Сократ, в отличие от софистов, не сомневался, что можно прийти к правильным ответам, если подходить критически и систематично к изучаемому предмету. Сократ на протяжении всей жизни удивлялся, почему люди такое большое внимание уделяют вещам очень далёким от них (космос, материя, основа бытия, сущность), в то время как на вещи, непосредственно связанные с их личным бытием (душа, чувства, разум, воля, потребности), почти не обращают внимания. Сократ стремился переориентировать человека на самого себя в соответствии с широко известным изречением храма дельфийского оракула: «познай самого себя и ты откроешь тайну всех вещей». Сократ имел привычку спрашивать у людей ответы на вопросы, которые считались удручающими и неприятными, с тем, чтобы опровергнуть общепринятые поверхностные объяснения и положить начало критическому познанию. Сократ принуждал своего собеседника точно и однозначно сформулировать свою мысль. В связи с этим известно изречение Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю». Интерес к философии природы у Платона имел совсем не эмпирический и не материалистический характер. Платон, увлекаясь натурфилософией, вовсе не стремился объективно исследовать окружающий человека мир.Платон в своём учение противопоставлял мир «идей» и материальный мир. Платон утверждал, что определённые вещи существуют независимо от нашего ума, представлений и идей. Таким образом, Платон метафизически отождествлял объективность с миром форм (идей).Платон утверждал что всё существующее в нашем мире существует лишь потому, что является копией универсальной, неизменной формы (идеи) и что существует иерархия идей. В этике Платона, Аристотеля идеал поведения — чувство меры — не роскошь, но и не нищета. Однако недостойно лишь знать, что такое добродетель, следует действовать и жить в соответствии с добродетелью. Также Аристотель различал между хорошим человеком и хорошим гражданином, особенно в регрессирующем режиме. Таким образом, этическое учение Аристотеля стало существенным добавлением к античной традиции определения нравственного действия.
6. теоцентрическая концепция человека.
Олицетворением этой "бездомности" становится Августин, фигура, знаменующая собой зарождение нового мировоззрения и новой парадигмы человека. Августин жил в 4 в. и был воспитан в традиции греческой философии, но именно он стал основоположником новой теоцентрической концепции человека. В теоцентрической концепции, берущей начало от иудаистического монотеизма, человек начинает пониматься как борьба противоположностей — Света (Божественного) и Тьмы (греховного, человеческого). Единственный путь к воскрешению цельности — вера. Не блуждай вовне, а войди внутрь себя, — вот кредо Августина. Казалось бы, это вполне в духе античной традиции. Но Августин вовсе не считает, что основное содержание человека — разум. Человек есть бездна, и легче счесть его волосы, чем движения его сердца.