Студопедия — XVIII век. Эпоха Просвещения 10 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

XVIII век. Эпоха Просвещения 10 страница






При решении проблемы национально-освободительного движения Шиллер учитывал опыт французской революции. Для него было ясно, что времена феодализма уже миновали, и дворянство должно было поступиться своими привилегиями. Недаром Руденц в конце пьесы предоставляет свободу своим крепостным.

Принимая антифеодальную направленность французской революции, Шиллер не преодолел двойственного отношения к методам ее проведения. Он по-прежнему отрицательно относился к революционной практике якобинцев. Этим объясняется неоднократное осуждение «крайностей» революции, подчеркивание бескровного освобождения швейцарцев. И даже в сцене на Рютли, дышащей пафосом свободы, автор отмечал мирный характер намерений швейцарцев, умеренность их требований:

 

Цель наша — свергнуть ненавистный гнет

И отстоять старинные права,

Завещанные предками. Но мы

Не гонимся разнузданно за новым,

Вы кесарево кесарю отдайте,

И пусть вассал несет свой долг, как прежде.

 

(Пер. Н. Славятинского)

 

В этом эпизоде проявилась противоречивость поэта в истолковании революции, которую он допускает в крайнем случае, когда «мирные исчерпаны все средства». Но пафос освободительного движения звучал в драме столь сильно, что заглушал многие оговорки, которыми сопровождается «допустимость» восстания.

Буржуазные литературоведы, стремясь ослабить социально-политическое звучание «Вильгельма Телля», стараются перевести рассмотрение драмы в этический план. Так поступает, например, современный западногерманский шиллеровед Рейнгард Бухвальд, рассматривающий драму в духе «вечных» моральных категорий. Шиллер выступает у него безобидным борцом за вечные внеисторические, «обязательные для всех идеалы»5.

В последние месяцы жизни Шиллер работает над трагедией из русской истории «Димитрий» (Demetrius, 1805). Он успел написать два первых акта и набросать общий план дальнейшего развития сюжета. В основу трагедии была положена история кратковременного взлета и падения Лжедмитрия. Его трагедия заключалась в том, что он выступает невольным обманщиком, который вначале искренне верит в свое царское происхождение. Позднее он узнает, что заблуждался сам и обманывал других, став орудием в руках иноземцев, пришедших на Русь как захватчики.

В пьесе затрагивалась тема влияния народа на судьбы страны, правителя государства. Устами Сигизмунда высказывается мысль о том, что

 

Насильственно правителя народу

Не навязать, коль он его не хочет.

 

(Пер. Л. Мея)

 

Творчество Шиллера довольно рано, еще при жизни поэта, становится известным в России. Первые переводы его произведений появляются в конце XVIII в., а в первой половине XIX в. почти все художественные произведения были уже переведены на русский язык.

В числе переводчиков немецкого писателя — крупнейшие русские поэты Державин, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Фет, Тютчев.

Наибольшей популярностью поэт пользовался в прогрессивных кругах русского общества. Белинский называл его «благородным адвокатом человечества» и отмечал его ненависть к «фанатизму религиозному и национальному, к предрассудкам, к кострам, к бичам, которые разделяют людей».

Поэзия Шиллера была созвучна революционно-демократическим кругам своим свободолюбивым пафосом. «Поэзия Шиллера как будто родная нам»,— писал Чернышевский. Немецкий поэт, по словам критика, стал «участником в умственном развитии нашем». Уместно заметить, что интерес к произведениям немецкого писателя в прошлом особенно возрастал в годы усиления освободительного движения русского народа.

О большой популярности Шиллера в первые годы существования Советского государства рассказано на страницах романа К. Федина «Необыкновенное лето» и в трилогии А. Толстого «Хождение по мукам».

Пьесы немецкого писателя занимают прочное место в репертуаре советских театров, особенно часто в последние годы ставится «Мария Стюарт».

 

Примечания.

1 См.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1. М., 1975, с. 492.

2 См. К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1, с. 9.

3. Манн Т. Собр. соч. в 10-ти т. М., 1961, т. 10, с. 570.

4 История немецкой литературы, т. 2, с. 388.

5 Buchwald R. Schiller in unserer Zeit. Weimar, 1955, S. 214.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

 

14 июля 1789 г. восставший французский народ штурмом взял Бастилию, служившую символом незыблемости феодально-монархического строя. Так началась французская буржуазная революция 1789—1794 гг.

Ее историческое значение было исключительно велико. Она потрясла самые основы феодального правопорядка. Наступила новая капиталистическая эра в истории европейского общества. В. И. Ленин неоднократно отмечал, что весь XIX в., «который дал цивилизацию и культуру всему человечеству, прошел под знаком французской революции. Он во всех концах мира только то и делал, что проводил, осуществлял по частям, доделывал то, что создали великие французские революционеры буржуазии, интересам которой они служили, хотя они этого и не сознавали, прикрываясь словами о свободе, равенстве и братстве»1.

Став у власти, буржуазия развернула бурную деятельность, которая носила исторически прогрессивный характер, «... менее чем за сто лет своего классового господства она создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения, вместе взятые»2. В XIX в. быстрыми темпами развиваются промышленность, торговля, растут города, складывается мировой рынок. Все это имело важные последствия и в сфере духовной жизни. Рушатся феодальные перегородки, мешавшие духовному сближению отдельных народов. «Плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим достоянием. Национальная односторонность и ограниченность становятся все более и более невозможными, и из множества национальных и местных литератур образуется одна всемирная литература»3.

Однако капиталистический прогресс осуществляется за счет безжалостного угнетения трудящихся. Буржуазная революция не принесла освобождения народным массам. Она заменила лишь одну форму эксплуатации другой. Буржуазное общество явилось карикатурой на блестящие обещания просветителей XVIII в. В погоне за наживой буржуазия обнаружила небывалую душевную черствость и жестокость. Она отбросила прочь такие, нравственные понятия, как честь, совесть, справедливость и т. п. «и не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного «чистогана»4.

Германия в XIX в. хотя и более медленно, чем развитые страны Европы (Англия, Франция), тем не менее также идет по пути капиталистического развития. В немецком обществе появляется промышленный пролетариат. В 40-е гг. он уже проявляет политическую активность, властно заявляет о своих правах. Особенно показательным в этом отношении было восстание ткачей в Силезии в 1844 г., в котором рабочий класс уже выступал как самостоятельная политическая сила, осознавшая свою историческую роль.

В 40-е годы на политической арене выступают К. Маркс и Ф. Энгельс. В своих гениальных трудах («Святое семейство», «Немецкая идеология» и др.) они дали научное, материалистическое объяснение явлениям не только природы, но и общественной жизни. В марксизме пролетариат впервые осознал себя политически как могильщика капитализма и строителя новых, социалистических отношений. В 1847 г. Маркс и Энгельс создают первую коммунистическую международную революционную пролетарскую организацию «Союз коммунистов» и пишут для нее программу — «Манифест Коммунистической партии», ставшую для пролетариата руководством к действию.

На основании глубокого анализа современной им действительности Маркс и Энгельс пришли к выводу о том, что капиталистическое общество враждебно подлинному искусству. Эта враждебность проявляется в разных планах. Буржуазия стремится духовно растлить художника, превратить его в литературного ремесленника, поставляющего на книжный рынок такую продукцию, сбыт которой обеспечивает издателям большой доход. Продажная критика создает в буржуазном обществе рекламную шумиху произведениям прежде всего развлекательным, идейно ущербным и обходит молчанием все действительно талантливое, если оно пронизано духом обличения буржуазного общества и его нравов.

Однако все это не означает того, что литературная жизнь при капитализме замирает. XIX в. дал миру множество великих писателей (Бальзак, Диккенс, Тургенев, Л. Толстой, Чехов, и др.) Немецкая литература в это время выдвинула Гельдерлина, Шамиссо, Гейне, первого пролетарского поэта Г. Веерта и ряд других. Но все эти художники творили, подвергаясь преследованиям цензуры, часто находясь на положении политических эмигрантов. Они отстаивали правду искусства в тяжелой борьбе с буржуазной идеологией.

Раскрыв антигуманную сущность буржуазного общества, Маркс и Энгельс научно обосновали неотвратимость его гибели. Они призывают рабочий класс к активным выступлениям против своих угнетателей. Задачам пролетарской революции подчинено эстетическое учение основоположников научного коммунизма. Они борются за искусство больших революционных идей и чувств, дающее глубокое исследование действительности, ее противоречий, имеющее большую познавательную и воспитательную ценность.

Маркс и Энгельс защищают принципы реалистического воспроизведения жизни. Под реализмом они понимают такой метод художественного творчества, который обеспечивает объективное, исторически правдивое изображение действительности в ее развитии, в исторически сложившихся конфликтах. Огромное методологическое значение в этом плане имеют письма Энгельса к М. Каутской, М. Гаркнесс и к Ф. Лассалю. Все они свидетельствуют о том, что Энгельс связывал реализм в искусстве с историзмом мышления писателя, с его умением раскрыть объективную диалектику социально-исторического процесса. Так, Энгельс критикует роман М. Гаркнесс «Городская девушка» за то, что в нем неверно изображен английский рабочий класс конца XIX в. — только как страдающая масса, в то время как он уже активно боролся за свои права. В связи с этим Энгельс дает знаменитое определение реализма, предполагающего «помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» 5.

Образец реалистического искусства Энгельс видит в «Человеческой комедии» Бальзака, в которой дана исторически верная картина развития французского общества за период с 1816 по 1848 г. Бальзак, как доказывает Энгельс, запечатлел в своих романах основную коллизию сонременнои ему эпохи: вытеснение с исторической арены аристократии рыцарями биржи и коммерции. Но Бальзак чувствовал также обреченность буржуазного образа жизни, который он подверг уничтожающей критике. Его восхищение вызывают республиканцы-революционеры, защитники интересов народа, с ними он связывает будущность Франции.

Задачу современных социалистически мыслящих писателей Энгельс усматривает в том, чтобы подводить читателей к выводу об обреченности капиталистического строя, воспитывать их в революционном духе. «... Социалистический тенденциозный роман,— пишет Энгельс М. Каутской 26 ноября 1885 г.,— целиком выполняет, на мой взгляд, свое назначение, когда, правдиво изображая действительные отношения,... расшатывает оптимизм буржуазного мира, вселяет сомнения по поводу неизменности основ существующего...»6

Немецкая литература XIX в. прошла в своем развитии два этапа. В первую половину столетия она развивается в основном под знаком романтизма, во вторую — в реалистическом направлении. Немецкие романтики (братья Шлегели, Новалис, Тик и др.) явились пионерами романтического движения в Европе, оказали большое влияние на формирование романтической эстетики во всех странах.

Маркс рассматривает романтизм как реакцию на французскую буржуазную революцию и Просвещение.

Всех романтиков объединяет отрицательное отношение к буржуазному обществу, поправшему принципы свободы, равенства и братства, с которыми шли на штурм твердынь феодального мира французские революционеры, вдохновленные идеями Вольтера и Руссо. Романтическое искусство отнюдь не рассматривается Марксом и Энгельсом как единый поток. Они видят внутри него отдельные течения. Одни романтики, отражавшие интересы разбитого в классовых боях дворянства и отсталых слоев крестьянства (Новалнс, Брентано, Тик, Вордсворт, Шатобриан), отрицая буржуазную действительность, идеализируют средневековье, патриархальный уклад деревенской жизни. Другие, связанные с силами прогресса (Гельдерлин, Шамиссо, молодой Гейне, Байрон, Шелли, поэты-декабристы, Жорж Санд), критикуя капиталистическую современность, смотрят в будущее.

В Германии в первой половине XIX столетия наблюдается засилье консервативного романтизма. Консервативные романтики открыто занимались пропагандой своих идей, их творчество было тенденциозным в дурном смысле слова. Отнюдь не являясь противниками тенденциозной литературы, Маркс и Энгельс решительно осуждают дурную тенденциозность, когда поэтическое слово используется в целях иллюстрации, пропаганды определенных морально-политических истин, что снижает художественность искусства. Энгельс в письме к М. Каутской подчеркивает, что «тенденция должна сама по себе вытекать из обстановки и действия, ее не следует особо подчеркивать...» 7 Маркс и Энгельс стремились теснее связать немецкую литературу с жизнью, с освободительным движением, направить ее на путь реалистического исследования действительности. Однако они боролись за реализм романтически окрыленный, органически совмещающий в себе реальное и идеальное, шекспировское и шиллеровское начала. Марксизм рассматривает художественное творчество как средство познания жизни и воспитания народа в революционном духе.

Маркс и Энгельс всячески поддерживали писателей, отражавших настроения и идеалы борющегося пролетариата. Они высоко оценили «Современные стихотворения» Гейне, особенно «Песнь силезских ткачей», привлекли к сотрудничеству в «Новой рейнской газете» Г. Веерта и Ф. Фрейлиграта, остро обличавших в своих лучших произведениях буржуазный строй и призывавших к его революционному ниспровержению.

В то же время Маркс и Энгельс критиковали поэзию «истинных социалистов» (Бека, Пютмана и др.), в которой рабочий класс выступал только как объект жалости, как пассивная масса, неспособная бороться за свое освобождение. Революционное пролетарское искусство оценивается Марксом и Энгельсом как качественно новый этап в художественном развитии человечества.

 

Примечания.

1 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Изд. 5, т. 38, с. 367.

2Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2, т. 4, с. 429.

3Там же, с. 428.

4 Там же, с. 426.

5. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2, т. 37, с. 35.

6. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2, т. 36, с. 333.

7 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2, т. 36, с. 333.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 439. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия