Должен ли восполнять пост тот, кто нарушил его умышленно?
Если человек нарушил пост в рамадане намеренно, должен ли он восполнить пропущенный день? Аль-Альбани (да помилует его Аллах) сказал после того, как разъяснил, что наиболее правильным мнением является мнение, гласящее, что он не должен восполнять пост (с некоторыми сокращениями): «Второе мнение правильнее, и именно его избрал шейх ислама Ибн Таймийя. Он сказал в “Аль-ихтийарат” (стр. 65): “Не имеющий уважительной причины не восполняет ни пост, ни молитву, и это восполнение для него недействительно, а сообщение о том, что Пророк r велел вступившему в половую близость в рамадан восполнить этот день является слабым”. И это мазхаб Ибн Хазма. Это мнение он передавал от Абу Бакра ас-Сыддика, ‘Умара ибн аль-Хаттаба, ‘Али ибн Абу Талиба, Ибн Масуда и Абу Хурайры. Смотрите “Аль-мухалля” (№ 735). В действительности это сообщение достоверное. Если собрать все пути. которыми оно передаётся, как сказал Ибн Хаджар. Одна из версий представляется собой достоверный хадис категории мурсаль, как я разъяснил в своём комментарии к посланию Ибн Таймийи в “Ас-сыйам” (стр. 25–27), а потом в “Ирва аль-галиль” (т. 4, стр. 90–92). Восполнение пропущенного дня поста человеком, который вступил в половую близость днём в рамадан является частью его искупления (каффара), и к нему не приравниваются люди нарушившие пост умышленно друкгими способами. Если же говорить о молитве, то это мнение автор (Сеййид Сабик) избрал следуя за Ибн Хазмом. Он привёл его слова в сокращённом виде в главе о молитве перед главой, посвящённой пятничной молитве. И ему следовало выбрать бы подобное мнение и в главе о посте, поскольку доказательства в случае с постом такие же, как и в случае с молитвой. Особенно учитывая что это мазхаб Ибн Хазма, который сказал: “Доказательством тому является наличие достоверных хадисов, передаваемых от Пророка r, о том, что тот, кто намеренно вызвал рвоту во время поста, обязан восполнить этот день, как мы уже упоминали ранее, однако нет хадисов, указывающих на обязательность восполнения поста в случаях его намеренного нарушения посредством принятия пищи или питья или вступления в половую близость. Всевышний Аллах вменил в обязанность здоровому, не находящемуся в пути, разумному и достигшему совершеннолетия только пост в течение месяца рамадан, и вменять ему в обязанность что-то сверх того поста — значить предписывать то, на что Всевышний Аллах не давал дозволения, а это недопустимо и недействительно. Когда человек, зная, что Всевышний Аллах вменил ему в обязанность соблюдать пост в течение определённого месяца, утверждает, что пост в другое время способен заменить этот предписанный пост, притом, что ни в Коране ни в Сунне ничего подобного не говорится, это то же самое, что сказать, что паломничество не в Мекку заменяет паломничество в Мекку, и молитва с обращением не в сторону Каабы заменяет собой молитву с обращением в сторону Каабы и так далее в том же духе. Всевышний Аллах сказал: (تِلْكَ حُدُودُ اللَّهِ فَلا تَعْتَدُوهَا) ‹Таковы ограничения Аллаха. Не преступайте же их!»›. И Всевышний Аллах сказал: (وَمَنْ يَتَعَدَّ حُدُودَ اللَّهِ فَقَدْ ظَلَمَ نَفْسَهُ)‹А кто преступает ограничения Аллаха, тот притесняет сам себя› ”. Далее он отвечает оппонентам, которые приравнивают каждого намеренно прервавшего пост к тому, кто намеренно вызвал рвоту во время поста, а также к тому, кто вступил в половую близость днём во время рамадана. Потом он привёл похожие сообщения от праведных халифов, за исключением ‘Усмана, а также от Ибн Мас‘уда, и Абу Хурайры. Кто желает, может обратиться к этому материалу. Однако относительно вступившего в половую близость днём во время рамадана достоверно известно, что Посланник Аллаха r велел ему так же восполнить пропущенный день поста».
|