Студопедия — XVIII век. Эпоха Просвещения 1 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

XVIII век. Эпоха Просвещения 1 страница






 

Германия в XVIII в. была лишена национально-политического единства и представляла собой конгломерат слабо связанных друг с другом феодальных государств. Страной правило свыше трехсот больших и малых властителей. Каждый из них чувствовал себя в своих владениях суверенным государем, пользовался правом проводить угодную ему политику во всех сферах жизни. Немецкие князья угнетали и тиранили народ.

Национально-политическая раздробленность страны мешала экономическому и культурному развитию немецкого общества. Поэтому борьба за объединение была главной задачей времени, За ее успешное решение боролись все передовые немецкие мыслители и писатели. Противниками единства выступали Феодальные и церковные магнаты, ратовавшие за сохранение средневековой отсталости, темноты и невежества.

В Германии XVIII в. весьма слабы были силы прогресса. В стране не было революционного класса, способного возглавить борьбу с феодальной и церковной реакцией. Немецкое бюргерство было экономически отсталым и трусливым. Оно обслуживало преимущественно княжеские дворы и армию, чувствовало себя зависимым от правящей клики, стремилось к политическому компромиссу с господствующими классами общества. Не отличался революционной активностью и немецкий народ (крестьянские массы, городской люд). Он был также проникнут раболепием, жалким торгашеским духом. «Все прогнило, расшаталось, готово было рухнуть, — пишет Энгельс характеризуя положение в Германии в XVIII в., —и нельзя было даже надеяться на благотворную перемену, потому что нация не имела в себе силы даже для того, чтобы убрать разлагающийся труп отживших учреждений»1.

Единственную надежду па лучшее будущее передовые люди Германии видели в отечественной литературе. Только она в ту позорную эпоху служила проводником передовых идей. Лишь в ней получали свое выражение настроения недовольства общественно-политическим гнетом. Немецкое XVIII столетие дало миру целый ряд великих писателей-просветителей (Лессинг, Гердер, Гете, Шиллер и др.), разделявших идеалы европейского Просвещения.

Просветительское движение было особенно революционным во Франции, где оно выдвинуло таких великих мыслителей, общественных и литературных деятелей, как Вольтер, Дидро, Руссо, готовивших своим творчеством умы к восприятию идей грядущей революции. Немецкие просветители ввиду отсталости Германии были более умеренными в своих общественно-политических взглядах. Они, как правило, были противниками революционных преобразований общества. Энгельс, отмечал черты филистерской ограниченности даже в мировоззрении Гете. Тем не менее все они настроены антифеодально, обличают княжеский деспотизм, критикуют бюргерство за политическую пассивность и сервилизм.

Большие успехи в Германии XVIII в. делает философия. Немецкие писатели-просветители были одновременно и философами. В своих философских сочинениях они ставили вопрос о воспитании человека в гуманистическом духе (Лессинг, Шиллер, Гете, Гердер), разрабатывали проблемы специфики различных видов искусства (Лессинг) и эстетического суждения (Кант, Гете), внесли в науку исторический метод исследования, говорили об обусловленности обстоятельствами человеческих взглядов и вкусов. Немецкая просветительская литература прошла в своем развитии четыре периода. Первый падает на 20—50-е гг. XVIII в. В это время в литературной жизни Германии в основном господствует классицизм (Готшед и др.) Классицисты уходили в поисках материала в историческое прошлое. Живая современность не получала непосредственного воплощения в их творчестве. Поэтическое слово использовалось ими как средство пропаганды своих морально-политических истин. В 40-е годы на смену классицизму приходит реалистическая бюргерская литература, представители которой (Геллерт и др.) начинают изображать современную им действительность. Их положительным героем является не человек, наделенный «стальным сердцем», как это имело место у Готшеда, а самый обыкновенный бюргер, обладающий всевозможными добродетелями (чувствительностью, гуманностью и т. п.).

Второй период Просвещения (60-е гг.) ознаменовался победой реалистических принципов изображения жизни. Главой просветительского движения в это время становится Лессинг. В «Лаокооне» и «Гамбургской драматургии» он разрабатывает основы просветительского реализма, доказывает неправомерность перенесения законов античного творчества в современность, подчеркивает право немецких писателей XVIII в. на изображение безобразного, на критику феодальной действительности.

Просветительский реализм — это следующий после реализма литературы Возрождения этап в развитии мирового реалистического искусства. Просветители-реалисты (Лессинг, молодой Шиллер, Гете) со своих позиций раскрывают противоречия современного им общества, рисуют исторически правдивую картину жизни. В своих произведениях они создают образ положительного героя, обладающего высоким просветительским сознанием, воплощая в нем чувства и мысли передовых людей эпохи Просвещения (Одоардо, Минна фон Барнхельм у Лессинга, Фердинанд, Луиза Миллер у Шиллера и другие). В просветительском реализме отчетливо обнаруживаются два пласта — реальный (обличающий безобразное) и идеальный (связанный с воплощением идеала прекрасного). Однако просветительская «идеальность» не есть что-то надуманное, она взята из жизни, содержит в себе большое объективное содержание. Обличение княжеского деспотизма сопровождается бурным выражением чувств революционного протеста. Наиболее полно эти настроения воплотились в раннем творчестве Гете и Шиллера. Писатели третьего периода (70-е — начало 80-х гг.) называли себя штюрмерами, а представляемое ими литературное направление вошло в историю как движение «Бури и натиска» (Sturm und Drang). Штюрмерская литература ознаменовалась утверждением героя-бунтаря, обладающего большой жизненной конкретностью, ярко выраженными индивидуальными чертами.

В четвертый период (вторая половина 80-х—90-е гг.) в немецком Просвещении снова возрождаются тенденции классицизма, но в особом, «веймарском», варианте. Они возникли как Реакция на бунтарство штюрмеров, которое практически оказалось бесплодным. Немецкий народ не был готов к революционной борьбе. Гете и Шиллер, разочаровавшись в революционном методе преобразования действительности, переходят на позиции гуманизма, эстетического воспитания человечества. Наиболее показательными произведениями «веймарского классицизма» являются «Ифигения в Тавриде» Гете, стихотворения на античные темы Шиллера («Боги Греции» и др.), созданные им в Веймаре накануне и в ходе французской революции XVIII в. Героем их выступает не бунтарь, а человек гуманного образа мыслей, оказывающий благотворное воздействие на окружающих своей человечностью. В «веймарском классицизме» получают отражение прежде всего положительные, идеальные явления жизни. Главное место здесь занимает человек нравственно прекрасный, воплощающий в себе высокие, общечеловеческие идеалы (Ифигения, Тассо у Гете, Вильгельм Телль, Иоанна у Шиллера). «Веймарские классицисты» изгоняют из творчества все мелочное, повседневное. В их произведениях раскрываются конфликты большого исторического значения — борьба за свободу мысли, за национальную независимость. Несмотря на известную отвлеченность, «веймарский классицизм» отражал большую правду истории и в этом плане был близок реализму.

 

Примечания.

1. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2, т. 2, с. 562.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII в.

 

Одним из зачинателей немецкого Просвещения является Иоганн Готшед (Johann Christoph Gottsched, 1700—1766) — профессор Лейпцигского университета, писатель и критик, деятельность которого содействовала оживлению немецкой литературы. Готшед был рационалистом, сторонником философии Вольфа, считавшего разум основным двигателем общественной жизни и рекомендовавшего начинать ее улучшение с усовершенствования разума, с просвещения общества. И Готшед приложил немало усилий для ознакомления бюргерства с культурными ценностями различных народов. Хотя деятельность Готшеда носила умеренный характер и не подрывала устоев существующего порядка, она вызвала враждебную реакцию церковных мракобесов, опасавшихся ослабления своего влияния на умы верующих. Из всех деятелей той поры Готшед наиболее ясно понимал глубокий упадок немецкой литературы и культуры в целом, и постепенно у пего возникает замысел реформы литературы и языка.

Наиболее полное и систематическое изложение взглядов Готшеда на литературу и театр содержится в его «Опыте критической поэтики для немцев» (Versuch einer kritischen Dichtkunst von die Deutschen..., 1730). В своем труде Готшед предстает как убежденный сторонник и популяризатор эстетики классицизма, основные принципы и правила которого он считает незыблемыми и обязательными для писателей. Книга Готшеда представляла собой систематическое изложение положений, заимствованных им у различных теоретиков классицизма, главным образом у французских.

Поэтика Готшеда носила строго нормативный характер. Излагаемые им правила он считал разумными, проверенными опытом «образцовых» писателей классицизма, и требовал их неукоснительного выполнения. Несмотря на определенную ограниченность поэтики Готшеда, на первых порах сказывалось ее благотворное воздействие на литературу, в которой еще не были преодолены барочные и прециозные традиции.

Прогрессивный характер реформы Готшеда был наиболее ощутим в области языка. Готшед призывал к созданию единого литературного языка, к преодолению языковой пестроты, характерной для различных земель Германии. В качестве нормы он предлагал разговорный язык образованных людей Верхней Саксонии. Борьба Готшеда за чистоту языка, за очищение его от диалектизмов, варваризмов, канцелярско-бюрократической лексики была составной частью проводимой им реформы театра и литературы. Стремясь повысить воспитательное воздействие литературы и искусства, он ратовал за поэзию гражданского пафоса, за драматургию Корнеля, Расина, Мольера. Однако он игнорировал значение исторических, национальных и демократических традиций. Готшед неодобрительно относился к народному театру, считая его грубым и нелепым. За незнание правил ему не нравился Ганс Сакс. Он не принимал даже Шекспира, полагая, что у него нет «хорошего вкуса».

Односторонняя ориентация на «образцовые» произведения французского классицизма помешала Готшеду найти правильное решение вопроса о путях развития немецкой литературы. Догматический характер его поэтики со временем становится помехой для развития национальной литературы. Вот почему в 60—70-е гг. вождь просветителей Лессинг занимает резко отрицательную позицию в отношении Готшеда.

Готшед написал три трагедии —«Умирающий Катон» (Der sterbende Cato, 1731), «Парижская кровавая свадьба» (Die Pariser Bluthochzeit, 1744) и «Агис» (Agis, 1745), созданные по всем канонам классицизма. Художественное мастерство этих пьес невысоко, хотя «Умирающий Катон» в свое время пользовался успехом у публики, что в немалой степени объяснялось гражданским пафосом трагедии. В ней нарисован образ благородного тираноборца и патриота Катона, преданного идеалам республики и свободы. Он ведет борьбу с Юлием Цезарем, стремящимся стать правителем Рима. В этой борьбе Катон терпит поражение. Не желая примириться с победой тирана, он предпочитает смерть, бросившись на собственный меч.

Однако республиканский пафос этой трагедии был расплывчатым и абстрактным. Сам Готшед не являлся сторонником республиканизма. Он был послушным верноподданным своих князей и ни о каких политических преобразованиях не помышлял. Склоняясь к принципам просвещенной монархии, Готшед в своей трагедии акцентировал внимание не на содержании политических идеалов Катона, а восхищался его мужеством и добродетелью.

Первыми критиками эстетики Готшеда выступили швейцарские писатели Иоганн Брейтингер (Johann Jacob Breilinger, 1701 —1. 776) и Иоганн Якоб Бодмер (Johann Jacob Bodmer, 1698—1783), тесно связанные с немецкой литературой. Их критика не отличалась последовательностью и цельностью. Они даже не оспаривали полностью рационалистической поэтики Готшеда, не отрицали авторитета Аристотеля и Буало. Расхождения проявились с самого начала по вопросу о том, что является решающим в поэтическом творчестве. В отличие от Готшеда, считавшего разум главной силой в творческом акте, «швейцарцы» решающее значение придавали воображению, фантазии. Они исходили из сенсуалистической философии Локка, подчеркивавшего большое значение чувственного опыта в познании окружающего мира. Важнейшим для поэта, по Готшеду, было знание правил, а «швейцарцы» на первое место ставят талант, поэтическую одаренность. Они пропагандируют произведения, в которых большую роль играет чувство, воображение. Им нравятся «Потерянный рай» Мильтона, «Тысяча и одна ночь», народные сказки, совершенно отвергаемые Готшедом как неразумные и нелепые.

«Швейцарцы» возрождают интерес к средневековой литературе, издавая «Образцы швабской поэзии XIII в.» (1747), «Собрание песен миннезингеров» (1758—1759). Большое значение имели и опубликованные ими отрывки из героического эпоса «Песнь о Нибелунгах» (1757).

Полемика «швейцарцев» привела к умалению авторитета Готшеда, к подрыву популярности эстетики классицизма, ставшей помехой на пути новых веяний в литературе. Правда, сами «швейцарцы» далеко не во всем занимали передовые позиции. Готшед был более прав, требуя внимания к общественно-значительной, гражданской тематике и изгоняя из литературы религиозно-мистические мотивы. Бодмер и Брейтингер, наоборот, увлекались религиозной, библейской тематикой. Отставание «швейцарцев» от передовых течений эпохи еще сильнее проявилось позднее, в полемике с Лессингом, Гердером и Гете.

В 40—50 гг. XVIII в. тенденции по сближению литературы с жизнью становятся все ощутимее. Передовые люди Германии проявляют растущую неудовлетворенность мертвой, безжизненной, книжной поэзией, оторванной от вкусов средних слоев общества. Первая, пока еще достаточно робкая, попытка ответить на эти новые запросы проявилась в творчестве Христиана Фюрхтеготта Геллерта (Christian Fürchtegott Gellert, 1715— 1769), популярного писателя середины XVIII в., представителя весьма умеренного крыла немецких просветителей. Выходец из пасторской семьи, он длительное время занимался педагогической деятельностью, став затем профессором Лейпцигского университета.

Геллерт больше всего прославился дидактическими стихотворениями и баснями, принесшими ему славу «немецкого Лафонтена». В его произведениях, проникнутых духом умеренности и благонравия, отразились различные стороны немецкого быта. Геллерт явился зачинателем «трогательной», или «серьезной», комедии в Германии, которая незадолго перед этим получила распространение во французской литературе. Главное в ней — не в обличении, не в сатире, а в изображении добродетельных характеров, которые призваны растрогать зрителя, вызвать у него умиление, желание избавиться от ошибок и морального несовершенства. «Трогательная» комедия не затрагивала значительные социальные темы, она разрабатывала моральную, семейно-бытовую проблематику. Однако, при всей узости и ограниченности своего содержания, она была шагом вперед, пусть еще робким и нерешительным, в художественном освоении окружающего мира, в преодолении разрыва между литературой и жизнью. В ней находили отражение некоторые стороны немецкого быта.

Самая известная «трогательная» комедия Геллерта «Нежные сестры» (Die zärtlichen Schwestern, 1747) является характерным образцом нового жанра. В ней изображаются две сестры, Лоттхен и Юльхен, необычайно добродетельные и великодушные. Они стараются превзойти друг друга в бескорыстии и добронравии и не утрачивают этих качеств даже тогда, когда юноша Зигмунд сначала ухаживает за одной сестрой, а потом за другой, за Юльхен, предположив, что именно она получит богатое наследство. Зигмунду указали на дверь, простив, однако, сто вероломство и даже послав солидную сумму денег, чтобы впредь у него не было повода для обмана.

В XVIII в. в Германии возрождается сатирическая литература, имевшая давние традиции. Однако в условиях деспотических феодальных режимов обстановка для ее развития была неблагоприятной. Писатели-сатирики из осторожности обходят наиболее острые социально-политические проблемы, ограничиваясь в основном осмеянием общечеловеческих пороков. Одним из зачинателей просветительской сатиры был Христиан Лисков (Christian Ludwig Liscow, 1701—1760), выходец из пасторской семьи, служивший секретарем у влиятельных особ, в частности, у саксонского министра графа Брюля. Он хорошо знал нравы подобных людей и порой пытался протестовать против их беззаконий. Но за попытку разоблачить финансовые злоупотребления Брюля Лисков был даже посажен в 1749 г. в тюрьму. Наибольшая активность его в сатирической литературе падает на 30-е гг. В своих памфлетах, написанных в форме диалога или философских рассуждений, он высмеивает невежество, различные проявления культурной отсталости. Иногда он касается и влиятельных особ, по осторожно, не конкретизируя сатиры, Так, в наиболее известном памфлете «Основательное доказательство превосходства и необходимости жалких писак» (Die Vortrefflichkeit und Notwendigkeit der elenden Schribenten,gründlich erwiesen von ***, 1734) он пишет о глупости правителей, которые без малейших на то оснований стараются выдать себя за мудрецов. Они, по словам автора, «без разума управляют народами». Впрочем, неразумны не только правители, но и весь род людской. Исключение не составляют и большинство писателей и ученых и церковных проповедников.

Сатира на немецкую действительность встречается и в произведениях Иоганна Шнабеля (Johann Gottfried Schnabel, 1699 — ок. 1750), принадлежавшего к плебейским кругам. Его утопический роман «Остров Фельзенбург» (Die Insel Felsenburg, 1731 —1743) пользовался большой популярностью. Он явился одним из первых откликов в Германии на роман Дефо «Робинзон Крузо», и его относят к наиболее значительным немецким «робинзонадам». Роман Шнабеля содержал острый обличительный материал на феодальный произвол в Германии и целый ряд конкретных реалистических зарисовок.

ЛИТЕРАТУРА 60-х гг.

 

В 60-е гг. немецкая литература вступает в качественно новый этап своего развития. Усиливается ее связь с обществом, с современностью, расширяется ее критический диапазон. Критика начинает теперь захватывать не только семейную жизнь, как это наблюдалось в творчестве Геллерта, но и общественные отношения эпохи. Объектом нападок становится княжеский произвол. Тем самым обличение приобретает новое качество — острую социальность, историческую конкретность. Сближаясь с конкретной жизнью, художественное творчество получает возможность изображать ее реалистически, в столкновении антагонистических социально-политических сил. Это в свою очередь превращает искусство в средство революционного воспитания народа, развития его социального сознания.

Большой шаг вперед делает критика. Прежде всего усилиями Лессинга вырабатывается теория реализма, ориентирующая писателей на правдивое изображение не только прекрасных, но и безобразных явлений современной действительности. Решительному осуждению подвергаются произведения, не отвечающие потребностям времени, уводящие от социальных противоречий эпохи в мир идеализированной античности. Критикуется также «мещанская драма», поэтизирующая нравственные бюргерские добродетели (смирение перед властью обстоятельств, чувствительность и т. п.). Выдвигается задача воспитания в человеке гражданина, стойкого защитника интересов среднего сословия (Mittelstandes).

В 60-е гг. выходят в свет крупные теоретические труды и художественные произведения — знаменитый трактат Лессинга «Лаокоон» и его комедия «Минна фон Барнхельм», ставшие вехами в истории немецкого национального реалистического искусства. В это же десятилетие появляются первые критические статьи Гердера, поэмы и роман «Агатой» Виланда. Немецкая литература вступила в период своей зрелости.

Готгольд Эфраим Лессинг (Gotthold Ephraim Lessing, 1729—1781)

 

Ведущее положение в литературной жизни Германии в 60-е гг. занимает Лессинг. Его литературная деятельность была разносторонней и плодотворной. Он талантливый критик, теоретик искусства, писатель. Лессинг сблизил литературу с жизнью, придал ей социальную направленность, превратил в средство общественно-политического и духовного освобождения народа от феодально-крепостнического гнета. Н. Г. Чернышевский писал: «Лессинг был главным в первом поколении тех деятелей, которых историческая необходимость вызвала для оживления его родины. Он был отцом новой немецкой литературы. Он владычествовал над нею с диктаторским могуществом. Все значительнейшие из последующих немецких писателей, даже Шиллер, даже сам Гете в лучшую эпоху своей Деятельности были его учениками»1.

Лессинг был боевым, революционным просветителем. С позиций разума, с точки зрения интересов угнетенных слоев немецкого общества он критиковал деспотизм князей, робкое, изверившееся в своих силах немецкое бюргерство, ратовал за национальное объединение страны, проповедовал идеи гуманизма, жертвенного, героического служения идеалам свободы. Творчество его было народным, национальным по духу. Оно ставило вопросы, жизненно важные для развития немецкой нации.

Лессинг родился в Саксонии. Отец его был бедным пастором, обремененным большой семьей. Образование Лессинг получил в княжеской школе в Мейсене, находясь на скудном княжеском содержании. Особенно велики были его успехи в изучении латинского и древнегреческого языков. Впоследствии Лессинг станет блестящим знатоком античности, выдающимся филологом XVIII столетия, поражавшим современников обширными познаниями в области античной и современной филологии.

В 1746 г. Лессинг — студент Лейпцигского университета. По настоянию отца он поступает на богословский факультет. Однако перспектива стать пастором его мало прельщает. У юноши иные интересы. В нем проснулся дар творчества. Как раз в это время в Лейпциге гастролировала труппа бродячих актеров под руководством Каролины Нейбер. Лессинга увлекает театральная жизнь. Он становится своим человеком в шумной артистической среде, выступает в театре как исполнитель различных ролей, пробует свои силы как драматург.

В 1748 г. Лессинг переезжает в Берлин, столицу Пруссии В берлинский период жизни (1748—1760) он формируется как критик, защищающий передовые эстетические идеи. В качестве литературного рецензента Лессинг сотрудничает в «Дойче привилигирте цайтунг», получившей по имени своего издателя название «Фоссовой газеты». Он живет литературным трудом, становится первым в Германии критиком-профессионалом. Зависимости от воли и прихоти мецената Лессинг предпочитает полуголодную жизнь литературного поденщика, жестоко эксплуатируемого издателями, но пользующегося относительной свободой в защите своих убеждений.

В 50-е гг. Лессинг — пропагандист просветительских идей и защитник нового, бюргерского направления в немецкой литературе. Он популяризирует в своих рецензиях английских и французских просветителей — романы Дефо, Ричардсона, Филдинга, Смоллета. Его привлекает искусство, связанное с реальной жизнью, правдиво отражающее внутренний мир людей среднего сословия.

Быстро растет авторитет Лессинга как критика. Он завоевывает симпатии своей принципиальностью и беспримерной для своего возраста ученостью (сочинения-рецензии в «Фоссовой газете», «Вадемекум для г. пастора Ланге» и др.).

Памятником критической деятельности Лессинга 50-х гг. является журнал «Письма о новейшей литературе» (Briefe, die neueste Literatur beireffend, 1759—1765), который он издавал совместно с берлинским книгопродавцем Николаи и философом-просветителем Мендельсоном. Как писатель Лессинг публикует в 50-е гг. анакреонтические стихотворения, басни, первую свою трагедию «Мисс Сара Сампсон» (Miss Sara Sampson, 1755).

В 1760 г. Лессииг переезжает из Берлина в Бреславль, заняв пост секретаря генерала Тауэнцина, военного губернатора Силезии. Бреславльскнй период жизни Лессинга (1760—1765) оказался необычайно плодотворным в творческом отношении. В это время завершен «Лаокоон» (Laokoon, oder über die Grenzen der Malerei und Poesie, 1766), где теоретически обоснованы основные принципы просветительского реализма. Результатом наблюдений Лессиига над жизнью немецкого общества в период Семилетней войны явилась реалистическая комедия «Минна фон Барнхельм» (Minna von Barnhelm, 1767).

В 1765 г. Лессинг снова в Берлине, где он прожил около двух лет. Опять потекли дни полуголодного существования. Лессинг не может найти работы по душе, живет на случайные заработки. Наконец, счастье улыбнулось ему. В 1765 г. в Гамбурге был основан первый в Германии стационарный театр, и Лессинг был приглашен его руководителем на должность театрального критика. В его обязанность входило давать оценку репертуару и анализировать игру актеров. Лессинг с охотой взялся за дело. Его многочисленные театральные рецензии составили «Гамбургскую драматургию» (Hamburgische Dramaturgic, 1767—1768), следующий после «Лаокоона» важнейший теоретический труд критика.

После закрытия Гамбургского театра Лессинг в 1770 г. переезжает в г. Вольфенбюттель (герцогство Брауншвейг) заведовать богатой библиотекой герцога. Здесь Лессинг завершает «Эмилию Галотти» (Emilia Galoiti, 1772), первую немецкую социальную трагедию, пишет ряд ученых сочинений, ведет острую полемику по религиозным вопросам с гамбургским пастором Геце. Эти полемические статьи составили целый сборник «Анти-Геце» (Anti-Goetze, 1778). В 1779 г. Лессинг опубликовал направленную против религиозного фанатизма драму «Натан Мудрый» (Nathan der Weise). Защите идей гуманизма посвящен его философский трактат «Воспитание человеческого рода» (Die Erziehung des Menschengeschlechts, 1780).

Умер Лессинг в 52 года.

Одной из заслуг Лессинга было то, что он внес в немецкую литературу дух социального протеста. Критическое начало заметно уже в его юношеских комедиях. Так, в «Молодом ученом» (Der junge Gelehrle, 1747) в лице Дамиса он высмеивает схоластическую ученость, выносит на обсуждение тему, имевшую серьезное общественное значение; в «Евреях» (Die Judеn, 1749) он выступает против религиозного фанатизма; в «Вольнодумце» (Der Freigeist, 1749) в образе Адраста иронизирует над теми, кто, поддавшись моде, играет в вольнодумство, в действительности страшась вольнодумных идей. К концу 40-х годов относится набросок трагедии Лессинга «Самюэль Генци», которая свидетельствует о свободолюбивых настроениях автора.

Лессинг входит в литературу как писатель демократического образа мыслей. Он пишет для людей своего, демократического круга. Его демократические симпатии особенно усиливаются к середине 50-х гг., когда он поставил перед собой задачу создать не только комедию, но и трагедию, близкую и понятную народу. Его не удовлетворяет трагедийное творчество французских и немецких классицистов. Оно кажется ему холодным, безжизненным. Причину этой холодности Лессинг видит в том, что драматурги классицизма в поисках материала для своих произведений уходили в античность, в далекое историческое прошлое, игнорируя живую современность, демократические слои общества. В роли положительных героев у них выступали, как правило, лица государственные (цари, полководцы, сановники и др.), которых они наделяли возвышенными чувствами, необычайными, сильными страстями, что делало их непохожими на обыкновенных людей и тем самым уменьшало силу воздействия на демократического зрителя. Лессинг стремится реформировать трагедийный жанр. Подлинное искусство, по его мнению, должно волновать человека, и для этого необходимо демократизировать театр — ввести в него героя из народной среды, наделить его положительными чертами, заставить действовать в ситуациях, близких и понятных народу. Тогда трагический персонаж будет вызывать к себе чувство глубокого сострадания.

Назначение трагедии, по мысли Лессинга 50-х гг., состоит в том, чтобы воспитывать людей в гуманистическом духе, делать их отзывчивыми к чужому горю. Если классицистский театр (Готшед и его последователи) формировал «граждан», для которых принять смерть было так же просто, как выпить стакан воды, то молодой Лессинг ставит перед трагедийным жанром совсем другую задачу — воспитать «человека». Искусство им рассматривается прежде всего как школа гуманизма.

Драматургические воззрения Лессинга этого периода нашли свое воплощение в трагедии «Мисс Сара Сампсон». Сам факт обращения Лессинга к трагической теме свидетельствует об определенных сдвигах в его общественно-политическом сознании. В его первых драматических опытах события развертывались обычно в границах одной общественной среды и тем самым были лишены социальной остроты. В «Мисс Саре» в конфликт втянуты лица разных социальных слоев. Он строится па том, как великосветский хлыщ Меллефонт соблазняет доверчивую бюргерскую девушку Сару. Бюргерской честности в пьесе противостоит развращенность людей аристократического круга. Следовательно, противопоставление носит определенный социальный характер, хотя и затрагивает лишь сферу моральных семейных отношений.

Действие трагедии происходит в гостинице, где скрывается Меллефонт вместе с похищенной им девушкой. Здесь влюбленных настигает сэр Вильям, отец Сары, которому помогла напасть на след беглецов Марвуд, в недавнем прошлом любовница Меллефонта. Сэр Вильям прощает дочь, он не против ее брака с Меллефонтом, но события принимают трагический оборот благодаря вмешательству Марвуд. Мучимая ревностью и пылая мщением, она отравляет Сару. Меллефонт, страдая от угрызений совести, пронзает себе грудь кинжалом.

В своей трагедии Лессинг стремится прежде всего показать духовное, нравственное величие человека среднего сословия, его превосходство над аристократом. Сара покоряла зрителей чистотой, благородством своих побуждений. Чувствительная публика при постановке пьесы проливала потоки слез. В героине Лессинга были сконцентрированы все те нравственные добродетели (человечность, доброта, отзывчивость и т. п.), которые защищало немецкое бюргерство, борясь против бесчеловечной феодальной морали. Трагедия способствовала пробуждению морального самосознания немецкой буржуазии, и в этом состояло ее немалое общественное значение.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 706. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия