всех иных иностранных правообладателей из государств, не участвующих в Же­невской и Римской конвенциях, если не соблюдаются условия охраны по российскому праву

Смежные права российских лиц за рубежом

Согласно ГК РФ:

1. Смежные права российских исполнителей, производителей фо­нограмм, вещательных организаций признаются в России, даже если первое исполнение или первое опубликование фонограммы имели место за рубежом.

2. Смежные права российских артистов-исполнителей, произво­дителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания признаются в странах-участницах Римской конвенции 1961 г. с момента вступления ее в силу для РФ (то есть с 26 мая 2003 г.). Кроме того, права российских производителей фонограмм признаются в стра­нах-участницах Женевской конвенции 1971 г. с момента вступления ее в силу для России (то есть с 13 марта 1995 г.).

К неохраняемым за рубежом относятся права тех российских субъектов смежных прав, которые впервые опубликовали их в России до момента присоединения нашей страны к Римской конвенции (то есть до 26 мая 2003 г.), а в отношении производителей фонограмм -которые впервые опубликовали их в России до 13 марта 1995 г. (момент вступления в силу для России Женевской конвенции 1971 г.). К неохраняемым относятся также права российских субъектов смеж­ных прав (на произведения, опубликованные в России) в государ­ствах - не участниках Римской и Женевской конвенций, если не соблюдаются условия охраны по законодательству соответствующих иностранных государств.

В вопросах защиты авторских и смежных прав российских лиц за рубежом и иностранных лиц в России помогают авторские обще­ства (в России - Российское авторское общество, Российское обще­ство по смежным правам и др.). За комиссионное вознаграждение они оказывают посреднические услуги при заключении авторских договоров с зарубежными издательствами и консультируют по воп­росам охраны авторских прав, осуществляют функции по сбору, распределению и выплате гонораров, причитающихся российским и иностранным авторам за публичное исполнение их произведений в России. За рубежом существуют аналогичные структуры, с кото­рыми российские и иностранные авторы заключают договоры.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 3037. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия