Студопедия — ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ РОМАНТИЗМ 2 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ РОМАНТИЗМ 2 страница






Гуманистическая струя сильна также в новелле «Землетрясение в Чили» (Das Erdbeben in Chile). С большой симпатией Клейст относится к Хиронимо и Хосефе, которые под влиянием могучего чувства вступают в неосвященный церковью союз. Однако в глазах людей, ослепленных христианской догматикой, они преступники. Герои гибнут от рук озверелой толпы религиозных фанатиков. Клейст осуждает жестокие церковные законы, он защищает естественное право человека на любовь. В этой новелле чувствуется увлечение Клейста идеями Руссо, его стремление поставить природное выше общественного, порожденного уродливой цивилизацией.

Самое замечательное произведение Клейста-прозаика — повесть «Михаэль Кольхаас» (Michael Kohlhaas, 1810). Она, как и все, созданное писателем, отличается большой противоречивостью. Идея социального бунта соседствует в ней с мыслью о необходимости подчинения законам. Несомненно одно: Клейст в повести резко разоблачает феодальный произвол, который приводит к тому, что честный человек, защищая справедливость, невольно втягивается в цепь тяжких преступлений. В этом произведении опять-таки слышатся отзвуки руссоистских идей.

Трагически складывается жизнь торговца лошадьми Михаэля Кольхааса. Феодал Венцель фон Тронка отнимает у него двух вороных коней. Кольхаас обращается с жалобой к курфюрсту и в суд. Он ищет правды, но нигде не может ее найти. И тогда Кольхаас решает восстановить попранную справедливость с помощью оружия. Он сжигает замок своего обидчика, создает отряд из верных ему людей, наводя страх и ужас на властителей страны. Так, по мысли Клейста, одно беззаконие породило другое. Кольхаас невольно оказался государственным преступником. Своим критическим острием повесть направлена против самоуправства феодалов, она изобличает их спесь — все те пороки, которые вызывают недовольство народа, становятся источником смут и революций. Клейст симпатизирует Кольхаасу. В его изображении — это мощный, подлинно народный герой, который, идя на верную смерть, ценой своей жизни стремится восстановить в стране законность, нарушаемую правящими классами. Следует отметить, что идея власти, основанной па твердых законах, обязательных для всех классов общества, почерпнута Клейстом из сочинений просветителей XVIII в. Характерно, что Кольхаас не ставит своей целью ниспровержение существующего строя. Избранный им путь он считает вынужденным, незаконным и охотно отказывается от вооруженной борьбы, как только открылась перспектива мирного, законного решения вопроса. Узнав, что Тронка понес наказание за свои беззаконные действия, Кольхаас с радостью всходит па эшафот. Ему кажется, что справедливость восстановлена и он может умереть спокойно. В своей новелле Клейст защищает устои феодально-монархического государства, основанного на соблюдений законов. Только в этом случае, по его мнению, в Германии будет царить мир и единство всех сословий, столь необходимые в годину тяжелых испытаний.

По типу своего миропонимания Клейст несомненный романтик. Он считает, что историей управляют роковые, неподвластные человеку силы. Жизнь не была им понята как процесс, развивающийся по своим естественным, рационально постижимым законам. Роковое начало борьбы стихийных страстей Клейст обнаруживал также в человеческой психике, тяготея к изображению сложных, внутренне противоречивых характеров. Отсюда напряженный психологизм и драматизм его творчества. Положительный герой Клейста — это, как правило, личность нравственно прекрасная, противопоставленная обществу с его беззаконием, бесчеловечными нравами. Клейст мечтал о таком монархическом строе, при котором господствовала бы гармония всех классов. Это, конечно, обычная утопия, но существенно то, что с высот своего утопического идеала писатель резко критиковал современные ему монархические порядки, достигая в этой критике наибольшей исторической конкретности. Достаточно в этой связи вспомнить образы Венцеля фон Тронка в «Михаэле Кольхаасе» и рыцаря фон Штраля в «Кетхен из Гейльбронна».

Признанием больших заслуг Клейста перед немецкой литературой явилось учреждение в 1911 г. премии его имени, которой были удостоены многие немецкие писатели (Л. Франк, А. Цвейг, Б. Брехт, А. Зегерс и другие).

