Студопедия — ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ РОМАНТИЗМ 5 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ РОМАНТИЗМ 5 страница






 

И верьте мертвым нам, тот гнет грозой воскреснет скоро!

Он в нас живет. И вспыхнет вновь! От спячки всех пробудит,

И полуреволюция тогда уж полной будет.

Он лишь мгновенья ждет в тиши, и ширится неслышно,

И в буре рук, голов опять пожаром вспыхнет пышно,

И с ружей ржавчину сотрет, нальет свинец в заряды,

И знамя красное опять взнесет на баррикады.

(Пер. М. Зенкевича)

 

За это стихотворение Фрейлиграта привлекли к судебной ответственности. На суде он вел себя уверенно и стойко. Вечером у дома, где жил поэт, толпы рабочих, ремесленников и прогрессивной интеллигенции устроили демонстрацию и приветствовали мужественного певца революции. Под давлением общественности дюссельдорфский суд вынужден был признать его невиновным.

Вскоре после этого, по предложению Маркса, Фрейлиграт становится сотрудником «Новой Рейнской газеты». Поэт руководит в ней отделом поэзии до окончательного запрета газеты. Осенью 1848 г. он вступает в «Союз коммунистов». Вдохновленный революцией, Фрейлиграт неутомимо пишет в это время талантливые стихи: «Вена», «Блюм», «Заря», «Венгрия» и другие. В них он выступает против реакционеров, призывает народы Европы к решительной борьбе и выражает интернационалистские взгляды. Так, в стихотворении «Венгрия» Фрейлиграт убеждает венгерских революционеров в том, что они не одиноки в своей борьбе, с ними в союзе все народы Запада и Востока:

 

На Западе, взгляните,

Народ встает другой —

Он сжал восстанья нити

Железною рукой.

И на Востоке отдан

Сразиться за свободу

Разведчикам приказ.

Они на все готовы,

Они сорвут оковы,

Чтобы спасти и вас!

(Пер. В. Азарова)

 

В период деятельности Фрейлиграта в «Новой Рейнской газете» усилились революционные тенденции в его творчестве. В это время он достиг вершин поэтического мастерства. Разнообразие ритмов, емкие метафоры, меткие эпитеты, композиционная стройность характерны для его произведений тех дней.

Фрейлиграт тяжело переживал поражение революции. Но под благотворным воздействием Маркса и Энгельса он не утратил веры в конечную ее победу. Об этом свидетельствует его «Прощальное слово «Новой Рейнской газеты» (Abschiedswort der «Neuen Rheinischen Zeitung»), опубликованное в ее последнем номере.

Обращаясь от имени «Новой Рейнской газеты» к народам земли, поэт писал:

 

Так прощайте! Но только не навсегда!

Не убьют они дух наш, о братья!

И час пробьет, и, воскреснув, тогда

Вернусь к вам живая опять я!

(Пер. М. Зенкевича)

 

В 1850 г. Фрейлиграт снова вынужден эмигрировать в Англию. Долгие годы он живет в Лондоне. Эмиграция, затхлая атмосфера послереволюционной Германии и победа реакции в Европе привели к тому, что его поэзия постепенно утрачивает свой революционный дух, сам он отходит от партии пролетариата. Он даже сотрудничает с либералами. В 1868 г. он возвратился на родину и через восемь лет умер.

Лучшие произведения Фрейлиграта — поэта немецкой революции— не утратили своего значения и в наши дни.

Георг Веерт (Georg Ludwig Weerth, 1822—1856)

 

Фридрих Энгельс назвал Георга Веерта «первым и самым значительным поэтом немецкого пролетариата»1. Эта оценка точно определяет его место в истории литературы и подчеркивает новаторскую роль писателя.

Веерт родился в Детмольде, в семье пастора. Четырнадцати лет, не закончив гимназии, он переехал в Эльберфельд и там работал в торговой фирме.

В 40-е гг. Веерт написал свои поэтические циклы «Любовь» (Die Liebe, 1842), «Вино» (Der Wein, 1842—1843). В его ранних произведениях заметно влияние прогрессивных романтиков. Они написаны в духе народных песен и баллад. Несмотря на их камерность, некоторые из них сатирически изображают феодалов и бюргеров. В этих циклах поэт выразил свою симпатию к людям труда. Его герой — странствующий подмастерье.

Вскоре Веерт преодолевает влияние романтиков. Он с большим интересом изучает современное ему общество и знакомится с «истинными социалистами», которые писали слащавые стихи. Но Веерт ценил этих поэтов за то, что они в своих произведениях рассказывали о ремесленниках и рабочих.

В поэтических опытах 1843—1844 гг. Веерт под влиянием «истинного социализма» тоже изображает нищету и страдания рабочего («Работай», «Бедный Том», «Виноделы»).

В 1843 г. писатель поселился в английском городе Бредфорде. Там он познакомился с философией Фейербаха. Веерт не был сторонником антропологической системы Фейербаха, не разделял идеалистических взглядов философа на общественное развитие, но поэта увлекали его материалистические и атеистические воззрения.

Веерт был поэтом многогранным. Лирические стороны его таланта наиболее полно раскрылись в цикле стихотворений «Песни подмастерья» (Handwerksburschen-Lieder). Цикл создан в 1845—1846 гг. и напечатан в «Альбоме» Германа Пютмана в 1847 г. Герой «Песен подмастерья» —молодой рабочий. Он любит природу, родных, друзей и, несмотря на бедность, не теряет бодрости духа.

Образ пролетария, созданный поэтом, здесь принципиально отличается от пассивных, страдающих героев «истинных социалистов», произведения которых Энгельс критиковал за филантропизм, слезливость и поэтическое худосочие. Подмастерье Веерта активен, энергичен и обладает неиссякаемым запасом жизненных сил. Его натуре присущи высокие моральные качества: верность в дружбе, любовь к людям.

В «Песнях подмастерья» Веерт развивал многие фольклорные мотивы. Четкая композиция «Песен», их ритмическое многообразие, умелое использование рефрена, мастерски выписанные пейзажные картины и психологическая наполненность характеризуют творчество поэта.

Об идейном росте поэта и полном отказе его от «истинного социализма» свидетельствуют также стихотворения 1846— 1848 гг.: «Песня торжества», «Разум и безумие», «Индустрия» и «Суд». В них он воспел власть человека над природой, мощь индустриального прогресса и выразил уверенность в конечной победе революции и рождении новых общественных отношений.

В Англии Веерт часто встречался с Марксом и Энгельсом и остался их верным соратником и другом на протяжении всей своей жизни. Марксистская научная философия оказала на него решающее влияние. В 1847 г. он стал членом «Союза коммунистов».

«Ланкаширские песни» (Lieder aus Lanncashir, 1844—1845) рисуют не только картины эксплуатации и нищеты рабочих, но и пробуждение протеста у пролетариев.

Герой стихотворения «Литейщик пушек», много лет проработавший на заводе и под старость выброшенный хозяином на улицу, говорит:

 

Настанет час

Грозы и битв суровых,

Когда ударим против вас

Из двенадцатнидюймовых!

(Пер. И. Миримского)

 

Будучи марксистом, Веерт во многих своих произведениях выражал интернационалистские идеи. В стихотворении «Немец и ирландец» он описал, как общая участь сблизила безработных разных стран.

Поэт был последовательным атеистом и резко осмеивал лживость библейских сказаний и наивную веру в бога. В этом отношении показательными являются его стихотворения «Лютер» и «Рейнские виноградари».

Реакционные романтики идеализировали феодальное прошлое Германии. Веерг смело разрушил легенду об этом «золотом» историческом периоде и в произведениях «Ландскнехты», «Император Карл», «Кимвры и тевтоны» и «Тилли» показал жестокость императора, аморализм рыцарей и антигуманный характер средневековых войн. В них ярко проявилось сатирическое дарование поэта, а его стихотворения часто носят характер гротеска.

Изучая общественную жизнь Германии и Англии, Веерт хотел написать социально-психологический роман, но не завершил его. Обнаружен только один фрагмент его (Fragment eines Romans). Этот отрывок весьма ценен. Веерт сумел глубоко изобразить классовые противоречия немецкого общества. Писатель нарисовал запоминающиеся образы представителя деградирующего дворянства (барона), предприимчивого фабриканта и революционера — механика Эдуарда.

Эдуард, будучи в Англии, познакомился с идеями социализма и, возвратившись в Германию, проводил кропотливую работу по воспитанию рабочих в революционном духе. Георг Веерт первый в немецкой литературе создал образ сознательного, целеустремленного рабочего — борца за социализм.

«Фрагмент» — полноценное литературное произведение. Психология основных действующих лиц выявляется в реальных обстоятельствах. «Фрагмент» позволяет считать Веерта одним из ранних предшественников литературы социалистического реализма.

Свои революционные взгляды писатель высказывал и в стихотворениях и в публицистических работах. Необходимо отметить, что содержание их также изменялось в зависимости от эволюции мировоззрения Веерта. Если в ранних очерках «Ярмарка в Йоркшире» и «Джозеф Рейнер Стеффенс, проповедник из Стейльбриджа и движение английских рабочих в 1839 году» он обличал торгашеский дух буржуазии и теорию Мальтуса с демократических позиций, то уже в «Речи на брюссельском конгрессе сторонников свободной торговли» (1847) Веерт выступил против мнения тех экономистов и политиков, которые считали, что свободная торговля улучшит положение трудящихся, и утверждал, что только вооруженное восстание освободит рабочих от нищеты.

В 1843—1847 гг. Веерт написал «Наброски из социальной и политической жизни британцев» (Skizzen aus dem sozialen und politischen Leben der Briten). Рукопись этой книги больше века хранилась в архивах. Только отдельные главы ранее были опубликованы автором.

Веерт хорошо знал работу Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» и решил воплотить в художественных образах идеи этой книги. Он создал правдивые портреты буржуазных дельцов и религиозных деятелей, описал жизнь английских пролетариев и нарисовал картины классовой борьбы.

Автор с восхищением отзывался о пролетариях. Высокие эстетические идеалы и нравственную чистоту их он показал в главе «Праздник цветов у английских рабочих». Пролетарии в свободное время выращивают изумительные цветы. Они тонко воспринимают подлинную красоту природы. Веерт, изучая психологию трудящихся, пришел к важному социально-философскому выводу: те, кто умеют глубоко ценить красоту выращенных ими цветов, в будущем создадут подлинное искусство.

В жанровом отношении «Наброски» — многоплановое произведение. Документальные материалы, исторические эссе, психологические портреты — все это составляет содержание книги.

После мартовской революции 1848 г. в Германии Веерт по поручению Маркса поехал в Кельн для подготовки издания «Новой Рейнской газеты», которую Ленин назвал «доныне остающейся лучшим, непревзойденным органом революционного пролетариата»2. Веерт руководил отделом фельетона газеты.

Политическая борьба стала целью его жизни. Все произведения, написанные им в 1848—1849 гг., носили ярко выраженный революционный характер. В это время он опубликовал свои лучшие стихотворения, поэмы, фельетоны, повесть и роман.

Если Веерт в дореволюционный период большое внимание уделял социальным проблемам, то в годы немецкой революции он писал произведения, наполненные политическим содержанием.

В своих стихотворениях поэт осуждал либералов («Плаксы и смутьяны») и реакционных бюрократов («Когда б я министром полиции стал»), в поэме «Сегодня я ехал в Дюссельдорф» (Heute morgen fuhr nach Düsseldorf) изобразил защитника феодального строя, ограниченного и жестокого врага революции, которого Энгельс назвал «пожирателем социалистов». Композиционное построение поэмы очень четкое и стройное. В ней нет побочных сюжетных линий. Прямая речь героя очень точно характеризует его убогий интеллектуальный уровень и тупоумие.

Вторую поэму Веерта «Я радости большей не знал никогда, чем больно врага ужалить» (Kein schöner Ding ist auf der Welt, als seine Feinde zu beißen) положительно оценил Маркс. Веерт нарисовал в ней яркие картины разгула реакции после поражения немецкой революции. Поэт описал осадное положение мятежного Кельна, запрет «Новой Рейнской газеты» и создал отрицательные образы буржуазных журналистов — редактора «Кельнской газеты» Дюмона и его сподвижников. В поэме эпические картины чередуются с авторскими монологами и репликами. Обе поэмы — яркие сатирические произведения.

В «Новой Рейнской газете» писатель опубликовал много фельетонов. Лучшие из них —«Благочестивые желания», «Трагическая Бельгия», «Реакционные мысли некоей дамы» и «Как и на какой манер благочестивого короля Фридриха-Вильгельмуса четвертого в священном городе Кельне примять и в императоры короновать надлежало бы».

В фельетонах Веерт выступил против австрийского эрцгерцога Иоганна, короля Бельгии Леопольда, прусского короля Фридриха-Вильгельма IV и всех защитников старых порядков.

В «Новой Рейнской газете» Веерт напечатал и свои замечательные прозаические произведения: повесть «Юмористические сцены из немецкой торговой жизни» (Humoristischen Skizzen aus dem deutschen Handelsleben, 1847—1848) и роман «Жизнь и подвиги знаменитого рыцаря Шнапганского» (Leben und Taten des berühmten Ritters Schnapphanski, 1848—1849).

Повесть «Юмористические сцены из немецкой торговой жизни» — талантливое произведение, критикующее буржуазных предпринимателей и немецкую либеральную интеллигенцию.

Предприимчивый коммерсант Прейс и беспринципный, но прикрывающий свою трусость левыми фразами бухгалтер Ленц — колоритные фигуры. Прейс в погоне за деньгами не гнушается никакими средствами. Чтобы упрочить свое материальное положение и занять теплое место при королевском дворе, он начинает изготовлять картечь для расстрела рабочих демонстраций.

Ленц, в период подъема немецкой революции заявивший своему шефу, что он примыкает к борющемуся народу, к моменту ее спада отрекается от своих «демократических» убеждений и помогает Прейсу в осуществлении его кровавых планов.

Веерт первый в немецкой литературе создал типические образы буржуа и либерала. Сюжет повести развивается в условиях повседневной жизни. Это подлинно реалистическое произведение, описывающее быт и нравы немецкого бюргерства.

Сатирический роман Веерта «Жизнь и подвиги знаменитого рыцаря Шиапганского» печатался в «Новой Рейнской газете» из номера в номер в виде серии фельетонов (с 8 августа 1848 г. по 21 января 1849 г.).

Некоторые исследователи творчества Веерта считают это произведение антифеодальным. Это неточно. Роман изобличает не только Шнапганского и немецкое дворянство, но также вскрывает основные пороки буржуазии.

Приключения рыцаря Шнапганского (под этим именем выведен прусский юнкер князь Лихновский, известный своими скандальными похождениями и впоследствии убитый восставшими крестьянами) происходят почти во всех европейских странах, и эта географическая «протяженность» помогла писателю развернуть широкую панораму общественной жизни Европы. Веерт создал индивидуализированные образы рыцаря Шнапганского, барона, герцогини, обобщенные образы ландскнехтов, которые дома ходили в войлочных туфлях и коленкоровых ночных колпаках, а за границей эти наемники «бледные готфриды и Генрихи превращались в тигров и головорезов». Основной герой романа рыцарь Шнапганский — бездельник, прожигатель жизни. Во имя эгоистических целей он без угрызений совести совершает преступления. Бахвал, трусливый дуэлянт, светский волокита, без сожаления бросающий свою возлюбленную и своего ребенка, Шнапганский заключает постыдную сделку с бароном и из корыстных соображений женится на дряхлой герцогине. Для него религия, политика — только средства для достижения власти и богатства. В Шнапганском Веерт, как в фокусе, сконцентрировал все пороки дворянского общества, и поэтому образ его — типичный образ немецкого юнкера.

Во вставных новеллах писатель не менее правдиво показал антигуманную мораль и ограниченность буржуазии.

В романе Веерт выступил глашатаем марксистских идей, художником большого сатирического таланта и проявил высокое мастерство прозаика.

После революции немецкое правительство обвинило Веерта в том, что в романе о Шнапганском он оскорбил память князя Лихновского, и приговорило его к трем месяцам тюрьмы.

Некоторые литературоведы утверждали, что разгром немецкой революции породил у Веерта сомнения и разочарования. Это неверно. Поражение революции 1848—1849 гг. было для писателя тяжелым ударом. Но Веерт оптимистически смотрел в будущее.,

Это доказывают его статьи, опубликованные в последнем номере «Новой Рейнской газеты» и в приложении к ней: «Прокламация к женщинам» и «О грядущей победе рабочего класса». В них писатель снова выступил против либералов, называл их «знаменитыми учеными, при виде которых даже бешеные собаки не испытывают водобоязни».

Веерт был уверен в том, что капитализм погибнет и на смену ему придет более совершенный строй. В статье «О грядущей победе рабочего класса», анализируя социально-политическое положение Англии, он писал: «Все отчаяннее хватается буржуазия за последнее средство, которое еще могло бы ее спасти. Скоро она тщетно будет искать новых путей, и тогда железная необходимость приведет чартистов к той победе, которая послужит сигналом к социальному перевороту во всем мире».

После поражения революции Веерт вновь принялся за торговые дела, разъезжал по разным странам. В Гаване Веерт заболел лихорадкой и умер.

Маркс и Энгельс были глубоко опечалены его смертью. На протяжении всей своей жизни они популяризировали произведения первого и самого значительного поэта немецкого пролетариата.

Буржуазные историки более века умалчивали о нем. Они стремились предать забвению произведения Веерта.

Советские литературоведы Ф. Шиллер, С. Тураев, А. Дымшиц и немецкие исследователи-марксисты Бруно, Кайзер, Марианна Ланге написали о нем ряд интересных работ.

В наши дни произведения Веерта, переведенные на многие языки, вошли в золотой фонд революционной литературы.

 

Примечания.

1 Маркс К- и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2, т. 21, с. 5.

2. См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч. Изд. 5, т. 26, с. 83.

Генрих Гейне (Heinrich Heine, 1797—1856)

 

Великий поэт Генрих Гейне прошел трудный творческий путь. В ранних его произведениях нашли выражение идеи революционного романтизма. В зрелые годы, отражая в своем творчестве социально-политическое развитие современного ему европейского общества, борясь с эпигонами романтизма, он стал представителем критического реализма и близко подошел к пониманию роли пролетариата.

Положительное влияние на Гейне оказал Маркс. Энгельс назвал его «наиболее выдающимся из всех современных немецких поэтов» 1.

Гейне родился в Дюссельдорфе. Его детство прошло в период оккупации города войсками Наполеона.

В ноябре 1813 г. французские войска ушли из Дюссельдорфа, а в 1814 г. Наполеон был низложен. В Германии торжествовала реакция.

В 1819 г. Гейне поступил на юридический факультет Боннского университета. Там он слушал лекции известного романтика Августа-Вильгельма Шлегеля.

Из Боннского университета Гейне перешел в Геттингенский, потом в Берлинский и снова в Геттингенский университет, который окончил в 1825 г., получив степень доктора права.

В годы занятий в университете Гейне пишет свою первую трагедию «Альмансор» (Almansor). В этой романтической пьесе он заклеймил фанатизм испанских монахов. В другой трагедии — «Вильям Ратклиф» (William Ratcliff)—герой, разочаровавшись в лицемерии высшего общества, становится разбойником, он наводит страх и ужас на богатых и защищает всех обездоленных.

Эти ранние пьесы Гейне были гневным протестом против реакции, царившей в то время в Германии.

В 1827 г. поэт издал «Книгу песен» (Buch der Lieder). Это произведение было новым этапом в развитии немецкой поэзии. Оно состоит из циклов: «Страдания юности», «Лирическое интермеццо», «Опять на родине» и «Северное море».

 

Все стихотворения «Страданий юности» развивают тему неразделенной любви. В них в известной мере отразились события личной жизни поэта, его неудачная любовь к кузине Амалии, но в целом все они несут в себе обобщение, выражают мысли, настроения и переживания духовно богатого человека, страдающего в условиях феодальной действительности. «Страдания юности» являются поэтической исповедью пережившего драму влюбленного юноши. Поэт эмоционально описывает зарождение любви, свидание с любимой, разлуку с ней, сомнения и муки. Искренние чувства наполняют каждое стихотворение.

Лейтмотив «Страданий юности» заключается в том, что герой этого цикла, мечтающий об искренней любви, сталкивается с лицемерием и эгоизмом. Он живет в мире кошмарных видений и снов (раздел «Сновидения»). Любовь несет ему тяжкие страдания и ведет к гибели.

Поэт язвительными насмешками уничтожает своего противника— ничтожного аристократического щеголя:

 

Мне снился франтик — вылощен, наряден,

Шел на ходулях, ножки с ноготок,

Прекрасный фрак, как снег воротничок,

И что ж — внутри он грязен был и смраден.

 

(Пер. В. Левика)

 

Гейне высмеивает салонное общество, отвергнувшее его, плебея:

 

Я не хочу, чтоб сволочь золотая,

В шаблонных масках гордо выступая,

Меня к родне причислила своей.

 

(Пер. В. Левика)

 

В «Книге песен», особенно в циклах «Страдания юности» и «Лирическое интермеццо», сильно звучат романтические мотивы; однако Гейне не был сторонником реакционных романтиков, идеализировавших историческое прошлое. И хотя многие животрепещущие проблемы были неясны молодому поэту, его надежды устремлены не в прошлое, а в грядущее. Гейне знал, что без понимания жизни народа он не найдет дороги к этому будущему. Романтизм Гейне тесно связан с действительностью и носит прогрессивный характер. Поэтому не случайно одним из важных источников «Книги песен» был фольклор.

Гейне с интересом знакомился с народным творчеством, и это увлечение отразилось в его книге. «Романсы», включенные в цикл «Страдания юности», — доказательство этому. В них поэт широко использовал балладно-романсовую форму. Он явно подражал шотландским («Гонец»), испанским («Дон Рамиро») и немецким («Раненый рыцарь») балладам.

Романсы «Валтасар» и «Гренадеры» — подлинные шедевры этого раздела. В первом из них Гейне изобразил тирана, обреченного на гибель; второй романс был вызовом реакционерам из «Священного союза». Гренадеры, ветераны наполеоновских войн, были для Гейне солдатами свободы.

Второй цикл «Книги песен» — «Лирическое интермеццо» — новая ступень в разработке той же самой темы. Новое здесь — в открытом выражении любовных переживаний. Отбрасывая условные приемы изображения (фантастику, сновидения и т. п.), Гейне с предельной искренностью говорит о своих чувствах.

«Интермеццо» — лирический дневник поэта. Он открывается воспоминанием о счастливом дне, когда было сделано первое любовное признание:

 

В чудесный светлый майский день,

Когда повсюду пенье,

В тот день я ей признался

В желаньн и томленьн.

(Пер. М. Павловой)

 

Затем восторги любви сменяются горестным переживанием. Герой узнает, что возлюбленная ему изменила. Природа сочувствует страдающему юноше: соловьи стонут, никнут головки цветов. Поэт пытается снять тоску ироническим отношением к любви:

 

Я в сновидении плакал;

Мне снилось, что ты умерла.

Проснулся я — и влажной

Щека от слез была,

Я в сновидении плакал;

Мне снилось — я счастлив с тобой.

Проснулся я — и слезы

Все катятся рекой.

(Пер. Вл. Разумовского)

 

Появление иронии в лирике Гейне — свидетельство того, что поэт стремится освободиться от предмета своих страданий, возвыситься над ним через насмешку. Правда, ироническое отношение к героине не выходит у него за пределы мягкого юмора. Он все еще любит ее. Иной характер носит ирония Гейне там, где она касается состоятельных родственников возлюбленной и ее жениха. Тут смех становится средством выражения сатиры. Поэт подвергает злому осмеянию представителей буржуазно-аристократической среды, предельно заостряя их пороки,

Третья часть книги песен — «Опять на родине» — навеяна пребыванием поэта в Гамбурге — городе его неразделенной любви. Вновь нахлынули воспоминания о счастливо-горестных днях. Стихи, вошедшие в третью часть, отличаются большой жизненной конкретностью. Гейне делает ряд бытовых зарисовок, в лирическую тему он обычно вплетает иронию. Вот герой, например, встречает на улице своих родичей. Посыпались вопросы.

 

И я расспросил о кузинах,

О тетках, о скучной родне,

О песике, лаявшем звонко,

Который так нравился мне.

И после о ней, о замужней,

Спросил невзначай: где она?

И дружески мне сообщили:

Родить через месяц должна.

(Пер. В. Левина)

 

Для выражения своих страданий Гейне использует обобщенно-романтические образы. Так, цикл «Опять на родине» включает знаменитое стихотворение о Лорелее, имеющее фольклорный источник. В центре ее — образ пленительной, но жестокой красавицы, губящей своей красотой всех, кто ее видит. В изображении Лорелеи Гейне ближе к народно-песенному творчеству, чем Брентано. У романтиков Лорелея бросалась с утеса из-за неразделенной любви, у Гейне ома сама приносит страдание и гибель.

«Книга песен» завершается циклом «Северное море». Эта последняя часть имеет важное значение для творчества Гейне.

Если раньше природа дополняла и углубляла интимные переживания героя, то в стихотворениях «Северного моря» она рисуется как самостоятельная реальность. Такая поэзия для того времени, несомненно, была прогрессивной. Ведь большинство романтиков (Новалис, братья Шлегели, Вакенродер и другие) находились под влиянием философских теорий Шеллинга и Фихте. Одни из них были представителями фихтеанского идеализма и внешний мир считали только проекцией ощущений и эмоций личности. Другие разделяли взгляды Шеллинга и верили в то, что природа и человек лишь воплощают в разных формах объективную идею, являющуюся субстанцией мироздания.

Гейне в «Северном море» описывает природу как действительность, существующую независимо от идеи и сознания человека.

Он создал незабываемые художественные картины природы. Поэт изобразил многообразие морского пейзажа и различные события и сцены морской жизни. Море в изображении Гейне — символ свободы, мощи и красоты. Стихотворения «Сумерки», «Буря», «Приветствие морю» звучат как гимн бушующей непокоренной стихии.

В этом цикле он часто обращается к античному миру и трансформирует образы, созданные эллинами. Древняя Эллада глубоко интересовала многих писателей и мыслителей. Вннкельман, Лессинг, Виланд, Шиллер, Гете, Гельдерлин — все они испытали на себе воздействие античной культуры и стремились в соответствии со своим мировоззрением выяснить ее сущность.

Гейне считал античность колыбелью гармонического искусства, отрицающего мистицизм и утверждающего красоту бытия. Его увлекал оптимизм и гуманизм творений древних авторов. Поэт не разделял внеисторических взглядов на эллинизм Шиллера, высказанных им в стихотворении «Боги Греции». Гейне написал произведение под таким же названием. Здесь он не только оспаривает мнение Шиллера, но отчетливо выражает историческую точку зрения на античность. Достижения эллинской культуры он расценивал как определенный этап развития человечества.

В «Северном море» Гейне выступил первоклассным мастером интонационного стиха. Смена ритмов, богатство рифм, звукопись, гиперболы, игра слов, чередование повторов, сарказм и патетика — все эти поэтические средства подчинены одной цели — ясному выражению мировоззрения и мироощущения поэта.

«Книга песен» вызвала различную оценку критики. Некоторые литературоведы считали Гейне поэтом мимолетных настроений, смутных рефлексий, скептиком и даже родоначальником импрессионизма, но все эти определения поверхностны. Гейне вошел в поэзию как тонкий лирик, как выдающийся мастер в передаче тончайших движений души и сердца. Чувство в его лирике незаметно переходит в мысль, заключает в себе большие обобщения. В лирической поэзии Гейне обобщены страдания, тревоги передовых людей 20-х гг. XIX века, живущих в условиях социального гнета, выражена глубокая вражда к современному общественному строю.

«Книга песен» — замечательный памятник немецкой литературы. Лирические мотивы, глубокие эмоции, колоритные пейзажные картины и мелодичность ее волновали многих русских и европейских музыкантов. Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Рахманинов, Шуберт, Шуман, Лист и Григ создали на стихи Гейне много романсов и песен.

20-е годы были для Гейне весьма знаменательными. Если его «Книга песен» прокладывала новую дорогу для развития поэзии, то «Путевые картины» (Reisebilder) явились новаторским прозаическим произведением. Гейне долго работал над ними. Первый том «Путевых картин» он выпустил в 1824 г., а четвертый — в 1830.

В то время в Германии многие писатели публиковали книги о своих путешествиях и скитаниях. Большинство таких произведений скрупулезно описывали дорожные впечатления или посвящались пространным и часто скучным рассуждениям о виденном и пережитом.

«Путевые картины» Гейне необычны во многих отношениях. Они — образец лирической романтической прозы. Писателя не интересуют мелкие события и происшествия. Свое внимание он сосредоточивает на внутренних переживаниях и значительных явлениях общественной жизни. Поэтому его «Путевые картины» являются художественным синтезом лирики и публицистики, и отдельные прозаические куски их звучат как стихотворения в прозе. Все эти особенности определяются идейным содержанием произведения, а не являются формальными новациями.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 1171. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия