Особенности формирования политических партий и становление национальных институтов власти в Казахстане и Средней Азии в 1905-1917 годы.
Россия формировалась как многонациональное государство. К концу XIX – началу XX в. в империи проживало около 100 наций. Самодержавие строило свою национальную политику на великодержавных принципах. Начиная с 90-х гг. XIX в., оно повело активную политику, направленную на уничтожение автономии Финляндии. После восстания 1863 г. были ликвидированы остатки автономии Королевства Польского. Национальные противоречия проявлялись и в Прибалтике, на Украине, в Средней Азии, на Кавказе. Фазы национальных движений: 1. Разработка и развитие культуры, языка, традиций, и появлений групп энтузиастов, небольшой группы ученых, изучающих их. 2. Национальная агитация патриотов с целью консолидации этноса, его верхов и низов и распространения национального самосознания на все слои общества. 3.Массовое национальное движение с целью обретения независимости (автономии). Характерна 3 фаза с элементами 2ой. Выразителями национальных интересов малых народов на рубеже XIX-ХХ вв. стали национальные партии. Их национальный “характер” проявлялся в том, что во главу угла в системе партийных приоритетов они ставили решение национального вопроса как первого и необходимого условия для будущего государственного переустройства империи. Идея национального возрождения играла важнейшую, если не определяющую, роль в становлении национальных политических партий России. Надо отметить, что процесс национального партийного строительства отмечался своей неравномерностью. Раньше всего (в целом на 10-15 лет, чем по всей империи) национальный партии стали появляться в Закавказье, а точнее в Армении. По идеологическому признаку национальные партии обычно классифицируют таким образом: 1. Партии консервативного направления. 2. Партии либерального направления. 3. Партии социалистической ориентации. В Среднеазиатском регионе, а также в Казахстане уровень национального самосознания был невысок, связи с чем идеологическая и организационная дифференциация политических движений происходила позже, чем, например, в Царстве Польском. В Казахстане национальное движение стало набирать силу только после февраля 1917 года, вопрос о создании партии всего казахского народа встал на повестку дня. За такой всеказахский мотив в формировании партии говорит и название предполагаемой партии Алаш (имя мифического предка казахов, символ государственности). В результате было провозглашено образование казахской территориально-национальной автономии с названием Алаш. Есть основание считать, что после февраля 1917 г. в Казахстане была создана национально-территориальная автономия Алаш, а не партия Алаш. Видимо, политическая обстановка того времени настоятельно требовала в первую очередь становления национальных институтов государства, которые обогнали в своем развитии процесс формирования политической партии. В Средней Азии процесс формирования политических партий начался после революции 1905-1907 гг. на основе общественного и культурно-просветительного движения джадидизма. В рамках этого движения первоочередными задачами были: 1. Модернизация мусульманской общины через реформы и просвещение. 2. Достижение духовного и политического единения мусульман всей России. 3. Выработка форм взаимодействия русских мусульман с Западом. 4. Преодоление культурной отсталости российских мусульман. 5. Поиск путей интеграции традиционного мусульманского общества в индустриальный, капиталистический мир. Джадидизм как движение не имел в России единого центра и был наднациональным движением. В Туркестанепосле февральской революции процесс формирования национальных политических партий ускорился. В марте 1917 г. на собрании делегатов было решено создать свою национальную (узбекскую) политическую организацию, которая бы защищала интересы мусульман. Новая политическая организация получила название Шура-и-Исламия (Исламский совет). По своему национальному составу организация была по преимуществу узбекская. Изначально Шура-и-Исламия формировалась не только как политическая организация, но и как орган местной власти (наподобие Алаш). Однако, в отличие от Алаш, Шура-и-Исламия смогла создать функционировавшую организационную структуру, схожую со структурой политической партии. Программное заявление Шура-и-Исламия, имевшее название Временные законы, было выдержано в духе джадидизма. Оно выдвигало требование распространения среди мусульманского населения Туркестана идей обновления общества. В области национально-государственного строительства Шура-и-Исламия выдвигала требование создания местных органов самоуправления, во главе которых стояли бы представители коренного населения. Будущее Туркестана Шура-и-Исламия видела в создании Туркестанской автономной республики в составе демократической России. Шура-и-Исламия выступала также за устранение недоверия между всеми народами, проживавшими в Туркестане. Недовольные светской ориентацией Шура-и-Исламия представители ортодоксального мусульманского духовенства вышли из организации и создали новое политическое формирование традиционалистко-консервативного толка с элементами исламистской нетерпимости – Шура-и-Улемия (Совет духовенства). Новая политическая группировка враждебно отнеслась к политической программе Шура-и-Исламия. В противовес им Шура-и-Улемия видела будущее Туркестана в сохранении традиционного уклада мусульманской жизни, в котором важнейшую роль играло бы исламское духовенство. По существу, целью новой организации стало стремление законсервировать феодальный строй в Туркестане и построить государство, которое бы управлялось по законам шариата. В области государственного устройства требования Шура-и-Улемия были гораздо радикальнее: отделение Туркестана от России и создание в Средней Азии единого мусульманского государства под эгидой Турции.
28. Россия: национальный вопрос. Путин (статья в независимой газете от 23.01.12 В своей статье ВВП: - подчёркивает фундаментальный характер национального вопроса в России и во всём мире, говорит о проблемах мультикультурализма, с которыми сегодня сталкивается Европа. - говорит, что национальные и миграционные проблемы в России напрямую связаны с разрушением СССР. Напоминает, что после развала страна оказалась на грани гражданской войны, а кое-где – и за этой гранью (имеет в виду, конечно, Чечню). - говорит, что 4 ноября (день народного единства) – день победы не над поляками, а «день победы над собой», типа успешное единение несмотря ни на что. - заявляет, что Россия исторически – многонациональное государство с сотнями этносов. При этом русский народ и его культура – (наше любимое слово) СТЕРЖЕНЬ, скрепляющий единство. И враги пытаются вырвать его из России. Призывы к построению моноэтнического гос-ва в России – бред и провокация. Россия – многонациональное общество, но при этом – единый народ. - ещё раз подчёркивает особую роль русского народа. Его миссия – объединять, скреплять российскую цивилизацию, где идентичность определяется общими ценностями («культурный код»). Утверждает, что необходимо крепить в образовании роль русского языка, русской литературы, отечественной истории. Ни к селу ни к городу вдруг говорит, что нужно ввести список 100 книг, которые должен прочесть самостоятельно каждый ученик средней школы, а на выпуске – написать сочинение на тему прочитанного. Видимо, это он собирается так крепить рррусскую культуру. - говорит, что необходима политика гос-ва в области культуры. Нужна культурная политика, которая будет крепить единство. - ВАЖНО: говорит о том, что необходимо создание спец. структуры, которая будет ответственна за вопросы национального развития, взаимодействия этносов. Насколько я помню, Булатов говорил, что-то вроде: «Зачем нужна ещё одна структура, если их и так овер дохуя, но всё равно ничего не работает?». - упоминает необходимость сотрудничества гос-ва с религиями и конфессиями - кэпствует на тему того, что гос-во должно работать эффективно и не допускать нац конфликтов. - ВАЖНО: говорит, что никаких региональных партий быть не должно – это путь к сепаратизму и развалу страны. - по поводу миграционной политики заявляет следующее: 1) необходима «селекция» в миграции, чтобы ехали к нам грамотные специалисты, а не абы кто; 2) необходимо воспитывать уважение внутренних мигрантов к к-ре мест, куда они мигрируют и давать им понять, что если что будет не так, они вполне серьёзно огребут; 3) необходимо укреплять судебную систему и создавать по-настоящему эффективные правоохранительные органы: этническая преступность – проблема не просто криминала, но госбезопасности; 4) надо улучшать образование мигрантов для более эффективной интеграции. Вводить экзамены по русскому языку, например; 5) интеграция на постсоветском пространстве (грандиозный проект Евразийского союза) – эффективная альтернатива неконтролируемым потокам миграции.
|