Пример обработки луп-сэмпла
Цель данного урока состоит в редактировании качественного, но мутного луп-сэмпла, используя все приемы, с которыми мы уже ознакомились. Так что в результате мы получим прозрачный и мощный луп-сэмпл. Чтобы начать, ознакомьтесь со всеми этапами, а затем попробуйте обработать свои собственные сэмплы в реальных проектах. Сначала давайте прослушаем исходный луп-сэмпл как есть, а затем вместе с басом, и под конец - в полном миксе. Проблема очевидна - большой барабан пересекается с басом, из-за того, что звук большого барабана слишком низкий и продолжительный. Нам следует выделить большой барабан, сделать его звук короче и сдвинуть по частоте к звуку баса. Также нам нужно выделить щелчок (side-click) для того, чтобы добавить к нему реверберации отдельно от других элементов. На первом шаге, мы создадим копию дорожки и начнем ее редактирование как дорожки большого барабана. Начнем с удаления высокочастотной части, начиная с 6 килогерц с помощью подходящего фильтра. Теперь добавим гейт для отделения звука большого барабана. Так как щелчок также очень хорошо слышно, очень трудно разделить звук большого барабана полностью. Даже с использованием эквализации в цепи стороннего управления (side-chain). В данный момент малый барабан все еще присутствует. Теперь быстро вставим этот промежуточный результат. На следующем шаге вручную удалим звук малого барабана при помощи инструмента "ножницы". В результате мы получили отдельные удары большого барабана, которые теперь можно транспонировать к звуку баса. Для этого быстро прослушаем, какие ноты играет бас. Затем выберем фрагменты звуков большого барабана, которые мы хотим транспонировать, и откроем диалог транспонирования с помощью комбинации клавиш. Затем нам нужно выбрать необходимую частоту. Я продолжаю редактирование отдельных басовых нот в том же духе, а затем копирую полученный луп-сэмпл в нужные места. Это гарантирует, что большой барабан всегда будет настроен в унисон с басом. Таким образом, мне нужно редактировать только отдельные фрагменты, а не всю песню. В этом случае я корректирую частоту длинных басовых ударов, потому как короткие удары не имеют четкой тоновой основы. Однако, большой барабан все еще не достаточно энергичен. По этой причине я вручную укорачиваю длинные удары и подгоняю их под рисунок баса. И так как бас у барабана все еще звучит вяло, мы попробуем заняться им. Плагин Pultec добавит больше энергии к басу и сформирует нижнюю середину. В районе 3 килогерц мы создаем небольшое усиление. В районе 10 килогерц плагин уберет оставшиеся помехи. Плагин Cambridge используется для дополнительного усиления баса в районе 90 герц. И для высвобождения пространства для других инструментов в районе нижней середины. Модулятор переходных процессов увеличивает атаку сигнала и делает звук большого барабана более острым. И затем плагин LA2A используется как ограничитель для обрезания пиков. Послушайте пример без эффектов, и затем с эффектами. И так как восприятие большого барабана определяется в частотном диапазоне верхней середины, но простое увеличение этого диапазона приведет к усилению остаточных хвостов у хета и других ударных, я использую плагин Waldorf Attack для искусственного создания атаки. Я уверен в существовании множества других способов сделать тоже самое, таких как преобразование аудио-в-миди или MIDI-триггирования. Полученный новый трек с атакой делает восприятие большого барабана более простым. Просто добавьте обрезной ВЧ-фильтр на исходный трек с луп-сэмплом в районе 800 Гц, для того чтобы включить хет и перкуссию. А теперь, займемся малым барабаном, который мы уже разделили на копии луп-сэмпла. Короткий звук малого барабана мы используем для посыла на большой ревербератор и дилэй. Данная дорожка немного скомпрессирована и у нее подняты высокие частоты с помощью эквалайзера. Под конец, давайте сравним два варианта. Бас
Я уже несколько раз говорил о самом важном моменте для звука баса: басу нужно пространство! Любые ненужные низкочастотные звуки забирают пространство у баса, которое крайне необходимо ему для чистоты звука. Вот по этой причине я призываю вас снова, используйте обрезной ВЧ-фильтр на каждом треке! Если вы записываете электрический бас своими силами, вы должны установить на него новые струны и установить расстояние между грифом и струнами на максимально разумное расстояние, для того чтобы струны вибрировали свободно без каких-либо посторонних звуков. Для этого ослабьте анкерный стержень на половину оборота или на целый оборот. Свежие новые струны дадут мощную быструю атаку, а также хорошее влияние на интонирование и презенс. Для баса также важно иметь хорошее оборудование, другими словами, по меньшей мере, хороший DI-BOX или ламповый DI-BOX. Если у вас есть плата UAD1, то использование плагина 1176 и/или LA2A в обработке сигнала баса обязательно. Тщательно настроенный плагин 1176 также вносит вклад в повышение качества звука. Время атаки компрессора может использоваться для управления шлепком, и, таким образом, определением начала каждой ноты. Более того, степень компрессии контролирует баланс между мощными нотами и окончаниями, приглушенными нотами и фантомными нотами. Если исполнение партии на басу было качественным, тихие фантомные ноты могут быть вытащены с помощью компрессора. Однако, если исполнение было плохим, или если фантомные ноты не создают никаких нюансов, или если они тонут в миксе, вы можете вырезать все ненужные части вручную. Чтобы бас "качал" - длительность нот имеет большое значение, особенно в связи с большим барабаном. Длительность нот контролируется способностью и умением музыканта заглушать звук. Для многих басовых партий звук должен заканчиваться на слабой доле, особенно на доле малого барабана, преимущественно на 2-й и 4-й четвертной доле, что обеспечивает эффект "качания". Иначе, инструмент "ножницы" в комбинации с коротким затуханием и функция заглушения, поможет высвободить пространство. Напомню о главной цели, использовать только те звуки, для которых можно выделить место в общем пространстве микса. Бас всегда размещается в центре панорамы из-за того, что он обладает большим количеством низких частот. Необходимо уделять особое внимание правильному стерео-балансу сигналов с синтезаторов или VST-инструментов, потому что несбалансированный по панораме бас, вызывает общий дисбаланс левой и правой сторон, так как низкие частоты несут много энергии. Для отслеживания этого используйте гониометр или пик-метр, пока интересующий вас сигнал проигрывается соло. Вот пример несбалансированного сигнала со смещенным распределением энергии. Решение проблемы заключается в небольшом сужении ширины стереобазы и изменении баланса, для того чтобы сдвинуть основной вес в центр панорамы. Бас может быть обработан обрезным ВЧ-фильтром только в том случае, когда фильтр имеет очень крутой спад частотной характеристики. Крутизны спада в 36dB на октаву может быть недостаточно для очень низкого баса, и этот фильтр будет нежелательно подавлять низкочастотную составляющую из полезного диапазона выше 32 герц. Некоторым бас-гитарам, у которых недостает низкочастотной составляющей, или другими словами - у которых "нет яиц", можно помочь, увеличив уровень сигнала от 40 до 80 герц со средним значением добротности (Q). Если бас-гитара стремится занять место у других инструментов, вы можете уменьшить уровень нижней середины между 120 и 350 герцами. Участок между 800 и 1200 герцами отвечает за "гнусавость" и "деревянность" звука бас-гитары, а также он отвечает за тональное определение. Выше этих частот находится только несколько гармоник, а также звук ладов и движения пальцев. Для бас-гитары компрессор также используется как универсальное средство для формирования динамики сигнала. Вот краткий обзор возможностей использования. 1. Ограничение динамики сигнала вырезает сильные пики, что дает в итоге ровный сигнал. 2. Создание сустэйна для длинных, протяжных нот. Этот вид компрессии особенно популярен в медленных песнях. Большое, установленное по темпу, значение времени отпускания (Release) гарантирует, что уровень, уменьшенный компрессором при его срабатывании, будет медленно возвращаться к исходному значению, прежде чем компрессор сработает опять и уменьшит усиление. Вы можете создать длинный, протяжный звук для инструмента, который такими качествами исходно не обладал. 3. Усиление тихих призвуков с помощью малого значения времени отпускания (Release). Этот способ применения исключает возможность увеличения сустейна, о которой было сказано ранее. 4. Усиление ритмического определения и перкуссионности звука бас-гитары при помощи больших значений времени атаки (Attack). Бас и реверберация? В обычной поп-музыке бас-гитара - это тот инструмент, который обрабатывается наиболее деликатно и практически неслышимо с помощью реверберации перкуссионного ревербератора, что подчеркивает общность барабанов и баса. Применение небольшой реверберации особенно популярно для безладового баса. В других случаях, реверберация баса зависит от конкретного стиля. В особых, отдельных случаях вы можете использовать многополосный компрессор с функцией экспандера для увеличения уровня определенного частотного диапазона некоторых инструментов. В случае, когда обычный компрессор не может увеличить громкость фантомных нот, чтобы сделать их слышимыми в общем миксе, я использую штатный компрессор Steinberg Multiband Compressor путем включения его в разрыв копии басового трека, где он увеличивает определенный частотный диапазон как экспандер. Вы можете установить этот плагин в режим "соло" выбранного частотного диапазона, так что будет пропущен только интересующий частотный диапазон и будет смикширован вместе с другими каналами. Это средство спасения может быть применено и к другим инструментам, где требуется особенная степень редактирования. Удвоение басовых треков без сомнения начинается с записи одного сигнала с DI-BOX устройства, а второго - через басовый усилитель и микрофон, что в итоге дает широчайшие возможности для дальнейшего сведения. Если такое разнообразие недоступно, можно сэмулировать такую возможность с помощью копирования трека с бас-гитарой, применяя разную обработку к каждой копии и микшируя их снова вместе. И так как звук баса также состоит из 2-х составляющих - низа и верха, может оказаться удобным в некоторых случаях сфокусироваться в одном треке на низких частотах, например, с помощью эквалайзера UAD1 Pultec, а в другом - на тональном восприятии. Такая двойная обработка может дать очень интересные результаты и также способна спасти от большого количества проблем с басом. Фазовый эффект, как результат различной эквализации обеих частей, также уплотняет звук. Сдвоенные треки бас-гитары обеспечивают необходимое условие для добавления к басу фазовых эффектов, таких как: хорус, флэнджер и другие. Оставьте низкочастотный бас-гитарный трек без эффекта, и установите подавление высоких частот при помощи несильной эквализации с крутизной 12 или 24 dB на октаву, начиная, например, со 180 герц. С другой стороны, на втором треке примените крутой обрезной ВЧ-фильтр и установите модуляционный эффект в его разрыв. В этом случае, вы получите ясный моно-бас без фазовых проблем и полноценный модуляционный стерео-эффект. Вокал
Чем лучше записан вокал, тем проще его разместить в миксе. Можно сравнить это с цифровой фотографией: если вы делаете снимок супермодели с помощью дешевой 2-х мегапиксельной камеры, получившаяся картинка будет замечательной, однако, если вы заходите напечатать плакат, ограничения в качестве картинки станут очевидны. Ваши глаза увидят отчетливую пикселизацию и отсутствие глубины в снимке. Ваши уши воспринимают звуковые биты так же, как ваши глаза воспринимают пиксели. Запись с недостаточным разрешением может привести к неестественности 3-х мерного пространства микса. С другой стороны, если вы обеспечиваете достаточное разрешение, ведущий вокал буквально выпрыгивает из динамиков. Даже если у вас нет первоклассного оборудования для записи, которое состоит из микрофона, предусилителя, кабелей и преобразователей, я рекомендую взять такое оборудование в аренду на запись, для того, чтобы сравнить результаты записи с записью произведенной на слабом оборудовании. Таким образом, у вас будет некоторый запас качества, который обеспечит хорошая техника, для возможностей и ограничений инженерного процесса, основанного на профессиональных знаниях и умениях. В поп-музыке одиночный ведущий вокальный трек обычно помещается в центре панорамы. В тех частях песни, которые должны создавать впечатление интимности всегда лучше использовать только один трек с ведущим вокалом, без использования дабл-трека. Если одного трека недостаточно для создания эффекта присутствия, вы всегда можете сделать копию трека и сделать в нем небольшие изменения для декорреляции второго трека. Или другими словами, сделать их разными путем различной обработки, с использованием различной компрессии и эквализации, и последующим размещением по разным сторонам панорамы. Однако, вы должны следить за тем, чтобы общий центр вокального звука был в середине панорамы. Другими словами, должно создаваться четкое впечатление, что ведущий вокал находится в середине. Данный подход приводит к повышению энергетики и чувства присутствия в голосе. Для некоторых поп-звезд с относительно слабым голосом мы набираем нужную массу звука с помощью записи 40-60 копий песни и применением эффекта AutoTune к каждой дорожке. После необходимого редактирования это приводит к созданию хорошего звука и эффекта полного и глубокого вокала. Куплеты в поп-музыке очень часто подвергаются удвоению. В среднем - по 4 повтора на одного певца и часть. Если у вас одна ведущая партия и 3 партии подпевок вы запишете 16 вокальных треков. Для разделения звука дам простой совет: завести вокальные треки с подпевками на отдельную группу. Распределение сдвоенных треков ведущего вокала по панораме можно расширять до тех пор, пока ощущаемый центр вокала остается в середине панорамы, и пока подпевки окружают ведущий вокал по панораме. Подпевки всегда размещаются по панораме следующим образом: высокие голоса сдвигаются к краю панорамы, а низкие голоса сдвигаются ближе к середине. Сделайте предварительное микширование в пределах одной группы, а уже потом включайте группу в микс. Вы можете применить расширитель стерео-базы для того, что увеличить общую ширину подпевок и те места, где разделение ведущего вокала и подпевок кажется недостаточным.
|