Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПСИХОЛОГИЯ ТЕЛА 5 страница




Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Развивая свои способности в целенаправленной деятельности, мы приобретаем еще большую гра­цию, и именно так это выглядит со стороны. Про­двинутый лыжник, спускающийся с горы, выгля­дит грациозно. Танцовщица, выполняющая шаги, созданные хореографом, также смотрится элегант­но. Однако слишком часто нет никакой связи между заученной грацией и естественной грацией тела. Я много раз смотрел на танцоров и танцовщиц в ба­лете, но, встретив их на улице, я поражался неук-

Л. Лоуэн

люжести их походки. Балетная стойка, в которой стопы развернуты наружу, позволяет им грациозно исполнять танцевальные движения, однако жест­кость мышц бедер и ягодиц не позволяет совер­шать грациозные движения за пределами сцены.

Если мы не хотим, чтобы упражнение уничто­жило ее тес i венную грацию тела, оно не должно противоречить естественным движениям возбуж­дения в теле. Если волна возбуждения слишком сильна, се можно естественным образом направить или исио 1ьзоватъ для выполнения грациозной и эффективной деятельности, но если она будет пре­рвана, то вместе с этим сломится дух организма. Действие всегда будет выглядеть механическим, несмотря на то, насколько успешным будет зау­ченное движение, и исполни гель тоже не будет воспринимать его как нечто естественное. Люди, занимающиеся тренировкой лошадей, знают, что животное, у которого сломлен дух, никогда не ста­нет фаворитом на скачках. Родителям, к сожале­нию, часто недостает этих знаний. Одна женщина, с которой я работал, рассказывала о своих трудно­стях в воспитании сына. Она сказала: "Все равно я его сломаю!" — с такой жесткостью, что я по­нял, какую огромную враждебность она питала по отношению к нему. Я сказал ей, что не могу с ней работать, так как не мог бы принять такую пози­цию у кого-то, кто обращается ко мне за помощью. Без сомнения, она сама была сломлена родителя­ми в детстве, но это ни в коей мере не оправдывает ее отношения к собственному ребенку.

Грация и здоровье основываются на равновесии между эго и телом, между волей и желанием. Ки­тайская философия назвала эти две первичные силы организма инь и ян — энергия Земли и энер-

Психология те га

гия Неба. Так, например, ян представляет силу действующую сверху, а инь — силу, действующую снизу. Избыток или недостаток нарушает равнове­сие, от которого зависит здоровье. Отношения меж­ду телом и эго, волей и желанием, можно также сравнить с отношениями между наездником и ло­шадью. Как галопирующая лошадь, желание при­дает силу действию. В то же время воля направля­ет и контролирует это действие так, как это делает наездник. Однако функцией воли не является ук­рощение духа.

К сожалению, в нашей культуре воля определя­ет большую часть наших действий, наперекор стрем­лениям тела. Мы вынуждены утром встать и пойти на работу, несмотря на то, утомлено ли наше тело, и интересует ли нас эта работа. Конечно, на жизнь нужно зарабатывать, и здесь необходимо усилие воли для того, чтобы встать с кровати и сделать это. Потребность в пище, одежде и безопасности является стремлением тела. Но что можно сказать о навязчивом стремлении некоторых людей стать богатыми, влиятельными или известными? У тела нет таких стремлений.

Ключевым словом тут является движение. Если нас принуждают, мы теряем свою грацию, и наше тело становится механическим. Здесь уместно про­цитировать Библию: "Что человеку от того, что он весь мир приобретет, а душе своей навредит?" Че­ловек является единственным существом, которое движет себя само, даже вплоть до утра!Ы связи с Богом, жизнью и природой.

Насколько я понимаю, важным фактором в стремлении к успеху и власти является существу­ющее в каждом из нас стремление быть любимым. Хотя успех может привести к широкой известное-

А .Лоуэн

ти, он не приносит настоящей любви. Для того, чтобы быть любимым, надо стать личностью, кото­рая даст себя полюбить, и самому уметь любить. Следует быть смиренным, уметь протягивать руку, открывать сердце, а также обладать чувствитель­ностью. Однако человек, направляемый своей соб­ственной волей, горд. После того, как он был трав­мирован в детстве, когда он еще был открытым и впечатлительным, он решил никогда больше не страдать от такой боли и унижения. Он будет по­лучать любовь, пользуясь своим положением и силой. Он докажет свое превосходство, а не будет плакать и просить о любви. Интенсивность стремле­ния к успеху прямо пропорциональна его голоду по любви, но этот успех в конце концов пригоден только для облегчения реализации этого стремле­ния.

В противоположность сознательным движени­ям, направляемым волей, движения, возникающие из желания, спонтанны. У здорового человека дви­жения спонтанны, никогда не хаотичны или неце­лесообразны, разве что они раньше были затормо­жены и именно сейчас преодолели блокаду, чтобы проявить себя. Такое преодоление является обяза­тельным для того, чтобы спонтанность смогла стать основным элементом поведения данной личности. Подходящим местом для этого являются терапев­тические сеансы.

Дух человека тоскует по своей естественной гра­ции, хочет освободиться из оков эго, для того, чтобы принять свое участие в потоке универсального духа. Несмотря на то, что воля не в состоянии вернуть нас к грации, иногда кажется, что личность выры­вается из программ, навязанных эго и становится спонтанной естественным образом. Я припоминаю

Пси\ология те ia $7

обычный случай из жизни, который демонстриру­ет это явление. Я играл в бейсбол, и когда стано­вился на базе как батсмэн, я знал, что получу home run. Мое сознание не контролировало мои движе­ния, и я не сделал никакого усилия для того, что­бы ударить по мячу точно и сильно. Однако, при первом броске я выполнил замах битой и послал мяч очень далеко, чтобы без препятствий обежать поле и вернуться на базу. Это было мистическим переживанием. Я не имел никакого контроля над замахом и получение пенного очка мог себе объяс­нить только тем, что был так настроен на ситуа­цию, что не мог ошибиться. Это "что-го", попавшее в мяч, идеально соответствовало тому "чему-то", что освобождало стрелы из лука лучника, практи­кующего дзен. Все люди, которым я рассказывал об этом событии, когда-то переживали нечто подоб­ное. Я думаю, чго такого типа знание о чем-то, что должно случиться, опирается на сознательное ощу­щение сил, действующих в данной ситуации. Такая приспособленность является проявлением духов­ности тела, которая парализуется, если логичес­кий ум навязывает нашему поведению жесткую при­чинно-следственную зависимость.

Я убежден, что волна возбуждения в теле посы­лает вибрации в окружающее пространство. Неко­торые из этих вибраций имеют форму звуковых волн, переносящих голос, в то время как другие являются более гонкими. Кроме того, многие люди могу г почувствовать "флюиды" других людей. Ког­да такая эмпатия возникает на расстоянии, как, например, в случае, когда кто-то неожиданно чув­ствует, что умер близкий ему человек, это выгля-ДИ1 невероятным. Однако у меня собрано большое число сообщений на эту тему, полученных от очень

А. .Лоуэн

многих людей, которые имели подобные пережи­вания.

Толстокожие люди, замыкающиеся в защитном коконе, редко переживают "стечение обстоятельств" такого типа, так как жесткость их тел делает не­возможной вибрацию в резонансе с другими людь­ми. Однако высокая степень впечатлительности тоже не гарантирует здоровья. Шизофреники из­вестны своей сверхвпечатлнтельностью к тому, что происходит вокруг них Многие из них имеют па­ранормальные переживания. В их случае граница сознания является зыбкой, слишком проницаемой, что в психологических категориях означает, что эго не имеет прочных барьеров от внешних раздражи­телей. Такие люди могут сломаться под их напо­ром. (Подробнее в книгах: S.Kcleman "Emotional Anatomy: The Structure of Expcriense", Calif., 1985, A. Low en "The Language of the Body", New York, 1971.)

В здоровом организме существует равновесие между возбуждением и сдерживанием; человек ощущает себя свободным в выражении своих чувств и импульсов, но он настолько владеет собой, что может выражать их уместным и достойным обра­зом. У таких людей разум и тело соединены между собой так же прочно как инь и ян в монаде целос­тности. Они осознают свою ценность, но не счита­ют себя центром Вселенной. Каждое их движение равномерным образом включает всю их личность.

Из jtux рассуждений ясно видно, что ключом к возвращению грации является освобождение тела для того, чтобы оно двигалось спонтанно. Однако эта свобода подвергается репрессии в детстве, ког­да родители не доверяют способности тела ребен­ка к саморегуляции. Даже в таком обычном деле

Пси\о.югия те га §9

как выбор пищи лишь немногие родители позво­ляют детям пользоваться собственными стремле­ниями и импульсами. Они вынуждают их еегь те продукты, которые, согласно их убеждениям, по­лезны. Правда, если мы оставим решение за дегь-ми, то они могут питаться исключительно сладос­тями. Но это пристрастие со временем проходит. Более вредным, чем позволить детям время от вре­мени есть сладости будет принуждение их к тому, чтобы они питались продуктами, которых они не любят. Временами родители впадают в крайность, укладывая в постель дегей без ужина, потому что они не ели того, что им подано. Я знаю случай, когда ребенка вынудили съесть собственные рвот­ные массы, что должно было быть для него наукой послушания родителям. Даже в наше время, когда сплошь и рядом встречается множество фактов пло­хого обращения с детьми, такая жестокость роди­телей по отношению к своему ребенку просто шо­кирует. Это противоречит нашему убеждению, что отношения между детьми и родителями должны быть основаны на доверии.

Современные родители находятся под давлени­ем различных занятий и бывают нетерпимыми по отношению к детям. В противоположность отцу или' матери, у ребенка много времени: время на игру, время на беззаботность, время на удоволь­ствия. Ребенок не является еще частью взрослого мира целей и стремлений, а это выводит родите­лей из равновесия. Родители то и дело повторяют детям: "Поторопись! Делай что-нибудь!" Это ока­зывает на ребенка давление, подавляя в нем боль­шую часть удовольствия, которое он мог бы полу­чать от своих занятий и движений. С этой минуты начинает утрачиваться грация. Если человек хочет

А -Лоуэн

вернуть хотя бы часть утраченной грации, он дол­жен понять, какую роль в ее потере играет время. В современном мире время — это деньги. Только в детстве и только для тех немногочисленных де­тей, которых излишне не принуждали родители, время становится удовольствием. Следующее уп­ражнение поможет понять, как тирания времени подавляет нашу грацию.

Упражнение 4. 1

Выберите произвольные движения среди тех, которые вы обычно выполняете, напри­мер ходьбу, подметание помещения, приготов­ление пищи или написание письма.

Начнем с ходьбы. Отдаете ли вы себе отчет, что часто так хотите куда-то успеть, что едва осознаете свою походку. Чувствуете ли вы, насколько неграциозны ваши движения? По­пробуйте освободить себя так, чтобы чувство­вать каждый шаг, однако не думайте о том, как ходите. Вместо этого позвольте своему телу двигаться в своем собственном темпе. Ваше сознательное "я" только лишь отправилось на прогулку. Если это упражнение вызывает чув­ство, что вы не в своей тарелке, это означает, что вы уделяете слишком много внимания ходь­бе. Иными словами, сохраняете свой стиль и думаете о том, как вы выглядите со стороны. Вместо этого попробуйте сконцентрировать внимание на самом ощущении ходьбы. Убеди­тесь, чго можете двигаться свободно, без за­бот, почувствуйте удовольствие от того факта, что вы просто живете.

сих о гогия тела

В лихорадочном и полном стрессов мире, в ко­тором мы живем, нелегко сохранить ритм, отлича­ющийся от общего темпа. В прошлом бывало так, что когда я возвращался с зимних каникул на Ка­рибах, я замечал по дороге к своему офису, что все меня обгоняют. К сожалению через неделю, я ло­вил себя на том, что хожу также быстро, как все. Это одна из вредных привычек, с который мне уда­лось порвать. Сейчас я всегда хожу медленно и благодаря этому получаю гораздо больше удоволь­ствия. Временами я даже пытаюсь идти так мед­ленно, как только можно. Чувство жизненности в стонах и ногах при этом распространяется на все тело.

То же самое упражнение можно использовать в других видах деятельности, даже во время мытья посуды, которым занимается время от времени каж­дый современный человек. Моя жена жалуется, что, хотя я делаю это быстро, посуда никогда не бывает до конца чисто вымытой, и она вынуждена после меня перемывать. Я отдаю себе отчет, что я быстро мою посуду, потому что хочу покончить с этим занятием как можно быстрее. Из этого ясно, что эта работа не приносит мне удовольствия, но невозможно получать удовольствие от деятельно­сти, выполняемой поспешно. Когда мне удается снизить темп, я отмечаю, что получаю определен­ное удовольствие от мытья посуды. Чистоту счи­тают чем-то божественным, потому что это знак порядка, след божественного труда в творении Все­ленной из Хаоса.

Как мы проиллюстрировали выше, концентра­ция внимания помогает человеку лучше использо­вать свою естественную грацию. Кроме того надо позволить движению охватывать все тело, а не ог-

А Лоуэн

раничиваться какой-либо его частью. Как показы­вают следующее упражнение, даже протягивание руки для рукопожатия может активизировать гсло от сгон до головы, если мы ему это позволим.

Упражнение 4. 2

Это упражнение основывается на простом движении - протягивании руки так, как если бы вы хотели с кем-то поздороваться пли что-то кому-то дать. Встаньте в такую позицию, чтобы ваши стопы были расположены парал­лельно на расстоянии 20 см, слегка согните' колени. Это будет ваша основная позиция стоя, которую мы рассмотрим более подробно в од­ном из следующих разделов. Протяните руку так, как если бы вы хотели с кем-то поздоро­ваться или кому-то что-то вручить. Затем опу­стите ее вниз и попробуйте еще раз. Сейчас, прежде чем вы протянете руку, прижмите креп­че к полу соответствующую стопу и слегка на­клонитесь вперед, протягивая руку. Волна, со­здающая это движение, должна начаться от земли и пройти через все тело.

Почувствовали ли вы это движение более точно, чем раньше? Почувствовали ли вы, как включилось в это движение все тело? Почув­ствовали ли вы разницу между движением, которое включает тело, и изолированным дви­жением?

В этом разделе мы рассмотрели утрату грации с перспективы конфликта между эго и телом. Этот конфликт порождает расщепление между телом и чувствами, волей и желанием, сдержанностью и спонтанностью, между верхней и нижней частями

/Ус и холоьия тела

тела. Когда у человека доминирует верхняя поло­вина тела, он утрачивает свою естественную гра­цию. Чтобы вернуть телу духовность, мы должны изменить эту позицию, должны начинать движе­ние от самого низа. Как мы увидели минуту назад, движения, полные грации, ^начинаются в нижней части гела и распространяются вверх и наружу вол­ной возбуждения. В следующем разделе мы иссле­дуем природу чувств, которые возникают в резуль­тате того, что волна возбуждения достигает поверхности тела.

Глава 5

Ощущения и чувства

Духовность тела, как я уже сказал, проявляется в чувстве единства со вселенной. Чувство — не мысль и не убеждение, это нечто большее, чем функция ума, так как оно включает все тело. Чувство скла­дывается из двух элементов: деятельности тела и восприятия сознанием этой деятельности. Чувства можно считать силой, соедннящей разум и тело. Тело не может само по себе вызвать возникнове­ние чувств. Например, во время сна тело может сильно двигаться, но ощущений нет, так как созна­ние спит. У человека может быть развитый и чув­ствительный ум, но, несмотря па это, он может ничего не чувствовать, сети в теле не возникает никаких спонтанных движении. Если мы оставим руки полностью пассивными, свисающими но бо­кам тела в течение нескольких минут, то можем утратить чувствительность в них. Иногда, наобо­рот, тело активно, но никакие чувства не возника­ют. Так бывает, когда прерывается связь между органом восприятия (эго) и объектом восприятия, (телом).

Пока человек живет, он всегда что-то чувствует, даже в нарциссическом состоянии. Он може1 чув­ствовать тепло, холод, боль, давление и т.п. В не­которой степени или очень сильно у этого типа личностей ограничены чувства, которые мы назы­ваем эмоциями, а именно: страх, гнев, печаль, лю­бовь и т.п. Эти чувства возникают в результате спонтанных движений тела, представляющих дви-

/7си холо?ия тела

жение к внешним объектам или уход от них. Дви­жение к объектам отражает стремление к удоволь­ствию и удовлетворению. Если человек осознает этот импульс, он ведет к любви. Движение ухо­да — реакция на ощущение боли или ожидание ее, — порождает чувство страха. Человек может также отреагировать ударом или отдалить опас­ность, что порождает чувство гнева. Для возник­новения чувства не обязательно, чтобы движение или реакция были исполнены до конца. Когда им­пульс достигает поверхности тела, возникает чув­ство, несмотря на то, будет выполнено действие или нет. Человек может быть разгневанным и не атаковать, испуганным и не убегать, печальным и не плакать, так как импульс был подавлен. Неко­торые люди говорят о любви, не ощущая импульса к теплому и чувственному контакту. В таком слу­чае любовь является мыслью, а не чувством.

В продолжение нашей дискуссии я займусь чув­ствами и эмоциями. Чтобы избежать смешения этих понятий, надо отметить, что каждая эмоция явля­ется чувством, но не каждое чувство является эмо­цией. Любовь, гнев и страх являются типичными эмоциями, называемыми также чувствами. Ощу­щение тепла, холода, боли и прикосновения, вку­совые и обонятельные ощущения являются чувства­ми, но не эмоциями. Слово emotion предполагает деятельность (motion — движение и предлог е- на­ружу, вовне), которая отличает этот вид чувства. Эмоции переживаются как реакции всего тела. Боль, например, может ощущаться в нижней части спи­ны, но когда я разгневан, это чувство не локализо­вано и не ограничено, потому чго я весь в гневе. Однако импульсы, связанные с различными эмо-

А Лоуэн

циями, различаются между собой и по-разному выражаются.

Функциональное понимание чувства должно опираться на энергегические процессы живого орга­низма. Это процессы двоякого рода: (1) общая пуль­сирующая активность в органах и во всем теле и (2) конкретные импульсы и реакции, которые мы только что описали. Движение расширения и сжа­тия являются видимыми проявлениями жизнен­ной силы организма. Такую ритмичную пульсацию наиболее просто заметить у такого примитивного существа, как медуза. Каждый, кто наблюдал за ней, наверняка огмешл, что она способна двигать­ся в воде только при помощи расширения и сжа­тия. У человека наиболее очевидным признаком этой пульсации является вдох и выдох. Подобный ритм мы видим в перист алы ическнх движениях кишечника и пульсации сердца. На деле дышат все живые клетки. Они поглощают кислород и выде­ляют углекислый газ в процессе внутреннего ды­хания, которое является основной пульсирующей активностью жизни.

Так как движения расширения и сжатия авто­номны, следует спросить: существуют ли у людей связанные с ними состояния чувств. Согласно мо­ему опыту — существуют. Когда в процессе био­энергетической терапии дыхание пациента стано­вится свободным, легким и глубоким, я обычно замечаю, что он погружается в покой. Когда я спра­шиваю, как он себя чувствует, то получаю неиз­менный ответ: "Я чувствую себя хорошо." Хотя с этим состоянием не связана ни одна эмоция, оно похоже на чувство. Еще ни один пациент не ска­зал : "Я не чувствую ничего." Такое утверждение указало бы на уменьшение нормальной пульсирую-

/7с и \олог и я те а а

щей активности тела, и с большим правдоподоби­ем можно было бы предположить, что это сказано человеком в состоянии клинической депрессии.

Наша способность чувствовать внутреннее состо­яние другого человека, которую я называю эмпа-гией, основывается па том факте, что наше тело резонирует с другими живыми организмами. Если мы не резонируем с другими — то только потому, что не резонируем внутри себя. Когда кто-то гово­рит : "Я не чувствухо ничего", это значит, что он выключил в себе не только чувства собственной жизненности, но и любые чувства, которые у него могли бы быть.

Для того, чтобы выжить, организм должен быть чувствительным к своему окружению. Эта способ­ность чувствовать располагается в мембране, окру­жающей организм и способной выборочно пропус­кать внутрь продукты, необходимые для жизни, и выделять продукты распада. Способность различе­ния стимулов является основой сознания. Спра­ведливо также утверждение, что сознание — яв­ление поверхностное

Наше осознание мира в большой степени зави­сит от функционирования основных органов вос­приятия, которые являются высокоспециализиро­ванными структурами кожи или нервной системы. Информация, которую получают рецепторы, пере­дается посредством нервов в мозг, где она "про­ецируется на экран сознания", чтобы мы могли ре­агировать на окружающие стимулы. Этой информации, однако, не сопутствует никакое кон­кретное чувство. Чувство зависит от наших реак­ций. Если наша реакция позитивна — стимул вы­зывает в теле расширяющее движение — мы почувствуем удовольствие и возбуждение. Если ре-

4 Зак 2534

А -Лоуэн

акция негативна — стимул провоцирует сжатие тела — мы почувствуем страх или боль. Мы при­писываем jni чувства самим стимулам, но на деле они являются лишь нашим восприятием. Под нар­козом, когда невозможна какая-либо реакция, мы не чувствуем абсолютно ничего.

Наша активность определяется не только вне­шними стимулами. Мы реагируем также на импуль­сы, которые спонтанно возникают изнутри. Эти импульсы относятся к нашим потребностям. По­требность возбуждения порождает импульс поис­ка контакта с другим телом, а потребность в пита­нии порождает импульс к поиску пищи. Эти внутренние движения также вызывают чувства, как только достигают поверхности тела, и.затем в моз­гу возникает восприятие.

Рисунки 5.1 и 5.2 редуцируют эти процессы до наиболее простых понятий. На рис. 5.1 организм представлен как окружность, что немного напоми­нает строение единичной клетки. Ее середина со­ответствует ядру клетки, она является источником энергии для любых движений. Импульс или вол­на возбуждения движется от центра к границам, где возникает экспрессия. Одновременно снаружи поверхность клетки атакуют стимулы, провоциру­ющие внутренние реакции.

У высших организмов скелетные мышцы конт­ролируются нервами, начинающимися от сознатель­ных участков мозга, и любые сознательные движе­ния контролирует эго. Мышечная система, поддающаяся волевому контролю, представлена на рис. 5.2 как линия, расположенная близко к по­верхности тела и создающая естественную защиту. Каждый импульс, стремящийся к самовыражению, должен задействовать систему скелетных мышц.

Психогогия т

Рис. 5-1- Реакции организма на стимуляцию.

Хроническое напряжение

= блокада импульса

Рис. 5.2. Влияние импульса на мышечную систечу. Ичпульс ак­тивизирует мышцы, но может быть заблокирован хроническим напряжением, которое не позволит ему достичь поверхности.

Эго может управлять экспрессией данного импульса или даже заблокировать его посредством напряже­ния соответствующих мышц, делая невозможным его проявление. Заблокированный таким образом импульс не может породить чувство, так как он не

wo

А.Лоуэн

в состоянии достичь поверхности и превратиться в восприятие.

В определенных ситуациях человек может со­знательно блокировать экспрессию импульса. Он, например, может очень хотеть ударить того, кто причиняет ему боль, но отдав себе отчет в том, что агрессор сильнее, он может поступить разумно и сдержать этот импульс. В такой ситуации он пол­ностью осознает свой гнев и напряжение, спрово­цированное сдерживанием своего агрессивного им­пульса. Если ситуация изменится, или же человек от нее отдалится, он сможет освободить напряже­ние, выразив свой гнев словами или ударив какой-либо предмет. Дело выглядит иначе, если ситуа­ция не изменяется, или человек не может из нее выйти по своей воле. В такой безвыходной ситуа­ции может оказаться ребенок. Он может чувство­вать гнев из-за недружелюбного поведения роди­телей. Но существует большая вероятность, что, опасаясь ответной реакции, он не будет выражать свой гнев. В нашей культуре воспитание детей час­то напоминает борьбу, в процессе которой свобода ребенка ограничивается, а его дух ломается. Роди­тель может ударить ребенка, но беда ребенку, ко­торый ответит на этот удар! Мне часто приходи­лось видеть, как после спора с родителем разгневанный ребенок что-то бормочет себе под нос, но не смеет ничего сказать вслух. В таких ситуа­циях у ребенка нет другого выхода, как только сдать­ся, а это означает, что его гнев должен быть подав­лен.

Когда импульс сознательно сдерживается, на­пряжение мышц, которое из-за этого возникает, необычайно сильно. Волна возбуждения достига­ет мышц, которые дрожат подобно лошадям перед

Психо гогия те.га \Q\

стартом к забегу, сдерживаемые жокеями. Однако когда это состояние становится хроническим, мыш­цы застывают в напряжении и сдерживание им­пульса становится неосознанным. Застывшие на­пряженные мышцы делают невозможными спонтанные движения, так что человек уже не осоз­нает гнев или какое-либо другое чувство, также как не осознает тот факт, что подавляет чувства. Чувствительность в данном месте исчезает, и че­ловек перестает чувствовать напряжение. Через много лет, когда мышца ослабеет, возникает боль, но человек не может связать эту боль с подавлени­ем чувств. Степень подавления таких чувств, как гнев, колеблется у разных людей в зависимости от того, как велика была угроза, которая привела к подавлению. Некоторым людям ощущение и по­давление гнева дается с большим трудом, в то вре­мя как другие в состоянии почувствовать гнев, толь­ко когда провокация достаточно сильная. Есгь люди, которые взрываются при минимальной провокации. Оказывается, что уровень напряжения у таких людей настолько высок, что они находятся в со­стоянии постоянной провокации. Так как такие взрывы гнева возникают без участия эго, то есть прежде, чем человек осознает, насколько сильно он разгневан и почему, это не служит расслабле­нию хронического напряжения.

Хроническое напряжение мышц придает телу жесткость и подавляет его грацию, блокируя про­текание возбуждения. Зажатые мышцы в каких-либо частях тела ограничивают дыхание, так как Для полного дыхания требуется, чтобы дыхатель­ные волны проходили через все тело. Ограничи­вая полное и глубокое дыхание, хронически на­пряженные мышцы снижают также уровень энергни

А Лоуэн

этого человека, что уменьшает общую жизненность тела. В результате подавление одного чувства уменьшает чувствительность в целом. Когда по­давляется гнев, обычно ослабевают также чувства любви, печали и страха, хотя они необходимы в той же самой степени. У многих людей тело разоб­щено таким образом, что одни чувства блокируют­ся легче других. Это проясняет тот факт, что неко­торым мужчинам легче выразить гнев, чем плакать, а у большинства женщин все наоборот.

Эмоции — это непосредственное выражение духа человека. Силу духа человека можно измерить интенсивностью его чувств, величину духа — глу­биной чувств, а свободу духа — спокойствием. Когда мы движемся с чувством, движение полно грации, так как является результатом протекания энергии в теле. Чувства — ключ к грации и ду­ховности тела.

После этих общих рассуждений на тему чувств, мы можем ближе исследовать отдельные эмоции: любовь, гнев, страх, печаль и радость. Любовь — чувство экспансивное, провоцирующее. Поверх­ность тела сильно заряжается энергией, в резуль­тате чего оно приобретает мягкость, становится теп­лее и немножко розовеет, на него приятно смотреть. Любовь — теплое чувство, а количество любви, которое мы испытываем и выражаем, прямо про­порционально мягкости и теплу тела. Импульсом к любви является стремление к контакту и близос­ти с любимым человеком в ожидании удовольствия, которое может из этого происходить. (Подробнее см. A.Lowen "Love, Sex, and Your Heart", New York, 1988.)

Людей, которые стремятся бывать в ситуациях, в которых их с большой долей вероятности ветре-

Психология те.га ЮЗ "

тит разочарование, иногда называют мазохистами. Мазохизм, казалось бы, является противополож­ностью любви, но его можно понять, если мы при­мем тот факт, что большинство людей в нашей культуре страдают от амбивалентности чувств, од­новременно испытывая любовь и ненависть к од­ному и тому же человеку. Такая амбивалентность часто возникает на почве конфликтных отноше­ний в детстве, когда чувства ребенка травмируют­ся родителями. В результате его любовь к ним сме­шивается с чувством ненависти. Хотя всю свою жизнь такой человек сохраняет любовь к ним, ей будут сопутствовать ненависть и гнев, несмотря на то, что они могут быть подавлены. Подавление, вытесняя в тень воспоминания конфликтов из дет­ства, обрекает человека на повторную травму, ког­да он стремится к любви. Такая амбивалентность проявляется таким же образом, каким личность проявляет любовь.

Исчерпывая себя, любовь превращается в нена­висть. Можно сказать, что ненависть — это остыв­шая любовь. Это означает, что импульс стремле­ния к любви был подавлен. Чувство ненависти часто указывает на первичное чувство любви к тому же объекту, обычно скрытое под слоем льда. Лю­бовь никогда не умирает полностью, так как, если бы это произошло — остыло бы и сердце, чго при­вело бы человека к смерти. Человек может гово­рить, что любит, даже если его поведение проти­воречит этому. Так как любовь и ненависть противоположны друг другу, чувство ненавис ги нередко превращается в любовь, как только им­пульс стремления вырывается из своих оков. Не­нависть — вторичная реакция па травму или на угрозу травмирования со стороны любимого объек-







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 225. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.041 сек.) русская версия | украинская версия








Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7