Студопедия — Субмодальности 9 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Субмодальности 9 страница






В этом есть смысл. Вы видели, сколько человек кивали, когда вы говорили это? «О да, вы попросили меня забыть это, значит, я должна запомнить. В конце концов это неважно — но мы говорим об этом. Если вы просите меня забыть нечто неважное, о чем долго шла речь, — я должна это запомнить». Чудно, не правда ли?.. Но она действительно права.

Это звучит странно, но даже хотя это звучит странно, вы знаете, что она права. То, что она так говорит, столь же странно, сколь и то, что она так делает. Однако психологи проигнорируют это, как будто это не имеет значения, и продолжат изучать всячину типа «эдиповых комплексов» и многие другие странные вещи. Психологи откажутся от изучения того, как люди запоминают, в пользу изучения того, в трансе какой «глубины» вы были — это метафора, в которой транс есть дыра, в которую вы падаете, и упасть глубже имеет огромное значение. Люди, толкующие об «уровнях сознания», возражают; они считают, что лучше идти выше, а не глубже.

Если бы я не говорил об этом очень долго и говорил именно так, как следует, она могла бы забыть число всего из трех цифр. Лидия может забыть свой значок с именем, хотя ей говорили, что это важно. Многие из вас пытаются заставить людей что-то запомнить. Сколькие из вас говорят с людьми о важных вещах, а они все равно забывают сказанное вами? И вы думали, что это их вина! Вспомните об этом, когда захотите, чтобы кто-то другой что-то запомнил.

Вероятно, на изучение памяти у психологов ушло больше времени, чем на любое другое занятие — за исключением пыток крыс. Однако они никогда по-настоящему не доходили до того, как люди это делают, в терминах субъективного опыта.

У кого из вас проблема с запоминанием телефонных номеров? Вероятно, большинство пытается делать это на слух, повторяя про себя числа. Многих из вас учили таблице умножения путем повторения вслух. Даже когда это эффективно, это очень медленно, поскольку вы должны проговорить про себя все эти слова, чтобы добраться до ответа. «Девять, семь, три ноль, четыре, шесть, восемь»; «Девятью шесть — пятьдесят четыре». Огромная часть информации гораздо эффективнее запоминается зрительно, а не на слух: 973-0468, 9х6=54. Когда вы запоминаете визуально, в вашей голове разом выскакивает вся картина, и вы просто прыгаете к нужной вам информации, прочитываете ее или копируете. Множество детей, считающихся «труднообучаемыми», просто запоминают на слух, а не зрительно. После того как вы тратите час или два, чтобы научить их делать это визуально, они учатся гораздо быстрее.

С другой стороны, некоторые пытаются запомнить музыку путем рисования картин или переживания ощущений, вместо того чтобы слушать звуки. Так что это всегда вопрос запоминания тем способом, который соответствует тому, что вы хотите запомнить.

Другой хороший способ приобрести плохую память - делать нечто, совершенно не относящееся к запоминанию информации. Если вы повторяете про себя:«Я должен запомнить номер телефона», то и запомните скорее это предложение, нежели номер! Множество людей делают что-то типа этого, а потом удивляются, отчего у них такая «плохая память». На самом деле память у них превосходная; просто они используют ее для запоминания идиотских вещей.

Если вы изучаете людей с феноменальной памятью, то обнаруживаете, что они делают некоторые поистине интересные вещи. Один мужчина с исключительной памятью помещает подписи под все свои картины. Он действительно печатает на своих картинах слова, описывающие, что на них изображено. Это короткое словесное описание кодирует и классифицирует воспоминание, так что к нему просто вернуться. Это как присваивание названия фильму, так что вы можете глянуть на название — и знать, о чем это, без необходимости смотреть весь фильм. В компьютерном бизнесе мы называем это «кодом опущенного знака» — нечто произвольное, но характерное, относящееся к тому и одновременно к этому, связывая их вместе.

Раз на семинаре у нас была женщина, которой быстро представили сорок пять человек по имени и фамилии. Это все, что ей было нужно, чтобы знать имя каждого. Я видел, как на телешоу Гарри Лорэйн проделал то же самое с тремя сотнями людей. Когда эту женщину с кем-то знакомили, она сосредотачивалась на чем-то очень характерном из того, что видела, — форме носа, окраске кожи, подбородке или на любой уникальной для этого человека особенности, которую она спонтанно замечала. Она продолжала сосредотачиваться на этой отличительной черте, слушая имя человека, и, таким образом, одно связывалось с другим. Она даже быстро проверяла себя, отворачиваясь на мгновение, чтобы зрительно представить эту уникальную черту и услышать имя — чтобы убедиться, что связь установлена. Мне нравится, когда люди носят значки с именами, так что мне не приходится утруждать себя такими вещами. Однако это, несомненно, полезный талант, которому можно было бы обучить продавцов. Им часто приходится иметь дело с большим количеством людей, и считается важным помнить имена этих людей и быть с ними персонально дружелюбным.

Если вы общаетесь с людьми в основном по телефону, этот зрительный метод не сработает. Однако вы легко можете приспособить его к слуховой системе: отметьте что-нибудь характерное в тоне или темпе речи человека, слушая его имя, и услышьте имя произнесенным с этой особенностью. Очень зрительно ориентированные люди могут предпочесть, слушая имя, представить его зрительно. Вы всегда можете адаптировать таким образом стратегию памяти, чтобы сделать ее соответствующей контексту или навыкам человека, который хочет что-то вспомнить.

Если вы действительно хотите запомнить имя, сопоставьте его с чем-то уникальным во всех трех основных системах восприятия: слуховой, зрительной и кинестетической. Слушая звучание имени человека, произнесенное его голосом, вы можете заметить что-нибудь неповторимое в том, что видите, глядя на него, а также в том, что чувствуете во время рукопожатия. Поскольку это дает вам код опущенного знака в каждый из основных систем, у вас будет три разных способа вспомнить имя.

Другой способ иметь «хорошую память» — быть настолько рациональным и экономным, насколько возможно, в том, что вы действительно помните; и использовать то, что вы уже запомнили, настолько активно, насколько возможно. Например, если вы всегда кладете свои ключи в правый передний карман брюк, вам нужно запомнить это только однажды. Тому, кто кладет свои ключи во многие разные места, может понадобиться запоминать это по четыре-пять раз на дню — вместо единственного раза за всю жизнь.

Один из наших учеников владеет парой предприятий и должен упорядочивать множество бумаг и записей. Всякий раз, когда нужно положить что-то на хранение, он спрашивает себя:«Где я буду это искать, когда оно понадобится», и начинает двигаться к шкафу. В это время в его голове возникает образ конкретного ящика, и он кладет туда бумагу. В этом методе используется то, что он уже запомнил, чтобы организовать свои каталоги, так что ему редко приходится запоминать что-либо новое. Всякий раз, размещая очередной предмет, он усиливает существующую связь между предметом и ящиком хранилища, делая систему более надежной.

Один способ отнестись к этим двум примерам таков: они порождают ситуации, в которых вы должны запомнить столь мало, сколь только возможно. Вот еще один пример. На несколько мгновений взгляните на нижеследующий набор цифр, потом отвернитесь и посмотрите, сколько из них вы можете запомнить:

Теперь смотрите на них достаточно долго, чтобы вы могли по-прежнему помнить их, когда отвернетесь.

Если вы это действительно попробовали, возможно, вы начали группировать цифры в двойки или в тройки, чтобы структурировать задачу и облегчить запоминание:

14, 91, 62, 53, 64, 96, 48, 11, 00

или 149, 162, 536, 496, 481, 100

Это процесс, который мы называем «мельчением»: разбиение большой задачи на меньшие, более выполнимые части. В бизнесе есть старая шутка:«Как съесть слона?» Ответ:«По кусочку за раз».

Как долго, по вашему мнению, вы на данный момент могли бы точно помнить это число? — час? — день? — неделю?

Теперь давайте разобьем число немного иначе. Это вам что-нибудь напоминает?

1 4 9 16 25 36 49 64 81 100

Мы можем записать этот же набор цифр немного по-другому, как квадраты чисел: 1<^>2<D> 2<^>2<D> 3<^>2<D> 4<^>2<D> 5<^>2<D> 6<^>2<D> 7<^>2<D> 8<^>2<D> 9<^>2<D> 10<^>2<D>.

Теперь очевидно, что число, с которого мы начали, — это записанные подряд квадраты чисел от одного до десяти. Зная это, вы легко можете вспомнить это число через десять или двадцать лет. Почему это так просто? Вам нужно запомнить гораздо меньше, и к тому же все закодировано в терминах того, что вы уже запомнили. В этом вся математика и вся наука — рационально и изящно закодировать мир так, чтобы запоминать пришлось меньше, оставляя мозг свободным для других дел, более интересных и приятных.

Таковы лишь некоторые из принципов, которые могут значительно облегчить и ускорить запоминание. К сожалению, они еще слабо используются в традиционном образовании.

«Неспособность к научению»

Одна из приятных вещей, случающихся после того, как вы напишете достаточное количество книжек, состоит в том, что люди позволяют вам делать то, что вы хотели делать раньше, — но не могли. Обычно к этому времени вы уже не можете точно вспомнить, что это было; но я кое-что себе записал. Когда меня попросили поработать в школьном округе (в США традиционные школы обычно делят между собой так называемые «школьные округа». — прим. перев.), у меня было кое-что, над чем мне хотелось поработать. Одним из этого являлось целое понятие «неспособности к научению», «малой мозговой дисфункции», «дизлексии» или «познавательной неполноценности». Это слова, звучащие очень напыщенно, но все они описывают вот что: преподавание не срабатывает.

Всякий раз, когда ребенок не учится, эксперты тут же заключают, что все дело в «неспособности к научению», но никогда не разъясняют четко, в чьей неспособности! Возможно, вы заметили, что они никогда не называют это «неспособностью к преподаванию». Всегда подразумевается, что причиной неудачи является слабость или повреждение мозга ребенка, часто по предполагаемым генетическим причинам. Когда люди не знают, как изменить что-либо, они часто начинают искать способ оправдать неудачу — вместо того чтобы думать о том, как они могли бы попробовать сделать что-то другое, чтобы все заработало. Если вы предполагаете, что у ребенка слаба обучательная доля мозга — тогда вы ничего не сможете с этим поделать, пока ему не сделают пересадку.

Я бы не стал объяснять неудачи таким образом. Я бы скорее посчитал это «педагогической дисфункцией» и по крайней мере оставил бы открытой ту возможность, что мы можем научиться изменять эту ситуацию. Если мы поведем себя так, как будто кого угодно можно научить чему угодно, то обнаружим, где это (пока) не соответствует действительности. Но если мы решим, что когда человек не учится, то это значит, что его нельзя научить — никто не станет даже пытаться.

Р. Бэндлер: В прошлом столетии было принято считать, что человек не может летать. Потом, когда самолеты стали частью повседневной жизни, большинство людей не считало возможным доставку человека на Луну. Если вы примете точку зрения, что все выполнимо, то обнаружите, что многое из того, что раньше считалось невозможным, на самом деле становится все-таки выполнимым.

Вся идея «неспособности к обучению» основана главным образом на старых неврологических «хирургических» исследованиях, развившихся из довольно примитивного понятия о том, как работает мозг: что вы можете вычислить, как нечто работает, если проследите, что происходит, когда оно разрушено. Найдут повреждение в некой части мозга человека, который не может говорить, — и скажут:«Вот где располагается речь». Пользуясь той же логикой, можно перерезать проводок в телевизоре, отметить искажение картины и сказать:«Вот в этом проводке расположена четкость изображения». В поддержании четкости изображения участвуют тысячи проводков, соединений и транзисторов очень сложной и взаимозависимой системы, а еще — мозг гораздо сложнее телевизора. Для некоторых из более примитивных областей мозга действительно существует определенная степень локализации функций. Однако давно известно также то, что маленький ребенок может полностью лишиться одного полушария и великолепно выучить все заново другим.

Современные данные выбрасывают вон множество старых неврологических догм. При рентгеновской томографии нашли выпускника колледжа с коэффициентом интеллектуальности 120, мозговые желудочки которого были увеличены настолько, что толщина его коры составляла всего около сантиметра! Большая часть его черепа была заполнена жидкостью, и согласно догмам он не должен был быть способен подняться утром, не то что ходить в колледж!

Вот другая старая догма: у позвоночных после рождения не формируется новых нейронов. В прошлом году обнаружили, что количество нейронов в области мозга самца канарейки, отвечающей за пение, удваивается каждую весну, а потом половина из них отмирает в течение оставшейся части года.

В другом исследовании выяснили, что если удалить обезьяне палец, то часть мозга, обслуживавшая его, через несколько недель начнет использоваться соседними пальцами, и это делает их более чувствительными, чем раньше. Вся новая информация указывает, что мозг гораздо более гибок и приспособляем, чем мы привыкли о нем думать.

Мне никогда не нравилось мысль о том, что существует «познавательно неполноценные» дети, потому что я никогда не думал, что чтение есть преимущественно генетическая функция. Ребенок может научиться говорить за три года, даже в джунглях, не имея родителей — докторов философии! Почему должно требоваться еще десять лет, чтобы научить его читать то же самое, что он уже знает как сказать? Дети в гетто могут овладеть тремя языками сразу и научиться писать все что угодно секретными кодами. Но способ преподавания в школах порождает ситуацию, в которой некоторые дети не учатся читать. Некоторые из вас могут помнить уроки, на которых вы немногому учились из-за кошмарного способа преподнесения материала.

Научиться читать на самом деле не так сложно. Все, что нужно сделать, — это связать изображение слова со звучанием слова, которое вам уже знакомо. Если вам знакомо произносимое слово, значит, вы уже связали его звучание с опытом, который это слово обозначает. Когда вы были ребенком, вы, наверное, довольно рано усвоили, что последовательность звуков «кошка» обозначает мягкую меховую маленькую движущуюся штучку с когтями, которая мяукает. Способ, каким вы проделываете это в своей голове, таков: услышать слово «кошка», вспоминая одновременно, как кошка выглядит, звучит и ощущается. Тогда если кто-то произносит слово — этот опыт наготове в вашем мозгу, а если вы видите, слышите или ощущаете кошку — наготове звучание слова. Добавление изображения слова к тому, что вы уже знаете, — вот все, что делает чтение. Когда вы видите слово «собака», в вашей голове появляются иные звуки и образы, чем когда видите слово «кошка».

Сейчас это выглядит весьма просто — и так оно и есть. Тем не менее о проблемах чтения написано невероятное количество трескучей ерунды, а в попытки решить проблемы чтения вкладывается огромное количество усилий. В Денвере, напротив, есть группа, обученная НЛП, которая работает с любыми типами педагогических проблем. Они гарантируют рост уровня чтения ребенка согласно стандартным тестам как минимум на один пункт за курс из восьми часовых сеансов. Как правило, они могут получить гораздо больший прогресс за меньшее время. За последние три года им лишь раз пришлось вернуть деньги за свою гарантию. Их умственное условие — чтобы у ребенка была мышечная стабильность в управлении глазами, так, чтобы он мог видеть то, что пытается прочесть.

Лекарства

Одно из других дел, которыми я хотел заняться в школьной системе, — это широко распространенная практика назначения лекарств типа риталина «гиперактивным» детям, у которых проблемы с безмолвным сидением рядами в течение длительного времени. Риталин замедляет их так, чтобы учитель мог за ними угнаться. Назначение таким детям лекарств всегда оправдывается словами о том, что эти лекарства безвредны. Одна из интересных подробностей о риталине: хоть он и тормозит гиперактивных детей, его действие на взрослых больше похоже на амфетамин: их он ускоряет. Так что когда я разговаривал в этом школьном округе, я сказал:«Этот риталин, который вы даете детям, тормозит их — но ускоряет взрослых, верно? И вы все уверены, что он вполне безопасен и не имеет вредных побочных эффектов, верно? Хорошо. У меня есть предложение, которое сэкономит вам кучу денег. Прекратите давать его детям, а дайте учителям, чтобы они могли увеличить свою скорость и угнаться за детьми». Они оказались в тупике со своей собственной логикой, но им это все равно не понравилось. Попробуйте предложить это в своей школе и выясните, сколькие из этих «неспособных к преподаванию учителей» готовы принять «совершенно безвредное лекарство». То же самое происходит с психиатрами: они почти никогда не назначают психотропных средств другим психиатрам, когда тех госпитализируют! После тридцатилетней практики предписывания фенотиазиновых лекарств они теперь обнаружили, что позже по жизни фенотиазины вызывают нечто под названием «запаздывающая дискинезия». Они поражают ваши мышцы так, что вы весь трясетесь и у вас трудности с хождением или когда нужно взять чашку чая.

Женщина: Я, учитель, и вот только на прошлой неделе была на профессиональном совещании с диагностом, медсестрой и еще одним учителем. Сестра сказала:«Я думаю, мы должны назначить этому ребенку лекарства», и остальные кивнули головами. Я по-настоящему разозлилась и говорю:«Не могу поверить, что при всей озабоченности лекарственными злоупотреблениями вы рекомендуете, чтобы этот ребенок принимал лекарства! Как бы вам самим понравилось глотать таблетки?» Диагност ответил:«Я каждый вечер принимаю лекарства, чтобы успокоиться». И другой учитель сказал:«Я тоже». И сестра говорит:«Я каждый день принимаю валиум». Я не могла этому поверить и была так шокирована, что не знала, что сказать.

Ну, принимать лекарства самому — это совсем не то, что принуждать к этому кого-то другого. Я думаю, люди должны сами выбирать себе лекарства. Что действительно грустно — так это, что большинство проблем, из-за которых предписывают лекарства, можно так просто решить с помощью НЛП. Любой практик НЛП должен быть способен снять школьную фобию за полчаса, и большинство неграмотно пишущих можно превратить в грамотных за час или два.

Однако сейчас вы должны быть немного осторожны. НЛП начинает приобретать популярность, и множество неквалифицированных людей заявляют, что имеют подготовку по НЛП. Есть даже несколько человек, объявляющих себя «ведущими тренерами НЛП», хотя прошли только один учебный курс! Такого рода вещи происходят всегда, когда что-то эффективное начинает обретать известность, так что будьте чуточку осторожны; задайте несколько вопросов любому, кто заявляет, что обучен НЛП.

Некоторые компетентные люди из НЛП возвращаются во вспомогательные классы и решают направо и налево все педагогические проблемы. Если вы знаете, как определить способ работы чьего-либо мозга, то относительно просто научить этого человека использовать мозг более эффективным и рациональным образом.

Способность к обучению на самом деле реализуется не тогда, когда некто наполняет вас содержанием, а когда некто может обучить вас тому механизму, при помощи которого это можно сделать: субъективным структурам и последовательностям, необходимым для научения.

ВЗМАХ

Следующая субмодальная модель, которой я хочу вас обучить, может быть применена практически к чему угодно. Это очень плодотворная техника, программирующая мозг на движение в новом направлении. Чтобы облегчить вам ее изучение, я хочу начать с чего-то очень простого и легкого. Многие люди интересуются тем, что носит название «контроль над привычками». Кто здесь кусает ногти и хотел бы этого не делать? (Джек поднимается на кафедру). Я собираюсь воспользоваться этой техникой для того, чтобы Джек стал вместо кусания ногтей делать что-то другое.

Что вы видите непосредственно перед тем, как кусаете ногти?

Джек: Я не знаю. Обычно я не осознаю, что делаю это, пока не пройдет какое-то время.

Это верно для большинства привычек. Вы на «автопилоте» — а потом, когда уже поздно что-либо делать, вы замечаете это, и вам становится плохо. Вы знаете, когда или где вы обычно грызете ногти?

Джек: Как правило, когда читаю книгу или смотрю фильм.

О'кей. Я хочу, чтобы вы представили, что смотрите фильм, и на самом деле подняли одну из своих рук, как если бы собирались кусать ногти. Я хочу, чтобы в то время, как ваша рука поднимается, вы заметили, что вы видите, зная, что вот-вот начнете кусать ногти.

Джек: О'кей. Я могу видеть, как выглядит моя рука, поднимаясь вверх.

Хорошо. Через несколько минут мы воспользуемся этой картиной — но сейчас отставьте ее пока в сторону. Сначала нам нужно получить еще одну картину. Джек, если бы вы больше не грызли ногтей, как бы вы видели себя изменившимся? Я не имею в виду, что вы просто увидели бы себя с отросшими ногтями. Какова будет значимость изменения этой привычки? Что изменилось бы в вас как в человеке? Что это будет о вас говорить? Я не хочу, чтобы вы давали мне ответы; я хочу, чтобы вы ответили созданием портрета того себя, каким вы были бы, если бы у вас больше не было этой привычки.

Джек: О'кей. Есть.

Теперь я хочу, чтобы вы взяли то первое изображение вашей поднимающейся руки, и сделали его большим и ярким, и в нижний правый угол этой картины поместили маленький, темный образ того, как бы вы видели себя по-другому, если бы у вас больше не было этой привычки.

Теперь я хочу, чтобы вы проделали то, что я называю «взмахом». Я хочу, чтобы вы быстро увеличили размер и яркость маленького темного образа, пока он не закроет старое изображение вашей руки, которое одновременно с этим станет тусклым и сморщится. Я хочу, чтобы вы сделали это действительно быстро, меньше чем за секунду. Как только вы «махнете» эти образы — либо полностью очистите экран, либо откройте глаза и оглянитесь по сторонам. Затем вернитесь внутрь себя и проделайте это снова, начиная с того большого яркого изображения поднимающейся руки и маленького темного образа себя в углу. Проделайте это пять раз в общей сложности. Каждый раз в конце непременно очищайте экран или открывайте глаза.

Пришло время проверить. Джек, вызовите этот большой яркий образ вашей поднимающейся руки и скажите мне, что происходит.

Джек: Знаете, его трудно там удержать. Он гаснет, а возникает та другая картина.

Техника взмаха дает мозгу направление. Человеческие существа склонны избегать неприятного и стремиться к приятному. Сначала имеем большой яркий образ сигнала к поведению, которое ему не нравится. С угасанием и сморщиванием этой картины неприятное уменьшается. Становясь больше и ярче, приятный образ влечет его к себе. Таким образом, буквально устанавливается направление движения для его мозга:«отсюда, иди туда». Когда вы даете направление своему мышлению, у вашего поведения возникает очень сильная склонность двигаться в том же направлении.

Джек, я хочу, чтобы вы сделали кое-что еще. Поднесите руку ко рту, так, как вы это делали, когда грызли ногти. (Джек поднимает руку. Перед самым ртом она останавливается, а потом опускается примерно на полдюйма).

Ну, что случилось?

Джек: Я не знаю. Моя рука поднялась, но потом остановилась. Я хотел ее опустить, но намеренно задержал там — потому что вы просили.

Это поведенческий тест. Поведение, которое обычно вело к грызению ногтей, теперь ведет куда-то в другое место. Это столь же автоматично, как и то, что он делал раньше, но это приводит его туда, где ему больше нравится.

Это перейдет в опыт. Когда рука поднимается вверх и запускается ваша компульсия, само ощущение будет буквально утягивать вас в другом направлении. Это станет новой компульсией. Не то, чтобы у вас исчезла компульсия, — просто у вас появляется компульсия быть более таким, каким вы хотите быть.

Я применил эту технику с женщиной, помешанной на шоколаде, которая все время твердила, что хочет «освободиться». Она хотела избавиться от компульсии, потому что это не соответствовало тому, как она себя воспринимала. После того как мы закончили с ней, она не могла удерживать перед глазами изображение шоколада. Оно просто «ффух» — и исчезало. Теперь, когда она смотрит на настоящий шоколад, у нее не возникает старая реакция. Ее мысли направлены на влечение к тому, чем ей нравится быть. Это новая компульсия. Вы могли бы назвать эту модель «сменой компульсий». Я ей сказал:«Теперь вы точно застряли. У вас компульсия быть не в состоянии создавать эти картины», а она ответила:«Мне без разницы». На самом деле она не против иметь компульсии; она просто хочет иметь их по-своему. Вот действительно та разница, в которой вся разница.

Техника взмаха обладает более мощным действием, чем любая другая техника, какой я пользовался. Недавно у нас на семинаре на первом ряду сидела женщина, вздыхая и стеная по поводу того, что она одиннадцать лет пытается бросить курить. Я изменил ее меньше чем за одиннадцать минут. Я даже выбрал, что поместить в картинку в маленьком темном углу; я не являюсь тем, что называется «недирективным клиницистом». Я сказал, чтобы она увидела образ самой себя, вежливо наслаждающейся тем, как курят другие люди. Я вовсе не собирался создавать еще одного евангелиста-новообращенного. Я не хотел, чтобы она видела себя насмехающейся над курящими и превращающей их жизнь в кошмар.

Теперь я хочу, чтобы вы все объединились в пары и попробовали эту технику. Сначала я еще раз пройдусь по инструкции.

Техника взмаха

1. Определите контекст. «Сначала определите, где вы поломались или застряли. Когда или где вы хотели бы вести себя или реагировать иначе, чем сейчас? Вы можете выбрать что-то вроде грызения ногтей или, может быть, что-то типа злости на своего мужа».

2. Определите пусковую картину. «Теперь я хочу, чтобы вы определили, что вы на самом деле видите непосредственно перед тем, как начать вести себя так, как вам не нравится. Поскольку многие в этот момент находятся на «автопилоте», может быть, полезно действительно проделать то, что должно предшествовать этому поведению, так, чтобы вы смогли увидеть, как это выглядит». Это то, что я сделал с Джеком. Я заставил его двинуть руку к лицу и воспользоваться этим образом. Поскольку это стимул некой реакции, которая человеку не нравится, с этой картиной должно быть ассоциировано хотя бы что-то неприятное. Чем более это неприятно, тем лучше сработает.

3. Создайте образ результата. «Теперь создайте второй образ — как бы вы видели себя по-другому, если бы уже достигли желаемого изменения. Я хочу, чтобы вы продолжали регулировать этот образ, пока не получите такой, который для вас действительно привлекателен — который сильно влечет вас». В то время, как ваш партнер создает этот образ, я хочу, чтобы вы отмечали его реакцию, чтобы убедиться, что это нечто действительно ему приятное и действительно для него привлекательное. Я хочу, чтобы у него на лице был румянец, который сообщит вам, что того, что он рисует, действительно стоит добиваться. Если, наблюдая за ним, вы не можете увидеть подтверждения, что к этому стоит стремиться, — не давайте ему этого.

4. Взмах. «Теперь «махните» эти две картины. Сначала увидьте ту пусковую картину, большую и яркую. Потом в нижний правый угол поместите маленький темный образ результата. Маленький темный образ будет увеличивать размеры и яркость и покроет первую картину, которая потемнеет и скукожится так же быстро, как вы произносите слово «взмах». Потом очистите экран или откройте глаза. «Махните» их снова — пять раз в общей сложности. Непременно очищайте экран в конце каждого взмаха».

5. Проверка

а. «Теперь вызовите тот первый образ. Что происходит?» Если взмах был эффективен, это трудно будет сделать. Картина будет стремиться исчезнуть и замениться вторым образом — такого вас, каким вам хочется быть.

б. Другой способ проверки — поведенческий. Найдите способ воссоздать стимулы, представленные в ключевой картине вашего партнера. Если это картина его собственного поведения — как было у Джека — попросите его повести себя так на самом деле. Если это образ кого-то другого, кто предлагает шоколад или сигарету или кричит, — тогда я хочу, чтобы вы проделали это со своим партнером и пронаблюдали, что он делает и как реагирует.

Если во время проверки все еще присутствует старое поведение, вернитесь и снова проделайте технику взмаха. Посмотрите, можете ли вы понять, что упустили или что еще вы можете сделать, чтобы этот процесс заработал. Я обучаю вас очень простой версии гораздо более общей модели. Я знаю, что у некоторых из вас есть вопросы, — но хочу, чтобы вы сначала попробовали проделать это, прежде чем задать их. После того как вы действительно попробуете, ваши вопросы станут гораздо более интересными. Возьмите минут по пятнадцать на каждого. Приступайте.

Бродя по комнате, я наблюдал успехи многих из вас. Давайте не будем говорить о них, если только у вас не было трудностей и потом вы не придумали чего-то интересного, что заставило все сработать. Я хочу услышать о том, когда это не сработало.

Эми: Я хочу бросить курить. Но когда мы проверяли, меня все равно тянуло курить.

О'кей. Опишите мне вашу первую картину.

Эми: Я вижу себя с сигаретой во рту, и...

Стоп. Очень важно, чтобы вы не видели себя в этой первой картине и чтобы видели себя на второй. Это необходимая часть того, что делает взмах эффективным. Первая картина должна быть ассоциированным образом — то, что вы видите своими собственными глазами, закуривая — например, ваша рука, тянущаяся за сигаретой. Если вы видите свою руку с сигаретой в ней, вы ощущаете потребность закурить? Или это происходит, когда вы видите сигареты? Что бы это ни было, я хочу, чтобы вы воссоздали картину, при виде которой у вас запускается ощущение желания закурить; создайте образ того, что предшествует закуриванию. Это может быть то, как вы тянетесь за сигаретой, прикуриваете, подносите ее к губам — или все что угодно, что вы делаете. Попробуйте всю процедуру с этой картиной и отчитайтесь о результате.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 240. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия