Определите особенности социальной структуры древнеиндийского общества. Охарактеризуйте касто-варновую систему.
В конце II тыс. до н. э. на территорию Индии, вероятно, с северо-запада проникают арийские племена кочевников, которые постепенно переходят к земледелию. Арии предположительно представляли собой более светлокожий, чем исконные индийские племена, народ, что вместе с их осознанием своей богоизбранности и силы привело к закреплению основ касто-варновой системы. Формирование касто-варной системы происходит в поздневедийский период. Свободное население древнеиндийского общества делилось на четыре общеиндийских сословия - варны (санскр. «цвет»): 1) брахманы - члены жреческих родов; 2) кшатрии - военная аристократия; 3) вайшьи - родовые общинники (земледельцы, ремесленники, торговцы); 4) шудры - неравноправные члены общества. Принадлежность к варне определялась рождением и наследовалась. Система четырех варн описана в «Законах Ману», в которых также содержатся наставления по управлению государством и судопроизводству.
26. Укажите и проанализируйте основные принципы Великой хартии вольностей 1145 г., определите её роль в политической жизни Англии.
Великая хартия вольностей написана на латыни и состоит из 63 статей, не расположенных по какой-либо определенной системе: как отмечалось в литературе, Хартия «носит на себе следы своего беспорядочного и поспешного составления; ее статьи, очевидно, вписывались в нее по мере того, как каждая из них в отдельности приходила на ум людям, договаривавшимся с королем». Исходя из предмета правового регулирования, статьи Хартии можно разделить на шесть групп: об общем совете королевства и комитете 25 баронов, о сборах, налогах и повинностях, о судоустройстве, судопроизводстве и исполнении решений по имущественным спорам, о правах церкви, о правах городов и о торговле, о наследственном праве и опеке. Отдельно выделяется группа статей, действие которых ограничено сравнительно коротким сроком (в частности, о конкретных обязательствах короля). Великая хартия вольностей отразила соотношение социально-политических сил в Англии в начале XIII в. Политические статьи хартии свидетельствуют о том, что бароны стремились сохранить часть своих привилегий и иммунитетов, ограничив использование отдельных прерогатив центральной власти.
27. Чем отличаются англосаксонская система права от континентальной системы права?
К концу XIX в. на базе английского и французского буржуазного права сложилось две мировые системы права: – англосаксонская – в своей основе имеет правовую систему английского буржуазного права. Данная система права сложилась в США, Австрии, Канаде, Индии и др.; – континентальная – в своей основе имеет правовую систему французского буржуазного права. Данная система сложилась в Бельгии, Германии, Италии, Египте, Испании. Различия континентальной и англосаксонской систем права: 1) французское буржуазное право, лежащее в основе континентальной системы права, создано на теоретической основе, поэтому право этой системы играет относительно самостоятельную роль, стабильно регулирует широкий круг общественных отношений. Однако английское буржуазное право, лежащее в основе англосаксонской системы права, создано королевскими судами, поэтому право этой системы не содержит общих правил и рекомендаций, регулирует узкий круг общественных отношений; 2) основной источник права в континентальной системе права – закон, в англосаксонской – прецедент; 3) для континентальной системы права характерна кодификация, что не имеет место в англосаксонской системе права; 4) континентальная система права отличается логикой построения, точных юридических определений, делением права на публичное и частное.
28. Термины: вайшьи, халифат.
Вайшьи – члены третьей, низшей, варны «дважды рожденных» в Древней Индии. К ней относилась основная масса трудового люда: торговцы, земледельцы, ремесленники. При совершении правонарушений В. подвергались более строгому наказанию, нежели брахманы и кшатрии. Так, В., обругавший брахмана, штрафовался на сумму в два с половиной раза большую, чем кшатрий. Халифа́т — первоначально, феодальное арабо-мусульманское государство, созданное пророком Мухаммедом и впоследствии возглавляемое халифами, а также система исламского теократического государства.
|