Студопедия — ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ РОМАНТИЗМ 7 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ РОМАНТИЗМ 7 страница






 

В первый цикл «Романцеро» включены исторические баллады. В них Гейне снова выступил против душителей свободы и врагов прогресса. В стихотворении «Шельм фон Берген», в котором палач по капризу короля становится знатным вельможей, осмеивается генеалогия дворянства. «Царь Давид» — злая пародия на библейского деспота. В цикле нет бессюжетных стихотворений. Все баллады являются короткими новеллами, в основе которых лежат мифологические, исторические и современные сюжеты.

Во втором разделе Гейне поместил произведения, в которых он вспоминал свою прошлую жизнь и печально размышлял о современности. В стихотворении «В октябре 1849 г.», написанном под впечатлением поражения революции в Германии и Австрии, поэт описывал мрачные годы реакции, наступившие после разгрома революции, зловещую тишину, воцарившуюся в Европе после вооруженных восстаний, и выразил сочувствие венгерским борцам.

Последнее стихотворение этого раздела «Enfant perdu» — страстная исповедь поэта, отдавшего тридцать лет борьбе за освобождение народа. Несмотря на внутренние сомнения, противоречивое отношение к коммунистическим идеалам, Гейне до конца оставался верен своим революционно-демократическим убеждениям. Об этом он сам заявил откровенно и прямо:

 

Свободен пост! Мое слабеет тело...

Один упал — другой сменил бойца!

Но не сдаюсь! Еще оружье цело,

И только жизнь иссякла до конца.

(Пер. В. Левика)

 

На протяжении многих лет Гейне беспощадно сражался с лицемерием церковнослужителей. Врагом попов он оставался до конца своей жизни. Наглядная иллюстрация этому— стихотворение «Диспут», помещенное в «Еврейских мелодиях»,— третьем разделе сборника. Раввин и францисканский монах спорят друг с другом перед королевской четой. Каждый из них стремится доказать превосходство своей религии. Но когда у королевы спросили, кто из них прав, она с презрением сказала, что оба они воняют. Так остроумно обличает Гейне представителей разных религий.

Болезнь и поражение революции вызвали у Гейне мучительные мысли. Высмеивавший вульгарные представления о социализме, он сам стал критически относиться к идеям коммунизма и атеизма. Гейне научно не представлял себе характера будущего общества и думал, что оно будет построено на принципах уравниловки. Эти мысли поэт высказал в стихотворении «Бродячие крысы». Но эти скептические настроения были не характерны в целом для творчества поэта-революционера.

Гейне всегда был поборником прогресса и передовых идей своей эпохи. Это доказывают его поздние стихотворения. В «Ослах-избирателях», «Кобесе I», «Короле Вислоухом I» он продолжал осмеивать либералов, болтунов и палачей парода, потопивших в крови революцию 1848—1849 гг. Стихотворение «Невольничий корабль» резко осуждает рабовладельцев и колонизаторов.

За несколько дней до смерти Гейне познакомился с первым и самым значительным поэтом немецкого рабочего класса Георгом Веертом. Веерт считал Гейне своим учителем, посылал ему искренние, взволнованные письма и, путешествуя по странам Латинской Америки, часто вспоминал «мага и волшебника» немецкой революционной поэзии. Гейне считал Веерта своим искренним другом.

Умер Гейне в Париже.

В России Генрих Гейне был одним из любимейших западноевропейских поэтов. Его переводили Лермонтов, Тютчев, Фет, Блок. В советское время неоднократно переиздавались сочинения Гейне в переводах Ю. Тынянова, В. Зоргенфрея, В. Левика и др.

С любовью и уважением относились к немецкому поэту русские революционные демократы. Белинский называл Гейне «энтузиастом свободы». Чернышевский характеризовал его как мужественного борца за социалистические идеалы. Добролюбов утверждал, что поэзия Гейне пробуждает от сна дремлющие силы народа. Писарев в статье «Генрих Гейне» отмечал революционный характер творчества поэта и одновременно критиковал его за непоследовательность, которую он объяснял влиянием на Гейне буржуазного либерализма.

Основоположник пролетарской литературы Горький считал Гейне одним из безукоризненно правдивых обличителей «командующего класса». Он подчеркивал реализм его сатиры и называл поэта смелым борцом с миром мещанства.

 

Примечания

1 См.: Маркс К- и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2, т. 2, с. 521.

2. Так первоначально назывался Париж.

3. Маркс К- и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2, т. 2, с. 522.

4 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2, т. 2, с. 521.

ЛИТЕРАТУРА 1848-1871 гг.

 

После поражения революции 1848—1849 гг. в Германии, остававшейся политически раздробленной, утвердилась реакция. Дворянство сохраняло господствующее положение. Буржуазия пошла на компромисс с дворянством, заняв охранительные, консервативные позиции. Быстрому развитию капитализма мешала политическая раздробленность страны, поэтому воссоединение Германии по-прежнему было насущной необходимостью.

В 1871 г. происходит, наконец, воссоединение Германии, но не демократическим путем, так как прогрессивные силы ее были разгромлены. Германия была объединена под эгидой милитаристской, реакционной Пруссии. Маркс метко охарактеризовал социально-политический строй воссоединенной Германии как «обшитый парламентскими формами, смешанный с феодальными придатками и в то же время уже находящийся под влиянием буржуазии, бюрократически сколоченный, полицейски охраняемый военный деспотизм»1.

Поражение революции и утверждение реакции крайне неблагоприятно сказались на развитии культуры. Немецкая литература переживает упадок. Она надолго утрачивает то огромное значение, какое имела во времена Лессинга, Гете, Шиллера, Гейне.

Литература приобретает провинциальный характер, она нередко отказывается от постановки острых социально-политических тем и занимается изображением частной жизни. Большое распространение получают идеи шовинизма, милитаризма, верноподданничества. Модной становится философия Шопенгауэра с ее идеалами индивидуализма, иррационализма и пессимизма. Именно начиная с Шопенгауэра в буржуазной философии усиливаются реакционные тенденции.

Идейная узость, филистерство, провинциальная ограниченность в полной мере дают себя знать в творчестве Густава Фрейтага (Gustav Freytag, 1816—1895), одного из популярных писателей немецкой буржуазии. Особым успехом пользовался его роман «Приход и расход» (Soil und Haben, 1855). В этом произведении дано идеализированное изображение буржуазного преуспеяния. Автор намеренно отказывается от авантюрной, внешне увлекательной интриги, сюжет романа сугубо обыденный, прозаический — изображение торгового дома Шретер.

В романе все время противопоставляются два сословия — буржуазия и дворянство. Представители последнего наделены чертами бесхозяйственности, расточительности, аморальности, сословного чванства, презрения к труду. Деятели же буржуазного лагеря выступают носителями скромности, честности, бережливости. Они люди упорного труда, образец нравственности и порядочности.

Роман Фрейтага стал настольной книгой немецкого филистера, апофеозом буржуазного делячества.

В 70—80-х гг. в Германии получает распространение так называемая областническая литература (Heimatkunst—-«искусство отчизны», как ее называют немцы). У писателей этого направления в полной мере сказались провинциальная ограниченность, замкнутость в тематике (жизнь определенной провинции). Некоторые из областников писали даже не на общенемецком литературном языке, а на различных диалектах.

В произведениях областников нередко поэтизировалась косная патриархальная жизнь мелких уголков, консервативный уклад, противопоставляющийся чуждой городской цивилизации. Среди областников были воинственно-реакционные писатели типа Бартельса (A. Bartels, 1862—1945), Френсена (G. Frenssen, 1863—1945).

Правда, и в областнической литературе иногда проскальзывала оппозиционность к имперской, прусской идеологии.

Однако наряду с реакционной буржуазно-апологетической литературой в Германии были писатели, продолжавшие гуманистические традиции предшествующего периода — Ф. Геббель, Р. Вагнер, Ф. Рейтер, В. Раабе, Г. Шторм, Р. Швейхель, Т. Фонтане и др.

 

Примечания.

1. Маркс К., и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2, т. 19, с. 28.

Фриц Рейтер (Fritz Renter, 1810—1874)

 

В формировании реализма второй половины XIX в. определенную роль сыграл Фриц Рейтер.

Жизненная и литературная судьба его складывалась чрезвычайно драматично. В студенческие годы он принимает участие в движении буршеншафт. В 1833 г. в связи с начавшимися правительственными преследованиями Рейтер был арестован по нелепому обвинению в государственной измене и приговорен к смертной казни, которая была заменена 30-летним заключением в крепость.

В 1840 г. Рейтера освободили по амнистии, но жизнь его была исковеркана. Его попытки поступить на службу окончились неудачей, так как на него смотрели с недоверием. Несколько лет Рейтер фактически был батраком, а затем жил частными уроками, испытывая большие материальные затруднения.

Литературная деятельность Рейтера началась в тюрьме и продолжалась после выхода на свободу. Первая книга стихов «Звуки и рифмы» (Läuschen un Rimels, 1853) была написана на нижненемецком диалекте. На нем же он писал и свои последующие произведения. В стихах этого сборника нашли отражение жизнь и нравы мелких городов и поселков северной Германии, недовольство крестьян, батраков своим тяжелым положением. Но по цензурным соображениям автор приглушил критику феодальных порядков.

С самого начала Рейтер выступал писателем демократического направления. Как отмечал Ф. Меринг, «Рейтер, несомненно, как человек, имел очень доброе сердце и питал искреннее сострадание к бедным нищим»1. Вместе с тем Меринг указывал на наличие элементов филистерства во взглядах писателя. Демократизм Рейтера был непоследовательным и противоречивым. Он не шел дальше надела безземельных крестьян землей. Политические идеалы Рейтера вообще неясны.

Но события 1848 г. всколыхнули писателя. Он задумал написать обличительный антифеодальный роман «Господин фон Хакенштерц и его поденщики» (Herr von Hakensterz und seine Tagelohner, ок. 1847—1850). Но книга осталась незаконченной, так как после поражения революции в условиях восторжествовавшей реакции и преследований писатель вынужден был оставить свой замысел, опасаясь новых гонений.

Значительным этапом в идейно-художественном развитии Рейтера стала поэма «Без крова» (Kein Hüsung, 1857). В ней он высказал многое из того, что было задумано в незавершенном романе. Это произведение обличало прусское юнкерство, обрекавшее своих батраков и поденщиков на каторжную жизнь.

После подавления революции эксплуатация крестьян и батраков стала еще более жестокой и безудержной. В законодательном порядке были восстановлены телесные наказания крестьян, к которым помещики прибегали по всякому поводу.

Бесчинства юнкеров вызывали глухую ненависть крестьян. Порой ее не удавалось сдерживать, и в различных местах происходили отдельные разрозненные выступления крестьян против своих поработителей. Но этим выступлениям не хватало массовости и организованности.

Герой поэмы Рейтера батрак Йеханн вначале послушно тянет свою лямку. Он полюбил Марику и просит у помещика какое-нибудь жилье, где он мог бы поселиться со своей женой, но помещик отказывается удовлетворить Просьбу молодых людей, так как Марика в свое время проявила несговорчивость, чем восстановила против себя помещика. Конфликт Йеханна с хозяином приводит к стычке, во время которой батрак убивает помещика, но сам вынужден бежать от преследований на чужбину. В его отсутствие Марика гибнет, а их маленький сын растет у чужих людей. Позже Йеханн тайно пробирается в родные края, чтобы спасти сына от рабской доли и увезти с собой.

В этой поэме проявились сильные и слабые стороны Рейтера, который ненавидел поработителей народа, но совершенно не представлял, как можно избавиться от тирании. Недаром герой не находит ничего лучшего, как бежать на чужбину. В этом, разумеется, проявилась слабость крестьянского движения в Германии второй половины XIX в.

«Без крова» — яркое реалистическое произведение, проникнутое пафосом демократизма и свободолюбия. Ф. Меринг назвал его «потрясающей поэмой».

Широкой известностью в свое время пользовалась прозаическая трилогия Рейтера, в которой нашла отражение жизнь самого писателя. В нее вошли: «Из времен французского нашествия» (Ut de Franzosentid, 1859), «Из времен моего заключения» (Ut mine Festungstid, 1862), «Из моей крестьянской жизни» (Ut mine Stromtid, 1862—1864).

В первой книге изображено детство писателя, совпадающее с французской оккупацией немецких земель. В этой книге в полной мере выявилось незаурядное юмористическое дарование Рейтера, который во многом шел от народной шутки, порой грубоватой, резкой, но меткой.

Большое значение для понимания личности автора имеет вторая книга трилогии, в которой он правдиво описал свое заключение в крепости, куда попал еще наивным юношей.

Пребывание в крепости явилось своеобразной жизненной школой, которая помогла ему лучше разобраться в жизни, укрепила его в неприятии режима насилия.

О годах своего заключения Рейтер писал не без юмора, а порой, как говорил Ф. Меринг, «плаксиво». Но в целом эта книга явилась обвинением против прусского государства, обвинением, высказанным, правда, достаточно осторожно, с оглядкой на цензуру2.

Буржуазное литературоведение рассматривает творчество Рейтера как факт областнической литературы. «Конечно, — замечает по этому поводу Р. М. Самарин, — в искусстве Рейтера многое связано с областными особенностями Мекленбурга. Но значение лучших его поэм и романов выходит далеко за пределы областной литературы»3.

Писатель ставил в своем творчестве такие важные общегерманские проблемы, как тяжелое положение батраков и арендаторов, безудержный гнет прусского юнкерства.

Рейтер внес значительный вклад в развитие немецкой реалистической литературы второй половины XIX в.

Широкую известность в 50—60-е гг. XIX в. получает общественно-политическая и литературная деятельность Фердинанда Лассаля (Ferdinand Lassalle, 1825—1864). Его мировоззрение, практика политической борьбы и литературно-критическое творчество отличались чрезвычайной противоречивостью. Будучи мелкобуржуазным демократом, а в философском плане идеалистом, он в то же время примыкал к рабочему движению. Однако в его деятельности резко проявлялись черты соглашательства и приспособленчества, за что его неоднократно критиковали классики марксизма.

Противоречия в политических и философско-эстетических взглядах Лассаля нашли отражение в его литературно-критической деятельности, и прежде всего в его единственном художественном произведении — в стихотворной трагедии «Франц фон Зикингеп» (Franz von Sickingen, 1859).

Маркс и Энгельс выразили свое несогласие с теми принципами, на которых была построена эта пьеса. Так возникла широко известная дискуссия о «Франце фон Зикингене», о путях развития реалистического искусства в целом.

Трагедия была написана на материале Крестьянской войны в Германии XVI в., к которой проявляла постоянный интерес передовая немецкая общественная мысль. К этому времени появилась известная работа Ф. Энгельса «Крестьянская война в Германии». Примечательно, однако, что Лассаль прошел мимо этой работы и разошелся с Энгельсом в общей трактовке исторических событий. Лассаль опирался на труды либерально-буржуазных исследователей.

Маркс и Энгельс возражали как по политическим, так и по эстетическим принципам, положенным в основу создания «Франца фон Зикингена». Они выступали против стремления Лассаля возвеличить немецкое рыцарство XVI в. в лице Зикингена, который был руководителем дворянского восстания 1522— 1523 гг. Возражали они и против лассальянского отрицания революционного характера крестьянского движения, и против идеи о революции «сверху», о невозможности ее опоры на «низы». В пьесе крестьянское движение не получило должного отображения.

Трагедия, по их словам, не отвечала высоким задачам драмы будущего. В ней, по мнению Энгельса, не было еще слияния «большой идейной глубины, осознанного исторического содержания... с шекспировской живостью и богатством действия...»4.

Лассаль всячески идеализировал образ главного героя Зикингена, наделяя его чертами революционера, в то время как он, по словам Маркса, был представителем гибнущего дворянского класса.

Кроме того, Лассаль уделял большое внимание субъективным, интимным сторонам жизни своих героев, которые много размышляют, произносят напыщенные монологи, но мало действуют, что придавало трагедии абстрактный, рассудочный характер.

Маркс и Энгельс не отрицали известных достоинств «Франца фон Зикингена» и называли ее «национально-германской драмой», подобной которой «ни один из современных официальных поэтов Германии ни за что не был бы в состоянии написать» 5.

В ходе переписки по поводу этой трагедии Маркс и Энгельс отмечали отход Лассаля от принципов реализма, наличие ложной патетики, превратившей индивидов в «простые рупоры духа времени».

Переписка Маркса и Энгельса по поводу трагедии Лассаля имеет огромное значение для понимания сущности реалистического искусства.

 

Примечания.

1 Меринг Ф. Литературно-критические статьи. В 2-х т., т. 2. М. — Л., 1934, с 201.

2См.: Самарии Р. М. Рейтер,— В кн.: История немецкой литературы, т. 4, с. 127.

3Там же, с. 128.

4 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2, т. 29, с. 492.

5 Там же, с. 491.

Фридрих Геббель (Friedrich Christian Hebbel, 1813—1863)

 

Фридрих Геббель —выдающийся драматург немецкой литературы XIX в. Он является также поэтом, новеллистом и автором работ по теории драмы. Геббель — выходец из демократической среды: его отец — каменщик, а мать — прачка. После смерти отца ему пришлось испытать суровые материальные невзгоды и лишения и рано начать работать. С большим трудом ему удалось получить образование.

Литературная деятельность Геббеля начинается в 30-х гг., но лишь в 40-х гг. он выходит на дорогу зрелого литературного творчества. В ранний период Геббель увлекается романтиками Клейстом, Гофманом. Большое значение для начинающего писателя имело знакомство с драматургией Шекспира, Лессинга, Шиллера, Гете.

Первым зрелым произведением Геббеля была трагедия «Юдифь» (Judith, 1840) на библейский сюжет.

Геббель проявлял повышенный интерес к теоретическим основам драматического творчества. Свое понимание драмы он изложил в ряде работ — «Слово о драме» (Ein Wort über das Drama, 1842), «Мое слово о драме» (Mem Wort über das Drama, 1843), «Предисловие к «Марии Магдалине» и др.

Геббель считал драму высшей формой искусства. Исходные позиции для построения теории драмы он находил в идеалистической философии Шеллинга.

Особое место в творчестве Геббеля занимает трагедия «Мария Магдалина» (Maria Magdalene, 1844). Это его наиболее реалистическое произведение, написанное в традициях бюргерской драмы Лессинга и Шиллера. В то время как сюжеты большинства произведений драматург брал из мифологии и истории, в основу «Марии Магдалины» положена современная немецкая действительность.

Тема трагедии — крушение патриархального бюргерского уклада и связанных с ним отживших косных нравственных норм. Носителем патриархальных представлений о чести и долге выступает мастер-столяр Антон. Он считает эти нормы нерушимыми и с деспотической суровостью требует их выполнения своими детьми — дочерью Кларой и сыном Карлом. Он не замечает того, что в новых условиях эти нормы стали анахронизмом и явились причиной несчастья близких ему людей. Антон жертвует приданым Клары, чтобы спасти от разорения своего старого благодетеля, хотя предотвратить его банкротство все равно не удается. Зато жених Клары Леонгард, узнав, что у нее больше нет приданого, бросает ее. Опозоренная, с точки зрения мещанской морали, и слишком забитая, Клара не в состоянии постоять за себя и кончает жизнь самоубийством. Сына Антона Карла арестовывают по ложному обвинению в воровстве. Жертвой этих косных понятий о чести становится и мать, которая не смогла перенести позора, обрушившегося на семью.

Наиболее глубоко и разносторонне в трагедии показан Антон. Он изображается не только ревнителем патриархальной морали. У этого неутомимого труженика была нелегкая жизнь. Он тяжело переживает несчастья, которые одно за другим приходят в его семью. Состояние гнева против властей, арестовавших его сына, сменяется чувством полнейшей растерянности и непонимания смысла происходящего. «Я больше не понимаю мира», — признается он.

Автор с большой силой передает ощущение исторической обреченности мелкого бюргера.

После поражения мартовской революции 1849 г. в Германии, к которой писатель проявил весьма умеренный интерес, характер его творчества заметно меняется. В его произведениях усиливаются отвлеченные, абстрактные мотивы. Он отходит от пути, намеченного в «Марии Магдалине». На первый план выдвигаются психологические и философские проблемы, трактовка которых носит обобщенный, условно-метафизический, вневременной характер, лишена исторической конкретности. Это снижает реализм его произведений.

К числу известных произведений Геббеля конца 40-х гг. относится трагедия «Ирод и Мариамна» (Herodes und Mariamne, 1848), материал для которой он заимствовал у древнееврейского историка Иосифа Флавия.

В основу трагедии положен психологический конфликт — любовь, оскорбленная недоверием. Это оскорбление нанес Мариамне царь Иудеи Ирод. Полюбив сурового и жестокого Ирода, Мариамна целиком во власти этого чувства. Но Ирод глубоко оскорбил ее, отдав приказ убить Мариамну в случае ее измены или своей гибели, так как не был уверен в том, что после его смерти Мариамна останется верной ему.

Оскорбленная в своих лучших чувствах, Мариамна прибегает к своеобразной мести. Она намеренно возбуждает ревность Ирода и не отрицает предъявленных ей обвинений, хотя ни в чем не виновата. Стоит ей оправдаться, и гнев Ирода улегся бы. Но она не делает этого. Лишь после казни Мариамны Ирод узнает о ее невиновности.

Своеобразный вариант темы оскорбленной любви, униженного человеческого достоинства дан в трагедии «Гигес и его кольцо» (Gyges und sein Ring, 1854, напечатана в 1856), сюжет которой заимствован у античного историка Геродота и частично из мифологии.

Лидийский царь Кандавл тоже оскорбил свою жену Родопу, тайно показав ее обнаженной своему другу Гигесу. Тем самым он нарушил старинный обычай, который Родопа считала нерушимым. Чувствуя себя глубоко оскорбленной, она мстит Кандавлу, приказав Гигесу убить его.

Конфликт Кандавла и Родопы осложняется тем, что они выступают носителями различных этических представлений. Родопа придерживается традиционных взглядов и обычаев, Кандавл же выступает сторонником новшеств.

В критике справедливо отмечалось, что этический конфликт такого рода больше свойствен новому времени, чем античности. Точно так же поступкам античных героев нередко дается психологическая мотивировка, характерная для людей нового времени. Так, современные морально-психологические конфликты находили косвенное отражение на античном материале.

Исследователи единодушны в оценке высоких художественных достоинств трагедий Геббеля, в искусстве психологических характеристик, в мастерстве композиции.

Среди поздних драм Геббеля выделяется историческая трагедия «Агнеса Бернауэр» (Agnes Bernauer, 1852, напечатана в 1855). Это произведение явилось своеобразным откликом на события революции 1848—1849 гг., правда, откликом противоречивым и сложным.

В трагедии рассказывается о печальной судьбе девушки из «среднего» сословия Агнесе Бернауэр, которую полюбил сын герцога Альбрехт. Вопреки требованиям отца порвать с Агнесой, Альбрехт женится на ней. Он человек сильного характера, способный защитить свою любовь. Герцог упорно добивается разрыва этого унизительного с его точки зрения брака, который к тому же противоречит интересам государства. Альбрехт не хочет отказаться от Агнесы, хотя отец угрожает лишить Альбрехта прав наследника герцогской короны и приводит свою угрозу в исполнение. Несмотря на угрозы и уговоры, не хочет отречься от Альбрехта и Агнеса. В конце концов Агнесе выносят смертный приговор.

Герцог надеется, что у сына все-таки заговорит чувство долга и он поступит, как государственный муж. Так и случилось, и Альбрехт становится герцогом. Ради интересов государства он жертвует Агнесой.

Трагедия вызвала противоречивую оценку современников. Одни видели в ней проявление консервативной тенденции, заключающейся в необходимости подчинения личных чувств государственным интересам, установленному миропорядку.

Но в трагедии есть и другая, демократическая тенденция. Носителями самых высоких человеческих качеств, подлинной гуманности, верности и сердечности выступают простые люди, и прежде всего Агнеса, которая предпочла умереть, чем изменить высокому чувству любви. Для нее не имеет значения то, что Альбрехт занимает высокое положение. Он дорог ей как человек. В судьбе героини автору удалось отразить важный социальный конфликт эпохи.

Последним законченным произведением Геббеля явилась драматическая трилогия «Нибелунги» (Nibelungen, 1860—1862), написанная на материале героических сказаний о Нибелунгах.

Большой интерес представляет трагедия из русской истории «Димитрий» (Demetrius), к сожалению оставшаяся незаконченной и опубликованная после смерти автора. В разработке истории Лжедмитрия Геббель шел отчасти по стопам Шиллера, тоже не успевшего закончить своей трагедии о самозванце. Трагедия задумана как широкое историческое полотно, создававшееся в реалистическом плане. Особенно удались автору массовые сцены, в которых ярко рисуется гнев и возмущение народа. Сцены написаны в шекспировской манере, и это позволяет сделать предположение, что Геббель стоял на пороге нового творческого подъема, на пути усиления и углубления реализма.

Вильгельм Раабе (Wilhelm Raabe, 1831—1910)

 

Известным и очень своеобразным романистом второй половины XIX в. был Вильгельм Раабе, выходец из семьи мелкого чиновника. Свое детство и отрочество он провел в небольших провинциальных городках герцогства Брауншвейгского, незатронутых революционными событиями 1848 г. И хотя юноша мечтал о свободе, по революция не сыграла сколько-нибудь значительной роли в жизни будущего писателя.

Формирование мировоззрения Раабе происходит в эпоху реакции, установившейся после поражения революции. Демократически настроенный юноша болезненно переживает эти годы безвременья и апатии.

Литературная деятельность Раабе начинается в 50-е гг., когда он был вольнослушателем Берлинского университета. Первоначальную известность ему принесла «Хроника Воробьиной улицы» (Die Chronik der Sperlingsgasse, 1857). В основу произведения были положены берлинские впечатления молодого писателя, потрясенного суровой и безрадостной жизнью мелкого люда. Сочувственно изображая жизнь простого человека, Раабе смутно и неопределенно представлял себе решение острых социально-политических проблем.

В «Хронике» Раабе проявил себя талантливым юмористом, который во многом шел от Жан-Поль Рихтера, писателя-сентименталиста конца XVIII — начала XIX в. Из современных писателей особенно близок ему был Диккенс с его демократическим пафосом, мягким юмором, повышенным интересом к нравственной проблематике. Однако Раабе уступал Диккенсу и другим реалистам первой половины XIX в. в масштабах, силе и глубине реалистических обобщений.

Расцвет творчества Раабе падает на 60-е гг., когда он создает такие известные романы, как «Люди из леса» (Die Leute aus dem Walde, 1863), «Голодный пастор» (Hungerpastor, 1864) и особенно «Абу Тельфан» (Abu Telfan, oder die Heimkehr vom Mondgebirge, 1867), явившийся острой сатирой на мелкокняжеский деспотизм и убожество немецкой жизни.

Герой романа «Абу Тельфан» Леонгард Хагебухер провел 11 лет в африканском плену, в поселке Абу Тельфан, и, вернувшись на родину, невольно сравнивает немецкую действительность с тем, что он видел в Африке, нещадно угнетаемой европейскими колонизаторами.

У себя на родине Хагебухер видит те же дикие нравы, социальный гнет и беззаконие, творимое в условиях отжившего феодально-деспотического режима. Одним из носителей этого беззакония и произвола является барон фон Глиммерн. Он беззастенчиво использует свое положение фаворита при дворе принца, грабит казну и занимается развратом, расправляясь с теми, кто пытается вывести его на чистую воду.

Абу Тельфан вырастает в некий символ немецкого убожества, социально-политической отсталости Германии того времени.

Сатира Раабе не щадит и немецкого бюргера, который высмеивается за дух верноподданничества, стяжательства, филистерства.

Едва ли не лучше всего дарование Раабе проявилось в новеллах и маленьких повестях. Они более стройны композиционно, в них нет сюжетной рыхлости некоторых романов писателя, авторский замысел развивается более целеустремленно и динамично. Весьма ярко проявляется в новеллистике юмористический талант Раабе.

Особенно выделяются новеллы на исторические темы, в которых социально-политические конфликты ставятся более остро и смело, чем в новеллах из современной жизни. Так, в новелле «Тайна» (Das Geheimnis, 1860), изображающей последний период правления Людовика XIV, остро бичуется прогнивший абсолютизм, нравственное разложение знати, совершенно равнодушной к страданиям народа.

Пафос национально-освободительного движения с большой силой звучит в одной из лучших новелл Раабе «Черная галера» (Die schwarze Galeere, 1865). В ней воскрешается один из эпизодов самоотверженной борьбы нидерландских гезов против испанского владычества в XVI в. Автору удалось воспроизвести суровый колорит эпохи, ожесточенную борьбу гезов и неизбежное поражение неправого дела испанцев. Раабе создает яркий образ патриота Яна Норриса, мужественного, дерзки смелого, неуловимого для врагов.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 558. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия