Студопедия — УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ. Войдя из нартекса в Софийский собор, посетитель знакомится с внутренней архитектурой, сохранившейся с XI века без особых изменений
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ. Войдя из нартекса в Софийский собор, посетитель знакомится с внутренней архитектурой, сохранившейся с XI века без особых изменений






АРХИТЕКТУРА И РОСПИСИ ИНТЕРЬЕРА Софийского СОБОРА

Войдя из нартекса в Софийский собор, посетитель знакомится с внутренней архитектурой, сохранившейся с XI века без особых изменений. Впечатления от первого знакомства с интерьером Софийского храма прекрасно передал известный советский историк академик Б. Д. Греков: "Переступив порог Софии, вы сразу оказываетесь во власти ее грандиозности и великолепия. Величественные размеры внутреннего пространства, строгие пропорции, роскошные мозаики и фрески пленяют вас своим совершенством раньше, чем вы успеете вглядеться и вдуматься во все детали и понять все то, что хотели сказать создатели этого крупнейшего произведения архитектуры и живописи".

ПЛАН СОФИЙСКОГО СОБОРА, 1-й этаж

Первый этаж

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

Древние части Софийского собора (XI-XII вв.)
Достройки XVII-XIX вв.
Экспонируемые раскопки
Маршрут экскурсии

1. Макет. Софийский собор в XI-XII вв.
2. Макет. Софийский собор. Современный вид.
3. Двери XVIII в.
4. Пороги XI в.
5. Основы столбов аркады XI в.
6. Фрагменты пола XI в.
7. Иконостас XVIII в.
8. Плита престола XI в.
9. Пол конца XVII - нач. XVIII в.
10. Горнее место и кресло митрополита XI в.
11. Саркофаг Ярослава Мудрого.
12. Гробницы Платона Городецкого.
13. Гробницы Евгения Болховитинова.
14. Оконная рама XI в.
15. Княжеская гробница.
16. Основы кладки аркбутана XI в.
17. Фрагменты архитектурных каменных деталей собора XI в.
18. Вход и ступени башни XI в.
Теги: бывшая княжеская усыпальница, прежняя галерея, алтарь Георгия, жертвенник Петру и Павлу, трансепт, нартекс, главный алтарь, центральный неф, жертвенник акиму и Анни, алтарь Михайла, крещальня, Южная башня

 

Внутренняя планировка Софийского собора четкая и ясная: прямоугольное в плане здание, вытянутое по оси север-юг, разделено двенадцатью крещатыми столбами на пять нефов - продольных коридоров, которие в восточной части заканчиваются полукругами апсид. Центральный неф вдвое выше и шире боковых и равен по размерам трансепту* - главному поперечному членению. С севера и юга трансепт замыкают двухъярусные трехпролетные арки, которые внизу опираются на восьмигранные, а вверху - на пучковые столбы*.

Такая же аркада* замыкала когда-то с запада и центральный неф Софийского собора. От нее остались основы восьмигранных столбов, найденные во время археологических исследований.

Главный алтарь:

Таким образом, в XI веке центральный неф и трансепт образовывали в сечении равноконечный пространственный крест, над центром которого возвышался главный купол Софийского собора. Его держали подпружные арки*. Переход от подкупольного квадрата к круглому барабану осуществлен с помощью парусов* (сферических треугольников). Такой тип храма называется крестовокупольный. Византийская крестовокупольна система, положенная в основу архитектурной композиции Софии Киевской, получила дальнейшее развитие в древне-русском зодчестве.

От архитектуры интерьера Софийского собора с XI века не сохранилась лишь западная часть центрального нефа. В результате перестроек XVII-XVIII веков погибла трехпролетная арка, переработаны своды в западных членениях, на месте древнего главного входа сделана большая арка. Остатки мраморного порога XI века обнаружены при археологических раскопок.

Второй этаж занимают просторные хоры* (полати), размещенные над боковыми нефами и в западной части Софийского собора. Полати - это место для князя и его придворных, а простому люду надлежало находиться внизу. Таким образом, архитектура сооружения подчеркивала классовую дифференциацию феодального общества. Размеры Софийского собора таковы: длина - 37 м, ширина - 55 м, высота от пола до зенита центрального купола - 29 м.

Вид на западные хоры:

Трансепт:

Большую роль в решении внутреннего пространства играла освещенность различных помещений сооружения. С более низкими затемненными боковыми нефами и галереями резко контрастировало центральное подкупольное пространство, освещенное двенадцатью окнами центрального барабана купола. Это давало возможность тем, кто входил в храм, сосредоточить внимание на алтаре.

На стенах Софийского собора сохранился уникальный по своей художественной ценности ансамбль монументальной живописи XI века: 260 кв.м мозаик (изображений, набранных по сырой штукатурке кубиками стекловидной массы - смальты) и около 3 тысяч кв.м фресок (росписей водяными красками по сырой штукатурке).







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 510. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия