ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
Со второй половины XV в. немецкая литература вступает в полосу подъема. Она развивается под знаком раскрепощения человеческой мысли от христианской догматики и схоластики, освобождения народа от феодального и церковного гнета. Вдохновителями этого движения были гуманисты (от лат. humanus — человеческий)—передовые ученые, общественные деятели той эпохи, рассматривавшие все явления современной им действительности с точки зрения человеческих интересов. Они боролись за светское образование, стремились сблизить искусство и науку с жизнью. Энгельс называет Возрождение «величайшим прогрессивным переворотом», эпохой, которая «породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености»,— временем, когда «в Италии, Франции, Германии возникла новая, первая современная литература»1. В числе крупнейших фигур Ренессанса Энгельс называет А. Дюрера и М. Лютера. Гуманисты высоко ценят разум, подлинные, а не схоластические знания. Отсюда их решительные выступления против Различных проявлений невежества, обскурантизма, против схоластов, кичившихся своей мнимой ученостью. В немецком гуманизме весьма популярен особый литературный жанр, высмеивающий глупость. Сатиру на «дураков» (неразумных правителей, глупых попов, псевдоученых и т. д.) пишут С. Брант, Эразм Роттердамский и др. Характерно также, что первыми очагами гуманистической мысли в Германии были университеты. Именно в их стенах впервые появились ученые, которые, познакомившись с культурными достижениями античного мира и гуманистической культурой Италии, начали атаки на схоластическую премудрость. Они давали бой обскурантам, объявлявшим ересью любое отступление от христианской догматики, тормозившим развитие науки. Развитие гуманизма наиболее интенсивно протекало в передовых в экономическом отношении городах Германии (Нюрнберг, Страсбург, Аугсбург), расположенных на торговых путях с юга на запад и восток. Именно здесь рождались произведения нового гуманистического искусства — полотна Дюрера и Гольбейна, стихотворения Г. Сакса и И. Фишарта. Остальные области Германской империи являлись провинциальным средневековым захолустьем, были оплотом обскурантизма и политической реакции. Неравномерность экономического развития стала источником политической раздробленности Германии. В ней не было экономических предпосылок для общенационального объединения. В стране существовало несколько центров, в которых князья осуществляли всю полноту власти и были по существу независимыми от императора. Отсутствие национального единства препятствовало формированию национального искусства. Немецкое Возрождение не знает таких писателей, как Шекспир в Англии, Сервантес в Испании, Рабле во Франции. Немецкая литература XV—XVI вв. отмечена печатью известного провинциализма, она носит во многом ученый, кабинетный характер, занята решением богословских вопросов. Лишь в годы напряженной общественно-политической, идеологической борьбы (Реформация, Крестьянская война) она проникается революционным пафосом, становится рупором общенациональных интересов (Лютер, Гуттен, Эразм). Творчество немецких гуманистов развертывается главным образом в идеологическом русле. Оно направлено на развенчание обскурантизма, порочной жизни монахов, попов, князей. Отсюда его сатирическая и морально-дидактическая направленность. В нем нет раскрытия противоречий действительности через борьбу человеческих индивидуальностей. Реализм в искусстве немецкого Возрождения выражен слабо. Немецкая литература XVI в. была неоднородной в идеологическом отношении. Большую роль в ней играли гуманисты, критиковавшие схоластику и невежество с позиций разума и гуманизма (Бебель, Рейхлин, Эразм Роттердамский). Вторую группу составляли писатели, связанные с реформационным движением (Гуттен, Лютер и др.) Особое место в немецком Ренессансе занимает бюргерская литература (Брант, Мурнер, Г. Сакс и др.), авторы которой изображают преимущественно мещанскую жизнь и оценивают изображаемое с точки зрения интересов бюргера. Наконец, в эпоху Возрождения в Германии существовало безымянное народное творчество, получившее конкретное выражение в народных песнях, в народных книгах и т. д.
Примечания. 1 См.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2, т. 20, с. 346.
|