В космоцентрической концепции субстанцией выступает космос. Механизмом возникновения человека из космоса становится эманация. Эманация - это истечение низших сфер бытия из высших, при этом высшие сферы остаются в неизменном состоянии, а низшие сферы сохраняют в себе структуру высших сфер, подчиняясь принципу «все в одном и одно во всем». Образ человека, отражая подобие высшей реальности - макромира, представляет собой микромир с одной для всех живых существ душой. И этих концепциях, как правило, природа человека изначально добра, потому что космос, имея благую природу своего происхождения, распределяет эту благодать и на все свои части. Следовательно, для того чтобы достигнуть совершенства, нужно только не изменять своей природе. Среди большого числа примеров, демонстрирующих наглядность космоцентрической концепции, мы выбрали платоновскую доктрину, где великолепно иллюстрируется связь метафизической картины мира с антропологической концепцией. Мир платоновских идей представляет собой абсолютную иерархию идеальных субстанций, каждая из которых наделена не только смыслом своего существования, не только местом пребывания в пространстве, но также и числом, отражающим долю ее участия в жизни Целого. Так единицей - самым высоким числом бытия - обладает сверхсущее Благо, для которого все прочие идеи являются как бы результатом его истечения и потому по мере своего удаления получают не только место во всеобщей иерархии идей, но и число, качественно определяющее это место. Для того чтобы подчеркнуть эманационную природу бытия, Платон сравнивает Благо с Солнцем, без истечения тепла и света которого немыслима ни одна форма жизни.