Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 5. Развитие дизайна в России





· Особенности развития отечественного дизайна

(инженерный дизайн, производственное искусство)

Российский дизайн имеет десять веков развития, как отмечает Н. В. Воронов, теоретик дизайна. Россияне, как и все другие народы, также стремились внести красоту в мир бытовых вещей, средства транспорта, в машины и инженерные сооружения. Однако понимание красоты было поверхностным, традиционным. Красота воспринималась как нечто поверхностное, приложенное к машинному фабрикату.

Причины: 1) отдельные появившиеся объекты не оказали влияния на массовое строительство, кораблестроение, производство бытовых вещей;

2) в России не было организации, подобной немецкому объединению художников, преподавателей и мастеров (Веркбунд), которые осуществляли программную связь между промышленностью и искусством.

Рассмотрим моменты, повлиявшие на восприятие общественностью дизайна как самостоятельного направления деятельности.

1. Инженерный дизайн России. Инженерный дизайн, по оценке специалистов, находился на высоком уровне. Благодаря новым инженерным изобретениям родились первый трамвай (Пироцкий), русский свет (свеча, Яблочков), электролампа накаливания (Лодыгин), самолет «Илья Муромец» (Сикорский). Деятельность в области инженерного дизайна была прервана первой мировой войной и революцией 1917 года. Многие специалисты считают, что Россия могла бы стать в ближайшем будущем одним из ведущих мировых центров в области инженерного дизайна. Показательны такие изобретения, как первый в мире тепловоз имени Ломоносова и «гиперболоидная» башня (Шухов). Эти уникальные изобретения появились в то время, когда дизайн еще продолжал по инерции развиваться по намеченным до 1917 года направлениям.

2. Рождение модерна в России. Чрезвычайно важно отметить второй момент в истории развития российского дизайна. Произошли изменения в сфере пространственных искусств. Они начались в середине ХIХ века, когда одновременное существовали разные стили: мавританский, китайский, древнерусский. Вместо основательных, массивных вертикалей и горизонталей в предметах быта и зданиях появились текучие, извивающиеся гибкие линии. Модерн возродил такие техники как витраж, керамическая облицовка, монументальная мозаика, придав им самостоятельную и содержательную роль.

Наконец, в русле «постмодерных» исканий появились картины Кандинского, архитектоны Малевича. Таким образом, искусство уже было подготовлено к поиску новых форм, к появлению и восприятию новых предметов быта, мебели, одежды.

3. Изменения в общественном восприятии предметного мира. В начале ХХ века произошел определенный перелом в общественном восприятии предметного мира. Вероятно, это было связано с развитием промышленности и массовым выбросом на рынок стандартизированных изделий.

Известно, что первые фабрикаты представляли собой плохие копии ремесленных изделий, то есть машина изготавливала подделки под ручной труд. Обилие таких товаров стало беспокоить специалистов, ученых, интеллигенцию, тем более что в России стали известны работы Уильяма Морриса и Рескина. Настроение подпитывала и практика мастерских в Абрамцево и Талашкино.

Итак, с позиции эволюции общественного сознания конец ХIХ и начало ХХ века подготавливали и разрыхляли почву для последующего развития дизайна.

 

· Производственное искусство







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 560. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия