Студопедия — XVIII век. Эпоха Просвещения 6 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

XVIII век. Эпоха Просвещения 6 страница






 

Он сорвал, забывши страх,

Розу в чистом поле,

Кровь алела на шипах.

Но она — увы и ах! —

Не спаслась от боли.

Роза, роза, алый цвет,

Роза в чистом поле!

 

(Пер. Д. Усова)

 

Дальнейшее развитие лирики Гете вызвано его любовью к Лили Шенеман, дочери франкфуртского банкира. Лили привлекает его своей красотой, и отталкивает своей приверженностью к обычаям чуждого ему великосветского круга. Гете не принимает его условностей. Он дорожит своей независимостью. Поэт стремится ироническим отношением к своему чувству вырваться из оков красавицы:

 

Ах, смотрите, ах, спасите,

Вкруг плутовки, сам не свой,

На чудесной, тонкой нити

Я пляшу, едва живой.

 

(«Новая любовь, новая жизнь» — Neue neues Leben. Пер. В. Левика)

 

Гете отпугивает праздная светская жизнь. Отсюда воспоминания о прошлом, когда он находил счастье в общении с природой:

 

О, зачем влечешь меня в веселье,

В роскошь людных зал?

Я ли в скромной юношеской келье

Радостей не знал?

 

(«Белинде» — An Belinden. Пер. В. Левика)

 

В любовной лирике Гете-штюрмера ярко, талантливо раскрыты несметные богатства духа простого человека, и в этом состояло большое общественное значение его интимных, лирических стихотворений. Они пробуждали уважение к демократическим слоям общества. Гете наделяет высоким, поэтическим строем души не только горожан, но и крестьян («Кристель»). Любовь им рисуется как могучая сила, ломающая на своем пути все преграды, она ценнее золота, власти. Герои Гете хранят память о ней как о самом дорогом в жизни. В обобщенной форме эта. мысль выражена в балладе «Фульский король» (Der König in Thule).

Наряду с интимной лирикой Гете создает много стихотворений, в которых выражаются его гражданские чувства, отношение к природе и обществу. В этой сфере особенно отчетливо проявилось бунтарство Гете, жажда деятельности, стремление к изменению мира. Он ненавидит всякую рутину, покой — все то, что связано с застойным, филистерским характером жизни. Один из любимых героев Гете-штюрмера — странник. Тема странничества занимает большое место в его поэзии. Гете— враг самоуспокоенности. Его герой личность сильная, непокорная. В нем бьет ключом первозданная сила, ему не страшны никакие трудности и невзгоды. Он не избегает их, а, напротив, идет им навстречу. Весьма показательна в этом плане ода «Песня странника в бурю» (Wanderers Sturmlied, 1771 —1773). Она написана белым стихом, строчками разной длины. Форма ее как нельзя лучше передает высокий накал чувства героя, который считает себя «братом богам» по величию духа, по смелости дерзаний. Ему ничего не страшно:

 

Кто не брошен грозным гением,

Ни дожди тому, ни гром

Страхом в сердце не дохнут!

 

(Пер. Н. Вильмонта)

 

Гете славит Зевса, который символизирует деятельное, зиждительное начало мира. Бог в оде — враг покоя, безделья, он меньше всего покровитель поэтов-идилликов (Анакреона, Феокрита). Его божественный гений воплотился в Пиндаре. Сам Гете ощущает в своей груди пламень божества, который не дает ему успокоиться, влечет его ввысь, к вершинам гор.

Аналогичные настроения, но без излишней штюрмерской экзальтации выражены в оде «Ганимед» (Ganymed, 1774). Это гимн поэта «весне-подруге», ее чарующей красоте:

 

Как бы тебя обняли

Эти руки!

Ах, на грудь твою

Пал я в истоме,

И цветы твои, и травы

Тесно к сердцу льнут.

 

(Пер. А. Кочеткова)

 

Лирический герой Гете стремится слиться с природой-богом. Он рвется ввысь, чтобы прильнуть к груди «вселюбящего отца». Неприязнью к застойной, филистерской жизни проникнуто стихотворение Гете «Старому Кроносу» (An schwager Kronos, 1774). Поэт подстегивает время, чтобы оно двигалось проворнее, он весь в нетерпении, ему невыносимо всякое промедление.

 

Эй, проворнее, Кронос!

Клячу свою подстегни!

Путь наш теперь под уклон.

Мерзко глядеть, старина,

Как ты едва плетешься.

Через корягу и пень,

Прямо в кипящую жизнь!

 

(Пер. В. Левика)

 

Движение вперед и вверх должно быть, по мысли Гете, непрерывным. Надо энергичней преодолевать трудности, не обольщаться соблазнами спокойной жизни, чарами любви. Гете зовет к борьбе, к действию.

 

Дуй же, дружище, в рог,

Мир сотрясай колымагой!

Чтобы Орк услыхал: идем!

 

В штюрмерский период Гете славит непокорство орла, который, сраженный пулей, превозмогая боль, опять стремится в небо, на просторы вселенной. Напрасно голубка прельщает его прелестями спокойной и сытой жизни. Орел не принимает голубиную покорность и «мудрость» («Орел и голубка»).

С наибольшей смелостью бунтарские чувства поэта выражены в оде «Прометей» (Prometheus, 1774) и в незавершенной пьесе того же названия. В творчестве Гете Прометей прежде всего мятежник, восставший против тирании богов, друг и наставник людей, борец за их земное счастье. Он помогает им овладеть искусством строить хижины, разводить коз, преодолевать всякие трудности. Сердце Прометея «скорбит об угнетенном». Все его помыслы направлены на то, чтобы вырастить подвластный ему народ свободным, непокорным богам, полагающимся во всем на свой разум, свою волю. Прометей с презрением отвергает предложение Юпитера стать его наместником на земле, чтобы держать человеческий род в узде и повиновении:

 

Как! Мне продаться в рабство,

Всем общее? Как все, признать державу

Громометателя?

Нет!

 

(фрагмент пьесы, пер. В. Иванова)

 

Прометей гордится тем, что создал людей по своему образу и подобию. Им ведомы все горести и радости. Они живут, полагаясь на себя, а не на богов:

 

Взгляни, Зевс, вниз —

На мир мой: жив мой мир!

По образу слепил я моему

Род, мне подобный, —

Страдать, скорбеть, усладу знать и радость,

О тебе ж и не думать —

Как я!

 

Человек, по мысли Гете, должен быть сам кузнецом своего счастья. Жизнь надо брать такой, какова она есть, и бороться за ее преобразование. Идеалом Гете является борец за свободу, человек, не клонящий головы перед трудностями. Таков Прометей. У него «священно пламенеющее сердце» мятежника. Несмотря на свой титанизм, Прометей многими чертами близок людям. Он весь прикован к земле, у него человеческий строй мыслей. Обращаясь к Зевсу, он заявляет:

 

О, только бы моя земля

Стояла крепко,

И хижина, что выстроил не ты,

И мой очаг,

Что я воспламенил —

Тебе на зависть.

 

(ода, пер. А. Кочеткова)

 

Образом Прометея Гете пробуждал в своих современниках чувство деятельного служения идеалам свободы.

Весной и летом 1772 г. Гете проходит адвокатскую практику в небольшом провинциальном городе Вецларе. Он служит в Имперском суде, одном из наиболее бюрократических учреждений феодальной Германии. В Вецларе Гете пережил неудачную любовь к Шарлотте Буфф. Эти переживания дали толчок к созданию романа «Страдания молодого Вертера» (Die Leiden des jungen Werthers, 1774). В романе нет ничего возвышенного, хотя главный герой, в понимании Гете, не лишен героичности. «Вертер» продолжает интимно-лирическую линию в творчестве писателя. Он непосредственно примыкает к поэтическому циклу, навеянному любовью к Фридерике Брион. Только там Гете выступал в роли счастливого возлюбленного, а в романе его предпочитают другому. Отсюда тема страдания, усугубляющаяся социальным конфликтом.

«Вертер» от начала до конца пронизан лиризмом. Это — Роман в письмах, исповедь человеческой души, что было ново Для литературы. В нем с большой проникновенной силой раскрыт внутренний мир тонко чувствующей, одаренной, духовно огатой личности. Шаг за шагом Гете прослеживает процесс зарождения и развития любви Вертера к Лотте, «диалектику души» Вертера. Это было ново для немецкой литературы XVIII в. Романистов эпохи Просвещения интересовало, как правило, или сознание героя, или его характер. Объектом исследования Гете выступает чувство, не контролируемое разумом, но в то же время не выливающееся в слепую, стихийную страсть.

«Вертер» — роман, созданный в традициях сентиментализма. В нем чувствуется воздействие идей Руссо. В поведении Вертера нет никакой авторской заданности. Рисуя его трагическую судьбу, Гете не исходил из какого-то рационалистического задания, просто он создавал образ живой человеческой индивидуальности. Роман покорял своей правдивостью, напоминал страницу, вырванную из жизни.

Вертер — юноша, настроенный сентиментально. Его сентиментальность сказывается в повышенной чувствительности. Любовь к Лотте доводит его до крайней степени эмоциональной экзальтации. Вертер влюблен также в природу. Он поклонник всего естественного, которое противопоставляется им общественному («искусственному») образу жизни. Героя Гете влечет простота, непосредственность, отсюда его трогательная привязанность к детям. Идеалом Вертера являются патриархальные общественные отношения. «Ничто не вызывает во мне такого тихого и непритворного удовольствия, как возможность естественно перенести черты патриархального быта в мой собственный быт»,— признается Вертер (письмо от 21 июня). Вертер несказанно рад, когда ему удается самому приготовить себе завтрак из «даров природы». «Как отрадно мне всем сердцем ощущать бесхитростную, безмятежную радость человека, который ставит себе на стол своими руками взращенный кочан капусты и в одно мгновение переживает вновь все хорошее, что связано с ним, ясное утро, когда он сажал его, и теплые вечера, когда его поливал и радовался, глядя, как он растет».

В романе отчетливо проступают две сюжетные линии. Одна связана с взаимоотношениями Вертера с феодальным обществом, вторая — с Лоттой и ее женихом Альбертом. В первом случае конфликт носит остросоциальный характер, выливается в борьбу «естественности» с «искусственностью». Во втором случае никакого столкновения, собственно, нет. Лотта во многом сродни Вертеру. Она также человек естественный, близко стоящий к природе. Лотта способна глубоко и искренне чувствовать. Она увлечена Вертером, ее не оставляют равнодушной его пылкие признания. Но Лотта остается верной своему долгу: она дала умирающей матери обет стать женой Альберта. В ее любви к Вертеру нет безрассудства. Осознание своих обязанностей перед домом, малолетними братьями и сестрами позволяет ей контролировать свои чувства. Вертер любит без надежды на успех. Он вполне понимает «незаконность» своего увлечения Лоттой, но не в силах управлять собой и кончает самоубийством. Вертер принимает роковое решение тогда, когда он узнает, что и Лотта его любит. Он не хочет вносить разлад в ее жизнь. В его любви нет ничего эгоистического, она рыцарственна, благородна. Он жертвует собой ради покоя Лотты.

Вертер превыше всего ценит в человеке эмоциональную непосредственность, а не разум. Собственное сердце — единственная его гордость. Он не выносит расчетливости. Именно в этом его разногласия с Альбертом, который, как и Лотта, также не выходит в своем поведении за пределы «законности», «разумности». Ему не хватает «гениальности» в штюрмерском ее понимании, т. е. смелости совершать поступки, несовместимые с общепринятыми взглядами.

Все великое в жизни, по мысли Вертера, творится «безрассудными» натурами в состоянии эмоционального порыва. Холодный расчет — враг героики. Вертер не осуждает, а защищает людей, которые, руководствуясь велением души, нарушают общепринятые законы, нормы морали. Он, например, вполне одобряет отца семейства, который, чтобы спасти детей от голода, идет на воровство, разделяет чувства девушки, когда она «губит себя, предавшись минутному упоению любви». Он не займет, по собственному признанию, позицию осуждения и тогда, «если народ, стонущий под нестерпимым игом тирана, наконец взбунтуется и разорвет свои цепи» (письмо от 10 августа). «Безрассудные» страсти толкают человека на подвиг, рождают в нем великую энергию, пробуждают смелость и дерзость. Герой Гете осознает себя бунтарем, и он действительно бунтует против феодальных отношений, против филистерства, против существующих моральных догм.

Самоубийство рассматривается Вертером не как слабость, это — необходимая мера для утверждения человеческой сущности, когда других путей нет, когда личность не в состоянии вынести своих страданий, когда, останься в живых, она может совершить нечто недостойное.

Однако «подспудные» мысли, толкнувшие Вертера на трагический шаг, не дошли до сознания современников Гете, чем последний был немало смущен и раздосадован. Самоубийство Вертера было ими истолковано только как слабость героя. Даже Лессинг осудил концовку произведения, интерпретировав ее как проявление бесхарактерности, безволия Вертера. Подобное понимание не соответствовало замыслу Гете; он не считал своего героя малодушным, но тем не менее был вынужден второму изданию романа предпослать стихотворный эпиграф, в котором заставил Вертера осудить из могилы того юношу, который вздумал бы ему подражать: «мужем будь, не иди по моему пути».

По строю своих мыслей и чувств Вертер сентиментален, но как художественный образ он вполне реалистичен. Гете изобразил его исторически конкретно, в социальных связях, в единстве с окружающей его общественной средой. Вертер всесторонне раскрыт в своем противостоянии феодальному обществу. Тут его бунтарство проявляется с наибольшей отчетливостью. Талантливый, богато одаренный разночинец, он не может выносить дворянской спеси, «блистательного убожества... мелких людишек, кишащих вокруг». Его приводит в негодование высокомерие знати, в действительности лишенной ума и духовных интересов. Великосветские снобы, любящие «взирать с высоты своего величия поверх бюргерских голов», пользуются каждой возможностью, чтобы унизить Вертера, подчеркнув его «нетитулованиость», простонародность (случай на вечере). Он в свою очередь также платит им презрением. Его конфликт с великосветским обществом носит остроклассовый характер. Вертеру ненавистен социальный строй, основанный на сословной иерархии. «Больше всего, — признается он, — меня бесят пресловутые общественные отношения» (письмо от 24 декабря), при которых человек оценивается не по уму, не по душевным качествам, а по титулу. Идеалом общественного устройства для Вертера является античная Греция, не знавшая, по его мнению, классового антагонизма. Сталкиваясь с проявлением дворянского высокомерия, Вертер по контрасту вспоминает Элладу, в которой пастух находил общий язык с царем. «Я незаметно, — пишет он 15 марта, — покинул пышное общество, вышел, сел в кабриолет и поехал в М. посмотреть с холма на закат солнца, читая из моего любимого Гомера великолепную песнь о том, как Улисс был гостем радушного свинопаса».

«Вертер» проникнут чувством подлинного демократизма. Развенчивая пустоту, бездушие дворянских кругов, Гете находит полноту и богатство человеческих ощущений в народной среде. В романе выведен образ крестьянского парня-батрака, самозабвенно влюбившегося в свою хозяйку. Этот эпизод дает Гете повод для чрезвычайно емкого социального обобщения. «Значит, — говорит он устами Вертера, — такая любовь, такая верность, такая страсть вовсе не поэтический вымысел; она живет в нетронутой чистоте среди такого класса людей, которых мы называем необразованными и грубыми. И мы от нашей образованности потеряли образ человеческий!» (письмо от 4 сентября). Гете не просто защищает идею внесословной ценности человеческой личности, он показывает превосходство простолюдинов над аристократами, защищает демократический строй жизни.

В ноябре 1775 г. Гете по приглашению наследного принца Саксон-Веймарского герцогства приезжает в Веймар, где протекает второй период жизни и творчества великого поэта. Вскоре Гете принимает решение поступить на службу. Он с увлечением занимается административной деятельностью, становится во главе различных комиссий, существующих при веймарском дворе (военной, финансовой, дорожного строительства и др), получает звание действительного тайного советника, занимает место в Государственном совете и т. д. Его административная активность имела вполне определенные цели: Гете ищет путей быть полезным народу. Он ставит перед собой задачу сократить бремя налогов с населения, уменьшить расходы на содержание придворного аппарата, армии. В узких пределах карликового княжества Гете пытается проверить возможность проведения социальных реформ с помощью «просвещенного монарха». Выводы оказались весьма неутешительными. Гете не удалось добиться чего-либо существенного, хотя он не жалел ни времени, ни сил на осуществление своих планов.

В первые десять лет жизни в Веймаре значительно снижается его писательская активность. Дело здесь не только в занятости административными делами. Идет «перестройка» его общественно-политического и эстетического сознания. В Веймаре происходит постепенный отход от настроений «Бури и натиска». Однако связи с мятежной юностью не порываются. В Гете по-прежнему высоко развито «чувство личности». Он стремится быть независимым. Как и раньше, он полон сочувствия к угнетенному народу. Программное значение в этом плане имеет баллада «Певец» (Der Sänger, 1778), где ярко выражена идея независимости поэта от придворно-аристократической среды. «Седой певец», пленивший своим пением короля, отказывается взять в дар золотую цепь. Для него она — «златое бремя». Он награжден тем, что заставил своей песней волноваться сердца:

 

По божьей воле я пою,

Как птичка в поднебесье.

 

(Пер. Ф. Тютчева)

 

Баллада «Певец» дала некоторым критикам повод считать Гете чуть ли не певцом «чистого искусства», сторонящегося общественных вопросов. Нет ничего неправильнее подобной точки зрения. Сравнивая поэта с вольной птицей, Гете отстаивал свободу творчества, независимость поэта от придворных кругов.

В лирике Гете первого веймарского десятилетия отчетливо звучит тема одиночества. Поэт чувствует себя одиноким в окружающем его обществе. Он находит отраду в былом, настоящее не дает ему счастья:

 

Эхо жизни прожитой

Вновь тревожит грудь.

Меж весельем и тоской.

Одинок мой путь.

 

(«К луне» — An den Mond. Пер. В. Левика)

 

Мотив странничества, характерный для творчества Гете штюрмерских лет, получает новое звучание. Странник, находивший некогда радость в состязании с бурей, теперь жаждет успокоения. Он устал от бесплодной борьбы:

 

Я устал от смены вечной,

То восторг, то боль в груди.

Мир сердечный,

О, сойди ко мне, сойди...

 

(«Ночная песня странника» — Wanderers Nachtlied, 1776. Пер. В. Левика)

 

Лирического героя Гете манят теперь картины не мятежной, а мирной природы. Он весь в страстном ожидании покоя:

 

Не пылит дорога,

Не дрожат листы...

Подожди немного —

Отдохнешь и ты!

 

(«Ночная песня странника» — Wanderers Nachtlied, 1780. Пер. М. Лермонтова)

 

К 1782 г. относится знаменитая баллада Гете «Лесной царь» (Erlkönig). Она написана по материалам норвежского фольклора, опубликованного Гердером в его сборнике «Голоса народов в песнях». В ней просто, но необычайно выразительно переданы горячечные видения больного мальчика, умирающего на руках отца, мчавшегося на коне в грозовую ночь. Баллада в переводе В. А. Жуковского приобрела широкую известность в России. В поэзии Гете первого веймарского десятилетия по-прежнему сильно звучит мотив сочувствия «маленькому человеку», обиженному судьбой, скитающемуся, зарабатывающему себе на жизнь тяжелым трудом (песни арфиста из неоконченного романа «Театральное призвание Вильгельма Мейстера» — «Кто одинок, того звезда», «Подойду к двери с котомкой», «Кто с хлебом слез своих не ел» и др.). Вместе с тем Гете этой поры гораздо более сдержан в выражении своих чувств. Штюрмерское бунтарство уступило место сдержанности, стремлению согласовать свои порывы с законами общества.

В сентябре 1786 г. Гете осуществляет свою давнишнюю мечту, едет в Италию. Поездка на родину Данте и Рафаэля связана с кризисом мировоззрения Гете, с необходимостью обрести душевное равновесие, выработать новую программу действий, новый стиль творчества. Годы, проведенные в Веймаре, убедили его в бесплодности попыток улучшить судьбу народа путем всякого рода реформ сверху. Гете не верит также в возможность возникновения революционной ситуации в стране. Он ищет другой путь и приходит к идее эстетического воспитания человека. Критическое отношение к феодальному обществу остается, но революционная форма перестройки действительности отвергается как нереальная. Основной силой исторического прогресса Гете теперь считает искусство.

Пребывание в Италии ознаменовалось увлечением Гете классицизмом. Его волнует «благородная простота и спокойное величие» произведений античного зодчества и ваяния. Он смотрит на античность глазами Винкельмана. Ему претит все дисгармоничное. Если в штюрмерский период Гете увлекался готикой, то теперь его настроению больше отвечают прямые линии античной архитектуры, умиротворяющие душу. Прометеевское бунтарство осталось позади. Античный мир отныне воспринимается Гете как царство красоты и гармонии. Так оформляется концепция «веймарского классицизма».

Существенной чертой классического метода является то, что он преследует цель изображения прежде всего идеальных, прекрасных явлений действительности, исключает из искусства все, что может привести к разладу с жизнью, к ее неприятию. Критика общества в творчестве Гете и Шиллера классической поры остается, но она завершается, как правило, примирительным аккордом.

Главный герой в произведениях Гете-классика (а также и Шиллера)—это личность, обычно нравственно совершенная (Ифигения, Вильгельм Телль, Иоанна и др.), раскрывающаяся в возвышенных порывах своего духа, находящая путь к разумному решению общественных вопросов. Гете и Шиллер второго этапа творчества осуждают революционные изменения социальных отношений. Насильственные меры одобряются ими лишь тогда, когда идет борьба за национальную свободу («Эгмонт», «Орлеанская дева», «Вильгельм Телль»).

«Веймарский классицизм» раскрывает человека преимущественно в духовной, моральной сфере. Тем самым в какой-то мере ослабляется историческая конкретность образа. Но правда жизни остается. Гете и Шиллер в классических произведениях отражают глубокие и сложные социальные и психологические конфликты, рисуют крупные человеческие характеры.

В Италии Гете много работает. Им завершены драматические произведения: «Ифигения в Тавриде», «Эгмонт», в основном закончен «Торквато Тассо», написана новая сцена для «Фауста». Во всех этих произведениях ярко отразились перестройка сознания Гете, его переход на новые эстетические позиции.

В Италии Гете также страстно увлекается наукой. Круг его научных интересов весьма широк. Его интересуют ботаника, анатомия, минералогия. Изучение природы, ее объективных закономерностей служит Гете своеобразным противоядием против тех субъективистских концепций, которые он разделял в штюрмерские годы. Он стремится теперь согласовать интересы личности с объективным развитием мира.

В период итальянского путешествия Гете существенно пересматривает свои эстетические взгляды. Его симпатии на стороне тех художников, которые, по его терминологии, имеют свой «стиль», т. е. создают произведения «благодаря точному и углубленному изучению самого объекта». Гете выше всего ценит искусство объективное, верно схватывающее и правдиво передающее эстетическую сущность изображаемого предмета. Тем самым Гете ставит вопрос о художественной типизации. Он критичен к «простому подражанию природе», усматривая в нем черты натуралистической ограниченности. Гете не вполне удовлетворяет также «манера». Ее он видит там, где художник стремится к выражению прежде всего своего идеала.

Типичным образцом «веймарского классицизма» является «Ифигения в Тавриде» (Iphigenie auf Tauris, 1787), написанная в окончательном варианте белыми стихами пятистопным ямбом. В центре ее гуманный, умиротворенный герой, а не человек бурных стремлений. Конфликт, в отличие от «Геца», «Вертера», носит чисто моральный характер. Действующие лица вырваны из социальных связей, раскрыты только в своей нравственной сущности. Внешнее действие сведено до минимума, основное внимание сосредоточено на внутренних переживаниях личности.

Гете в своей пьесе стремится показать могучую силу морального воздействия. Главная ее героиня —Ифигения, из рода Танталидов. Все его представители были одержимы неистовыми страстями, что приводило к большим бедам. Брат Ифигении Орест со своим другом Пиладом прибывает в Тавриду, где находится его сестра Ифигення. По обычаю страны, друзей должны казнить. Однако Ифигения за время своего пребывания среди варваров сумела смягчить нравы людей, отменила человеческие жертвоприношения. Она добивается отмены приговора у царя Фоанта, который, несмотря на свою любовь к Ифигении, отпускает всех троих на родину. Душевное благородство победило страсти, бушевавшие в груди Фоанта и в роду Танталидов.

Вскоре по возвращении в Веймар Гете завершает драму «Торквато Тассо» (Torquato Tasso, 1790). По своему методу она родственна «Ифигении», это тоже произведение «веймарского классицизма». Внешнее действие в ней сведено к минимуму. Герои не столько действуют, сколько рассуждают. В «Тассо» по существу нет национального и исторического колорита. Да Гете и не ставит перед собой задачи показать трагическую судьбу автора «Освобожденного Иерусалима» во всей ее конкретности. Его волнует вопрос о горестной участи поэта в условиях придворной жизни. Образ Тассо в связи с этим приобрел обобщающие черты. Гете вложил в него несомненно частицу и своей души.

Тассо, как и Гете, страдает при дворе. Внешне он окружен заботой. Он нем печется Альфонс, герцог Феррары, его ценит принцесса Элеонора. Ему прощаются многие чудачества. Правда, внимание к Тассо имеет эгоистическую основу: оно связывается с надеждой на то, что поэт прославит в веках своих милостивцев. Даже при внешне хорошем отношении к писателю его меценатов неизбежно назревает конфликт. Творчество, по мнению Гете, не терпит опеки придворных кругов, оно требует полной свободы. Тассо же лишен возможности жить независимо. Он чувствует себя пленником двора. Особенно тяжело переживает поэт разрыв с Элеонорой, которая хотя и не отвергает его ухаживаний, но держит поэта на расстоянии, никогда не забывает о разделяющем их социальном барьере.

Но Гете смягчает конфликт Тассо со светским обществом, не одобряет излишне резкого отношения поэта к его моральным законам. В «Торквато Тассо» очень ярко отразилась двойственность Гете, его критический взгляд на феодальную действительность и стремление «приноровиться» к ее порядкам.

Трагедия «Эгмонт» (Egmont, 1788) была начата Гете еще в штюрмерский период. В Риме пьеса подверглась основательной переработке, но в ней сохранились черты, сближающие ее с драмами первого периода. В отличие от «Ифигении» и «Тассо», в основе «Эгмонта» лежит социально-исторический конфликт, действует народ. В трагедии воссоздан национальный колорит Фландрии. Написана она прозой.

В центре внимания Гете в «Эгмонте» — нидерландская революция XVI в., ее начальный период. Поэт явно сочувствует восставшим, взявшимся за оружие, чтобы освободиться от гнета испанских завоевателей. Пьеса овеяна духом свободы, защищает право каждого народа решать свою судьбу. В стране зреют силы мятежа. Вольнолюбивые настроения угнетенных наиболее ярко воплотились в графе Эгмонте. Образ его создан Гете в нарушение истории. Исторический граф Эгмонт был казнен в преклонном возрасте. Гете же превратил его в веселого, беспечного, свободолюбивого юношу, воплощающего молодость своего народа, его непокорный дух. В пьесе сталкиваются две жизненные концепции: религиозное изуверство и ясный гуманистический взгляд на мир. Эгмонт несет с собой жизнь, радость и веселье, испанские поработители во главе с католической церковью — смерть.

Эгмонт ни в чем не желает ограничивать свою свободу. Он не считается с тем, что на его родине свирепствует инквизиция. В нем «нет и капли крови, способной усвоить испанский образ жизни», он не хочет согласовывать свои действия с реальным положением дел, отклоняет совет друзей вести себя более осмотрительно: «Тот уж мертвец, кто живет лишь ради того, чтобы сберечь себя». Свободолюбие Эгмонта нередко перерастает в индивидуализм, становится вредным с точки зрения интересов борющегося народа. Гете осуждает своего героя во всех случаях, когда тот вырабатывает программу своего поведения без учета сложившейся обстановки.

В отношении испанских завоевателей Эгмонт придерживается компромиссной политики. Ему кажется, что можно найти общий язык с угнетателями. В то же время он не доверяет народу и опасается вооруженного восстания. В тюрьме, куда Эгмонта бросает герцог Альба, герой Гете перерождается, осознает свою ошибку. В мечтах он ждет, что будет освобожден восставшим народом: «Они поднимаются тысячами! Они идут. Они меня поддержат!.. И если с неба не спустится ангел, чтобы спасти меня, — я знаю, они возьмутся за мечи и копья!» Эгмонт не дожил до этого дня, он гибнет на эшафоте. Но его арест послужил сигналом к восстанию. Умирая, Эгмонт призывает к борьбе с угнетателями: «За родину сражайтесь! Радостно отдайте вы жизнь за то, что вам всего дороже, — за вольность, за свободу!

В пьесе изображен также народ. В подавляющей своей массе он пассивен. Плотник, Мыловар и другие горожане выступают против революции, они страшатся за свою собственность. Вместе с тем в народной среде есть личности героические. Таков писарь Фанзен, призывающий к активным действиям против испанских насильников. Наиболее ярко бунтарские слои народа представляет возлюбленная Эгмонта Клерхен. Она призывает жителей города к восстанию, стыдя их за робость. «Нет у меня ваших рук, нет мужского разума; но у меня есть то, чего не хватает вам, — мужество и презрение к опасности. О, если б я могла зажечь вас своим дыханием!.. Идемте! Я пойду вместе с вами!... Пусть над вами пылает мой дух, и пусть любовь и отвага сплотят народ, разрозненный, смятенный,в непобедимое грозное войско».







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 562. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия