XVIII век. Эпоха Просвещения 7 страница
Хотя в финале драмы раздается призыв к восстанию, следует учитывать, что в «Эгмонте» речь идет о завоевании национальной свободы, а не о социальных преобразованиях. Нидерланды берутся за оружие тогда, когда оказываются исчерпанными все возможности решения вопроса мирным путем, когда гнет принял совершенно нетерпимые формы. Осуждая на втором этапе своего творчества насильственные методы изменения жизни, Гете, а также Шиллер, поддерживают вооруженную борьбу народов за свою национальную независимость («Эгмонт», «Дон Карлос», «Вильгельм Телль»). После возвращения из Италии в 1788 г. Гете значительно сужает размах своей административной деятельности при веймарском дворе. Он не верит теперь в возможность осуществления серьезных социальных реформ. Большие надежды Гете возлагает на искусство как средство гуманистического воспитания. Отсюда его забота о том, чтобы сделать немецкую литературу рассадником гуманистических идей. В 1791 г. Гете становится руководителем веймарского придворного театра и остается на этом посту более четверти века. Он проводит большую работу по обновлению репертуара, изгоняя из него пьесы развлекательные, слабые в идейном отношении. Много внимания им уделяется тому, чтобы повысить исполнительское мастерство актеров. В 1788—1790 гг. Гете создает великолепные «Римские элегии» (Romiche Elegien), поэтический памятник его любви к Христиане Вульпиус, с которой поэт вступил в гражданский брак. Чисто земное эротическое чувство подано в «Элегиях» в возвышенно-эстетическом плане. Гете и Христиана выступают в образах Путешественника и молодой римлянки, их взаимоотношения раскрыты на фоне южной природы. Облагораживанию эротических переживаний служит и размер — гекзаметр, чередующийся с пентаметром, придающий произведению торжественность. Сам Гете признавался: «Различным поэтическим формам присуще большое таинственное влияние. Если бы содержание моих «Римских элегий» изложить в тоне и размере байроновского «Дон Жуана», то все, сказанное там, показалось бы совершенно непристойным». В 1789 г. началась французская буржуазная революция. Гете вполне понимал ее историческое значение. Будучи свидетелем разгрома коалиционной армии войсками революционной Франции в битве при Вальми, Гете так прокомментировал немецким офицерам смысл этого исторического события: «Отсюда и с сегодняшнего дня началась новая эра мировой истории, и вы теперь можете говорить, что присутствовали при ее рождении». Гете хорошо понимает, что в Европе неизбежны большие социальные изменения, он признает их неизбежность, но в то же время его отношение к революционным методам преобразования жизни отрицательное. Гете страшится кровопролития, он всецело уповает на силу слова, морального примера. Отсталость Германии, положение Гете при дворе оказывают отрицательное воздействие на его сознание. Осторожный веймарский министр в оценке революции побеждает в конечном счете гениального поэта. На события за Рейном Гете откликнулся целым рядом произведений. Он пишет недостойный его таланта пасквиль на французских революционеров, изображая их немецких «подражателей» в сугубо карикатурном виде («Гражданский генерал»— Bürgergeneral, 1793). В пьесе «Мятежные» (Die Aufgeregten, 1793), апеллируя к разуму и совести дворян, Гете тем самым стремится предупредить революционный взрыв в Германии, от которого он не ждет ничего хорошего. И хотя Гете довольно резко критикует немецкое (в «Мятежных») и французское (в «Рейнеке-лисе» — Reineke Fuchs, 1793) дворянство, тем не менее в его сознании живет страх перед революцией. Об этом свидетельствует идиллия «Герман и Доротея» (Hermann und Dorothea, 1797). Основной пафос ее в поэтизации мирной, спокойной бюргерской жизни, противопоставленной революционной смуте во Франции. Важной вехой в биографии Гете была его дружба с Шиллером. Их личное знакомство состоялось лишь в 1794 г. и быстро привело к тесному дружескому общению. Сближению двух великих поэтов способствовала общность их идейно-эстетических позиций. Оба расстались с бунтарскими настроениями юности и перешли на позиции «веймарского классицизма», нравственно-эстетического воспитания человечества. Оба стремятся поднять уровень немецкой литературы, направить ее на решение вопросов большого общественного значения. В этих целях Шиллер начинает издавать в 1794 г. журнал «Оры» (Ногеn). Успеха он не имел, так как был оторван от актуальных общественно-политических проблем времени. Гете и Шиллер совместно издают серию (несколько сот) эпиграмм под названием «Ксении» 3. По форме это двустишия, по содержанию — критические выпады против отрицательных явлений, мешающих утверждению немецкой классической литературы. В 90-е гг. в творческом соревновании с Шиллером Гете создает ряд баллад («Коринфская невеста», «Бог и баядера», «Кладоискатель», «Ученик чародея» и др.). Самая замечательная из них «Коринфская невеста» (Die Braut von Korinth). В ней ярко проявилось отрицательное отношение автора к христианскому учению, к его аскетической сущности. Молодой юноша-афинянин приходит в Коринф, чтобы встретиться со своей невестой. Но родители девушки, новообращенные фанатики-христиане, отдали дочь в монастырь, где она умерла, не вынеся сурового устава монашеской жизни. Умершая невеста выступает в роли обличителя моральных догм христианства, требующего кровавых человеческих жертв. Гимном сильному любовному чувству является баллада «Бог и баядера» (Der Gott und die Bajadere). В ней рассказывается о том, как падшая женщина оказалась преображенной любовью бога, принявшего вид обыкновенного странника. Идейно-эстетическая программа Гете в 90-е гг. наиболее полно воплотилась в романе «Годы учения Вильгельма Мейстера» и в первой части «Фауста». Оба произведения представляют собой своеобразный отклик на революционные события. Отвергая путь насильственного пересоздания жизни, Гете предлагает свой метод перестройки действительности. Основную надежду в изменении общества он возлагает на просвещенных дворян, которые, учтя уроки французской революции, пойдут навстречу интересам народа. «Годы учения Вильгельма Мейстера» (Wilhelm Meisters Lehrjahre, 1796)—это роман о воспитании человека, о преодолении им иллюзий, о включении его в практическую общественно-полезную деятельность. Главный герой Вильгельм Мейстер — сын состоятельного бюргера. Он растет в семье обеспеченной, но с убогими духовными запросами. Вильгельма тяготит застойная жизнь. Его сердце рвется в мир искусства. Он чувствует в себе призвание к театру, которое укрепляется его любовью к актрисе Марианне. Влюбленные разрабатывают план бегства и совместной работы в театральной труппе, но их мечтам не суждено сбыться, они рушатся в связи с мнимой изменой Марианны. Вильгельм отправляется странствовать по Германии. Встреча с актерами вновь пробудила в нем страсть к театральной деятельности. Он видел в себе «творца будущего национального театра, по которому вокруг него так часто раздавались вздохи». Гете вводит своего героя в артистическую среду, рисует тяжелую жизнь актеров в условиях феодального общества XVIII в., их незавидное положение (Марианна, Филина, старый арфист и загадочная Миньона с ее тоской по Италии). В дальнейшем жизнь Вильгельма связана с труппой Зерло. Здесь он увлекается Шекспиром, сам исполняет роль Гамлета.. Сюжетная канва первых пяти книг «Годов учения» примерно повторяет развитие событий в незаконченном штюрмерском романе «Театральное призвание Вильгельма Мейстера». Но замысел писателя тут был иной. Гете-штюрмер действительно хотел сделать своего героя большим актером. В «Годах учения» увлечение Вильгельма театром — лишь этап на его жизненном пути. Довольно скоро он обнаружит, что не обладает большим артистическим дарованием. Герой Гете, преодолевая свое заблуждение, идет дальше в своем развитии. Судьба сводит его с «новыми людьми», имеющими хорошо продуманную, жизненную социальную программу. Это прежде всего Лотарио и его близкие друзья — Аббат, Ярно, Тереза и другие. Гете наделил их своими собственными взглядами. Лотарио и его единомышленники стремятся к преобразованию общества. Они развивают идею добровольных уступок народу. Лотарио, участвовавший в войне за независимость в США, намерен и в Германии бороться за социальные реформы. Он сам настаивает на том, чтобы его имение было обложено налогом. Эта мера, по его убеждению, прекратит недовольство крестьян и будет способствовать установлению классового мира в стране. Лотарио готов также поступиться частью своих земель. Только таким путем, по его мнению, дворянам удастся расположить к себе народ и сохранить свою частную собственность. Вильгельм женится на Наталье, сестре Лотарио («прекрасной Амазонке»), начинает видеть цель своей жизни в практической Деятельности в интересах общества. Все эгоистическое в нем отходит на задний план. В первые десятилетия XIX в. Германия, как и другие страны Европы, была втянута в водоворот крупнейших событий. В результате неудачных войн с Наполеоном Германская империя рухнула, как карточный домик. В период наполеоновского господства прекратили свое существование десятки карликовых княжеств. Поражение наполеоновской армии в 1815 г. привело к засилью в Германии политической реакции. В литературной жизни тон начали задавать консервативные романтики (Брентано, Арним и др.), ведущие наступление на просветительскую философию и эстетику. В период широкого распространения в Германии романтизма Гете по существу был единственным теоретиком, боровшимся за реалистический метод изображения действительности. 14 апреля 1824 г. Гете заявил Эккерману: «Вся современная мне эпоха находилась в противоречии с моими взглядами. В ней господствовало субъективное направление, в то время как я в своих объективных стремлениях не был в духе времени и был совершенно одинок» 4. Будучи связан с просветительским движением, Гете отрицательно реагировал на попытки членов Иенского и Гейдельбергского кружков романтиков задержать процесс исторического развития, не принимал их увлечения мистикой, их враждебности к разуму и т. д. Гете называл романтическую поэзию лазаретной, подчеркивая тем самым ее болезненность; он противопоставлял ей творения поэтов античности с их здоровым взглядом на жизнь. Творчество Гете в начале века обширно и разнообразно. Продолжается работа над «Фаустом» и над историей жизни Вильгельма Мейстера. Создаются семейно-бытовой роман «Избирательное сродство» и замечательный стихотворный цикл «Западно-восточный диван». Гете пишет автобиографию «Поэзия и правда. Из моей жизни», множество замечательных лирических стихотворений, ряд работ историко-культурного характера — «Путешествие по Италии», «Французская кампания 1792 года», «Осада Майнца в 1793 году» и др. Во всех этих сочинениях Гете предстает как продолжатель традиций Просвещения. Правда, автор «Фауста» во многом пошел дальше просветителей XVIII в. и своих программных установок первого веймарского десятилетия. В борьбе за прогресс он уже не придает такого большого значения искусству, силе слова и морального примера. Большие надежды по переустройству общества им возлагаются на практическую, трудовую деятельность. Весьма ценным источником для понимания взглядов и настроений Гете является его автобиография «Поэзия и правда. Из моей жизни» (Dichtung und Wahrheit. Aus meinem Leben, 1811 — 1814). Она содержит богатейший материал, характеризующий детство Гете, его пребывание в Лейпциге, в Страсбурге, взаимоотношения с Гердером. В ней дается оценка состояния немецкой литературы в 60-е и 70-е гг., рисуются выразительные портреты Готшеда, Геллерта и других немецких писателей той поры и т. п. Мемуары охватывают жизнь Гете до переезда в Веймар. В 1814 г. Гете начал работать над циклом стихотворений «Западно-восточный диван» (West-ostlicher Divan)5. Он навеян его увлечением поэзией Востока, и прежде всего творчеством великого иранского поэта XIV в. Гафиза. Интерес Гете к жизни и искусству восточных народов был выражением его недовольства современностью. Недаром первое стихотворение, открывающее «Западно-восточный диван», носит название «Геджра» («Бегство», 1814). Поэт, недовольный состоянием современной ему Европы, раздираемой войнами, ищет забвения в восточном мире.
Север, Запад, Юг в развале, Пали троны, царства пали. На Восток отправься дальний Воздух пить патриархальный, В край вина, любви и песни, К новой жизни там воскресни.
(Пер. В. Левика)
Гете завидует судьбе пастуха, который бродит с отарой овец, или погонщика верблюдов, поющего песни Гафиза. На Востоке раздолье, свобода. Поэты воспевают здесь любовь, вино, упоение битвой («Стихии», 1814). Гете во всем хочет уподобиться Гафизу, его влекут земные радости. Стихи, дышащие страстью, вызваны любовью Гете к Марианне Виллемер, поэтически одаренной тридцатилетней женщине. Поэт воспевает ее под именем Зулейки, а сам выступает под именем Хатема. На любовные признания Гете Марианна сама отвечала стихами, некоторые из которых Гете включил в «Диван».
В «Диване» Гете дает оценку своей поэтической деятельности. Он говорит гурии, закрывающей ему дорогу в рай:
Распахни врата мне шире, Не глумись над пришлецом. Человеком был я в мире, Это значит — был борцом!
(«Впуск». Пер. В. Левика)
«Западно-восточный диван» — жемчужина немецкой поэзии. Гейне писал: «Захватывающее упоение жизнью перелил здесь Гете в стихи, столь легкие, столь эфирно-воздушные, что изумляешься, как возможно было нечто подобное на немецком языке... Невыразимо очарование этой книги, это селям посылает Запад Востоку»6. В 1829 г. Гете завершает роман «Годы странствий Вильгельма Мейстера» (Wilhelm Meisters Wandrerjahre). В нем писатель делится своими соображениями о путях развития немецкого общества. Его особенно волнует вопрос преодоления классовых противоречий. От внимания Гете не ускользали тревожные социальные процессы, возникающие в связи с формированием капитализма. В «Годах странствий» он предлагает свой проект достижения классового мира, причем к решению проблемы Гете подходит с точки зрения интересов парода. Положительная роль в романе отведена дворянам, добровольно отказывающимся от своих привилегий. Многие из них начинают жить трудом. Так, блестящий офицер Ярно становится углекопом, он принял фамилию Монтан (т. е. горняк) и работает в забое наряду с потомственными шахтерами. Сам Вильгельм осваивает профессию врача-хирурга. В таком же духе он воспитывает своего сына Феликса. В XIX в. Гете вносит существенные коррективы в свою программу изменения действительности. В период написания «Ифигении», «Тассо», даже «Годов учения Вильгельма Мейстера» он уделял основное внимание эстетическому воспитанию человечества. Предметом его забот была прежде всего человеческая личность, ее моральное совершенствование. Позднего Гете интересует не столько отдельный индивид, сколько общество в целом. Он. ищет путей преобразования социальных отношений. Уже в «Годах учения» он вывел образы людей, охваченных стремлением быть полезными народу (Лотарио, Аббат, Ярно и др.). В новом романе Гете показывает, как практически осуществляются эти планы. «Отрекающимся» (так называют себя герои «Годов странствий», отрекшиеся от своего дворянского прошлого, кардинально изменившие свою жизнь) удалось создать (в понимании Гете) гармонический, совершенный мир, заполненный радостным производительным трудом. «Новые люди» живут общиной, все они трудятся. Много времени у них остается для досуга. Все счастливы, радостны, поют, веселятся. Разумно организованные трудовая деятельность и жизнь способствуют гармоническому развитию личности. В утопической общине Гете нет уродов, тут все красивы. Положительный герой позднего Гете — это строитель нового общества. Правда, пути его создания писателю были неведомы. Утопичность содержания романа предопределила своеобразие его художественной формы. В его структуре много романтических черт. Персонажи его действуют в сугубо условных обстоятельствах. Вильгельм и Феликс знакомятся с жизнью не реальной, а такой, какой ее хотел бы видеть автор. Действующие лица (члены «Союза отрекающихся», «дядиного семейства» и др.) не реальные люди. Они созданы в соответствии с требованиями общественно-эстетического идеала самого Гете. Однако по своей общей идейной направленности «Годы странствий» — произведение антиромантическое. В нем нет ни грана романтического индивидуализма. Напротив, ценность личности Гете поверяет ее отношением к коллективу. Романтический герой, как правило, противопоставлен обществу, у Гете он все силы отдает общественному служению. Гениальность Гете наиболее ярко запечатлелась в его трагедии «Фауст» (Haust). Он работает над ней в течение всей своей жизни, уточняя замысел. Первый вариант произведения, так называемый «Прафауст» (Urfaust), возник в штюрмерские годы. Главный герой в нем — типичный бунтарь, восставший против схоластической средневековой науки, жаждущий удовлетворения своих земных страстей. Здесь нет еще «Пролога на небесах», нет спора и пари бога с Мефистофелем, отсутствуют «Кухня ведьмы», сцены «Лес и пещера», «Вальпургиева ночь». Основное внимание уделено взаимоотношениям Фауста с Маргаритой, их любви. «Прафауст» не публиковался при жизни Гете. Впервые он увидел свет спустя столетие после создания, когда была найдена копия рукописи. Первая публикация трагедии «Фауст. Фрагмент» была осуществлена в 1790 г. Тут образ главного героя не претерпел каких-либо принципиальных изменений в сравнении с первым вариантом. Фауст по характеру своих исканий и интересов по-прежнему напоминает «бурных гениев». Кардинальное изменение замысла трагедии связано с осмыслением Гете итогов французской революции, когда писатель разрабатывает новую программу борьбы за будущее, предъявляет новые требования к человеку. Фауст, не теряя жизненной конкретности, приобретает теперь символические черты. Его путь начинает символизировать все те искания, которые пройдены человечеством в годы переломной эпохи конца XVIII — первой трети XIX в. В «Фаусте» получили отражение также этапы духовного развития самого Гете. Первая часть произведения в современном виде появилась в печати в 1808 г., вторая — в 1831 г. В нем воплотились жизненная философия писателя, понимание им смысла жизни. В создании трагедии Гёте опирался во многом на старинную легенду о Фаусте, которую молодой Энгельс отнес «к самым глубоким творениям народной поэзии всех народов» 7. Она неоднократно служила материалом для художественного творчества. До Гете к ней обращались Марло, Лессинг, Клингер и др. Писатели-просветители оправдывали Фауста, изображали его борцом против социальной несправедливости, поборником разума. Именно в таком просветительском переосмыслении легенда входит в творчество Гете. Однако Гете в то же время сохраняет ее традиционные сюжетные линии. Из традиционного сюжета им взяты образы Фауста, Мефистофеля, Елены, Вагнера. Герой его трагедии также странствует в сопровождении сатаны, заключает с ним договор, вступает в брак с Еленой, оказывает помощь императору на войне. Но у Гете есть и новые персонажи, неизвестные народным сказаниям о Фаусте. Это прежде всего Маргарита с ее трагической судьбой. Трагедию предваряют «Посвящение» и «Пролог в театре», содержание которого составляет беседа Директора, Поэта и Комика о немецкой публике, ее сценических вкусах. Разговор этот весьма важен для характеристики эстетических позиций Гете, но прямого отношения к содержанию произведения не имеет. «Фауст» открывается «Прологом на небесах». В нем выступают Господь, архангелы, Мефистофель. Эта сцена, по верному замечанию Н. Г. Чернышевского, «определяет весь ход драмы». Она служит завязкой всего дальнейшего действия. Архангелы Рафаил, Гавриил и Михаил воздают хвалу богу за созданный им прекрасный мир:
Творец, как в первый день созданья, Твои творенья велики!
(Пер. Н. Холодковского)
Слова Мефистофеля звучат резким диссонансом патетической речи архангелов:
Мне нечего сказать о солнцах и мирах: Я вижу лишь одни мученья человека.
В обществе, по мысли Мефистофеля, нет гармонии, нет заметного прогресса. Не помогает человеку и интеллект. Тогда господь указывает на Фауста как на пример разумного существа. Но Мефистофель не верит в его разумность. По мнению сатаны, Фауст «рассудком слаб», у него нет устойчивых интересов:
То с неба лучших звезд желает он, То на земле — всех высших наслаждений.
Действительно, Фауст еще далек от совершенства, у него нет ясной цели в жизни. Это признает и господь, но выражает, в отличие от Мефистофеля, веру в высокое призвание человека:
Пока еще умом во мраке он блуждает, Но истины лучом он будет озарен,
Мефистофель и Господь заключают пари. Сатана берется доказать, что Фауст не лучше других людей, и ему удастся повести его «путем превратным за собою», показав тем самым ничтожность человеческой природы. Бог, напротив, уверен, что Мефистофель не может погасить духовных исканий Фауста. Все дальнейшее развитие трагедии в той или иной степени подчинено этому спору о Человеке, о его возможностях и жизненном предназначении. Это главная тема произведения, но она не является единственной. Гете дает в «Фаусте» также оценку современной ему науки и современного общественного устройства. Взгляд писателя остро критичен.
В первой же сцене трагедии Фауст предстает как ученый, глубоко разочаровавшийся в результатах своего научного труда:
Я философию постиг, Я стал юристом, стал врачом... Увы! с усердьем и трудом И в богословье я проник, — И не умней я стал в конце концов, Чем прежде был... Глупец я из глупцов!
Фауста глубоко печалит состояние современной науки. Она оторвана от жизни, а ему хотелось бы быть полезным людям, проникнуть в тайны природы. В отчаянии Фауст предается магии и вызывает Духа земли. Ему кажется, что тот близок ему. Ведь он рвется в живую действительность, жаждет «постичь мира внутреннюю связь». Но к ужасу Фауста появившийся Дух земли отрицает свое родство с ним. Тем самым Гете утверждает мысль, что сущность природы нельзя познать магическим путем. Истинное познание совершается в «буре деяний», т. е. в процессе активного отношения к жизни, ее практического преобразования. Фауст в этой сцене терпит полное крушение как ученый-созерцатель. Он в отчаянии, ибо еще не видит выхода из тупика, в котором оказался.
Появление Вагнера усиливает отчаяние Фауста. Он вновь вспоминает о бесплодно затраченном времени. Отсюда яростный гнев против книжной «учености»:
Да, я во прахе! Полки по стенам Меня мучительно стесняют. Дрянная ветошь, полусгнивший хлам На них лежат и душу мне терзают. Все пыльный сор да книги! Что мне в них? И должен ли прочесть я эти сотни книг, Чтоб убедиться в том, что в мире все страдало Всегда, как и теперь, и что счастливых мало.
В образе Вагнера Гете рисует классический тип исследователя-схоласта. Поэт называет его «ничтожным червем сухой науки». Вагнеру не свойственна фаустовская неудовлетворенность результатами научных разысканий, он довольствуется самым малым:
... Без скуки безотрадной Копается в вещах скучнейших и пустых; Сокровищ ищет он рукою жадной, И рад, когда червей находит дождевых!
Фауст предъявляет к науке огромные требования. Знания для него — средство избавления человечества от страданий. Но прочитанные книги в этом отношении ничего ему не дали. Показательна в данном плане сцена «За городскими воротами». Близкий к самоубийству из-за осознания своей жизненной непригодности, Фауст находит успокоение в толпе веселящегося народа. Ему хорошо в праздничной сутолоке. Пасхальный звон колоколов пробуждает светлые воспоминания о юности, стремление жить, и Фауст всей душой тянется к простому люду, хочет быть ему полезным. Народ также любит Фауста, хвалит его как отзывчивого и искусного врача. Однако эта хвала растравляет еще кровоточащую рану. Фауст хорошо знает свое бессилие как ученого. Ему не удалось еще никого спасти от смерти. Герой трагедии вновь во власти отчаяния. Что же делать? Фауст, познав бесплодность схоластической науки, начинает вообще сомневаться в возможностях разума. Он ищет путей активного воздействия на мир и приходит к признанию большого значения «деяния» в жизни человечества. Духовный кризис Фауста, поиски им нового пути со всей отчетливостью обнаруживаются при переводе им Евангелия. Фауст комментирует его текст. В частности, он не принимает положения Священного писания о том, что началом развития было Слово. Не признает он в качестве первоисточников движения Мысль и Силу. Герой Гете предстает тут как мыслитель, выходящий за пределы не только религиозного, но и просветительского мировоззрения. Он приходит к убеждению, что «мысль творить и действовать не может», и поэтому началом бытия утверждает «деяние». Однако характерно также то, что Фауст не признает за Силой, т. е. насилием, конструктивной исторической роли. Все надежды в борьбе за будущее Гете возлагает на практическую деятельность в рамках существующего общественного строя. Разочаровавшись в способности науки и магии познать истину и облегчить страдания человечества, Фауст заключает и подписывает кровью договор с Мефистофелем, который обещает исполнить все его желания. Фауст уверен в своей победе, ибо «жалкому бесу», по его убеждению, невозможно понять «дух человеческий и гордые стремленья» человека. Герой Гете будет считать себя побежденным, если Мефистофелю удастся остановить его в своем развитии.
Когда на ложе сна в довольстве и покое. Я упаду, тогда настал мой срок!
Весь дальнейший ход трагедии представляет собой великое испытание Человека, страстно ищущего цели в жизни, сатаной, не верящим в благородство человеческой натуры, преувеличивающим ее животное начало.
Мефистофель — гений отрицания, он не видит в людях ничего хорошего:
Стремленье разрушать, дела и мысли злые, Вот это все — моя стихия.
Однако Мефистофель играет в жизни Фауста не только отрицательную, но и положительную роль. Он открывает ему зло мира, помогает понять ложные истины и тем самым способствует его развитию. Подлинное движение, по мысли Гете, процесс противоречивый, осуществляемый через борьбу утверждения и отрицания. Мефистофель выступает в трагедии как воплощение критической мысли, помогающей обновлению жизни. В уста Мефистофеля Гете влагает меткие критические суждения. Одно из них: «Теория, мой друг, сера, но зелено вечное дерево жизни», — любил и цитировал В. И. Ленин. Мефистофель поначалу полагает, что достаточно познакомить Фауста с «микромиром» (с соблазнами частной жизни), чтобы погасли его возвышенные стремления и обнаружилась его животная сущность. Сатана действует прямолинейно и грубо, нисколько не сомневаясь в своем успехе. Первое испытание Фауста — погребок Ауэрбаха. Мефистофель, уверенный в низменности человека, стремится вовлечь Фауста в водоворот разгульной жизни. Он вводит его в компанию пьяных буршей. Однако Фаусту скучно в их обществе. Потерпев первое поражение, Мефистофель готовит Фаусту более соблазнительную приманку. С помощью волшебного напитка (эпизод «Кухня ведьмы») он возвращает ему молодость, разжигает в нем чувственные желания. Фауст со всем пылом юности влюбляется в Маргариту (Гретхен) и вызывает ее ответное чувство. Гете создал яркую картину их поэтической любви. Маргарита, воплощение невинности, простоты, естественности, любит Фауста глубоко и искренне. Она мечтает пройти с ним жизнь до конца. Но этим мечтам не суждено сбыться. Маргарита сталкивается с косной мещанской моралью. О ней начинают судачить у колодца, ее публично оскорбляет брат Валентин. В порыве отчаяния она убивает своего ребенка. Ей, как детоубийце, грозит смерть. От всех нравственных потрясений Маргарита сходит с ума. Раскрывая трагическую судьбу девушки из народа, главную ответственность за ее гибель Гете возлагает на. окружающий ее мир, отвергая его жестокие, бесчеловечные законы. Мефистофель всячески пытается отвлечь Фауста от Маргариты. Он ведет его на сборище ведьм («Вальпургиева ночь»), чтобы заглушить в нем все духовное, скрывает от него трагедию девушки. Однако Фауст и в этом эпизоде остается верным себе. Узнав о предстоящей казни возлюбленной, он спешит ей на помощь. Но Маргарита сломлена жизнью, отказывается бежать из тюрьмы. Однако Фауст и Маргарита, несмотря на сближающее их сильное естественное чувство, натуры во многом различные. Идеал Маргариты — тихая семейная жизнь. Ей не свойственны порывы в неизведанное. Фауст, напротив, весь в движении, неудовлетворенность сегодняшним — его естественное состояние. Весь смысл человеческого существования он видит в борьбе за высокие человеческие идеалы. Поэтому «вечный союз» Фауста и Маргариты невозможен. Герой Гете не в силах удовлетвориться «прекрасным мгновеньем» любви. Он помнит, что мир устроен плохо. Его влекут к себе социальные задачи, решение которых необходимо для блага человечества. Фауст и Маргарита живут в обществе, где естественные чувства людей рассматриваются как нечто греховное. Раскрывая истоки их трагедии, Гете выступает обличителем жестокой мещанской морали. Выдержав тяжкое испытание, Фауст нравственно закаляется. Он еще больше укрепляется в решимости бороться против обветшалых нравственных и социальных догм. В его облике все яснее проступают черты Человека-Гражданина. Вторая часть трагедии — это знакомство Фауста с «макромиром», с «большим светом» (с общественной, духовной жизнью человечества). Соблазны Мефистофеля, еще не отказавшегося от своей цели, здесь носят более утонченный характер. Он хочет отвлечь Фауста от преобразовательной деятельности, погрузив его в мир красоты и искусства. Герой трагедии широко знакомится с обществом. Это дает Гете возможность высказать свое резко отрицательное отношение к современной ему действительности, к ее общественному, политическому строю, к ее философии, науке и т. д. Однако поэт часто излагает свои мысли в условной форме, что затрудняет понимание произведения.
|