Анимизм и фетишизм славянского язычества
У славянского народа сложилась характерная для древности языческая религия. Языческие верования объединяли человека и природу в неразделимое целое. Люди считали, что их жизнь подчиняется тем же законам, по которым сменяются времена года. Внешний мир, животные и растения были своеобразными «собеседниками» древнего человека, его друзьями или недругами. Лес, горы, камни, озера, реки — любое из явлений природы казалось славянам одушевленным. В языческие времена человек чувствовал себя словно песчинка, беспомощным и немощным перед лицом грозных стихий. Эти стихии и считались «богами». Их наделяли чисто человеческими качествами. Выделяют три основных этапа развития славянского язычества. На первом этапе язычники-славяне поклонялись различным неодушевлённым и одушевлённым предметам, обожествляли силы природы. Вера в сверхъестественные возможности какого-либо объекта называется фетишизмом. Фетишем могли быть добычливые орудия охоты, деревья, плоды которых утоляют голод, и т. д. Первоначально предмет сам по себе воспринимался как проявление сверхъестественных сил. С усложнением мышления человек, задаваясь вопросом об источнике этих сил, начинает думать, что их носителем является существующая в объекте какая-то неведомая ему сила - своеобразный двойник данного объекта. Зримый образ этого “двойника” ещё не сложился в сознании людей, и он выступал безликим и бесформенным, не оторванным от предмета. Природа представлялась одушевленной или населенной множеством духов Это уже новая форма развития верований– анимизм. У восточных славян отголосками фетишизма и анимизма было поклонение, например, камням, деревьям, рощам. Древние славяне «клали требы» (приносили жертвы) упырям и берегиням, т. е. поклонялись злым и добрым духам, управляющим стихиями (водным источникам, лесам и т.д.). Жертвы приносились также фетишам, т.е. предметам, которые по представлениям древних славян имели бессмертную душу. Например, Синь-камень. В дославянские племена ему покланялось туземное население язычников-мерян. Сменившие их в IX–XI вв. славяне продолжали покланяться камню. При встрече весны камень украшали цветами и лентами, вокруг него водили хороводы. “Конь-камень”– фетиш, которому местные жители приносили в жертву лошадей. А в Приднепровье был распространён культ дуба. Византийский император Константин Багрянородный в своём сочинении “Об управлении государством” (948– 952), основываясь на личных впечатлениях, писал о россах – русских, что они в походе “у весьма великого дуба приносили в жертву живых птиц”.
|