ЭКСПРЕССИОНИЗМ 13 страница
С основным докладом на съезде выступила Зегерс. Она говорила о том, что теперь, когда молодая социалистическая литература сделала заметный шаг в сторону повой тематики, на первое место выдвинулась проблема художественного мастерства. Произведения некоторых поэтов и прозаиков на современные темы страдают еще поверхностностью, схематизмом, не раскрывают с достаточной глубиной жизненных явлений. Говоря о необходимости изображения жизни во всем многообразии и глубине, Зегерс обращалась к советской литературе, указывая в качестве образца на произведения Горького, Шолохова, Ауэзова, Полевого. В 60-х гг. в ГДР появились значительные и интересные книги как писателей старшего поколения, так и молодых, среди которых в первую очередь следует назвать имена К. Вольф, Г. Канта, М. В. Шульца. Острые социальные и нравственные проблемы, вытекающие из существования двух немецких государств с различным общественным строем, поставлены в романах Зегерс, Вольф, Канта и других писателей ГДР. Решение этих конфликтов порой принимает трагический характер, как это случилось с героиней романа Вольф «Расколотое небо» (Christa Wolf, p. 1929. Der geteilte Himmel, 1963). Девятнадцатилетняя девушка Рита Зейдель встретила на своем пути Манфреда Герфурта, способного научного работника, химика. Он старше Риты и принадлежит к тому поколению немцев, юность которых совпала с последним периодом существования фашистского государства. Это поколение обманутых, переживших горечь разочарования в нацистских иллюзиях людей. Манфред — скептик, он во всем сомневается. Он не уважает своего отца, который недавно был нацистом, а сейчас носит значок СЕПГ. «Человек с замаранной репутацией и жестоко уязвленным самолюбием,— говорит Манфред об отце,—-попутчик и ничего больше... Попутчик немецкого образца. Убеждений у него никогда и не было». Манфред увлечен своим делом и совершает открытие, которое по неизвестным причинам отвергнуто. И тогда он принимает решение перебежать на Запад, хотя и не думает, что найдет там больше справедливости. Манфред не верит в то, что жизнь может быть лучше, поэтому он считает бессмысленным бороться за что-то. Вместо того чтобы приложить усилия и отстоять свое открытие, он ничего не предпринимает, предпочитая уехать в ФРГ. Иначе складывается судьба Риты. Она оптимист по своим взглядам. Ей нравится работа на заводе, ученье. Она счастлива, у нее хорошие друзья. Бегство Манфреда—тяжелый удар для Риты. Но она предпочитает остаться в ГДР, пожертвовав своей любовью к Манфреду. Роман Кристы Вольф подкупает своей глубокой искренностью, правдивостью. Автору удалось создать типичные образы своих современников, людей с богатым и сложным внутренним миром, оказавшихся перед выбором, с каким из немецких государств связать свою дальнейшую судьбу. С книгой Кристы Вольф перекликается роман Германа Канта «Актовый зал» (Hermann Kant, p. 1926. Die Aula, 1965), в котором остро поставлена тема двух Германий, судеб немецкой интеллигенции. В книге Канта рассказано о нескольких выпускниках рабфака, большинство которых стали активными строителями нового общества — учителями, врачами, учеными и работниками различных учреждений. Повествование ведется от имени одного из героев, журналиста Роберта Исваля. Образ его во многом автобиографичен. Роберт — не сторонний наблюдатель, он сам является непосредственным участником изображаемых событий. Он судит о достижениях и ошибках не только своих товарищей, но и своих собственных. Кант не ослабляет остроты идеологических и нравственных конфликтов, в которые вовлечены его герои. Наиболее сложные и болезненные из этих конфликтов вытекают из самого факта существования двух немецких государств. С одной стороны, немцев разделяет пропасть идеологических расхождений; реваншистские и милитаристские круги в ФРГ не скрывают своей ненависти к первому немецкому государству рабочих и крестьян и ведут подрывную деятельность против него. А с другой стороны, межгосударственная граница прошла по живому телу страны, и члены одной семьи оказались в разных государствах. Так, мать и сестра Роберта живут в Гамбурге, его родном городе. И хотя Роберт является убежденным сторонником демократического строя, но в его сердце живет неистребимая любовь к Гамбургу, любовь «тревожная, тайная, почти запретная». Достоинством романа Канта является умение изображать людей без заранее заданной схемы. Поведение героев естественно, оно вытекает из логики характера, а не из авторского замысла. Канту удалось избежать схематизма, который порой вредит некоторым произведениям современной литературы. Роман Канта стал заметным явлением литературной жизни ГДР. Острые социальные и нравственные конфликты изображены в известном романе Макса Вальтера Шульца «Мы не пыль на ветру» (Max Walter Schulz, p. 1921. Wir sind nicht Staub im Wind, 1962). В этом произведении частично затрагивается тема разгрома гитлеровского рейха в 1945 г. Но наибольшее внимание автор уделяет нравственным проблемам, сразу же вставшим перед немцами из демократической части Германии. Роман имеет выразительный подзаголовок — «роман о непотерянном поколении». Автор его, несмотря на кошмар второй мировой войны, участником которой он был сам, смотрит на жизнь оптимистически. Он верит в торжество добрых начал в своем народе. Это помогает Шульцу увидеть в большинстве своих героев не только страшные следы прошлого, но и неистребимое желание расквитаться с этим прошлым, восстановить свое человеческое и гражданское достоинство. Главный герой романа — тоже участник войны — Руди Хагедорн после упорных поисков и блужданий, после разрыва с гитлеризмом находит настоящий путь строителя новой жизни. И если Руди не запутался в сложном общественном лабиринте, то это произошло потому, что ему помогла Хильда Панин, молодая батрачка, потерявшая во время войны всех своих близких. Она помогает Руди получить образование, стать учителем. Путь к «непотерянному поколению» находит и Лея Фюслер, молодая, но физически и нравственно искалеченная в нацистских концлагерях женщина. Несомненной заслугой Шульца является умение показать сложный внутренний мир своих героев, особенно смятенную душу Руди. Хотя он во многом не принимал фашизма, но от его растленного воздействия избавился далеко не сразу. Большое место в книге уделено изображению идейной борьбы, спорам по острым социально-политическим и нравственным проблемам, что придает второй части романа несколько рассудочный и отвлеченный характер. Оживленную полемику в ГДР вызвал мастерски написанный роман Гюнтера де Бройна «Буриданов осел» (Günter de Bruyn, p. 1926. Buridans Esel, 1968). Фигуральное выражение «буриданов осел» применяется к человеку, находящемуся в состоянии крайней нерешительности, колеблющемуся в выборе между двумя равноценными предметами, равносильными решениями, подобно ослу из средневековой притчи, который никак не мог решить, какой из равных охапок сена отдать предпочтение. В роли своеобразного буриданова осла в романе выступает уже немолодой человек, директор библиотеки Карл Эрп. Он ответственный работник культуры, любящий и знающий свое дело. Он оказывается в ситуации на первый взгляд даже банальной, но имеющей значительный общественный смысл. На своеобразном, сугубо личном материале ставится важная проблема о том, какой должна быть личность в социалистическом обществе. Карл Эрп мечется между двумя женщинами — своей женой Элизабет и молодой фрейлен Бродер, практиканткой в библиотеке. Он порывает с женой и сходится с Бродер. Но избалованный комфортом герой не может привыкнуть к убогой коммунальной квартире. Его новая любовь не выдерживает испытаний, он возвращается к семье, хотя в ней многое изменилось и его уже не ждали. Эрп оказывается в положении буриданова осла не только потому, что не может сделать выбора между двумя женщинами и в результате теряет обеих, но и потому, что он жалок и ведет себя беспринципно. В условиях социализма семейные отношения строятся на иной основе, чем в буржуазном обществе. По словам автора, характеры и поведение женщин в его романе определяются тем, что для них «не существует больше проблемы экономической зависимости от мужчины». Элизабет отказывается от роли домашней хозяйки и поступает на работу по специальности. Она находит свое место в жизни, и уход мужа не становится для нее трагедией. На примере Элизабет в романе отражена одна из существенных примет нового человека — растущая зрелость и самостоятельность личности в социалистическом обществе. Осуждение приспособленчества и беспринципности содержится и в последнем романе де Бройна «Присуждение премии» (Preisverleihund, 1972), где носителем этих черт выступает преуспевающий писатель Пауль Шустер. В настоящем разделе рассмотрены лишь наиболее значительные литературные явления ГДР. За пределами этой главы осталось немало интересных имен и произведений. Молодая литература Германской Демократической Республики находится в процессе развития. Она имеет все основания гордиться своим настоящим и ожидать еще более блестящего будущего.
Примечания. 1 Цит. по журналу «Иностранная литература», 1956, № 3, с. 195. 2. Цит. по журналу «Иностранная литература», 1961, № 9, с. 175.
|