Студопедия — ЭКСПРЕССИОНИЗМ 9 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЭКСПРЕССИОНИЗМ 9 страница






Однако в этом значительном и важном выступлении Вольфа имелись и ошибочные суждения, в которых он наподобие пролеткультовцев склонялся к недооценке значения классического наследия.

Из других пьес Вольфа 20-х гг. широкой известностью пользовалась трагедия «Цианистый калий» (Cyankali, 1929). Она была посвящена судьбе рабочей женщины, для которой материнство порой оборачивается трагическим исходом. Героиня пьесы Хета ждет ребенка. Ее возлюбленный арестован за участие в забастовке, аборт же сурово наказывается законом. Хета оказывается в безвыходном положении и кончает самоубийством. Реалистический характер этой пьесы отметил в свое время А. В. Луначарский: «Все типы, все положения, развертывание действия сделаны так, что кажутся куском, вырванным из жизни Берлина»1.

Еще большей популярностью пользовалась пьеса Вольфа «Матросы из Каттаро» (Die Matrosen von Cattaro, 1930), обошедшая многие театры мира, в том числе советские.

«Матросы из Каттаро» продолжали линию «Бедного Конрада» и были посвящены теме революционного восстания. В основу трагедии положены реальные исторические события, связанные с восстанием на одном из военных кораблей австро-венгерского флота в 1918 г. «Матросская тема» была в известной мере навеяна фильмом «Броненосец Потемкин», высоко ценимым драматургом.

К разработке этой темы Вольф подошел как трезвый реалист, далекий от всякого приукрашивания и идеализации героев пьесы. Некоторые из них не доросли еще до понимания необходимости вооруженной борьбы. Героем пьесы выступает матросская масса, но она не обезличена. Перед зрителем проходят яркие, индивидуализированные образы, по-разному относящиеся к идее революционного восстания. Среди них и Мате Берничевич, идейно наиболее зрелый, решительный и бескомпромиссный борец, ставший одним из организаторов восстания, и Франц Раш, не свободный от серьезных сомнений и колебаний, и Куддель Хук, идейно незрелый, совершающий предательство.

Лагерю матросов противопоставлены офицеры, в изображении которых автору удалось избежать схематизма и плакатной однолинейности.

На первый план Вольф выдвигает не наиболее сознательного революционера Берничевича, а Раша, который не сразу приходит к выводу о необходимости революционных действий. Его образ больше удался драматургу. Он показан автором в развитии, преодолевающим свои ошибочные мнения и представления. Берничевич же статичен и более схематичен.

В целом «Матросы из Каттаро» — важный этап в развитии социалистического реализма в области немецкой драматургии. Вместе с Брехтом Вольф закладывал основы этого творческого метода в драме.

С приходом к власти Гитлера Вольф эмигрирует из Германии сначала в Швейцарию, потом во Францию. В эмиграции он пишет свою известную драму «Профессор Мамлок» (Professor Mamlock, 1934), остро обличающую фашизм. Основная ее тема — политическое прозрение немецкой интеллигенции, на личном опыте убедившейся в антидемократической и антигуманной сущности фашистского режима. Действие развертывается в первые месяцы фашистской диктатуры. Нацисты изгоняют из учреждений лиц неарийского происхождения, арестовывают и расстреливают коммунистов. Мамлок вначале находится во власти иллюзий, ему кажется, что правда в конце концов восторжествует. Он ведет себя, подчеркивает Вольф, как «типичный немецкий интеллигент, для которого «государство», «семья», «наука», «справедливость» — неизменные и вечные ценности...». Но события вторгаются в собственную жизнь Мамлока. Его, заслуженного профессора, храброго солдата, награжденного в прошлом Железным крестом, изгоняют из клиники, с позором, в «ободранных брюках гонят по улицам города; и даже старые друзья, запуганные нацистским террором, отворачиваются от него». Пройдя через тяжкие испытания, Мамлок приходит к выводу, что он шел неверным путем. Его вера в надклассовую общечеловеческую сущность государственного строя рушится. Перед смертью он убеждается в необходимости борьбы с гитлеризмом.

Мамлок — большая удача Вольфа. Образ старого ученого, воспитанного на демократических традициях, пережившего крушение своих идеалов, отличается жизненной полнокровностью, глубоким драматизмом. Мамлок — психологически сложный образ, яркая человеческая индивидуальность. Жизненно правдиво, публицистически заостренно нарисована драматургом фигура штурмовика от науки Гельпаха.

В 1934 г. Вольф приезжает в Советский Союз, принимает участие в Первом съезде советских писателей. В СССР он пишет пьесу «Флоридсдорф» (Floridsdorf, 1934), изображающую вооруженное восстание венского пролетариата в феврале 1934 г. против реакционного правительства Дольфуса. В драме показана предательская роль правых социал-демократов, пытавшихся обманным путем отвлечь восставших от борьбы; изображено запоздалое прозрение рабочих, героическая защита ими своего права на свободу. Пьеса, по признанию драматурга, явилась продолжением «Матросов из Каттаро». Она замечательна прежде всего изображением массовых сцен.

В 1938 г. Вольф едет в Испанию, чтобы вместе с испанскими республиканцами и солдатами интербригад воспрепятствовать победе фашизма на испанской земле. Однако Вольфу не удалось осуществить свой план. Его задерживают во Франции, а затем заключают в лагерь. В заключении Вольф не складывает оружия, он пишет драму «Бомарше, или Рождение «Фигаро» (Beaumarchais oder die Geburt des «Figaro», 1940). В этом произведении драматург с большой силой утверждает мысль об ответственности писателя перед народом. Устами революционно настроенной актрисы Мишель он защищает идею гражданственной направленности искусства, резко критикует Бомарше революционных лет. В изображении Вольфа создатель остросоциальной, бунтарской комедии «Женитьба Фигаро» в годы революции, разбогатев, порвал с лучшими традициями Просвещения, отошел от борьбы.

Предоставив интернированному во Франции Вольфу советское гражданство, Советское правительство тем самым спасло художника от расправы гестапо. В годы Великой Отечественной войны Вольф принимает участие в боевых действиях Советской Армии. Не прекращая литературно-художественной деятельности, он пишет листовки, работает с военнопленными. Из-под его пера выходит ряд рассказов, пьеса «Патриоты» (в некоторых переводах «Франсуа и Женевьева»), романы «Русский полушубок», «Возвращение сыновей» и другие.

В «Русском полушубке» (Der Russenpelz, 1942) изображена Германия конца 1941 г. Провалились планы немецкого командования о молниеносном захвате Москвы, в сознание гитлеровцев закрадывается беспокойство об успешном проведении «восточного похода». Немецкие патриоты в тылу ведут посильную борьбу с нацизмом. На предприятиях участились случаи диверсий. Заподозренного в порче подъемного крана Юппа Эккерта отправляют на Восточный фронт. Искалеченный Юпп, возвратившись с фронта, рассказывает правду о зверствах гитлеровцев в оккупированных ими районах. На привезенном им в подарок жене Агнес красивом полушубке кровь расстрелянного русского мальчика. Агнес и Юпп проникаются ненавистью к фашизму. Они убивают штурмовика Гейнца Хюсгена и уходят к подпольщикам.

Возвратившись после поражения фашистской Германии на родину, Вольф отдает все силы строительству новой немецкой социалистической культуры. Он руководит театральным объединением «Фольксбюне», много пишет, обогащая своим творчеством искусство социалистического реализма. Предметом изображения писателя становится новая немецкая действительность.

Несомненным успехом была комедия Вольфа «Бургомистр Анна» (Bürgermeister Anna, 1949). Основной конфликт в ней— столкновение старого и нового в послевоенной немецкой деревне. Носителем новых начал выступает бургомистр Анна, ее антагонист — кулак Лемкуль, пытающийся сорвать строительство школы. В пьесе много комических ситуаций, веселых шуток, не заслоняющих ее значительного идейного содержания. Речь героев индивидуализирована. Комедия написана сочным народным языком.

Важной темой литературы ГДР послевоенных лет была тема преемственности революционных традиций. Она получила свое яркое воплощение в творчестве Бехера, Зегерс, Бределя, Вайнерта, Кубы. Одним из выдающихся произведений, посвященных этой теме, явилась последняя пьеса Вольфа, достойно завершающая путь писателя-борца, — «Томас Мюнцер, человек со знаменем радуги» (Thomas Müntzer, der Mann rnit der Regenbogenfahne, 1953). Трагедия посвящена изображению темы Крестьянской войны, разрабатываемой рядом немецких писателей (Гете, Ф. Лассаль, Швейхель, Гауптман, Бехер и др.). Эта тема волновала Вольфа на протяжении всего его творческого пути.

«Томас Мюнцер» — пример боевого, партийного искусства. В трактовке образа Мюнцера, в изображении эпохи Вольф опирался на работу Ф. Энгельса «Крестьянская война в Германии». В лице Мюнцера автор создал образ живого, неутомимого и страстного борца за народное дело, за социальную справедливость. Мюнцер в трагедии показан как руководитель восстания и как человек, трогательно любящий Отилию. Это углубляет и обогащает образ героя.

Трагедия Мюнцера, по замыслу аЕтора, заключалась в том, что он опередил свое время, его идеи единства и равенства не были поняты современниками. Об этом говорится в песенке, начинающей и завершающей пьесу:

 

Рожден я слишком рано,

И в этом вся беда.

Лишь завтра мое счастье

Заявится сюда.

 

(Пер. Л. Гинзбурга)

 

К несомненным достоинствам трагедии относится и ее выразительный язык. Автору удалось передать особенности речи персонажей той эпохи, не затрудняя восприятия пьесы современным зрителем. Вольф сохраняет простоту и естественность диалога, не перегружая пьесу диалектизмами, как в «Бедном Конраде».

Творчество Вольфа носит боевой, революционный характер. Вместе с Брехтом он закладывал основы социалистического реализма в немецкой драматургии.

 

Примечания.

1 Цит. по кн.: Шеллингер Н. А. Фридрих Вольф. М., 1966, с. 25.

Эрих Вайнерт (Erich Weinert, 1890—1953)

 

Эрих Вайнерт сыграл в немецкой литературе выдающуюся роль как поэт-трибун, мужественный борец за счастливое будущее своей родины. Став в середине 20-х гг. на путь революционной борьбы немецкого пролетариата, он до последних дней своей жизни находился в самой гуще классовых боев, страстно обличая несправедливость и ложь, укрепляя мужество и уверенность в победе борцов за свободу.

Вайнерт родился в Магдебурге. Отец поэта, инженер по профессии, был широко образованным человеком и убежденным социал-демократом. В 1904 г. он определил сына на завод учеником слесаря, чтобы приобщить его к здоровой рабочей среде и дать потом образование инженера. Но юноша больше всего интересовался гуманитарными науками и в свободное время самостоятельно изучал историю живописи, иностранные языки, много читал. Затем Вайнерт поступил в Высшую школу прикладных искусств в Берлине и в 1912 г. окончил ее. В 1913 г. он был призван на военную службу. Когда началась первая мировая война, Вайнерт сразу же распознал ее антинародную сущность. Вскоре он проникается верой в то, что лишь революционная инициатива масс положит конец войне. В стихотворении «Час Европы» (Europas Stunde, 1919) он приветствует победу социалистической революции в России, которая своим «разъяренным и освежающим ветром потрясла основы одряхлевшего старого мира».

Впервые Вайнерт выступил со своими юмористическими и сатирическими стихами не в печати, а с подмостков прогрессивных литературно-критических кабаре Лейпцига и Берлина в начале 20-х гг. Эти стихотворения вошли потом в сборники «Кривое зеркало» (Der Verbogene Zeitspiegel, 1923), «Божьей милостью щука и прочие отбросы» (Der Gottes Gnaden Hecht und andere Abfälle, 1923), «Балаган» (Das Affentheater, 1925). В стихотворениях этих сборников критика еще не выходит за пределы бытовой, неглубокой сатиры. Поэт ограничивается высмеиванием отдельных реакционеров, буржуазных филантропов, обывателей и оторвавшихся от рабочего класса социал-демократических лидеров — жалких марионеток большого балагана — Веймарской республики.

В 1924 г. Вайнерт сближается с движением немецкого пролетариата и навсегда связывает свою судьбу с его авангардом — коммунистической партией. Активное участие в революционной борьбе немецких рабочих обостряет политическое зрение поэта, наполняет его сатиру классовым содержанием. Лучшие из его стихотворений — «Майская песенка социал-демократа», «Рабочий, помни об этом» и другие — появляются в «Роте фане», органе Компартии Германии. Поэт-коммунист начинает систематически выступать со своими стихами перед рабочей аудиторией на массовых митингах и собраниях. Теперь он обличает уже не отдельных марионеток, а порочный буржуазный строй в целом.

Быстро растет популярность Вайнерта среди рабочих. Вскоре возникает потребность в проведении специальных литературных «вечеров Вайнерта» (Weinertabende). Окрыленный успехом литературных вечеров в Берлине, Вайнерт совершает ряд агитационных поездок по городам и селам Германии, Австрии, Швейцарии, пробуждая революционную энергию масс и черпая в горячих откликах рабочих слушателей вдохновение для поэтического творчества. «В атмосфере рабочих собраний,— вспоминал впоследствии Вайнерт,— я очистился от шлака мелкого литературного фрондерства и стал классово сознательным революционером, защитником интересов рабочего класса. С этого времени я поставил всю свою жизнь, все новое творчество и свои силы на службу великому делу человечества — делу борьбы за победу пролетариата над капитализмом».

На титульном листе сборника «Эрих Вайнерт говорит» (Erich Weinert spricht, 1930), в который вошли стихотворения 1925—1930 гг., имелся девиз: «Наше искусство построено на одной лишь моте: Революция». И действительно, вся творческая деятельность Вайнерта в последующие десятилетия была органически связана с трудовым народом, с революционной борьбой рабочего класса. Своим метким, разящим словом поэт-трибун в годы Веймарской республики неустанно разоблачает реваншистские устремления германских империалистов («Армиям Европы», «Крестьянин, вставай», «Единство против войны», «Война»), клеймит рвущихся к власти фашистов («Корпоранты», «Казарма зовет»), развенчивает миф об американском образе жизни и клевету о Советском Союзе («Господа Америки», «Призраки в Бостоне»), высмеивает лицемерие классового правосудия («Суд», «Добрый судья»), обличает реакционную прессу («Как вести успешно травлю»), церковь. Вайнерт пишет ряд блестящих стихотворений, разоблачающих предательство верхушки социал-демократии («Связной», «Парламентская попойка», «Носке снится», «Будничная баллада»).

Как сатирик, сознательно вставший на путь социалистического реализма, Вайнерт не только гневно обличает антигуманистическую сущность империализма и все те силы, которые поддерживают господство буржуазии, но и утверждает положительный идеал-—социализм. В его стихах звучит неумолкающий призыв к трудящимся массам, подлинным хозяевам страны, сплотиться в борьбе против капитализма за социалистическое преобразование родины. Революционным пафосом, твердой уверенностью в неизбежности победоносной социалистической революции проникнуты стихотворения «Песня о безработице», «Красный Веддинг», «Песня о красном знамени» и др.

Смелые выступления Вайнерта в печати и перед массовой рабочей аудиторией приводили в неистовство блюстителей порядка Веймарской республики, которые не раз подвергали поэта судебным и административным преследованиям. Травля особенно усилилась после его возвращения из первой поездки в СССР в 1931 г. Вайнерту запретили публично выступать с чтением своих стихов, а затем даже и читать его стихи другим исполнителям. Но никакие запреты не могли приостановить распространения слова правды поэта-революционера. В стихотворении «Говорит газета «Роте фане» Вайнерт с возмущением отвечает своим преследователям:

 

Вы лживо утверждаете, что я —

Угроза безопасности народной.

Нет! Вашей безопасности грозя,

Звучит все громче голос мой свободный!

(Пер. Л. Гинзбурга)

 

Для стихотворений Вайнерта характерно оптимистическое звучание, твердая уверенность в торжестве справедливого народного дела. Открытая партийная оценка жизненных явлений своего времени сочетается в них с изображением революционной перспективы. Поэт правильно понимает и показывает значение Советского Союза для развития революционного движения во всем мире. Призывая немецких рабочих к сплочению для борьбы против своей буржуазии и угрозы фашизма, поэт в стихотворении «Красный Веддинг» говорит о том, что немецкий народ добьется свободы и построит Германский Советский Союз.

Стихотворения Вайнерта, всегда злободневные и политически насыщенные, обладают большими художественными достоинствами. Они отличаются богатством интонации, разнообразием художественных приемов. Своеобразие композиции и языка стихотворений определяется тем, что почти все они писались для устного исполнения перед рабочей аудиторией. Отсюда их ораторский пафос, выразительный разговорный язык, публицистичность, лозунговые, призывные концовки. Чаще всего стихи сюжетны, остро злободневны, содержат драматическое повествование о реальных фактах. Стихи Вайнерта, написанные для своего времени и для своего народа, не потеряли политического блеска и в наши дни.

В дни фашистского переворота Вайнерт находился в Швейцарии. Это обстоятельство спасло ему жизнь: погромщики сразу же ворвались в его квартиру, чтобы расправиться с поэтом.

Все свое творчество в период эмиграции Вайнерт рассматривал как оружие в борьбе за освобождение народа от власти фашистских мракобесов. Все его творчество было проникнуто непоколебимой верой в неминуемое поражение фашистов. В цикле новых сатирических антифашистских стихов 30-х гг., вошедших в сборники «Настанет день» (Es kommt der Tag, 1934) и «Зовы в ночь» (Rufe in die Nacht, 1937), поэт гневно обличает преступность и моральное убожество нацистов («Эсэсовцы наводят порядок», «Сверхчеловек», «Без пяти минут герой нации»), клеймит позором беспринципных интеллигентов, прислужников фашизма от литературы («Имперский поэт»), призывает массы покончить с пассивностью, нерешительностью и перейти к активным, смелым действиям против фашистского рабства («Костер на площади Оперы», «Ко всему свету», «Нелегальная газета», «Интеллигентам» и др.).

Наряду с сатирическими стихами, Вайнерт создает цикл стихов «Соратники» (Gefährten) о мужественных антифашистах, борцах-революционерах. Положительные герои Вайнерта — это политически зрелые, убежденные в своей правоте люди, которые идут в бой не по приказу, а «по убежденью, по патриотическому побужденью, добровольно...». Среди лучших борцов в первых рядах встают образы Эрнста Тельмана, Георгия Димитрова, Эдгара Андре, Фите Шульце и других коммунистов. В стихотворении «Джон Шер и товарищи» поэт рассказывает о героических немецких коммунистах-подпольщиках и гневно обличает коварство и трусость фашистских палачей, которые расстреливают их якобы при попытке к бегству,

Наряду с историческими лицами в стихотворениях Вайнерта созданы образы безымянных героев антифашистской борьбы («Полиция ищет Дитмайера», «Молодому товарищу», «Голос подпольщика», «Привет непобедимых»).

Эти стихотворения принадлежат к лучшим произведениям политической лирики в немецкой литературе социалистического реализма. В них часто возникает образ Советского Союза, оплота мира и свободы, который придает борцам новые силы и надежду в суровой борьбе («Дело Ленина»).

С 1935 и до 1946 г. Вайнерт жил и работал в СССР. Теме Советского Союза и пропаганде его революционного опыта поэт в эти годы посвятил много замечательных стихотворений, которые объединил потом в сборник «Глава вторая мировой истории» (Kapitel II der Weltgeschichte, 1947). Октябрьская революция, говорит поэт, положила конец первой, мрачной главе в истории человечества и открыла новую главу всемирной истории.

Когда в Испании началась освободительная борьба против фашистских мятежников и итало-германских интервентов, Вайнерт отправился в Испанию и в 1937—1938 гг. участвовал в боях против фашистов в качестве комиссара 11-й интернациональной бригады. В эти годы он написал много стихов, рассказывающих о героизме, стойкости и дружбе испанских республиканцев и бойцов интербригад. Стихи эти вышли отдельным сборником «Камарадас» (Camaradas, 1951). В стихотворениях «Испания приветствует Советский Союз», «Мир преступления и мир великих дел», «Советским женщинам» и других Вайнерт говорит о Советском Союзе как решающей силе в борьбе против мирового фашизма.

После возвращения из Испании в-Москву Вайнерт много переводит. В числе его переводов на немецкий язык произведения русской классической и советской литературы, среди них стихи Лермонтова, Ив. Франко, Маяковского, Суркова, Симонова.

В первый же день нападения гитлеровцев на СССР Вайнерт записал в дневнике: «Начало войны. Первый день последней войны человечества». Поэт добровольцем идет на фронт и в рядах Советской Армии становится борцом за свободу Германии. «За свободу Германии» (Um Deutschlands Freiheit) он назвал и сборник своих фронтовых листовок, написанных в стихах и прозе, до сих пор сохранивших свое звучание как документы суровых военных сражений со злейшим врагом человечества — фашизмом. Основной пропагандистский лозунг листовок для фронта был: «Солдат, твой враг у тебя за спиной!» Листовки разъясняли немецким солдатам преступность войны против СССР, призывали их повернуть оружие против своих истинных врагов — гитлеровцев, опозоривших Германию («На истинных врагов», «Покончим с позором», «Покиньте армию убийц» и др.). В листовке «Немецким солдатам» Вайнерт писал:

 

Немецкий землепашец и рабочий,

Ты, что в шинель захватчика одет!

Ты предан, одурачен, заморочен —

Ищи свой путь, чтоб вырваться на свет!

(Пер. Е. Николаевской)

 

Неутомимая деятельность Вайнерта в дни войны нашла почетное признание в избрании его председателем комитета «Свободная Германия», созданного в СССР в начале 1943 г. В январе 1946 г. Вайнерт после почти тринадцатилетней разлуки возвратился на родину. Несмотря на тяжелую болезнь, поэт и в эти годы отдает все свои силы возрождению немецкого демократического искусства, борьбе со злом прошлого, которое оставило заметный след в сознании его народа. В стихотворении «В тот раз все так же начиналось» Вайнерт протестует против политики возрождения фашизма и превращения Западной Германии в плацдарм для новой войны, Он призывает поэтов разоблачать не только преступников, но и соучастников, «ударить по старому врагу, который во всевозможных обличьях вновь проник в народ, и показать легковерным, кто скрывается под этим обличьем».

Народ по достоинству оценил заслуги своего поэта. В 1949 и 1952 гг. Вайнерту дважды была присуждена Национальная премия ГДР; он был избран действительным членом Германской академии художеств. Ему как поэту, «творчество которого в наибольшей мере содействовало пробуждению антифашистского, демократического сознания немецкого народа», была присуждена премия им. Мартина Андерсена-Нексе.

Последнее стихотворение Вайнерта «Долг писателя» (1952), написанное Третьему съезду немецких писателей, явилось как бы эстетическим завещанием, в котором поэт-борец призывает творческую интеллигенцию не забывать своего долга перед народом, неустанно обличать ложь и несправедливость, воспевать трудовой подвиг строителей новой жизни, звать народ на борьбу за светлое будущее своей родины:

 

Это он, писатель, ныне призван

Труд воспеть, который мы ведем,

Всех подняв на стройку новой жизни

Жарким поэтическим огнем!

Это он — поэт, певец свободы,

Должен стать глашатаем страны,

Возвестить решение народа,

Драться против смерти и войны.

(Пер. Л. Гинзбурга)

 

Именно таким поэтом и был Эрих Вайнерт. В течение десятилетии он шел вместе с народом, отдавал всего себя борьбе за его счастье.

Анна Зегерс (Anna Seghers, p. 1909)

 

Анна Зегерс принадлежит к числу выдающихся мастеров литературы социалистического реализма. Зегерс — псевдоним писательницы, ее настоящее имя— Нетти Рейлинг (Netty Reiling). Она родилась в Майнце, в обеспеченной семье владельца магазина антикварно-художественных изделий. Училась в Кельнском и Гейдельбергском университетах, где изучала филологию, историю искусств.

Литературные вкусы Зегерс формировались как на традициях немецкой классической, так и мировой литературы. В студенческие годы она увлекается Бальзаком и русской литературой—Тургеневым, Гоголем, Л. Толстым, Чеховым, Горьким.

На становление политических взглядов писательницы оказали влияние ее участие в студенческом движении, революционные события в России, Германии. Октябрьская революция, как говорит Зегерс, «имела для меня огромное значение... смысл справедливости по-настоящему открылся мне благодаря Октябрьской революции».

Начало литературной деятельности Зегерс относится к 20-м гг., когда в печати появляются ее первые произведения: «Грубеч» (Grubetsch, 1926) и «Циглеры» (Die Zieglern, 1927).

Первым крупным произведением Зегерс, принесшим ей литературное признание, была повесть «Восстание рыбаков» (Der Aufstand der Fischer von St. Barbara, 1928). За эту повесть она была удостоена одной из высших литературных премий веймарской Германии — премии им. Г. Клейста.

В повести писательница разрабатывает тему освободительного движения, борьбы народа за свои экономические и политические права, которая станет главной темой всего ее творчества.

Зегерс рассказывает о восстании рыбаков, вызванном невыносимыми условиями их жизни. Она умело и скупо передает суровый и мрачный колорит жизни рыбацкого поселка. Хорошо удались писательнице массовые сцены—-на сходке, в трактире, перед выходом в море.

В повести в полной мере выявилось стремление Зегерс разрабатывать наиболее жгучие социальные проблемы. При этом она проявляет большое мужество и честность. Зегерс против приукрашивания жизни, она стремится изобразить правду, какой бы горькой эта правда подчас ни была. Ее рыбаки малосознательны и неорганизованны, но в ходе восстания, во многом стихийного, проявляется мужество и отвага народных героев, таких, как Андреас Бруин и других.

Не все в этой книге удалось молодой писательнице. Она не избавилась от некоторых экспрессионистских тенденций, помешавших ей до конца реализовать важный и значительный замысел. Особенно это сказалось на образе вожака восстания Гулля, который оставляет неясное, противоречивое впечатление. Он отмечен печатью какой-то загадочности, недоговоренности, неясности.

По складу своего характера Гулль человек суровый и мужественный, и в то же время его преследует какой-то безотчетный страх. Ему явно не хватает цельности. Читатель почти ничего не знает о его взглядах и убеждениях. Трудно даже сказать, принадлежит ли он к какой-либо партии. Нет последовательности и ясности и в его действиях.

В изображении действующих лиц и обстановки также ощущается печать абстрактности и недоговоренности. Неясно даже, в какой стране и в какое время происходит действие в «Восстании рыбаков».

В повести дает себя знать и некоторый налет натурализма, особенно при изображении эпизодов, связанных со служанкой Марией.

Через четыре года после появления «Восстания рыбаков» вышел роман «Спутники» (Die Gefährten, 1932). Эти годы отмечены значительным идейным ростом Зегерс, которая в «Спутниках» выступает уже с последовательно революционных позиций.

«Спутники» посвящены изображению революционного движения, деятельности компартий разных стран — Венгрии, Болгарии, Италии, Польши, Китая.

Книга начинается с изображения событий, связанных с разгромом Венгерской революции' в 1919 г. Несмотря на то что в романе изображалось поражение пролетариата в ряде стран Европы, Зегерс проводила мысль о неизбежном торжестве дела революции.

Автор создает образы мужественных революционеров: венгра Ковача, болгарина Дудова, поляка Янека, китайца Ляу Хан-чи и других. Они живут в разных странах, не знают друг друга, но их объединяют общие цели, общая борьба. Они являются товарищами, спутниками в освободительной борьбе человечества. Писательница изображает трудности этой борьбы, требующей крепкой воли, убежденности в правоте своего дела, целеустремленности. Она показывает, к каким истязаниям и утонченным пыткам прибегают враги, чтобы сломить волю коммунистов.

Красной нитью через весь роман проходит тема Советского Союза, стоящего в авангарде освободительной борьбы народов мира. Писательница показала огромное революционизирующее значение самого факта существования СССР, роста его могущества и успехов в различных областях хозяйственного и культурного строительства.

«Спутники» свидетельствовали об усилении реалистического мастерства Зегерс. Это проявилось в изображении характеров, окружающего мира. Автор, правда, и здесь всесторонне не показывает своих героев, а лишь рисует их эпизодически, в важнейшие моменты их жизни. Но у читателя уже не возникает ощущения неясности, недоговоренности. Зегерс по-прежнему уделяет много внимания изображению внутреннего мира своих героев, но избегает усложненности, излишней детализации психологического рисунка.

Роман «Путь через февраль» (Der Weg durch den Februar, 1935) посвящен изображению баррикадных боев венского пролетариата в феврале 1934 г. Зегерс показала предательство социал-демократических вождей, идейно разоружавших рабочих и всячески содействовавших расколу рабочего движения.

Изображение событий начинается с конца 1933 г. В стране свирепствовала безработица, правящие классы наступали на экономические и политические права трудящихся. В ответ на это рабочие, вопреки оппортунистической политике социал-демократических вождей, берутся за оружие и восстают. Один из социал-демократических руководителей Ридль все время внушает рабочим мысль о том, что в Австрии все обойдется мирно, без оружия, что опыт большевиков здесь не годится.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 492. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия