Символизм и натурализм
Символизм – литературное направление модернизма конца XIX, начала XX века. Сложился во Франции в 70-80 гг. XIX в. Для символизма характерно утверждение индивидуальности восприятия миром каждым отдельным человеком, а также установка на вызывание при помощи определенной символики определенной реакции у читателя. Основные черты: устремленность к идеальному и мистическому; выражение идей посредством символов; интерес к идеям и явлениям, находящимся за пределами чувственного восприятия; стремление автора прорваться к «скрытым реальностям», «идеальной сущности мира», «нетленной красоте»; крайний индивидуализм; опора на интуицию. Эстетические принципы: принцип передает не объективную суть явления, а индивидуальное представление автора о мире; выражение в символе «отзвуков иных миров»; поэтика условности и иносказаний; выделение в словах иррационального начала: звучания и ритма, которые должны были заменить или подменить лексическое значение слов; усиленное внимание мелодике; «никаких цветов: ничего, кроме нюансов». Жанры и формы: лирика (П. Верлен, Стефан Малларме, А. Рембо); Драматургия (Г.Гауфман «Потонувший колокол», М. Метерлинк «Синяя птица»); Проза (Гюисманс «Наоборот»)
Натурализм – направление в европейской, американской литературе последней трети XIX и рубежа XIX – XX вв. Теоретик и глава – Э. Золя. На теорию и практику натурализма оказали влияние успехи естественных наук (медицина, психология). Натурализм пронизан критикой предшествующего реализма. Натурализм как направление неоднороден: критические, порой демократические и даже социалистические тенденции уживаются в нем с чертами декадентства. Основные черты: изображение неприукрашенной правды; отказ от любых запретов, одинаковая ценность общественных и биологических причин при объяснении поведения героев; огромное внимание проблемам наследственности; широкое использование опыта естествознания. Эстетические принципы: уподобление творческого метода научному исследованию; точность в описании внешней среды; изображение человека как биологического существа, изображение мельчайших деталей обстановки; формальный отказ от обобщений, выражения авторской позиции, типизации, панорамности. Жанры и формы: эпос – серии романов Э. Золя, романы братьев Гонкур; Драматургия – драма (Гауптман «Перед восходом солнца»); Французские исследователи начинают историю натурализма с Флобера.
|