философское понятие, обозначающее сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям. Изучением и интерпретацией природы человека занимаются на разных уровнях обобщения философия, антропология, эволюционная психология, социобиология, теология. Однако среди исследователей не существует единого мнения не только о характере природы человека, но и о наличии природы человека как таковой.
В философии единого и однозначного определения человека и его природы не существует. В широком смысле, человека можно описать как существо, обладающее волей,разумом, высшими чувствами, способностями к коммуникации и труду.Кант, исходя из понимания природной необходимости и нравственной свободы, разграничивает антропологию на «физиологическую» и «прагматическую». Первая исследует то, «… что делает из человека природа…», вторая — то, «… что он, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам». Происхождение человека связано с происхождением жизни вообще. Природа и сущность человека может постулироваться в зависимости от того, каким образом произошёл человек. В случае, если постулируется, что человека создал Бог, то для человека естественно быть благодетельным и послушным верующим, если же принять, что человек произошёл от животных более низкого уровня развития, то естественными окажутся многие низменные инстинкты. Также существуют гипотезы, согласно которым человеческое тело является продуктом эволюции, а высшим психическим способностям (таким как разум) человек обязан внешнему, например божественному, вмешательству