Студопедия — Когда нужно восполнять рамадан?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Когда нужно восполнять рамадан?






Восполнение рамадана

 

Кто оставил пост по причине, которую Шариат называет уважительной, тот должен восполнить пропущенные дни.

В «Ар-рауда ан-надиййа» говорится: «Кто оставил пост по уважительной причине, тот обязан восполнить пропущенные дни, как путник или больной. Об этом ясно сказано в Коране: (فَمَن كَانَ مِنكُم مَّرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ;) “А кто из вас болен или находится в пути, пусть постится столько же дней в другое время” [1]. О женщине, у которой менструация, упоминается в хадисе Му‘азы от ‘Аиши (да будет доволен Аллах ими обеими), и к ней приравнивается женщина, у которой послеродовое кровотечение: “ И ей было велено восполнять пост, но не было велено восполнять молитву ”[2]»[3].

Когда нужно восполнять рамадан?

 

Ибн Касир (да помилует его Аллах) прокомментировал Слова Всевышнего: «пусть постится столько же дней в другое время»: «Следует ли восполнять пропущенные дни подряд или же можно поститься в разрозненные дни? Учёные высказали два мнения. Согласно первому, восполнять пропущенные дни нужно подряд, потому что восполнение должно соответствовать самому посту. Согласно второму мнению, не обязательно восполнять пропущенные дни нужно подряд, то есть человек моет восполнять их подряд. Если сам желает, а если не желает, может поститься в разные дни. Это мнение абсолютного большинства учёных, как ранних, так и поздних, и есть доказательства, подтверждающие правильность этого мнения. Последовательность требуется во время рамадана, поскольку предписано поститься весь месяц. А по истечении рамадана требуется просто восполнить пропущенные дни поста. Поэтому Всевышний Аллах сказал: “…пусть постится столько же дней в другое время”». Абу Саляма t передаёт, что ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила:

عَنْ عَائِشَةَ رَضِىَ اللَّهُ عَنْهَا قَالَتْ: كَانَ يَكُونُ عَلَىَّ الصَّوْمُ مِنْ رَمَضَانَ فَمَا أَسْتَطِيعُ أَنْ أَقْضِيَهُ إِلاَّ فِى شَعْبَانَ. قَالَ يَحْيَى الشُّغْلُ مِنْ رَسُولِ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم-»

«Бывало так, что мне нужно было восполнить пропущенные дни поста в рамадан, а сделать это мне удавалось только в ша‘бан»[4].

Йахйа сказал, что она была занята соблюдением прав Пророка r[5].

Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «Ничего страшного, если человек будет восполнять пост в разрозненные дни, потому что Посланник Аллаха r сказал: “ Пусть постится столько же дней в другое время ”.

От него также передают, что он сказал о восполнении поста рамадана: «Постись, как пожелаешь». А Ибн ‘Умар сказал: «Постись так, как ты оставлял его»[6].

Передают также что Ибн ‘Умар сказал: «Он должен восполнять пропущенные дни подряд».

Абу Хурайра t сказал: «Он может поститься через день, если желает»[7].

Шейх аль-Альбани (да помилует его Аллах) сказал: «В заключение можно сказать, что ни последовательность восполнения пропущенных дней поста, ни её отсутствие не подтверждается хадисом, возводимым к Пророку r. Ближе к истине мнение, гласящее, что можно поступать и так, и так, как сказал Абу Хурайра: “ Он может поститься через день, если желает”»[8]. Ибн Хаджар сказал: «Аз-Зейн ибн аль-Мунаййир сказал после хадиса ‘Аиши: ‹Из хадиса ‘Аиши можно понять, что следует спешить с восполнением пропущенных дней поста в рамадане, поскольку она разъяснила, что у неё была уважительная причина. Следовательно, те, у кого подобной уважительной причины нет, так поступать не должны›. А поступок аль-Бухари указывает на то, что восполнение пропущенных дней поста разрешается откладывать и восполнять их разрозненно, а не подряд, что подтверждают сообщения, которые он, по своему обычаю, поместил в название главы. Это мнение большинства учёных.

Ибн аль-Мунзир и другие передают от ‘Али и ‘Аиши, что восполнять пропущенные дни поста в рамадане нужно последовательно. Такого же мнения придерживались некоторые захириты.

‘Абду-р-Раззак приводит сообщение от Ибн ‘Умара, в котором говорится: “Он должен восполнять пропущенные дни поста подряд”›. В любом случае, даже те, кто считает, что разрешается восполнять пропущенные дни и не подряд, говорят, что восполнять их подряд лучше»[9]. Конец цитаты.

Аль-Альбани писал: «Сеййид Сабик сказал: “Восполнение пропущенных дней поста в рамадане обязательно, но не требуется срочно, а может быть осуществлено в любое время”.

Это противоречит Словам Всевышнего: “И спешите к прощению от вашего Господа” [10]. Правильное мнение — что человек обязан спешить с восполнением поста, то есть восполнять его при первой возможности. Это мазхаб Ибн Хазма[11], и нет достоверных хадисов, противоречащих этому мнению.

Что же касается доказательств автора: “Достоверно известно, что иногда ‘Аиша восполняла пропущенные дни поста в рамадане только в ша‘бане. Этот хадис приводят Муслим и Ахмад. Таким образом, она не восстанавливала его при первой возможности”. Это неправильно, поскольку в сообщении ‘Аиши не содержится никаких доказательств того что у ‘Аиши была возможность восполнить пост сразу. Напротив, в версии Муслима (3/154–155) говорится:

عَنْ عَائِشَةَ رَضِىَ اللَّهُ عَنْهَا أَنَّهَا قَالَتْ: «إِنْ كَانَتْ إِحْدَانَا لَتُفْطِرُ فِى زَمَانِ رَسُولِ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم- فَمَا تَقْدِرُ عَلَى أَنْ تَقْضِيَهُ مَعَ رَسُولِ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم- حَتَّى يَأْتِىَ شَعْبَانُ».

Бывало так, что мне нужно было восполнить пропущенные дни поста в рамадане, а я не могла сделать это до самого ша‘бана, поскольку была занята (соблюдением прав) Пророка r”.

В таком же виде этот хадис приводится у аль-Бухари в его “Сахихе”, в отличие от версии, приведённой автором. А Муслим приводит следующую версию: “Бывало, что одна из нас оставляла пост (в рамадане), а потом не могла восполнить пропущенные дни из-за Пророка r, пока не наступал ша‘бан”. Из обеих версий хадиса следует, что она не могла восполнить пост до наступления ша‘бана, и из хадиса понятно, что если бы у неё была возможность, она бы сделала это раньше. Таким образом, этот хадис является доводом против автора и его предшественников.

Поэтому аз-Зейн ибн аль-Мунаййир (да помилует его Аллах) сказал: “Из хадиса Аиши можно понять, что следует спешить с восполнением пропущенных дней поста в рамадане, поскольку она разъяснила, что у неё была уважительная причина. Следовательно, те, у кого подобной уважительной причины нет, так поступать не должны”.

И знай, что Ибн аль-Каййим, Ибн Хаджар и другие разъяснили, что слова о том, что она была занята соблюдением прав Пророка r, не принадлежат самой ‘Аише, а являются пояснением передатчика (а именно — Йахйи ибн Са‘ида), попавшим в хадис. Это подтверждают сова Йахйи в версии Муслима: “Я думаю, причина в том, какое положение занимала она при Пророке r”.

Однако этот факт никак не влияет на сказанное нами выше, поскольку в качестве довода против автора мы использовали само сообщение, точнее слова ‘Аиши “я не могла”, а не это добавление, которое является разъяснением причин того что у неё не было возможности восполнить пост раньше, а эти причина нас сейчас не интересуют, поскольку у нас иная тема.

Не знаю, право, как эта истина укрылась от Ибн Хаджара, который сказал в конце комментария к этому хадису: “Этот хадис является доказательством того, что разрешается свободно откладывать восполнение пропущенных дней поста в рамадане, как по причине, так и без причин, потому что дополнение к хадису, как мы уже говорили, не являются частью сообщения, а попало в него”. Он него укрылось то, что отсутствие возможности являлось её уважительной причиной. Это повод задуматься»[12].

Там же (стр. 424) говорится: «Если говорить в общем, то по этой теме нет ни одного достоверного хадиса, ни утверждающего, ни опровергающего. А содержащееся в Коране веление спешить предполагает восполнение пропущенных дней поста подряд, за исключением тех случаев, когда у человека имеется уважительная причина. Это мазхаб Ибн Хазма[13]. Он сказал: “Если же он не стал восполнять пропущенные дни поста подряд, а восполнил из разрозненно, то его восполнение действительно и в этом случае, поскольку Всевышний Аллах сказал: ‹пусть постится столько же дней в другое время›. Таким образом, Всевышний Аллах не установил определённый срок, по истечении которого восполнение пропущенных дней поста становится недействительным, и это мнение Абу Ханифы”».

Вывод: пропущенные дни поста следует восполнять при первой возможности, за исключением тех случаев, когда у человека имеется уважительная причина, и подряд.

Так же разрешается восполнять пропущенные дни разрозненно, если у человека есть уважительная причина или если ему необходим отдых, то есть поститься подряд ему трудно. Если же мы станем утверждать, что разрешается даже без уважительных причин восполнять пропущенные дни поста в любое время и не подряд, то это может привести к тому, что люди будут безо всяких причин тянуть с восполнением поста и откладывать его месяцами и даже годами. Может быть, что кто-то даже скажет: «‘Аиша оставляла восполнение поста на ша‘бан. Но и этот срок не является обязательным!» И что потом? Разве это не приведёт к нерадению и безосновательному откладыванию восполнения поста и даже более того, пренебрежением религиозными обязанностями?

А ведь все мы знаем Слова Всевышнего: (وَمَا تَدْرِي نَفْسٌ مَّاذَا تَكْسِبُ غَدًا;) «И не знает душа, что она приобретёт завтра» [14].

Абу Умама ибн Сахль передаёт:

عَنْ أَبِي أُمَامَةَ بْنِ سَهْلٍ قَالَ دَخَلْتُ أَنَا وَعُرْوَةُ بْنُ الزُّبَيْرِ يَوْمًا عَلَى عَائِشَةَ فَقَالَتْ: «لَوْ رَأَيْتُمَا نَبِيَّ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ذَاتَ يَوْمٍ فِي مَرَضٍ مَرِضَهُ. قَالَتْ: وَكَانَ لَهُ عِنْدِي سِتَّةُ دَنَانِيرَ - قَالَ مُوسَى: أَوْ سَبْعَةٌ – قَالَتْ: فَأَمَرَنِي نَبِيُّ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنْ أُفَرِّقَهَا. قَالَتْ: فَشَغَلَنِي وَجَعُ نَبِيِّ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ حَتَّى عَافَاهُ اللَّهُ. قَالَتْ: ثُمَّ سَأَلَنِي عَنْهَا، فَقَالَ: مَا فَعَلَتْ السِّتَّةُ - قَالَ أَوْ السَّبْعَةُ؟ قُلْتُ: لَا وَاللَّهِ! لَقَدْ كَانَ شَغَلَنِي وَجَعُكَ. قَالَتْ: فَدَعَا بِهَا ثُمَّ صَفَّهَا فِي كَفِّهِ، فَقَالَ: مَا ظَنُّ نَبِيِّ اللَّهِ لَوْ لَقِيَ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ وَهَذِهِ عِنْدَهُ».

«Однажды мы с ‘Урвой ибн аз-Зубайром зашли к Аише и она сказала: “Видели бы вы Пророка r в тот день, когда он болел, а в моём доме у него лежали шесть или семь динаров. Пророк Аллаха r велел мне раздать их, а меня отвлёк от этого уход за ним, пока Аллах не исцелил его. А потом он спросил, что сталось с этими шестью или семью динарами, и я ответила: ‹Ничего, клянусь Аллахом, ибо меня заняла твоя болезнь›.

И он велел принести их, а потом разложил их на своей ладони и сказал: ‹ Что бы сталось с пророком Аллаха, если бы он встретил Аллаха в то время, как эти деньги оставались у него? › Он имел в виду эти шесть или семь динаров ”»[15].

Это благие мысли об Аллахе. Кого Он упокоил исполнившим свою обязанность, тот совершил благое. А кого Аллах упокоил, когда он отдыхал день или два между восполняемыми днями поста, восстанавливая силы, причём Аллах знает об искренности его намерения, то в отношении такого человека мы надеемся, что Аллах простит его и помилует. Что же касается того, кто откладывал восполнение без причины, то о нём мы можем лишь печалиться.

Да и чем отличается такой человек от того, кто имеет возможность совершить хадж, но не совершает его? У него нет оправданий. Но он тянет, пока смерть не придёт к нему, и так и не совершает хадж…

И тот, кто откладывает восполнение поста и постится в разрозненные дни, должен помнить о том, что завтра с ним снова может случиться нечто такое, что лишит его возможности восполнить пост. А Всевышний Аллах знает обо всём лучше.

Задумайтесь над другими версиями упомянутого хадиса ‘Аиши, например, версией: «Бывало, что одна из нас оставляла пост (в рамадане), а потом не могла восполнить пропущенные дни из-за Пророка r, пока не наступал ша‘бан»[16]. Или версией: «Пропущенные дни поста в рамадане я восполняла только в ша‘бане до тех пор, пока не скончался Посланник Аллаха r».

А что же было после того, как скончался Посланник Аллаха r?

‘Аиша тоже откладывала восполнение пропущенных дней поста в рамадане до самого ша‘бана?

Ответ очевиден, потому что занята она была соблюдением его прав, а после его кончины эта причина исчезла. И её слова «Я не могла» относились к периоду жизни Посланника Аллаха r, а после его кончины это обстоятельство ушло.

И кто был в таком же положении, как ‘Аиша, которая была занята соблюдением прав Посланник Аллаха r и потому не могла восполнять пропущенные дни поста раньше названного ею срока, тому мы говорим: «Ничего страшного».

Джабир ибн ‘Абдуллах (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт,

عَنْ جَابِر قَالَ: مَرَّ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِرَجُلٍ يُقَلِّبُ ظَهْرَهُ لِبَطْنٍ؛ فَسَأَلَ عَنْهُ، فَقَالُوا: صَائِمٌ يَا نَبِيَّ اللَّهِ فَدَعَاهُ فَأَمَرَهُ أَنْ يُفْطِرَ. فَقَالَ: أَمَا يَكْفِيكَ فِي سَبِيلِ اللَّهِ وَمَعَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ حَتَّى تَصُومَ؟!

что Пророк r прошёл мимо человека, который извивался от голода. Он спросил, что с ним, и ему ответили: “Он постится, о Пророк Аллаха!” Пророк r позвал ему и велел ему прервать пост и сказал: “ Разве не достаточно тебе того, что ты на пути Аллаха и вместе с Посланником Аллаха, чтобы ещё и поститься?! ”»[17].

Так Посланник Аллаха r упрекнул сподвижника, которому пост причинял страдания, сказав: «Разве не достаточно тебе того, что ты на пути Аллаха и вместе с Посланником Аллаха, чтобы ещё и поститься?!» И откладывание ‘Аишей восполнения поста до ша‘бана относится к той же категории, поскольку она сказала: «…из-за Посланника Аллаха r». А Аллах знает обо всём лучше.

Этот вопрос входит в другой, более общий, а именно: «Каково постановление Шариата в отношении соблюдения прав Всевышнего Аллаха или поклонения? Требуется ли их соблюдение при первой возможности или же их можно соблюдать в любое время?»

Говорить об этом можно долго. Нам же достаточно слов Посланник Аллаха r: «مَطْلُ الْغَنِىِّ ظُلْمٌ» «Поистине, задержка уплаты долга состоятельным человеком — несправедливость» [18]. ‘Амр ибн Шарид передаёт, от своего отца, что Посланник Аллаха r сказал:

«لَىُّ الْوَاجِدِ يُحِلُّ عِرْضَهُ وَعُقُوبَتَهُ»

«Затягивание уплаты долга состоятельным даёт право задевать его честь [19] и подвергать его наказанию [20]»[21].

Уместно вспомнить здесь и другой хадис Посланника Аллаха r:

«فَدَيْنُ اللَّهِ أَحَقُّ أَنْ يُقْضَى».

«А долг Аллаха больше заслуживает того, чтобы уплатить его».

Что же касается приведённых выше сообщений, свидетельствующих о разрешённости восполнять пост в разрозненные дни, то их следует относить к тому случаю, когда у человека есть уважительная причина, а не воспринимать их, как противоречие Словам Всевышнего:

) وَسَارِعُواْ إِلَى مَغْفِرَةٍ مِّن رَّبِّكُمْ وَجَنَّةٍ عَرْضُهَا السَّمَاوَاتُ وَالأَرْضُ أُعِدَّتْ لِلْمُتَّقِينَ;(

«Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных» [22].







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 457. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия