Студопедия — ВВЕДЕНИЕ. Настоящее учебное пособие предназначено для студентов институтов и факультетов иностранных языков
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВВЕДЕНИЕ. Настоящее учебное пособие предназначено для студентов институтов и факультетов иностранных языков






 

Настоящее учебное пособие предназначено для студентов институтов и факультетов иностранных языков. Оно написано в соответствии с программой по немецкой литературе и с учетом новых требований. Построение пособия — обзорные и монографические главы— позволяет охватить изучаемый материал и дает представление о связи немецкой литературы с другими европейскими литературами.

В каждом разделе пособия дана характеристика исторической обстановки и литературного развития страны в рассматриваемый период, прослеживается становление литературных направлений. Особое внимание уделяется прогрессивной тенденции в литературном развитии.

Литература средних веков (V—XV вв.) —это огромная эпоха, «вмещающая» примерно десять столетий. В произведениях этого времени отражаются исторические события, связанные с великим переселением народов (V—VI вв.), с формированием и упрочением феодального строя, с зарождением в его недрах городского сословия. Средневековая литература богата замечательными памятниками. Это героический эпос «Песнь о Нибелунгах», рыцарские романы Вольфрама фон Эшенбаха и Готфрида Страсбургского, поэзия миннозингеров.

Литература Возрождения приходится на XVI в., когда в Германии широкое распространение получают гуманистические идеи, подвергаются острой критике католическая церковь и феодальный строй, поднимается волна освободительного движения — Реформация и Крестьянская война.

Гуманистическая культура немецкого Возрождения ярко представлена творчеством Гуттена, Эразма Роттердамского, Ганса Сакса. Произведения писателей-гуманистов носят реалистический характер. Но реализм их еще неглубок, он проявляется преимущественно в конкретном изображении быта и нравов общества, не проникнут духом историзма.

Трагические годы немецкой истории отражены в литературе XVII в. В эту эпоху немецкий народ в результате опустошительной Тридцатилетней войны, усиления феодального и церковного гнета (как следствие подавления крестьянских восстаний) оказался перед лицом тягчайших испытаний. Немецкий гуманизм в это время переживает кризис. Однако гуманистическая мысль не угасает. Она живет в народных песнях, в творчестве Гриммельсгаузена, Грифиуса, Логау и других. Не прорываются и реалистические традиции, главным образом в произведениях сатирического плана. Наряду с бытовым реализмом широкое распространение в искусстве получают барокко и классицизм.

XVIII в. ознаменован мощным наступлением против гнета, морали, правовых и религиозных норм феодального общества. Литература немецкого Просвещения выдвинула таких титанов, как Лессинг, Гердер, Гете, Шиллер, которые по праву являются национальной гордостью немецкого народа.

Под влиянием французской буржуазной революции 1789—1794 гг. и революции 1848 г., формируются различные течения немецкого романтизма, выходят на литературную арену поэты-демократы 30—40-х гг. — Бюхнер, Гервег, Фрейлиграт, Гейне, развертывается творчество первого поэта немецкого рабочего класса Веерта.

После поражения революции 1848 г. в Германии возобладали реакционные силы, произошло объединение страны под эгидой юнкерской Пруссии. Немецкий капитализм во второй половине XIX столетия осуществляет широкую колониальную экспансию. В литературе этого времени выделяется несколько течений. Реализм XIX в. представлен романами Раабе, Рейтера, Шторма, Фонтане, Шпильгагена и других. В области драматургии традиции реалистического искусства своеобразно преломились в драмах Геббеля, Вагнера.

В 80-е гг. в Германии зарождается натурализм (Гауптман, Крейцер и другие) и несколько позже импрессионизм, символизм и экспрессионизм. Происходит процесс пересмотра принципов реалистического изображения жизни.

Однако в начале XX в. в немецкой литературе усиливаются также критические тенденции (Г. Манн,Т. Манн, Келлерман), получает развитие пролетарская поэзия и марксистская критика (Меринг, К- Либкнехт, Люксембург). Произведения критических реалистов отличаются острым социальным критицизмом и аналитичностью. В них раскрываются причины возникновения общественного зла, обнажается неприглядная сущность буржуазного общества, враждебного человеку и народу.

После поражения Ноябрьской революции 1918 г. на долю немецких писателей выпали тяжелейшие испытания: приход к власти Гитлера, ужас концлагерей, развязанная германским империализмом вторая мировая война. Находясь в годы фашистской диктатуры в эмиграции, писатели-антифашисты Брехт, Зегерс, Бехер, Бредель, Вольф, Вайнерт и другие обличают гитлеризм и вскормившие его немецкие монополии.

После второй мировой войны образовались два немецких государства, и соответственно существуют литературы ГДР и ФРГ. Лучшие немецкие писатели, связавшие свою судьбу с коммунистической партией, с борьбой за осуществление коммунистических идеалов, логически приходят к признанию принципов социалистического реализма — художественного метода, который завоевал в послевоенное время симпатии крупнейших художников мира. Писатели Германской Демократической Республики, стоящие на позициях социалистического реализма, продолжают лучшие традиции Лессинга, Гете, Шиллера, Гейне и других классиков немецкой литературы, именами которых по праву гордится немецкий народ.

Социалистический реализм вобрал в себя лучшие художественные достижения прошлого и создал новые эстетические ценности, Бехер, Брехт, Зегерс и другие писатели-реалисты нового типа, наследуя все лучшее из художественного опыта немецкого народа и всего человечества, вместе с тем заявили о себе как художники-новаторы, обогатившие мировую литературу замечательными художественными произведениями. Их новаторство проявилось прежде всего в создании образа героя, борющегося за претворение социалистического идеала в жизнь.

В создании учебного пособия авторы опирались на имеющуюся научно-критическую литературу, обобщили свой опыт преподавания немецкой литературы в различных вузах страны.

Пособие рецензировалось кафедрой русской и зарубежной литературы Свердловского пединститута и доктором филологических наук профессором И. Ф. Волковым.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 422. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия