V. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС НА XII СЪЕЗДЕ ПАРТИИ
VI. БОРЬБА НА ДВА ФРОНТА – МЕТОД БОЛЬШЕВИЗАЦИИ ИМПЕРИИ Во-первых, право народов на самоопределение есть общепризнанный принцип демократии вообще, а не изобретение Ленина, во-вторых, в русское социалистическое движение этот принцип внесли не большевики и не Ленин, а меньшевики и их лидеры Плеханов и Мартов. Право на самоопределение народов России признавали не только русские социал-демократы, но и партия русских эсеров в более категорической формулировке:«полное и безусловное признание на самоопределение», а тем народам, которые захотят остаться после революции в составе России, предлагали свободную федерацию. Ленин писал: «Социал-демократы, как партия пролетариата, ставят своей положительной и главной задачей содействие самоопределению не народов и наций, а пролетариата в каждой национальности». Противореча самому себе, Ленин в другом месте правильно определял суть самоопределения. «Под самоопределением наций разумеется государственное отделение их от чуженациональных коллективов, разумеется образование самостоятельного национального государства». Когда почти все нерусские народы после Октябрьской революции, пользуясь правом на самоопределение, вышли из империи, он их вернул обратно силой оружия. Ленин провел своеобразное разделение труда между своими сторонниками в партии: русские большевики должны были проповедовать «право нерусских народов на самоопределение», а большевики нерусской национальности, наоборот, должны были писать и настаивать на праве нерусских народов «присоединиться» к России. Авторханов многократно критикует Ленина за использование опыта США как примера для многонационального СССР. Америка образовалась как государство из разных народов Европы и, отчасти, Азии, добровольно – кроме негров – переселившихся туда, а Россия образовалась как империя из присоединенных к ней чужих народов. Причем многие из них культурно, религиозно и исторически были более древними народами, чем сама относительно молодая русская нация и русское государство. Поэтому он хотел идти по пути мирной, добровольной русификации. «Признание права на отделение, – писал Ленин, – уменьшает опасность распада государства» После февральской революции 1917 года в его взглядах по национальному вопросу произошла значительная эволюция тактики в соответствии с изменившимися условиями. В ней можно отметить четыре этапа: первый этап, Ленин ограничивается условным признанием права на самоопределение без его гарантии (со Второго съезда партии 1903 года и до Апрельской конференции 1917 года); второй этап, Ленин говорит о самоопределении с гарантией государственного отделения даже для Украины (конец апреля до июня); третий этап начался, когда Ленин впервые выдвигает идею федерации на 1-ом съезде Советов в июне 1917 г., заявив: «Пусть Россия будет союзом свободных республик». Четвертый этап в развитии национальной политики Ленина был уже этапом начала истории нового типа колониальной империи. Когда мусульманские народы Башкирии, Татарии, Туркестана, Крыма и Кавказа в полном согласии с «Обращением» объявили почти одновременно в первой половине 1918 г. о создании своих независимых мусульманских государств, то Ленин вернул их силой обратно в состав России. Таким образом, программа Ленина по национально-колониальному вопросу – это не ликвидация больших империй, не освобождение подвластных им народов, а сведение всех национальных империй в одну мировую советскую суперимперию с тем, чтобы осуществить вторую часть большевистской программы – денационализация национальностей путем слияния всех наций – как метрополий, так и колоний – в один интернациональный гибрид в виде коммунистического человечества. При этом Ленин до революции категорически отводил всякую мысль о федерации. Вот что он утверждал: «Нетрудно видеть, почему под правом самоопределения наций нельзя понимать ни федерации, ни автономии... Вставить в свою программу защиту федерализма марксисты никак не могут». После завоевания власти над Россией Ленин был намерен провести два эксперимента: во-первых, построить бесклассовое социалистическое общежитие, опираясь на прямое насилие («диктатура пролетариата») и, во-вторых, создать из более 190 народов и народностей разных рас, языков и религий одну единую коммунистическую нацию с единым языком и единой атеистической верой. Вся проблема с нацреспубликами сводилась к тому, чтобы их присоединение не выглядело как аннексия. Вот тогда только советский тоталитарный империализм показал свое истинное лицо: под видом «коренизации» в советских национальных республиках, к власти начали приходить местные националисты: национал-уклонисты в Грузии, «боротьбисты» на Украине, «нацдемовцы» в Белоруссии, пантюркисты в Татаро-Башкирии и Туркестане. Ленин хотел мирным путем добиться коммунистической интеграции нерусских народов в единую нацию с русским народом. Сталин хотел того же самого, но методами «диктатуры пролетариата». Сталин, знавший нерусские народы, хотя бы на опыте Кавказа, был убежден, что слияние наций не может быть осуществлено методом убеждения. Надо помнить, что большевики боролись не против русского шовинизма и местного национализма как таковых, а против основного препятствия большевизации: против интеллектуально-духовной элиты всех народов, с тем, чтобы изолировав ее политически, подготовить ее физическую изоляцию. Мировую революцию может организовать только «единая и неделимая» советская Россия. Ленин исходил из того, что в ее создании: первое – национализация средств производства в городе и деревне плюс сельскохозяйственная кооперация – уже означают основы создания бесклассового общества; второе – созданное на этой основе социалистическое общество будет превосходить капитализм по производительности труда и рентабельности экономики; третье – политика сближения и слияния наций в советском государстве послужит доказательством того, что только при социализме можно ликвидировать шовинизм, национализм и национальное угнетение. Такой социализм станет, по замыслу Ленина, тем земным раем, откуда никто не бежит. Как известно, с таким социализмом ничего не вышло. Ленинский тип государства в виде «советской демократии» обернулся уникальной в истории тиранией. Что же касается национального вопроса и национальных противоречий, то Сталин и его наследники их «разрешили» тем, что военно-полицейским террором загнали их вглубь, предварительно уничтожив старые национально мыслящие элиты в обоих лагерях – в русском и национальном. Если проследить историю русского и национального вопроса в советской России в 20-х годах и до середины 30-х годов, то легко придете к заключению: весь этот период характеризуется, главным образом, беспрецедентным массовым террором против национально мыслящих русских людей и диким вандализмом, направленным против национально-исторических и духовно-религиозных памятников старой России.
Присоединение Крыма к России. Политика царизма по отношению к коренному населению Тавриды. Формы и методы переселенческой политики Российского государства в Крыму (конец 18-19 вв.) Русско-турецкая война 1768—1774 годовознаменовалась присоединением Новороссии (ныне южная Украина), северного Кавказа и Крымского ханства, которое формально обрело независимость, но де-факто стало зависеть от России. С позицией России в отношении Крымского ханства не могла смириться Турция, которая не желая признавать независимость Крымского ханства, всячески пыталась восстановить свое политическое значение в этом регионе. 8 апреля 1783 года, после того как Крым в очередной раз был занят русской армией, Екатерина II подписывает манифест (рескрипт) "О принятии полуострова Крыма, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу". Турция была возмущена подобными действиями, но поскольку на тот момент она была не в силах вести войну, то ей пришлось временно смириться с данным политическим актом России. По итогам следующей русско-турецкой войны, закончившейся Ясским мирным договором 29 декабря 1791 года Турция окончательно признала присоединение Крыма к России. Для России присоединение Крыма имело огромное значение: с одной стороны, окончательно прекратились набеги крымских татар на русские и украинские земли, что обеспечило безопасность южный границ России и возможность колонизации южных территорий (Новороссии); с другой, присоединение Крыма дало России выход в Черное море, Россия утвердилась как черноморская держава (крупнейшая морская база в регионе – Севастополь); Выросли геополитические амбиции России на Кавказе и в Малой Азии; были и положительные последствия и для татар – на территории Крыма прекратились распри и междоусобицы, ситуация стабилизировалась, что обеспечило возможность спокойно заниматься земледелием без боязни нападения соседей. В 1784 г. была образована Таврическая область, в состав которой вошли Крым, Тамань, земли к северу от Перекопа. Учитывая важное военно-стратегическое значение Крыма и большое влияние Турции на татарское население полуострова, царское правительство стремилось расположить к себе новых подданных. Комплекс мер царского правительства по отношению к местному населению: 1) 22 февраля 1784 г. крымско-татарская знать была приравнена к российскому дворянству. 2) 18 сентября 1796 г. крымские татары освобождались от рекрутской повинности и военного постоя, им предоставлялось право разбирать взаимные тяжбы у улемов. 3) Мусульманское духовенство навсегда освобождалось от уплаты податей. 4) В начале ХIХ в. была подтверждена личная свобода крымско-татарского крестьянства. Не вводилось крепостное право. 5)Согласно постановлению 1827 г., крымско-татарское население имело по закону право собственности на движимое и недвижимое имущество. 6) Подтверждалась свобода передвижения. 7) Отношения между крымской властью и зависимых от них населением провозглашались неизменными. 8) Также стремились перевести коренное население на оседлый образ жизни. Но все эти меры не смогли предотвратить эмиграции части населения в Турцию. Одной из причин эмиграции крымских татар было их обезземеливание, которое проводилось как русскими, так и татарскими помещиками при активном содействии царских чиновников. Важной причиной эмиграции явились сохранившиеся многовековые связи Крыма с Турцией. В результате эмиграции резко сократилось сельское и городское население полуострова, что негативно отразилось на экономике. В связи с этим правительство принимает меры по колонизации данных территорий. Основной чертой колонизации Крыма стало широкое градостроительство; были заложены, такие города как: Херсон, Екатеринославль, Николаев, Севастополь и т.д. Города стали быстро обрастать русскими поселенцами в лице чиновников, офицеров и солдат, торговых и промышленных людей разного звания. Екатерина 2 распорядилась переселить сюда и старообрядцев, дозволяя им отправлять богослужение по старопечатным книгам. С 1772(после разделов Польши) началась иммиграция в Новороссию евреев из Западной России и Польши, их селили в городах и местечках в расчете на развитие торговли и ремесел. Льготы, которые предоставлялись им были невелики по сравнению с льготами других иностранцев. Дома и школы они должны были строить за свой счет, они освобождались от постоев и повинностей на 1 год, имели право содержать винокурни и нанимать себе русских работников и т.д. Правительство оставило им полное внутреннее самоуправление. Чтоб укрепить российскую государственность в приграничных районах и освоить природные богатства, Екатерина 2 принимает решение о колонизации края (при крепостном праве нельзя было и думать о том, чтобы заселить эти окраины русскими людьми, ведь помещики никогда не отпустили бы туда своих крестьян). 22 июля 1763 Екатерина 2 издала Манифест, в котором перечислены привилегии и льготы: свободный выбор места поселения и свобода вероисповедания, самоуправление, освобождение от податей, налогов и всякого рода повинностей. Льготные условия переселения вызвали интенсивную колонизацию южных окраин России. Царское правительство щедро субсидировало колонистов и с 1800 по 1850 было основано 218 поселений. «Устав о колониях иностранцев в империи» -1857 предусматривал следующие положения: Ст. 4 – иностранные поселенцы состоят под попечительством в Министерстве государственных имуществ. Ст.155- Колонистам наделяются из казны участки земли в количестве сообразном с заключенными при их поселении условиями: (примерно по 20-30 десятин на семейство) Ст.156 – В число отводимых колонистам участков земель, полагается одна только удобная земля, все же прочие угодья, как то: реки, озера, болота, трясины, глинистые, песчаные и прочие к пашне и сенным покосам негодные места, вовсе в счет не полагаются, но отдаются в общее всего села или деревни владение. Ст.159 – Все отведенные под поселения колонистов земли, присвоены им в вечно потомственное владение, но не в личную кого-либо, а в общественную каждой колонии собственность. Ст.162 – Построение ветряных мельниц каждому колонисту на своем участке дозволяется беспрепятственно. Ст.166 – Дозволяется колонистам покупать и приобретать у частных лиц в собственность землю. В состав Новороссии вошли также и немцы. Они приехали из Пруссии в 1784 в числе 228 семей, заключив через своих депутатов специальный договор с правительством. Они получили следующие права: *свободу вероисповедания, * 10-летнюю льготу от всяких податей, *освобождение от подвод, работ, постоев и военной службы, *проезд до места назначения, *определенную сумму на путевые расходы, кормовые деньги и ссуду в размере 500 рублей на семью, *семена для посева, *право заводить фабрики, заниматься торговлей, *вступать в гильдии, право приобретать по 65 десятин земли с обязательством уплачивать за нее по истечение 10 лет по 15 копеек за десятину(это очень дешево). В 80-х годах 19 века политика наиболее благоприятствования со стороны царского правительства делает резкий крен – принято решение уравнять немцев- колонистов с русским населением – ликвидировать немецкое самоуправление и конторы опекунства как административные центры, преподавание в школах переводится на русский язык, вводится воинская повинность. По Ясскому миру 1791, Россия получила Очаковскую область между Бугом и Днестром. Теперь ее предстояло оградить линией пограничных укреплений. Так возникли Тирасполь, Одесса. Одновременно с градостроительством раздавались земли помещикам, основывались казенные слободы и селения, привлекались иностранные колонисты. Среди иностранцев первое место среди колонистов Очаковской области заняли молдаване. Молдавские бояре и чиновники получали земли, основывали деревни и хутора. Среди переселенцев были армяне и болгары. Болгарские колонии имели важное влияние на развитие местной земледельческой культуры, в особенности садоводства и огородничества.
70. Молдавия в составе РИ 1812-1917
Русско-турецкая война 1806-1812 годов завершилась подписанием Бухарестского мира, по которому главным приобретением России стала Бессарабия, территория в междуречье Прута и Днестра, вошедшая в состав Российской империи на правах автономии. Причинами получения Бессарабией автономии были: 1) попытка сотрудничества с местной элитой в ходе войны с Наполеоном для обеспечения безопасности границ. 2) также Россия хотела привлечь на свою сторону другие балканские народы. Эта часть Молдавии была наиболее опустошенной. Но уже в 1808 году стали прибывать первые группы болгар и гагаузов (православные тюрки). В 1813 году были выпущены подготовленные видным российским дипломатом Каподиастрией «Правила Временного управления Бесарабией», на основании которых на ее территории действовали военная и гражданская власти, ввиду ее пограничного положения и угрозы новой русско-турецкой войны. Военные власти области были подчинены непосредственно главнокомандующему русской армией. По «Уставу образования Бесарабской области» от 1818 года автономные права подтверждались, был образован Верховный Совет под контролем Подольского военного генерал-губернатора, кроме того было создано Областное правительство во главе с гражданским губернатором. Делопроизводство велось и на русском, и на молдавском языках, была сохранена система цынутов (волости), подчиненных Молдавскому Дивану (совет национальной элиты, господарский совет). Местное дворянство приравнивалось в правах с русским. Также сохранился институт цыран (лично свободные, но феодально-зависимые крестьяне). Не была введена рекрутская повинность, были предоставлены налоговые льготы, в гражданском праве учитывались местные обычаи. Стоит отметить, что с самого присоединения Бессарабской области существовала тенденция к распространению на ее территории общеимперской системы управления, однако, это проводилось постепенно. Так, поначалу Бессарабия получила широкую автономию, однако, уже в 1816 году была введена должность наместника, к которому перешла часть функций правительства – это можно назвать первым шагом к лишению автономии. Характерной особенностью Бессарабской автономии является то, что она была административная, в отличие от законодательной автономии Польши и Финляндии. Но кардинально ситуация изменилась при Николае 1, ввиду общего курса унификации и национально-освободительной войны на Балканах. В 1828 году было выпущено «Утверждение по управлению Бессарабской области», согласно которому фактически административная автономия была упразднена: Верховный Совет преобразован в совещательный орган при назначаемом губернаторе, были введены общие российские законы с некоторыми исключениями. Кроме того, произошло разделение на уезды. Было отменено делопроизводство на молдавском языке. Однако крепостной зависимости и рекрутской повинности не было. По Парижскому миру 1856 года к Молдавскому княжеству отходила юго-западная часть Бессарабии, а также Россия отказывалась от протектората над Молдавией, Валахией и Сербией. В 1859 году Молдавское княжество вошло в состав нового государства Румыния, носившего официальное название Объединенные княжества Молдавии и Валахии, и к 1862 году Молдавия окончательно потеряла свою государственность, так как Румыния стала унитарным государством. Вся Бессарабия была окончательно возвращена только в 1878 году по Берлинскому трактату. В том же году Бессарабская область была переименована в губернию. В результате подтверждения независимости Румынии и возвращения Бессарабии России на Берлинском конгрессе в 1978 году, Россия столкнулась в проблемой румынского ирредентизма, нацеленного на присоединение всей Бессарабии к Румынии. В конце 19-начале 20 века в Бессарабии усилилась активность интеллигенции. Царскому правительству пришлось пойти на уступки в отношении использования молдавского языка (появление 10 газет и журналов на нем, разрешение его изучения в некоторых школах и училищах). Стали создаваться различные кружки, стала издаваться газета «Бессарабия». В период между двумя революциями, 1905-1917 гг., нарастают сепаратистские настроения. Из ядра «Бессарабии» во время революции 1905 года выросла Молдавская национал-демократическая партия. Они требовали автономии Бессарабии внутри России и преподавания молдавского в школах. Однако после 1905-1907 гг. деятельность партии, по сути, прекратилась.
|