Студопедия — XVIII век. Эпоха Просвещения 5 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

XVIII век. Эпоха Просвещения 5 страница






Мировую известность Бюргеру принесли баллады, прославился он также как топкий лирик. Его поэтические достижения во многом следствие его передовой для своего времени эстетической концепции. Бюргер призывает к изображению живой современности, критикует немецких писателей за то, что они часто в поисках материала покидают пределы своей родной страны, мало внимания уделяют изображению своей национальной жизни.

Единственный путь к оздоровлению немецкой поэзии Бюргер видит в том, чтобы окунуться в стихию народно-поэтического творчества: только здесь можно найти утраченную «волшебную палочку эпоса, которая должна оживить и взбудоражить фантазию и чувство», привести к созданию произведений, близких и понятных демократическому читателю. Как эстетик Бюргер борется за искусство исторически конкретное, национально окрашенное. В то же время он предостерегает писателей от копирования изображаемого. Задачу художника он усматривает не в подражании, а в изображении, связанном с «преображением» действительности. В статье «О популярности поэзии» (Von der Popularität der Poesie, 1777—1778) Бюргер писал: «Всякое художественное творчество есть в конечном счете не что иное, как изображение первично-предметного... Подражатель, ты здесь как и всюду, бессильный, бесхребетный раб! А ты, изобразитель, ты — могучий властелин, жезлу которого повинуется вся природа» 1.

В связи с этим не совсем верным следует признать замечание Ф. Шиллера, который в своей статье «О стихотворениях Бюргера» (1791) упрекает последнего в натуралистичности, в том, что он «смешивается с народом», не поднимает его до себя. Отошедший во второй период своей деятельности от движения «Бури и натиска» Шиллер требовал от поэзии «идеализации ее предмета»; отсюда его суровый приговор Бюргеру, изображавшему жизнь без всякого приукрашивания.

Лучшие произведения Бюргера овеяны духом бунтарства. Примером может служить стихотворение «Крестьянин — своему сиятельному тирану» (Der Bauer an seinen durchlauchtigen Tyrannen, 1773), написанное в стиле революционной прокламации. Это стихотворение — одно из лучших в политической лирике «Бури и натиска». Обвиняя помещика в издевательствах над народом, Бюргер гневно заявляет от имени своего героя:

 

Посевы, что ты топчешь, князь,

Что пожираешь ты с конем,

Мне, мне принадлежат.

 

Ты не пахал, не боронил,

Над урожаем не потел;

И труд, и хлеб — мои.

 

Ты — власть от бога? Вздор! Господь —

податель благ земных, а ты —

грабитель и тиран.

 

(Пер. О. Румера)

 

Социально-обличительные тенденции отчетливо ощущаются во многих балладах Бюргера. Самая известная из них — «Ленора» (Lenore, 1772—1773), свободно переведенная на русский язык В. А. Жуковским. Героиня ее — простая немецкая девушка, лишившаяся жениха, погибшего в сражении во время Семилетней войны. Беспредельно горе Леноры. В порыве отчаяния она проклинает жестокие законы, установленные «создателем вселенной», отвергает призывы матери покориться власти обстоятельств.

В балладе «Дикий охотник» (Dcr wilde Jäger) Бюргер вывел жестокого крепостника, одержимого страстью к охоте. Со своей свитой и сворой собак он подобно опустошительному урагану проносится по полям своих крепостных крестьян, вытаптывая посевы. В конце концов он превращается в страшный символ зла, в олицетворение силы, губящей все живое на земле. Бюргер воплотил в нем всю бесчеловечную сущность крепостнического строя.

С чувством большой симпатии Бюргер рисует образы простых тружеников. В его поэзии они выступают носителями большого душевного благородства, мужества, ума, В «Песне о благородном человеке» им воспет деревенский батрак, который в отличие от графа и толпы зевак, равнодушных к судьбам людей, рискуя жизнью, в половодье спасает троих утопающих. Спаситель с достоинством отказывается от наград: «Я совесть, граф, не продаю, хоть и бедняк». Гордостью за трудовой народ проникнуты слова, в которых заключен идейный смысл произведения:

 

Как щедра, как широка

Душа под блузой мужика!

 

(Пер. В. Левина)

 

В балладе «Князь и аббат» неграмотный, но наделенный от природы большим умом свинопас Ганс Бендикс выручает из беды аббата, которому князь задал три вопроса. Ответить на них не могли доктора трех факультетов. Лишь Бендикс вышел победителем из трудного испытания. Характерно, что он также отказывается от княжеских милостей.

Бюргер является автором всемирно известной книги «Удивительные приключения барона Мюнхгаузена». Это остроумная сатира на хвастливое немецкое юнкерство. Созданная на фольклорной основе, она стала немецкой народной книгой, стоящей в одном ряду со сказаниями о Тиле Эйленшпигеле и шильдбюргерах.

Бюргер не был первооткрывателем барона Мюнхгаузена. Образ этого беспардонного враля впервые появился в сборнике юмористических рассказов «Путеводитель для веселых людей» (1781). В 1785 г. Распе, немецкий писатель, проживающий в Англии, издал на английском языке «Повествование о бароне Мюнхгаузене». Бюргер, опираясь на Распе, значительно увеличил число похождений Мюнхгаузена, усилил антифеодальную направленность книги, придал ей художественную цельность. Он создал остроумное, веселое произведение, где главный герой, стремясь себя возвеличить, в действительности выставляет себя на всеобщее посмешище. Саморазоблачение Мюнхгаузена — основной прием Бюргера в создании комического эффекта. О каких только удивительных «историях» не рассказывает барон-хвастун! На сером волке, чудом впрягшемся в сани, он с помпой въезжает в Петербург. Мюнхгаузен побывал на Луне, прокатился па пушечном ядре, сам себя за косу вытащил из болота, один перочинным ножом убил тысячу белых медведей и т. д. и т. п. Барон врет вдохновенно, в минуты повествования верит в истинность своих небылиц. Его приключения составляют преимущественно эпизоды из охотничьей и военной жизни. Лишь эти две сферы интересуют Мюнхгаузена. Рассказывая о России, он не обещает своим слушателям познакомить их с «образом правления, с искусством и науками этой страны». «Я стремлюсь привлечь ваше внимание к более важным и благородным предметам,—заявляет он,— а именно — к лошадям и собакам», а также «ко всякого рода... подвигам, которые дворянину более к лицу, чем крохи затхлой латыни и греческой премудрости...» В этом высказывании весь Мюнхгаузен — невежественный, кичащийся своим титулом, чуждый каких-либо духовных интересов.

Бюргер — один из наиболее радикально мыслящих писателей «Бури и натиска». Он полностью разделял идеи французской революции 1789—1794 гг., решительно, подобно Гердеру, осуждал политику европейских государств, участвовавших в походах против революционной Франции. Бюргер обращался к немецким солдатам с призывом не участвовать в позорной интервенции:

 

Ты за кого идешь на бой,

Немецкий добрый мой народ,

Бросаешь землю, дом родной,

Хозяйку и сирот?

За князя, за дворянский род

Да за поповский сброд.

 

(Пер. Л. Лозинской)

 

Примечания.

1 Цит по кн.: Пауль Рейман. Основные течения в немецкой литературе 1750—1843 гг. М., 1959, с. 181—182.

Христиан Фридрих Шубарт (Christian Friedrich Daniel SchubaH, 1739—1791)

 

Активную роль в движении «Бури и натиска» играл Шубарт, ставший жертвой феодального произвола. Судьба его сложилась трагически. Разносторонне одаренный человек — поэт, музыкант-исполнитель, композитор, журналист — Шубарт отличался необыкновенной смелостью и независимостью суждений. Он жалил своими остротами аристократическое общество, осыпал его злыми эпиграммами. Властительные деспоты мстили этому талантливому плебею, проведшему молодость в провинциальной глуши в должности сельского учителя. Главным гонителем Шубарта был не кто иной, как герцог Вюртембергский, ставший впоследствии духовным палачом Шиллера.

Скитаясь по Германии, Шубарт в 1774 г. приезжает в Аугсбург. К аугсбургскому периоду относится его повесть «Из истории человеческого сердца» (Aus der Geschichte des menschlichen Herzens, 1775), где противопоставлены друг другу два брата — чистосердечный, но иногда поступающий необдуманно легкомысленный Карл и хладнокровный интриган, рафинированный лицемер Вильгельм. В создании этих характеров Шубарт использовал художественный опыт Филдинга (Том Джонс — Блайфил). В дальнейшем повесть самого Шубарта послужила творческим импульсом Шиллеру для создания образов Карла и Франца Мооров.

В Аугсбурге Шубарт задумал неслыханное по тем деспотическим временам дело — издание немецкой политической газеты. Так стали появляться номера «Немецкой хроники», все статьи и заметки которой писались им самим. Шубарт широко информировал своих читателей о политической жизни внутри страны и за рубежом. Он сообщал им, в частности, о крестьянской войне в России под руководством Е. Пугачева. Шубарт не проходил мимо фактов феодального деспотизма в самой Германии. «Немецкая хроника» с каждым годом завоевывала все большую популярность в читательских кругах, вызывая ненависть врагов просвещения и свободной критической мысли. Над Шубартом нависла серьезная опасность. Оказавшись в 1777 г. на территории Вюртембергского герцогства, он был арестован и заточен без суда и следствия в тюрьму, где провел в ужасных условиях десять лет. И в заточении Шубарт продолжал творить, но почти все написанное им было изъято и уничтожено тюремным начальством. Однако кое-что из тюремной поэзии Шубарта увидело свет. Таковы его два острейших политических стихотворения «Гробница государей» (Fürstengruft, 1779), и «Песня о Мысе Доброй Надежды» (Kaplied, 1787). Первое из них представляет грозную инвективу, в которой поэт смело обличает немецких деспотов, перечисляет злодеяния тех, кто покоится в пышных склепах.

Шубарт зовет к возмездию. Злодеям, по его мнению, не миновать кары. Они явятся на божий суд и ответят за все свои злодеяния.

«Песня о мысе Доброй Надежды» навеяна конкретным случаем— отправкой полка солдат, проданных Вюртембергским герцогом голландской Ост-Индской компании для несения службы в Южной Африке. С большой лирической силой выражена поэтом боль расставания с родиной, с отчим домом.

По выходе из тюрьмы Шубарт снова берется за редакторскую деятельность. С 1787 по 1791 г. он издает газету «Отечественная хроника», также проникнутую антифеодальным духом.

В целом творчество Шубарта — одна из ярких страниц литературы «Бури и натиска»

Иоганн Вольфганг Гете (Johann Wolfgang Goethe, 1749—1832)

 

Борьба Лессинга и Гердера за сближение литературы с живой современностью, за насыщение ее национальным и социальным содержанием не прошла бесследно. Она нашла яркое воплощение в произведениях Гете, первого великого национального поэта Германии. Его творчество, проникнутое духом протеста против феодального гнета, зовущее к утверждению новых, разумных форм жизни, представляет собой, наряду с поэзией и драматургией Шиллера, высший и завершающий этап немецкого Просвещения.

В 70-е гг., в первый период творчества, Гете становится активным участником движения «Бури и натиска». В эти годы он создает множество замечательных лирических стихотворений, драму «Гец фон Берлихинген», роман «Страдания молодого Вертера», в которых отразил мятежные настроения, чувства и мысли своих современников. Однако в последующий период Гете отказывается от мятежных выступлений против современного ему общества, видя в литературе и искусстве, а затем в труде решающий фактор общественного прогресса. Но было бы ошибочным считать, что поздний Гете примиряется с порабощающими человека условиями жизни. И на втором этапе своего развития в своих лучших произведениях он остается борцом за светлое будущее родины и всего человечества.

Идейные колебания Гете отражают слабость немецкого освободительного движения XVIII — первой трети XIX в. В Германии в то время не было подлинно революционного класса. Немецкое бюргерство, с которым Гете был связан по своему рождению, было экономически немощным, политически трусливым. Испытывая недовольство феодальным гнетом, оно вместе с тем не отваживалось на открытую борьбу со своими угнетателями. Народные массы также не представляли в этом отношении исключения.

Гете на себе испытал влияние убогой немецкой действительности. В его сознании и творчестве переплетаются самые различные тенденции. «Гете в своих произведениях,— пишет Энгельс, — двояко относится к немецкому обществу своего времени. То он враждебен ему; оно противно ему, и он пытается бежать от него, как в «Ифигении» и вообще во время путешествия по Италии; он восстает против него, как Гец, Прометей и Фауст, осыпает его горькими насмешками Мефистофеля. То он, напротив, сближается с ним, «приноравливается» к нему...». В Гете «постоянно происходит борьба между гениальным поэтом, которому убожество окружающей его среды внушает отвращение, и осмотрительным сыном франкфуртского патриция, достопочтенным веймарским тайным советником... Так Гете, то колоссально велик, то мелок; то это непокорный, насмешливый, презирающий мир гений, то осторожный, всем довольный узкий филистер»1.

Во второй, веймарский, период творчества, который начался примерно со второй половины 70-х гг., Гете пишет ряд драматических произведений («Ифигения в Тавриде», «Торквато Тассо», «Эгмонт»), романы («Годы учения Вильгельма Мейстера» и «Годы странствий Вильгельма Мейстера»), создает Цикл стихотворений «Западно-восточный диван», эпическую поэму «Герман и Доротея», завершает «Фауста» и т. д. Кроме того, Гете плодотворно занимается разработкой проблем эстетики, естествознания, являясь выдающимся ученым, мыслителем своего времени.

Гете родился в вольном имперском городе Франкфурте-на-Майне. Его прадед и дед были ремесленниками, отец — состоятельным и образованным юристом, мать — дочерью городского старшины. Гете получил прекрасное домашнее образование: знание классических и европейских языков, математики, истории, географии, музыки и живописи, к которым питал склонность в течение всей своей жизни. В круг его чтения входили античные (Гомер, Овидий) и современные европейские авторы, а также немецкие народные книги XVI в. — о Тиле Эйленшпигеле, о Прекрасной Мелузине, о шильдбюргерах и т. п. Таков источник формирования его литературно-эстетических взглядов.

В 1765 г. Гете становится студентом юридического факультета Лейпцигского университета. Однако его не удовлетворяет уровень преподавания. В лекциях по истории немецкой литературы и по юриспруденции он не находит для себя ничего нового. Гете увлекается больше естественными науками, посещает художественную студию, совершенствуется в рисовании.

В лейпцигский период Гете формируется как поэт, ищет свой творческий метод. Классицизм не удовлетворяет его своей отвлеченностью. К его теоретику Готшеду Гете относится иронически. Он стремится к сближению с реальной действительностью. Большое влияние на Гете оказал Лессинг с его пониманием искусства как подражания всей видимой природе.

В 1767 г. Гете создает цикл стихотворений «Аннетта», изданный под названием «Новые песни» (Neue Lieder). Содержание цикла в подавляющем большинстве случаев глубоко интимное, навеянное любовью молодого поэта к А. Шенкопф, дочери трактирщика. Гете вливает в немецкую любовную поэзию свежую струю. В лучших образцах его юношеской лирики не ощущается рационалистической заданности, в основе ее лежит реальное, конкретное индивидуальное настроение. Гете пишет, как правило, только о реально пережитом. Таково, например, стихотворение «Прекрасная ночь» (Die schöne Nacht). Оно передает восторг счастливого влюбленного, который после сладкого свидания, покинув «домик скромный», входит в залитую лунным светом рощу. Душа юноши ликует, он жадно пьет ночную прохладу. Ему хорошо в общении с природой, но сердце его все же с оставленной красавицей. Он готов отдать все за вечер, проведенный с ней.

В другом стихотворении «Перемена» (Wechsel) поэт советует не грустить, если возлюбленная окажется неверной. Всегда можно найти другую. Ее ласки заставят забыть коварную изменницу. Гете сравнивает любовь с постоянно набегающими и отступающими волнами, без конца сменяющими друг друга. Он учит находить радость даже в разлуке, подчеркивает, что расставание не гасит, а усиливает чувство, поэтому и в одиночестве можно быть счастливым.

В 1770 г. Гете для завершения образования переходит в Страсбургский университет. Здесь он вполне осознал свои поэтические возможности, определил направление своей поэтической деятельности, сформировался как самобытный писатель. Большое значение для Гете имела его встреча с Гердером. К этому времени Гердер уже выработал основные положения своей литературной теории. Он ввел Гете в литературную жизнь современной эпохи, помог ему освободиться от воздействия изживших себя литературных доктрин. «Через Гердера, — признавался Гете,— я познакомился со всеми новыми стремлениями и направлениями». Гердер открыл для Гете Шекспира, по-новому истолковав его драматургию, раскрыл перед ним сокровища устного народно-поэтического творчества. Беседы с Гердером были для Гете весьма плодотворными, они способствовали его утверждению на реалистических позициях. Гете под влиянием Гердера стремится преобразовать немецкую литературу на новых, демократических основах. Он опирается в своем творчестве на народную жизнь, прославляет все естественное, безыскусственное. Помимо Шекспира, Гете восторгается Гомером, Оссианом.

В Страсбурге Гете весь в брожении, в развитии. В нем проснулось чувство ощущения значительности собственной личности. Он бунтует в больших и малых делах. Не успело в нем возникнуть чувство собственной незаурядности, «как он начал появляться в потертой шляпе, небритый, в экстравагантном костюме, сшитом по собственной моде. Он бродил по полям, по горам, по долинам, всегда один, по нехоженым тропам. Взгляд, походка, разговор, палка — все выдавало в нем человека необыкновенного»2.

Молодой Гете особенно ненавидит все косное, застойное — все то, что мешает раскрыться духовным потенциям личности. Он восстает против затхлого филистерского мира, против всяких запретов и условностей. Главным героем Гете в творчестве штюрмерской поры является человек духовно богатый, бросающий вызов современному обществу.

В 1771 г. Гете окончил Страсбургский университет и возвратился во Франкфурт, где прожил свыше четырех лет, занимаясь адвокатской практикой. Франкфуртский период —время наивысшего подъема штюрмерства Гете. В эти годы он пишет Драму «Гец фон Берлихинген», роман «Страдания молодого оертера», замечательные лирические песни — произведения, представляющие собой одну из самых лучших страниц мирового художественного наследия.

14 октября 1771 г. Гете произносит речь «Ко дню Шекспира» на вечере в честь великого английского драматурга. В ней: в эмоциональной форме выражены мысли и чувства, которые волновали не только Гете, но и всю литературную молодежь Германии. Она заключает в себе важнейшие пункты эстетической программы нового литературного направления «Бури и натиска».

Речь —пламенный панегирик Шекспиру, которого Гете делает знаменем нового литературного движения. «Первая же страница Шекспира, которую я прочел, — признается он, — покорила меня на всю жизнь, а одолев первую его вещь, я стоял как слепорожденный, которому чудотворная рука вдруг даровала зрение». Под влиянием Шекспира Гете отверг стеснительные правила эстетики классицизма, «тяжкими цепями сковывающие воображение» художника, он чувствовал себя так, как будто «вырвался на свежий воздух из мрачного подземелья» и ощутил дыхание жизни.

Шекспир воспринимается Гете как бунтарь, как Прометей, восставший против неправой власти. Он восхищается естественностью, первозданной мощью созданных им характеров. Герои Шекспира представляются ему колоссами, титанами, не лишенными, однако, простого человеческого естества. Идя на жертвы, они бунтуют против окружающего их мира. В этом бунтарстве Гете видит основное содержание драматургии Шекспира. «... Все его пьесы, — пишет он, — вращаются вокруг скрытой точки (которую не увидел и не определил еще ни один философ), где вся своеобычность нашего Я и дерзновенная свобода нашей воли сталкиваются с неизбежным ходом целого».

Величие Шекспира Гете усматривает также в том, что тот перенес на театр «важнейшие государственные дела», «возвел этот вид драмы в ту степень, которая и поныне представляется высочайшей». Гете-штюрмер, ломая классицистские каноны, отнюдь не сводит трагедию к борьбе страстей, чувства с государственным долгом. Он стремится к тому, чтобы она отражала социально-исторические конфликты, широко вбирала в себя жизнь во всем ее своеобразии. Драматургические взгляды молодого Гете были новаторскими, прокладывали новые пути в развитии немецкой драматургии.

Гете в своей речи утверждает также новую точку зрения на античный театр. Он всемерно сближает его с английским, шекспировским, и отделяет от французского, классицистского. Греческая трагедия, по его мнению, «показывала народу великие деяния отцов», «пробуждая в душах великие чувства».

Выступление Гете заканчивается воззванием к современникам сбросить с себя ярмо так называемого «хорошего вкуса». Он зовет их, влачащих сонное существование, к действию, правда не ставя перед ними определенных задач.

Программная речь Гете, мысли, высказанные в ней о драме, получили свое художественное воплощение в «Геце фон Берлихингене» (Götz von Berlichengen mit eisernen Hand, 1771 — 1773). Эта пьеса, выдержанная в духе исторических хроник Шекспира, полемически заострена против французской классицистской трагедии. Ее конфликт весьма необычен для зрителя, воспитанного на традициях классицизма. Гете изображает не борьбу страстей, в центре его внимания — столкновение социальных групп, классов в эпоху Крестьянской войны в Германии, когда решалась судьба немецкого народа. Гете, идя вслед за Шекспиром, действительно избирает в качестве материала драматического действия «государственные дела». Он создает драму нового типа, каких не знала немецкая литература.

Гете подошел к изображению прошлого как писатель-реалист. Для него характерен историзм мышления. Жизнь воспринимается и трактуется им как объективный процесс, как борьба различных общественных сил. Героев Гете вдохновляют не узко личные цели, они борются за свои общественные права, отстаивают определенные позиции в обществе.

«Гец» поражал своих современников богатством драматического действия, в которое невольно оказались втянутыми люди самых разных званий. Тут и император Максимилиан, и епископ Бамбергский, князья и рыцари, крестьяне, цыгане — одним словом, все слои немецкого общества. И все они выписаны исторически-конкретно. Целая историческая эпоха со всеми особенностями ее национального колорита запечатлена в «Геце». Гете стремится схватить все ее типические черты. Его, как и Шекспира, привлекает многокрасочность жизни, ее национально-историческое своеобразие.

Обращение к XVI столетию, к революционному историческому прошлому имело для Гете принципиальное значение. Ему нужен был героический период в истории Германии — время, порождающее людей высокого героического порыва и действия. Гете сознательно противопоставляет их своим современникам, лишенным какой-либо героичности. «Гец» в идейном плане — резкий протест против тех настроений покорности, которые господствовали в немецком обществе, в его бюргерских кругах, это призыв к активной борьбе с политическим и социальным гнетом.

Гете не случайно остановил свой выбор на Геце. Рыцарь с железной рукой привлек его прежде всего своим вольнолюбием. Его мужество, по замыслу автора, должно заразить покорную бюргерскую массу, стать ей примером для действенного подражания. Недаром пьеса заканчивается многозначительными словами — обращением к погибшему, но не покоренному Гецу: «Горе потомству, если оно тебя не оценит». Гете своей драмой звал к жертвенному, героическому сопротивлению угнетателям немецкого народа.

Своим выступлением против князей, против их ничем не ограниченного произвола Ген, близок времени Гете, ее передовым людям. Он хочет быть вольным рыцарем, зависеть «лишь от бога, императора и самого себя». Политический идеал Геца — такое государство, где рыцарское сословие под эгидой императорской власти жило бы в мире со своими подданными, пользовалось их уважением и любовью, охраняло их мирный труд.

Гец — человек с высокоразвитым чувством свободолюбия и справедливости. Отсюда его огромная популярность в народе. Он широко известен как «муж, которого ненавидят князья и чтут все угнетенные». Поэтому совсем не случайно, когда восставшим крестьянам понадобился руководитель, выбор их пал именно на Геца. Они надеются на то, что он поможет направить движение в «нормальное» русло, освободит его от излишних жестокостей. Все кровавые эксцессы крестьянского восстания в пьесе объясняются тем, что у восставших не оказалось разумного, просвещенного вождя. Характерно, что такую точку зрения разделяют и крестьянин Коль, и дворянин Штумпф. Гете двойственно относится к крестьянскому движению. Он всецело поддерживает его цели (возвращение крестьянам «прав и вольностей»), но не разделяет методов их осуществления. Гете осуждает кровавые «издержки» Крестьянской войны. Как просветитель он хотел бы, чтобы восстание возглавил демократически настроенный вождь из числа дворян, способный обуздать разрушительные «инстинкты» восставшего народа. Гец соглашается стать предводителем крестьян только на том условии, если они откажутся «от всех злодеяний и будут вести себя как честные люди, которые знают, что хотят».

Воплощением подлости, зла и коварства, распространенных в придворной среде, выступают в драме Вейслинген и Адельгейда. Вейслииген в юности дружил с Гецем, был честным рыцарем, но его развратили светские удовольствия, стремление к карьере. Попав ко двору епископа Бамбергского, Вейслинген заразился всеми пороками придворного общества, стал вероломным и жестоким. Он включился даже в активную борьбу против своего бывшего друга Геца. Пробуждение в Вейслингене здоровых естественных чувств во время его пленения сменяется еще большим моральным падением. Карьеризм делает его беспринципным, толкает на путь измены своей невесте и рыцарской чести. Под стать Вейслингену придворная интриганка Адельгейда, бездушная и жестокая великосветская красавица.

Успех «Геца» был большим. Особенно восторгалась пьесой молодежь. Ее привлекал бунтарский пафос драмы, ее национальный колорит, сложность, историческая конкретность характеров. Гердер нашел в пьесе много немецкой мощи, глубины и правды. Эстетические староверы, воспитанные на традициях классицизма, не приняли «Геца». Сдержанно отнесся к драматургическому творчеству Гете и штюрмеров Лессинг. Ему казалось, что их бунт против «правил» может привести к размыванию основных законов драматургии, в частности, к разрушению драматического действия, что повлечет за собой утрату драмой такого ее качества, как сценичность.

В штюрмерский период своего развития Гете раскрылся как замечательный лирик. Его лирическая поэзия весьма разнообразна по своему содержанию и форме. В ней всесторонне раскрывается внутренний мир духовно богатой, охваченной мятежными настроениями личности. Гете передает все оттенки чувств своего лирического героя — от тончайших интимных переживаний, до возвышенных порывов к свободе. Многие стихотворения поэта говорят о непосредственно пережитом, в других автор объективирует свои переживания и мысли, облекая их в форму баллады, дифирамбического гимна. В этом случае Гете часто использует образы античной и народной мифологии.

Лирические песни, созданные в 1771 г., навеяны увлечением Гете Фридерикой Брион, дочерью пастора из деревни Зезенгейм, вблизи Страсбурга. Она очаровала его своей естественностью, жизнерадостностью. Он восхищается ее «солнечной веселостью и наивностью». Гете частый гость в Зезенгейме, он влюблен и любим.

Стихи, посвященные Фридерике (так называемый «Зезенгеймский цикл»), отличаются большой силой лирического чувства. В них нет и грана рассудочности, а бьет ключом радость, юношеское упоение любовью. Весь мир кажется Гете чудесным. Ликование поэта в форме гимна расцветающей природе превосходно выражено в «Майской песне» (Mailied):

 

Как все ликует,

Поет, звенит!

В цвету долина,

В огне зенит!

 

Скорее, друг мой,

На грудь мою!

О, как ты любишь!

Как я люблю!

 

(Пер. А. Глобы)

 

Гете с предельной откровенностью и искренностью раскрывает свое увлечение Фридерикой. Вот он любуется своей спящей возлюбленной:

 

Ты спишь! Гляжу украдкой,

Как тих твой сон.

Слезой печали сладкой

Я ослеплен.

 

(«Фридерике Брион» — An Friederike Brion. Пер. В. Левика)

 

В другой раз поэт мчится к Фридерике на коне, обуреваемый любовью:

 

Толпою чудищ ночь глядела,

Но сердце пело, несся конь,

Какая жизнь во мне кипела,

Какой во мне пылал огонь!

 

(Пер. Н. Заболоцкого)

 

Герой упивается счастьем свидания, но близится рассвет, на стает час разлуки, в сердце щемящая тоска:

 

Я встал, душа рвалась на части,

И ты одна осталась вновь...

И все ж любить — какое счастье!

Какой восторг — твоя любовь!

 

(«Свидание и разлука» — Willkommen und Abschied. Пер. Н. Заболоцкого)

 

В некоторых своих стихотворениях Гете прибегает к символике.

 

Такова его известная «Дикая роза» (Heidenröslein), представляющая собой вольную переработку старинной народной песни. В символической форме здесь раскрывается трагическая участь девушки-розы, «сломанной» юношей. Но и виновник несчастья страдает, он тяжело изранен ее шипами:







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 666. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия