Д. Словарь терминов и понятий
Абуна («отец наш», от древнееврейского «Аб» ) – официальный титул главы Эфиопской православной церкви: митрополита, а с 1959 г. – патриарха. ***** ВВАС (Высший военный административный совет) –Высший орган государственной власти в Эфиопии, возникший в результате революции 1974 г., управлявший страной до введения в действие конституции 1987 г. Первоначально ВВАС состоял из 120 военнослужащих в звании от рядового до майора. Высший орган ВВАС – съезд. Он избирал Центральный комитет из 32 членов и Постоянный комитет из 16 членов, определял основные направления внутренней и внешней политики, утверждал бюджет, планы развития, определял задачи обороны, государственной безопасности, ратифицировал договоры, принимал решения о создании или ликвидации государственных органов и общественных организаций, объявлял войну или чрезвычайное положение, назначал или увольнял членов ВВАС и т. д. Центральный комитет ВВАС осуществлял общее руководство внутренней и внешней политикой, а Постоянный комитет ВВАС – политико-идеологическое руководство и контроль над выполнением Программы национально-демократической революции. Интересно, что при создании ВВАС его члены дали клятву в шести частях: не пытаться завладеть властью для себя, не вести внутренних склок, не делать никаких трайбалистских и религиозных различий, решения принимаются большинством, после революции комитет распускается и возвращается по казармам, нарушители клятвы заранее согласны с наказанием. Председатели ВВАС: – Аман Микаэль Андом, 12 сентября 1974 – 17 ноября 1974; – Менгисту Хайле Мариам, 17 ноября 1974 – 28 ноября 1974; – Тафари Банти, 28 ноября 1974 – 3 февраля 1977; – Менгисту Хайле Мариам, 11 февраля 1977 – 10 сентября 1987. ***** Дэрг («Совет», «Комитет»)– обозначение ВВАС на языке амхара. ***** Миафизитство – (древнегреческое, в русском переводе – «единая природа») – православная христологическая доктрина, утверждающая нерасторжимое единство Богочеловеческой природы Иисуса Христа. Миафизитство возникло в V в. вследствие богословской полемики и поныне исповедуется Древневосточными православными церквями (Сирийской, Коптской, Армянской, Эритрейской, Эфиопской и др. православными церквями). Очень часто миафизитство ошибочно отождествляется с монофизитством. ***** Ныгус, Ныгусэ-нэгэст (царь, царь царей) – официальный титул императора Эфиопии. ***** Рас – феодальный властитель в Эфиопии, примерное русское соответствие – князь. ***** Растафарианство – монотеистическое религиозное движение, возникшее на базе христианской культуры среди потомков африканских рабов на Ямайке в 30-х гг. ХХ в. Его сторонники называются растаманами или раста. Название Растафари происходит от имени последнего императора Эфиопии Хайле Селассие I, бывшего до коронации известным как Рас Тафари Маконнен. Растафарианство представляет собой структурно крайне аморфное движение, включающее в себя множество групп (в том числе и примыкающих к Эфиопской православной церкви), именуемых «Особняками Растафари», религиозно-этические, социальные и политические воззрения которых не совпадают, а порой и прямо противоречат друг другу. В основе растафарианства, если брать его общие положения, лежит учение ямайского публициста, идеолога панафриканизма и лидера негритянского общественного движения «Назад в Африку» Маркуса Гарви (в растафарианстве считающегося пророком). Согласно растафарианскому толкованию Библии, чернокожие, подобно израильтянам, были отданы Иеговой (Джа) в рабство белым в наказание за грехи и должны жить под гнетом Запада, именуемого не иначе как Вавилон, в рамках современной социально-политической системы, основанной на западных либеральных ценностях, в ожидании пришествия Джа, который освободит их и уведет в «рай на земле» – Эфиопию. По мнению Маркуса Гарви, нужно было ожидать знамения: коронации «черного» царя в Африке. Предсказание свершилось, когда в 1930 г. Рас Тафари, взявший имя Хайле Селассие I, был коронован императором Эфиопии. Последователи растафари верят, что Селассие является потомком библейского царя Соломона и царицы Савской, воплощением Джа и почитают его как Бога-Отца – царя царей и мессию. Этика растафарианства основывается на принципах африканской самобытности, братской любви к ближнему, взаимной поддержки, доброжелательности ко всем людям и неприятии западного образа жизни. Расты не занимаются обращением в свою веру, считая, что человек должен открыть в себе Джа самостоятельно. Кстати, в этом сторонникам растафарианства помогает «духовное употребление» конопли (каннабиса). Еще одним средством привлечения новых сторонников служит музыкальный стиль «регги», возникший на Ямайке и особенно популярный в США, Великобритании и Африке. В конце ХХ в. в мире насчитывалось около 1 000 000 раста. ***** Фалаша – (на языке геэз – «пришельцы»; самоназвание бета Исраэль — «дом Израиля») – этнолингвистическая группа евреев (к моменту переселения в Израиль ~ 45 тысяч человек), которая в ХХ в. проживала Эфиопии. Фалаша были потомками аравийских евреев, которые начиная с V в. добровольно переселялись в Эфиопию или в VI в. были насильственно переселены сюда из Йемена. В ХХ в. они населяли области вокруг озера Тана и к северу от него, главным образом в провинции Гондар (ныне регион Амхара, зона Северный Гондэр), Тыграй и в городах Гондэр (в отдельном квартале) и Аддис-Абеба. Основным их занятием было земледелие, а также ремесла: гончарное, кузнечное и ювелирное, прядение, ткачество, плетение корзин. Многие работали в городах на строительстве. Эфиопские евреи, как и крымские караимы, исповедовали неталмудический иудаизм. В 1977 – 1993 гг. абсолютное большинство эфиопских евреев переселилось в Израиль (операции «Моисей» и «Соломон»). Лишь отдельные семьи и разрозненные группы пока остаются в Эфиопии. По оценочным данным в начале XXI в. в стране проживали от 3200 до 8700 человек. Кроме того, в стране живет от 30 до 100 тысяч эфиопских евреев, насильственно обращенных в христианство, и их потомков, так называемых фалашмура, значительная часть которых стремится вернуться к иудаизму и переехать в Израиль. *****
|