Основы национальной политики царизма на рубеже веков.
Основа национальной политики – духовная, а не этническая: 1) Русский язык; 2) Православие; 3) Русская культура. Этнические субстраты великорусского этноса: -Крещеные татары, -крещеные литовцы, -православный древнерусский реликт; -финно-угорские племена. По переписи населения 1897 года: 47% - русские 19% - украинцы 5% - белорусы Инородцы - кочевое население (в первую очередь), а потом все народы, которым было отказано в русскости. Стал формироваться русский национальный характер (русский менталитет), которому были свойственны: 1). Миролюбие (хозяйственная деятельность – земледелие). 2). Стихийный интернационализм – в русском языке любая национальность имя существительное (финн, белорус…), а русский – прилагательное. Причина в том, что русский этнос образовывался на религиозной основе. (4 компонента легли в основу создания русского этноса в 14 веке: реликты древнерусского этноса, литовский э., татарский э., финно-угорские племена.). 3). Экстенсивный характер мышления, широкий размах русской натуры («воля»). 4). Безмерность в стремлении дойти до самой сути. 5). Терпение, настойчивость самоотверженный труд ради достижения поставленной цели (жесткие природные условия). 6). Артельность, коллективизм, общинность. 7). Овральность (например, для быстрого сбора урожая). 8). Оборонительный национализм (не было естественных границ, необходимых для защиты от внешних врагов => встал острый вопрос о необходимости национальной консолидации). Основные принципы национальной политики Р.И.: 1. Налаживание сотрудничества с национальными элитами и превращение национальных элит в составную часть российской элиты А). Сотрудничество и контакты центра с нерусскими элитами. Б). Интеграция национальных элит в состав российского дворянства (как конечная цель). Чтобы войти в дворянство в России необходимы были:1). Наличие земли; 2). Наличие крепостных. В). Подготовка харизматических лидеров из числа национальных элит, которые становятся национальной гордостью (патриарх Никон, Суворов, Тургенев, Карамзин). 2. Веротерпимость (никогда не было религиозных войн). 3. Невмешательство во внутренние дела нерусских народов. Признание обычаев, традиций, социальных иерархий, которые сложились в рамках того или иного этноса. 4. Политика по отношению к нерусским народам была более мягкой, чем по отношению к русским (меньше налоги, отсутствие крепостного права и рекрутской повинности). 5. Этническая и конфессиональная принадлежность никогда не считались препятствием для карьерного роста. Ценились образованность, профессионализм и лояльность к центру. 6.Народы всегда были не объекты, а субъекты (непосредственные участники истории России). Причины тяготения народов России к имперскому центру: 1. Гарантии безопасности жизни и имущества всего населения (100%). 2. Возможность резкого скачка в социально-экономическом развитии (Россия щедро делилась своим опытом). 3. Приобщение к мировой культуре. С налаживанием сотрудничества с национальными элитами возникли определенные проблемы. Казахи, башкиры, сарды (узбеки) – элиты этих народов не могли интегрироваться в российскую элиту (это оседлые народы). Литовцы, латыши, эстонцы, белорусы вообще не имели элитного слоя. Классификация народов Российской Империи (их характеристика): 1 Большие или старые народы: a) наличие собственной национальной элиты (азербайджанцы, немцы, поляки); b) высокий уровень культуры; c) живые традиции государственности; d) их важнейший принцип – лояльное отношение к центру, который в свою очередь стремится инкорпорировать их элиту в российское дворянство (кроме казахов, башкир, сартов). 2 Малые или молодые народы (литовцы): a) неполная социальная структура (нет национальной элиты-латыши, литовцы, белорусы, украинцы); b) отсутствие или прерванность процессов в культуре; c)отсутствие или прерванность процессов в государственном строительстве. Эти малые народы также называют «крестьянскими народами», т.е. такими народами, которые не имеют национальной элиты. Таким образом, власть в России де-факто «донациональная», так как в Х1Х веке национальный вопрос (кроме польского) не стоял. И только намного позже появляется украинский вопрос. Фактически не было национальных движений. Фазы национальных движений: 1. Разработка и развитие культуры, языка, традиций, и появлений групп энтузиастов, небольшой группы ученых, изучающих их. 2. Национальная агитация патриотов с целью консолидации этноса, его верхов и низов и распространения национального самосознания на все слои общества. 3. Массовое национальное движение с целью обретения независимости (автономии). В России: 1). Польское национальное движение (дворянский тип национального движения, польской шляхты) – не было объединения низов и верхов в единую польскую нацию. 2). Культурное национальное движение исламского толка (джадидизм, джадид – «новый») – введение равноправия женщин, реформы ислама в соответствии с модернизацией общества, светскость образования и т. д. 3). Национальное движение малых народов (не против центральной власти, а против своей инонац. элиты – поляки, остзейцы, немецкие бароны). В Западных территориях обстановка благоприятствовала развитию капитализма (у эстонцев, латышей, литовцев, белорусов, часть украинцев). Волнение в этих территориях безусловно были, но здесь этнический, конфессиональный компонент накладывался на социальный, то есть недовольство этих народов направлялось не против центра, а против национальной элиты. Особенности русского национализма: 1. Развивается сверху вниз (власть - наднациональна) 2. Не было единого русского движения 3. Но были альтернтивы Однако в конце 19 века наблюдались попытки самодержавия отойти от принципов национальной политики: 1) отход от политики веротерпимости в отношении польских католиков – с 1864 года (ликвидация церковных землевладений)
|