Печенеги
Печенеги появляются в причерноморских степях в конце 9-го века, вытеснив оттуда венгров и славянские племена уличей и тиверцев. В отличие от авар и хазар, централизованного государства печенеги не имели, и являлись скорее союзом кочевых племен. Область племенного союза печенегов ограничивалась с запада Волгой, с юга — рекой Уралом, с востока — Уральским хребтом, на северо-западе доходила до Жигулевских гор. Под давлением огузского и кыпчакского союзов племен печенеги перешли Волгу и, обойдя с севера основные владения Хазарского каганата, в конце IX в. вторглись в Северное Причерноморье. Во главе восьми основных орд (или, как еще их называют, фем) стояли ханы, в каждую орду входило пять родов. Власть у печенегов наследовалась не сыновьями, но двоюродными братьями или детьми двоюродных братьев. Ханы-военачальники обладали, очевидно, исполнительной властью. В экстраординарных случаях печенеги, собирали «сходку», являвшуюся, по существу, народным собранием — характернейшим органом военной демократии. Постоянные войны, участие в грабительских походах — наиболее типичные черты этого общественного строя. Именно поэтому печенегов так легко можно было поднять в любой поход против любой страны, грабеж которой принес бы им выгоду. Мы уже знаем, что чаще всего ими пользовались византийцы. Однако и сами они постоянно опасались за свои крымские владения, в частности за Херсон, к стенам которого печенеги часто подкочевывали, видимо, вплотную. Печенеги быстро захватили широкую полосу степей, отделявшую славянские земли от владений Хазарского каганата, разгромили и оттеснили на запад венгров (угров). К началу X в. печенежская орда завладела всей степной частью Северного Причерноморья, от Волги до Прута. Ничто не могло помешать стремительному продвижению печенегов: местные кочевые племена были ослаблены, так же как и Хазария, многие местные племена входили в печенежскую орду и просто растворялись в ней. Первое появление печенегов на Руси упоминается в ПВЛ под 915 годом, и ни о каких военных столкновениях между славянами и кочевниками речи там нет. Напротив, печенги заключили с киевским князем Игорем мир и последовали к Дунаю. Первое военное столкновение с печенегами упоминается Нестором под 920 годом, однако более подробных данных об этой войне ПВЛ не содержит.
Вероятно, печенеги принимали участие в походах сына Игоря и княгини Ольги воинственного киевского Князя Святослава на Хазарию. В этом походе Святослав неизбежно должен был пройти через печенежские степи, для того чтобы достигнуть хазарских городов: Саркела, который был первым взят и разгромлен его войском, и затем Итиля. Мир Святослава со степняками был недолговечен. Три года спустя печенеги организовали большой поход на Русь. Святослав в то время вел завоевательную войну в Болгарии на Дунае, и вполне вероятно, что византийцы, напуганные близким соседством русской дружины, спровоцировали этот поход на страну, ослабленную отсутствием князя и лучшей части его дружины. Летопись указывает, что бесчисленные рати печенегов осадили Киев, а Ольга со своими внуками заперлась в городе. Киев находился в таком плотном кольце осады, что невозможно было ни попасть в город снаружи, ни выбраться из него, и люди в нем изнемогали от голода и жажды. Жители, доведенные подобным положением до отчаяния, приняли решение сдаться печенегам, если русские войска не подступят утром к городу. В Киеве нашелся один юноша, знающий печенежский язык. Он вышел ночью из города с уздечкой и прошел сквозь печенежский лагерь, спрашивая, не видел ли кто-нибудь его коня. Добравшись до реки, парень бросился в нее, чтобы вплавь добраться до русских войск во главе с воеводой Претичем стоящих на другом берегу. И хотя спохватившись печенеги и обрушили на речную гладь град стрел, они не достали юношу, и тот передал Претичу необходимую весть. Воевода же, зная, что Святослав не пощадит его, если Ольга и сыновья Святослава не будут спасены, приказал подготовить ладьи, чтобы утром вывезти из осажденного города княгиню с внуками. Печенеги, увидев подошедшие русские дружины Претича, решили, что это уже подобрался к ним с тылу Святослав, слава о непобедимости которого была настолько сильна, что степняки, не приняв боя, отступили, а князь печенежский просил мира и дружбы у Претича, заявившего, что его войско только передовой отряд армии Святослава. Претич и печенежский хан поменялись оружием: печенежский князь дал Претичу копье, саблю и стрелы, а Претич подарил печенегу кольчугу, щит и меч. Этот ритуал братания по-видимому свидетельствовал о взаимном уважении русских и печенегов, хотя и были они тогда врагами. Пока шел этот обмен любезностями, Святослав действительно вернулся вместе с дружиной на Русь, собрал воинов и прогнал печенегов «в поле», т. е. далеко в степи, и вновь подтвердил мир с ними. Но не надолго. В 969 г. умерла Ольга, и некому стало удерживать неуемного князя дома. Однако, если считать, что печенеги действительно были наняты Византией, и осада Киева была не попыткой его взятия, а лишь маневром, с целью отвлечь Святослава от его завоевательных походов направленных в зону политического влияния греков, кочевники выполнили свою миссию – князь оставался в Киеве до смерти своей матери Ольги. Разделив Русь между своими уже повзрослевшими сыновьями, Святослав двинулся в 971 г. на завоевание Подунавья. Однако в регионе в связи с переворотом в Константинополе и пришествием к власти Иоанна Цимисхия произошли изменения. Цимисхий усиливает свои сухопутные войска за счет тяжелой конницы катафрактов, состоящей из воинов полностью облаченных в тяжелый доспех и шлем с бармицей, а в качестве вооружения использовавших длинное копье называемое контос, достигавшее 4-4,5 метров в длину. Был усилен и византийский флот. Поначалу кампания Святослава была успешной, он присоединил к своей дружине болгар, венгров и печенегов, опустошил земли от Фракии до Адриополя, но вскоре византийский полководец Варда Склир в битве при Адриополе уничтожает огромное количество солдат Святослава (указывается число в 20 тысяч) при минимальных потерях в своем войске, и даже собственноручно убивает одного из военачальников Святослава. Также стоит отметить, что Святослав, посчитав, что достаточно укрепился в регионе отпустил венгерскую конницу и не оставил охранных гарнизонов на Балканских перевалах, откуда византийские войска и вторглись в Болгарию. И хотя Нестор и приписывает киевскому князю победу в этой войне, даже приводя легенду о подношениях от греков сначала драгоценностями, которые князь не принял, а затем оружием, восхитившим Святослава, вероятнее выглядит все же его поражение, по той причине, что после длительных военных действий Болгария осталась в руках греков, а князь был вынужден возвращаться в Киев с достаточно малым количеством воинов. Святослав заключает с Цимисхием мир. Император Цимисхий отправляет к печенегам послов, чтобы те заключили с ними союз, и кочевники не опустошали Болгарии и пропусти князя с дружиной через свои земли. Однако печенеги не соглашаются на это, возможно не приняв примирения Святослава с греками, а возможно напротив – стараниями искусной византийской дипломатии. По данным же ПВЛ жители Переяславца наставили печенегов воспользоваться ослабленным состоянием воинства князя. Полководец Святослава Свенельд, бывший полководцем еще при его отце Игоре, советовал князю оставить ладьи и обойти днепровские пороги по суше, но князь не послушал его совета и, отправив Свенельда с частью войск в Киев, остался зимовать в Белобережье. Зимовка эта была крайне тяжелой – в городе не хватало еды, в армии Святослава наступил голод, Нестор пишет, что только одна конская голова стоила полгривны. Печенеги встретили ослабленную армию Святослава на днепровских порогах и разбили ее. Князь пал в битве и печенежских Хан Куря сделал из его черепа чашу и пил из нее. Стоит отметить, что делать чаши из черепов убитых врагов — обычай, широко распространенный не только у печенегов, но и других кочевых народов. Кочевники верили, что таким образом переходят к ним сила и мужество поверженного врага. Интересно, что князь Куря и его жена пили из этой ритуальной чаши для того, чтобы у них родился сын, похожий па Святослава. Об этом могучем и отважном воителе слагались легенды не только на Руси, но и в степях. Во время правления сына Святослава Ярополка к нему на поклон явился печенежский хан Илдей. Печенеги, теснимые с востока половецкими ордами, не хотели при этом войны еще и с Русью, поэтому хан и прибыл к киевскому князю, желая осесть на его земле. Ярополк принял печенегов и даже дал им города у Днестра, где жили тиверцы и уличи. Однако со смертью Ярополка ситуация коренным образом переменилась. Известно, что после убийства воинами Владимира князя киевского, преданный сторонник Ярополка Варяжко бежал к печенегам и воевал с ними против Владимира. В ответ на это новый киевский князь Владимир Святославич занялся активным укреплением южных границ своего государства. В построенные городки он селил воинов со всех концов Руси. Тогда же сооружена была часть знаменитых Змиевых валов, а имевшиеся ранее — обновлены и достроены. Построенные Владимиром укрепления были описаны епископом Бруно, в его послании Германскому Императору. Бруно отправился к печенегам с миссионерской миссией и остановился у киевского князя. Владимир отговаривал епископа от затеи проповедовать христианство среди кочевников, утверждая, что среди этих варваров он не продержится и дня, однако, спустя месяц пребывания в Киеве, Бруно все же отправился к печенегам. Владимир проводил миссионера до рубежей своих земель, где тот и увидел русские укрепления: по пограничным рекам были построены заставы, соединенные между собой сплошным частоколом, гарнизоны в крепостях составляли жители северных земель Киевской Руси – в основном варяги, ильменцы и кривичи. Бруно отправился к печенегам, однако не был там убит, как предостерегал его Владимир, и даже обратил некоторых печенегов в христианство. Позже, вернувшись, епископ Бруно детально описал защитные укрепления, построенные на границе со Степью.
Однако следующее столкновение с печенегами под Василевом не было для Владимира таким успешным. В 996г. Войска киевского князя были разбиты, и сам князь вынужден был скрываться от врагов под мостом в город. Только чудо спасло Владимира, он слышал, как вражеская конница проскакала по мосту над его головой, однако печенеги не заметили князя. Именно тогда Владимир дал клятву, что поставит в Василеве церковь святого Преображения, если спасется. В следующем году, когда Владимир бился с печенегами у Новгорода, другая часть печенежских войск осадила Белгород. Город был в очень сложном положении, в нем начался голод, а киевский князь не имел войск, чтобы помочь Белгороду разбить осаждающих. О дальнейших событиях повествует любопытная легенда, изложенная в ПВЛ. Вече уже собиралось отдать город в руки печенегам, надеясь, что те оставят в живых больше горожан, чем возьмет голод, но один старец предложил хитрость, чтобы прогнать врагов от стен города. Горожане собрали по горсти овса, пшеницы и отрубей, взяли лукошко меда в княжеском дворце и, выкопав два колодца, наполнили кади, спрятанные в них, тестом, на котором варили кисель, и медовой сытою. Затем в город пригласили нескольких печенежских старейшин, будто бы для ведения переговоров. Там печенегам показали эти колодцы и те, поверив, что земля сама родит пищу, вернувшись в лагерь, повелели снять осаду, ибо город этот не может иметь недостатка в пище, а значит не может быть взят измором. Также борьба с печенегами отразилась и в русских былинах. В них рассказывается, что киевскому князю служили великие легендарные богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. В итоге войны Владимира, видимо, возымели эффект, так как последующее упоминание в ПВЛ печенегов относится только к 1015 г., когда Владимир, уже серьезно болея, отправляет на встречу вторгнувшимся на его землю печенегам своего сына Бориса. Кочевники уклоняются от боя и отступают в степь, однако Борис остается на заставе, видимо ожидая повторного нападения. Тогда Святополк, заполучивший киевский престол, приказывает своим людям убить своих братьев – Борис встречает смерть на приграничной заставе, где его пронзают копьями, а второй брат Глеб гибнет от руки своего повара – Торчина, вероятно тоже печенега. После убийства своих братьев Бориса и Глеба Святополк, прозванный Окаянным, начинает править в Киеве, а Ярослав, собрав войско, в том числе и из варягов, двинулся на Киев войной. Святополк расположил свои войска между двух озер, что стало его роковой ошибкой. В битве за Киев на стороне Святополка выступили печенеги, однако в битве между армиями Ярослава и Святополка печенеги не смогли помочь войска союзника, так как находились на другой стороне обледеневшего озера, к которому прижимал киевские войска Ярослав. Воины Святополка не были готовы к сражению, вечером у них состоялся бурный праздник, а рано утром Ярослав нанес удар. Киевские войска были оттеснены на лед, который начал трескаться, воинам Святополка было некуда деваться, они были зажаты между водами, покрытыми неверным льдом. Святополк проигрывает эту битву и бежит в Польшу, а Ярослав начинает княжить в Киеве. Во втором военном походе Святополка против Ярослава изгнанного князя поддерживал его тесть - польский король Болеслав. Их объединенные войска берут Киев, однако после внутренней распри между Святополком и польским королем русские начинают бить поляков, уничтожаются польские гарнизоны в городах. Происходит это, вероятно, по приказу Святополка, чем он вынуждает Болеслава бежать из Киева. Однако Болеслав не просто бежал, но бежал, прихватив с собой множество пленников и княжескую казну. После того, как Святополк теряет польских союзников, Ярослав со своим войском вновь изгоняют его из Киева, и тот бежит к печенегам. Таким образом, Святополк теряет своего польского союзника, в качестве военной поддержки у него остаются только печенеги. Печенеги выступили на стороне Святополка и в последней его битве с братом на реке Альте в 1019 году. Нестор описывает эту битву так: Пришел Святополк с печенегами в силе грозной, и Ярослав собрал множество воинов и вышел против него на Альту. Ярослав стал на место, где убили Бориса, и, воздев руки к небу, сказал: "Кровь брата моего вопиет к тебе, Владыка! Отомсти за кровь праведника сего, как отомстил ты за кровь Авеля, обрек Каина на стенание и трепет: так обреки и этого". Помолился и сказал: "Братья мои! Хоть и отошли вы телом отсюда, но молитвою помогите мне против врага сего - убийцы и гордеца". И когда сказал так, двинулись противники друг на друга, и покрыло поле Альтинское множество воинов. Была же тогда пятница, и всходило солнце, и сошлись обе стороны, и была сеча жестокая, какой не бывало на Руси, и, за руки хватаясь, рубились, и сходились трижды, так что текла кровь по низинам. К вечеру же одолел Ярослав, а Святополк бежал. По одним данным Святополк умер вскоре после битвы, возможно от болезни, возможно от яда, по другим был обезглавлен во время сражения варягом Эймундом, который принес голову Святополка Ярославу в качестве трофея. После поражения Святополка печенеги более 15 лет не беспокоили Русь, но в 1036 г. совершили поход на Киев, в то время как Ярослав был в Новгороде. Ярослав собирает войска из варягов и славян и с этой армией вернулся к Киеву. Битва произошла на том месте, где, по словам Нестора, «ныне стоит святая София, митрополия русская: было здесь тогда поле вне града». Киевский князь строит свою армию следующим образов: варяги стоят в центре и образуют ядро войска, на правом крыле были киевляне, а на левом – новгородцы. В этот раз войско печенегов, судя по ПВЛ, было действительно огромным, посему кочевники двинулись на приступ города. Нестор так описывает эту битву: «И была сеча жестокая, и едва к вечеру одолел Ярослав. И побежали печенеги врассыпную, и не знали, куда бежать, одни, убегая, тонули в Сетомли, иные же в других реках, а остаток их бегает где-то и до сего дня». Основная их масса ушла в степи Северо-Западного Причерноморья и с 40-х годов XI века стала тревожить своими набегами балканские провинции Византии. Империя вела с ними затяжные, кровопролитные войны. Не вынеся тягот войны с Византией на западе и с торками-гузами на востоке, часть печенегов перешла Дунай и на правах федератов стала служить империи. Другие были расселены киевскими князьями вместе с торками в Поросье, где они стали известны под именем черных клобуков. Третьих принял венгерский король на условиях несения пограничной службы. Однако отдельные группы печенегов и торков продолжали кочевать в южнорусских степях в первой четверти XII века. Например, в 1103 году, возвращаясь из похода против половцев, Владимир Мономах встретил на реке Сутени (Молочной) и забрал с собой на Русь печенегов и торков. До 1117 года печенеги и торки составляли гарнизон русского города Саркела - Белой Вежи, однако важную роль в истории Руси они уже не играли. Хоть печенеги и появлялись на Руси часто, походы их не были успешными, печенеги не взяли ни одного города, ни разу не получили дани, да и большинство походов их заканчивались поражением. В отличие от хазар и авар, печенеги не имели сформировавшегося государства, поэтому и угрозу для русских земель представляли куда меньшую, чем могущественные каганаты.
|