Амадей Гофман (Ernst Theodor Amadeus Hoffmann, 1776—1822)

 

Самым известным и наиболее талантливым прозаиком немецкого романтизма является Эрнст Теодор Амадей Гофман. Он крупнейший мастер сказки и фантастической новеллы. Произведения его отличаются богатством юмора, сатирической направленностью. Остроумно и зло Гофман высмеивал карликовый немецкий абсолютизм и трусливое филистерство. «... Немецкие гофраты — филистеры и педанты, — писал Белинский,— должны до костей своих чувствовать силу юмористического Гофманова бича» 1.

Однако пошлая немецкая действительность оказывала воздействие на Гофмана, цепко держала его в своем плену. Писатель не находил реального выхода из противоречий современности. Гейне называл его творчество «потрясающим криком ужаса в двадцати томах»2. В поисках идеала Гофман иногда уходил в мистику, мстил своим врагам в царстве своей мечты. Отсюда его «нелепый и чудовищный фантазм, в котором, как многоценная жемчужина в тине, потонул его блестящий и могучий талант»3.

Как художник Гофман сложился в начале XIX в. в переломную эпоху в истории Германии, когда в недрах феодально-монархического строя вызревали новые буржуазные отношения. С радостью провожая в могилу отживающее прошлое, Гофман внимательно присматривался к капиталистической действительности. Его отпугивали многие ее явления: усиление индивидуализма, равнодушное или сугубо утилитарное отношение человека-собственника к искусству и т. д. Однако Гофман ввиду слабости немецкого освободительного движения не смог увидеть в недрах буржуазного общества положительные силы, на которые можно было бы опереться в борьбе за претворение своего общественно-эстетического идеала в жизнь. Отсюда дуализм его мышления, разорванность в его творчестве мечты и действительности, романтический характер его критики. Гофману казалось, что мир находится во власти чего-то сверхъестественного, рационально непостижимого. Поэтому он охотно заселяет свои произведения и добрыми и злыми духами (феями, волшебниками, гномами и т. п.), оказывающими решающее воздействие на судьбы людей. Фантастическое у Гофмана не просто один из условных художественных приемов, не элемент стиля, а характерная особенность мировосприятия писателя, органично входящая в его художественный метод. Гофмана следует рассматривать как художника романтического склада. Он романтик не только по своеобразию своей натуры, но и по характеру объяснения жизни, ее противоречий.

Тем не менее лучшие произведения Гофмана, несмотря на свой фантастический колорит, правдиво отражают существенные стороны немецкой действительности. «Гофман как поэт,— справедливо писал Гейне, — гораздо выше Новалиса. Ибо последний со своими идеальными образами постоянно витает в голубом тумане, тогда как Гофман со своими правдивыми карикатурами всегда и неизменно держится земной реальности»4. Однако необходимо отметить, что жизненная конкретность в творчестве Гофмана — плод романтического мировоззрения, феодальное и буржуазное общество под его пером выступают в карикатурном виде, а все положительное находится за пределами изображаемой им действительности.

Гофман происходил из чиновничьей среды. Родился он в Кенигсберге. С детских лет он хорошо знал интересы и духовные запросы немецкого провинциального чиновничества. После окончания школы Гофман поступает на юридический факультет Кенигсбергского университета. Уже на студенческой скамье проявились его многочисленные способности — он хорошо рисует, пишет, сочиняет музыку. Сам Гофман мечтает о музыкальной карьере, ему хочется стать композитором, но жизнь его сложилась иначе. Получив юридическое образование, он тем не менее служит мелким конторским служащим в различных городах Польши. С 1808 по 1813 г. Гофман кочует по Германии (Бамберг, Дрезден, Лейпциг), испытав всю горечь положения «маленького человека» в условиях феодального общества. С 1814 г. Гофман обосновывается в Берлине, он чиновник Министерства юстиции, сочетающий канцелярскую службу с напряженным литературным трудом. Он выступает в печати с рассказами, музыкальными рецензиями, сочиняет оперу «Ундина», пишет романы, повести. Длительные материальные лишения, жизнь богемы — все это подорвало здоровье писателя, свело его в могилу в возрасте 46 лет.

В творчестве Гофмана сочетаются критические и жизнеутверждающие тенденции. Гасители просвещения, защитники косности соседствуют в его произведениях с натурами творческими, прославляющими все доброе и прекрасное на земле. Силы мрака у него представлены, как правило, властителями карликовых княжеств, отупевшими от безделья придворными, различным чиновничьим людом, погрязшим в трясине филистерства. Носителями идеалов красоты и справедливости выступают в его новеллах служители искусства (композиторы, музыканты), не подчиняющиеся тлетворному влиянию окружающей их среды.

Художественные образы в творчестве Гофмана строятся, как и у всех романтиков, по принципу соответствия или несоответствия эстетическому идеалу. Отсюда их контрастность по отношению друг к другу и известная художественная однолинейность. Отрицательные персонажи у Гофмана всегда несколько карикатурны, сатирически заострены, они олицетворяют лишь одну бездуховность представляемой ими социальной среды. Положительные герои, напротив, воплощают духовное начало жизни в самых различных его модификациях. Гофман обычно сталкивает реальную действительность, лишенную красоты, с миром своей романтической мечты.

Все особенности художественного мышления и метода Гофмана отчетливо обнаружились в первом его сборнике «Фантазии в манере Калло» (Fantasiestücke in Callot's Manier, 1815), в который вошли его ранние произведения — «Кавалер Глюк», «Дон Жуан», «Крейслериана», «Золотой горшок» и др. Все они изобилуют внутренними диссонансами. В основе их лежит конфликт духовно богатой личности, наделенной тонким эстетическим вкусом, с прозой окружающей се жизни. Этот композиционный прием виден уже в первой новелле «Кавалер Глюк» (Ritter Glück, 1808). Главный герой ее — известный немецкий композитор XVIII в. Глюк, художник-новатор, смело порвавший с существующими музыкальными традициями. Глюк реформировал оперу, отказавшись от внешних зрелищных эффектов, сосредоточив все внимание на раскрытии внутреннего мира героев. Гофман увидел в Глюке гения, непонятого придворно-аристократическими кругами, натуру, родственную самому писателю. Герой новеллы не находит понимания в окружающем его обществе: «Да, вокруг меня все пусто, ибо мне не суждено встретить родную душу, я вполне одинок». Гофман наделил Глюка романтическими чертами: пламенным темпераментом, ненавистью к бездуховной реальности и устремленностью в «мир иной», в вымышленное царство красоты и свободы.

Как и Глюк, в трагическом конфликте с обществом находится любимый герой писателя композитор Иоганн Крейслер, с которым читатель впервые знакомится в рассказе «Крейслериана» (Kreisleriana, 1810).

Талантливый художник, он не может простить аристократической знати пренебрежительного отношения к искусству, к духовным ценностям человеческой жизни. Крейслер страдает от трагического одиночества. Единственное утешение он находит в творчестве, понимая его чисто романтически, как стремление к бесконечному, как протест против угнетающих человеческую личность условий общественной жизни.

В новелле «Дон Жуан» (Don Juan, 1814) Гофман в совершенно новом, романтическом ключе создал образ героя, неоднократно разрабатывавшийся в искусстве (Тирсо де Молина, Мольер, Моцарт и др.). У Гофмана Дон Жуан не ординарный сластолюбец, а человек могучего романтического порыва, ищущий такой любви, которая «живет в нашей душе как предвкушение неземного, блаженства и порождает неизбывную страстную тоску, связующую нас с небесами». Под пером Гофмана Дон Жуан превратился не только в мечтателя, находящегося во власти романтического томления, но и в своеобразного бунтаря, протестующего против косной морали мещанского общества. Свои любовные похождения Дон Жуан возводит в степень нравственного принципа. Гофман наделяет его чертами борца, ратующего за претворение романтического идеала в жизнь.

В «Фантазии» входит также «Золотой горшок» (Der goldene Topf, 1814), который Гофман считал любимым своим произведением. Основной предмет насмешки здесь — немецкое бюргерство. Оно представлено корректором Паульманом, его дочерью Вероникой, регистратором Геербрандом, Тусклой бюргерской повседневности контрастно противостоит светлый мир романтической мечты, населенный людьми, влюбленными в искусство, в красоту. Тут архивариус Линдгорст, Серпентина, студент Ансельм.

В «Золотом горшке» проступает не только характерная для Гофмана контрастность образов, отражающая противоречие между мечтой и действительностью, но и их двоемирие. Многие герои новеллы живут двойной жизнью. Линдгорст не только архивариус, но и повелитель саламандр, могущественный чародей, одерживающий победу над силами мрака, которые защищает торговка Лиза, обладающая даром чудесного перевоплощения. Она так же, как и Линдгорст, способна принимать облик не только живых существ, но и вселяться в неодушевленные предметы (в дверной молоток, в кофейник и пр.).

Характерно, что в двух мирах — реальном и сказочном — живут те, кто в повседневной жизни обделен судьбой, во всяком случае, никак не может похвастаться какими-либо значительными успехами. Страдая от своей социальной приниженности, «маленький человек» в творчестве Гофмана невольно прибегает к помощи фантазии. Только в царстве мечты он может быть всесильным и легко расправляться со своими притеснителями. Таковы же социально-психологические корни романтизма самого Гофмана. В нем отразилось недовольство писателя своим положением мелкого чиновника, его сочувствие страдающему и вместе с тем бесправному люду. Гофман выразил его протест и его бессилие в борьбе за свое человеческое достоинство. Отсюда — уход в фантастику с ее неограниченными возможностями расправы над всякого рода значительными лицами. В сфере вымысла Гофман смело и беспощадно расправляется с мучителями народа. Мстя за себя, за все поруганное человечество, он обезображивает до карикатуры малых и больших властителей, обливает их своей ненавистью, выставляя на посмешище, на публичный позор. Гофман — выдающийся мастер гротеска, т. е. внешне неправдоподобных ситуаций и героев, возникших путем деформации действительности. Однако гротесковые картины и образы позволяют Гофману более глубоко раскрыть сущность осмеиваемого явления.

Главный герой «Золотого горшка» — студент Ансельм. Это типичный романтический мечтатель. Его мечтательность— источник всяких комических ситуаций: то он опрокидывает на рынке лотки торговок, то оказывается около окон домов как раз в тот момент, когда хозяйки выливают на улицу содержимое тазов, и т. д.

Ансельм только внешне связан с бюргерской средой. Духовно он весь в царстве романтических видений. Чувство прекрасного в нем развито настолько сильно, что он как бы преображает действительность, одухотворяет ее. Ему понятен язык природы, она открывает перед ним свою красоту, совершенно недоступную тем, кто погряз в мелочных материальных интересах. Так, довольно убогая оранжерея Линдгорста превращена романтическим воображением Ансельма в какой-то сказочный мир, где обитают редкостные птицы и растения. Ансельм самозабвенно влюбляется в змейку с чудными темно-голубыми глазами. В дальнейшем выясняется, что Серпентина— заколдованная дочь Линдгорста, и вновь принять облик девушки она может только под воздействием необыкновенной любви юноши, бескорыстно преданного всему прекрасному, верящему в чудесное.

Однако Гофман разрушает созданное им волшебное царство силой беспощадной иронии. Ансельм в конце концов освобождается от своего колдовского наваждения. С глаз его спадает пелена романтического тумана, и жизнь снова поворачивается к нему своей прозаической стороной. Он женится на Серпентине, оказавшейся в реальной обстановке довольно заурядной барышней. Молодая чета получает в подарок золотой горшок, похищенный Линдгорстом в царстве Фосфора. Снижение романтического идет по всем линиям. В награду за все страдания Ансельму достается весьма прозаическая вещь — горшок, злая пародия на «голубой цветок» Новалиса.

Страстно мечтая о поэтическом преображении жизни, Гофман не верил в такую возможность. Слишком сильна была реакция в Германии и слабы прогрессивные силы. Отсюда черты трагизма в его мировоззрении, неверие в реальную победу над силами мрака. Ирония в творчестве Гофмана приобретает абсолютный характер. Она выражается не только в отрицании безобразных форм, но и в разрушении всяких иллюзий относительно наступления эры прекрасного будущего.

В 1815 г. Гофман завершает роман «Эликсир сатаны» (Die Elexiere des Teufels), изобилующий чрезвычайно запутанной интригой, всякого рода ужасами и кошмарами. Тем самым Гофман стремится показать, что человек не властен над своей судьбой, что его поступками руководят роковые силы, ввергающие его в пучину несчастий. Пессимизм писателя достиг в этом произведении своего апогея.

В 1817 г. Гофман публикует «Ночные повести». В сборник вошли такие произведения, как «Песочный человек», «Автомат», «Двойник», остро критикующие «механическую», т. е. буржуазную, лишенную духовного содержания, жизнь. Гофман зло высмеивает бездуховность человека-собственника, напоминающего заводной механизм.

Весьма характерна в этом отношении новелла «Песочный человек» (Der Sandmann). Повествование ведется от имени впечатлительного, доброго студента Натаниэля. Его с детства мучит призрак Песочного человека, который появляется в их доме под видом адвоката Коппелиуса (он же продавец барометров), занимающегося какими-то таинственными опытами с отцом Натаниэля, которые закончились катастрофой.

Коппелиус в понимании Гофмана — это воплощение «механического» начала, глубоко проникшего в жизнь, наносящего глубокие раны духовно богатым натурам. Бездуховность современности не есть, с точки зрения Гофмана, результат естественного, органического развития действительности. Она — порождение сатанинских сил, олицетворением которых является злой Коппелиус.

Отвратительный характер бездуховного, «механического» общества раскрывается Гофманом в причудливой, фантастической форме. Красавица Олимпия, в которую влюбляется Натаниэль, на поверку оказывается искусно сделанным автоматом. Олимпия может танцевать, способна даже произносить односложные фразы, но она безжизненна, от нее исходит дыхание смерти. От своего открытия Натаниэль сходит с ума.

В 1819 г. Гофман пишет самое известное свое произведение— «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (Klein Zaches genannt Zinnober). Никогда еще его насмешка над немецким филистерством, над правящими кругами не была столь язвительной, как в этой сатире. Недаром она получила высокую оценку К. Маркса и В. Г. Белинского. Прибегнув, как обычно, к фантастическому вымыслу, Гофман очень остроумно раскрыл зловещую силу денег в условиях буржуазной действительности. Цахес — сын бедной крестьянки Лизы. Он уродлив: у него «паучьи ножки и вместо того, чтобы говорить, он только мурлыкает и мяучит, словно кошка». В судьбу жалкого уродца вмешивается сердобольная фея Розеншен. Она дарит ему три золотых волоска. Действие их оказалось магическим, они совершенно преобразили Цахеса. Речь его стала вполне внятной, исчезла отталкивающая уродливость, вернее, люди перестали ее замечать. Цахес стал казаться чудом красоты. Золотые волоски преобразили не только внешность маленького кувыркунчика, они совершили полный переворот в его духовном облике. Точнее говоря, оставаясь, как и раньше, интеллектуально убогим, Цахес начинает казаться воплощением ума и даже гениальности. Все восторгаются его в действительности несуществующими талантами. Золотые волоски творят чудеса, превращая безобразное в прекрасное. Подросши, уродливый гном делает блестящую карьеру. В нем обнаруживаются качества крупного общественного деятеля. Князь Барсануф делает его первым министром своего княжества, награждает орденом «зелено-пятнистого тигра на двадцати пуговицах» за то, что Цахес дал совет относительно выведения пятен на мундире его сиятельства. Гофман пользуется любым случаем, чтобы высмеять мизерный характер деятельности в карликовых немецких государствах. Так, семь дней напролет заседал Государственный совет при Барсануфе, чтобы решить огромной важности вопрос, как лучше всего приладить орденскую ленту к уродливой фигуре Цахеса. Членам капитула орденов, чтобы не перегружать их мозги, за неделю до исторического заседания запретили думать, а в ходе его во дворце «все ходили в толстых войлочных туфлях и объяснялись знаками».

Гофман раскрывает реакционную направленность внутренней политики при дворе Барсануфа и его предка князя Пафнутия Великого, который, заботясь о покое государства, приказал выселить за его пределы всех людей «опасного образа мыслей, кои глухи к голосу разума и совращают народ на различные дурачества».

«Крошка Цахес» —также злая сатира на немецкое бюргерство, на филистеров от науки. Их достойно представляет в повести естествоиспытатель профессор Мош Терпин. У него весьма смутное представление о природе, он знает ее лишь по различным справочникам. Зато Терпин в совершенстве освоил науку делать карьеру. Чтобы угодить всесильному уродцу Цинноберу, он намерен выдать за него свою дочь, красавицу Кандиду, невесту поэта Бальтазара. Взамен Терпин получает должность генерального директора по естественнонаучным делам. Раздувшись от «глупой гордости», Терпин использует свое служебное положение для того, чтобы «исследовать» содержимое княжеских погребов в целях получения необходимых материалов для ученого сочинения «О несхожести по вкусу вина с водой». Терпин приказывает доставлять себе из лесов самую редкую дичь, которую для изучения «велит зажаривать и съедает».

Ничтожным князьям, обывателям в повести противостоят люди поэтического склада. Это — поэт Бальтазар и добрый волшебник. Альпанус. Только им открыта подлинная сущность мира, его красота и его уродливые черты. Лишь они видят уродство и интеллектуальное убожество Цахеса. Альпанус разгадал тайну небывалого возвышения Цахеса. В день его бракосочетания с Кандидой Бальтазар вырывает у Циннобера из шевелюры три магических волоска, и тот сразу становится самим собой — уродливым, ничтожным человеком.

Спасаясь от разгневанной толпы, Цахес от страха забивается в спальне под кровать и тонет в серебряном горшке.

В 1817—1821 гг. Гофман пишет «Серапионовых братьев» (Die Serapionsbriider) — сборник рассказов в четырех томах. Здесь тот же самый композиционный прием, что в «Декамероне» Боккаччо. Пятеро товарищей рассказывают друг другу различные поучительные истории, взятые из жизни. Рассказчики стремятся к максимальной искренности и правдивости изложения. Они подражают в этом отношении пустыннику Серапиону, который, живя в царстве своих видений, верил в истинность рассказываемого, поэтому его рассказы производили огромное впечатление. «Серапионовы братья» лишены тематического единства, они включают в себя произведения различного стилевого плана. Самая мрачная фантастика кошмаров и ужасов перемежается в них со светлыми, вполне достоверными историями. Много внимания Гофман уделяет трагическому положению художника в феодальном и буржуазном обществе. Это его излюбленная тема, и он разрабатывает ее в различных аспектах. Так, в новелле «Девица Скюдери» (Das Fräulein Scüdery) изображены терзания ювелира Кардильяка. Искусный мастер, он не может наслаждаться изделиями своих рук, вынужден отдавать их богатым клиентам. Неудовлетворенное эстетическое чувство вдохновляет Кардильяка на преступление. Он убивает своих заказчиков, чтобы иметь возможность любоваться красотой драгоценностей.

В сборнике все время подчеркивается одержимость художника, его беззаветное служение искусству. Такова, например, Антония из рассказа «Советник Кресиель». У нее непреодолимая страсть к пению, ио ей противопоказано волнение, напряжение духовных сил. Однако Антония не в состоянии противостоять своему творческому порыву. Она гибнет в творческом экстазе.

Помимо художников, Гофман поэтизирует в «Серапионовых братьях» людей физического труда. Он, как и многие другие романтики, идеализировал ремесленные формы производства, когда мастер не выполнял, как при капитализме, лишь часть производственной операции, а изготовлял ту или иную вещь целиком от начала до конца, имея возможность вложить в ее изготовление свой талант.

Подлинным гимном свободному ремесленному труду является новелла «Мастер Мартин-бочар и его подмастерья» (Meister Martin der Küfer und seine Gesellen). События в ней насыщены романтикой немецкого Возрождения. Место действия— Нюрнберг XVI в., колыбель немецкой гуманистической культуры. Герои новеллы — натуры незаурядные, колоритные. Особенно замечателен старый бочар Мартин, влюбленный в свое ремесло. Он пренебрежительно относится к дворянским титулам и намерен выдать свою дочь, красавицу Розу, только за бочара, и притом самого искусного в своем деле. С огромным воодушевлением и любовью Мартин рассказывает о своем ремесле, он чувствует себя подлинным художником — творцом, находящим полное удовлетворение в своем труде. Однако искусный бочар умеет ценить мастерство людей и других профессий. Он не остается равнодушным к бокалу, изготовленному ювелиром Фридрихом, и дает свое согласие на его брак с Розой.

Поэзией ремесленного труда овеяна новелла «Мастер Иоганн Вахт» (Meister Johannes Wacht), в которой выведен образ талантливого плотника-строителя,' наделенного редкими душевными качествами. Добродушный, веселый, он бодро шагает по земле, украшая ее новыми зданиями.

Замечательно яркое романтическое искусство Гофмана проявилось в его рассказах для детей, также вошедших в сборник «Серапионовы братья». В них бьет ключом жизнерадостность, вера в торжество счастья и добра, критикуется современность и поэтизируется старина, социальный уклад, не затронутый капиталистическим прогрессом. Показательна в этом плане новелла-сказка «Неизвестное дитя» (Das fremde Kind). В ней очень тонко раскрывается мир детской души. Ребенок в творчестве романтиков ввиду своей неиспорченности и наивности изображается как существо, наиболее предрасположенное к романтическому восприятию жизни. Таковы дети барона Бракеля — Феликс и Христлиба, живущие на опушке леса в полуразвалившейся лачуге. Окружающая природа полна для них восхитительных чудес. Они сливаются с ней в одно целое, понимают язык всех обитателей ее чудесного царства. Но вот в поэтический мир Феликса и Христлибы вторгается нудное существо— противный учитель Чернилка, олицетворяющий бездуховное современное общество. Он лишил детей романтического очарования, запретил им прогулки в лесу, замучил заучиванием никому не нужных схоластических премудростей. Чернилка ненавидит природу. Недаром в ином, фантастическом мире учитель оказывается повелителем гномов Пепсером. Но могущественный заступник Феликса и Христлибы — «неизвестное дитя», сын царицы радости и счастья — изгоняет злобного Чернилку из дома барона Бракеля.

О детском романтическом восприятии жизни Гофман рассказывает в известной сказке, полной очаровательной выдумки,— «Щелкунчик и мышиный король» (Nußknacker und Mäusekönig), на мотивы которой Чайковский написал музыку к балету.

Последние годы Гофман работал над романом «Житейские воззрения кота Мурра» (Lebensansichten des Katers Murr, 1820—1822). Роман остался незавершенным. Автором написаны только две части из задуманных трех. Сатирическое развенчание княжеского абсолютизма чередуется здесь с прославлением натур творческих, которых представляет композитор Иоганн Крейслер. Двуплановость повествования, характерная для творчества Гофмана, выдержана в этом романе вплоть до деталей. Жизнеописания «просвещенного» кота перемежаются тут с рассказами о судьбе Крейслера, бьющегося в тисках враждебного ему общества. Все особенности миропонимания писателя получили в «Коте Мурре» колоритное воплощение. Белинский писал: «... Ни в одном из своих созданий чудный гений Гофмана не обнаруживал столько глубокости, юмора, саркастической желчи, поэтического очарования и деспотической, прихотливой, своенравной власти над душою читателя»5.

Филистерскую Германию олицетворяет в романе кот Мурр. Он самодоволен, наделен ярко выраженным чувством собственничества, по-обывательски сентиментален, склонен к мечтательности. Мурр хочет обессмертить свое имя в потомстве, он пишет стихи. Из-под пера его вышли назидательный роман «Мысль и чутье, или Кот и собака» и трагедия «Крысиный король Кавдаллор». Ему не чужды сочинения и на публицистические темы. Известность в кошачьих кругах получил его трактат «О мышеловках и их влиянии на мышление и дееспособность кошачества». Гофман в данном случае высмеял «творчество» и «научные» разыскания филистеров от искусства и науки, имевшие широкое распространение в тогдашней Германии.

В произведении воссозданы этапы духовной эволюции кота Мурра. В студенческие годы Мурр заражен робким духом свободомыслия. Он даже становится членом молодежной корпорации, оппозиционно настроенной по отношению к властям. Правда, оппозиционность Мурра и его товарищей не представляла опасности для государства. «Наш союз,— сообщает он,— основывался единственно на сходстве убеждений. Ибо вскоре объявилось, что каждый' из нас предпочитает молоко воде и жаркое хлебу». Гофман в данном случае издевается над буршеншафтами — студенческими организациями, возникшими в Германии в конце 10-х гг. XIX в. Доставляя полиции немало хлопот своими буйными попойками, дуэлями, бурши не имели какой-либо серьезной политической программы. Единственная их политическая акция — убийство драматурга Коцебу, шпионившего в пользу русского самодержавия.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 755. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия