Студопедия — Наукоучение» Фихте
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Наукоучение» Фихте






 

Иоганн Готлиб Фихте (1762—1814) родился в семье крес­тьян. Благодаря

выдающимся способностям и редкому трудолюбию ему удалось получить образование.

В отли­чие от Канта или Гегеля жизнь Фихте была насыщена драмати­ческими

событиями. Фихте — не только видный представитель классической немецкой

философии, но и идеолог немецкого освободительного движения, направленного

против французских оккупантов. В то же время в его творчестве нашли отражение

прогрессивные идеи французского Просвещения и революции. 1793 г. он опубликовал

(анонимно) два сочинения, восхваляющие эти идеи. В 1799 г. в философском

журнале появились статьи, в которых Фихте отождествлял идею Бога с моральным

мировым порядком. Журнал был запрещен правительством, Фихте обвинен в атеизме

и уволен с должности профессора Иенского университета. Только в 1805 г. ему

удалось стать профес­сором Эрлангенского университета. В 1807 г. в

оккупированном французами Берлине Фихте выступает с циклом публичных лекций —

«Речи к немецкой нации», в. которых он призывал к объединению страны, ее

возрождению, демократическим реформам. Патриотическая деятельность философа

находит широкий отклик в государствах тогдашней Германии. С 1809 г. Фихте —

профессор Берлинского университета, а в 1811—1812 гг. избирается его ректором.

В 1813 г. он вступает в ландштурм (ополчение) и в 1814 г. умирает в госпитале,

заразившись, по-види­мому, тифом.

Свою философию Фихте называет «первой системой свободы», которая

освобождает человеческое «Я» от оков вещей в себе, от внешнего диктата.

Философия, по его мнению, не мировоззрение, а самосознание, связанное с

характером, образом мыслей, практическими действиями личности.

Фихте подвергает критике философию Канта. Он не согласен с утверждением о

непознаваемости вещей в себе. Эта критика ведется справа — с позиций более

последовательного субъективного идеализма. Первичной реальностью Фихте

называет абсолютное человеческое «Я», которое включает в себя все, что можно

мыслить. «Я» — мыслящий субъект, обладающий большой активностью. Его

деятельность выливается в диалектический процесс: происходит движение от

первоначального положения (утверждение) к противоположному положению

(отрицание), а от него — к третьему положению (единство, синтез первых двух

положений).

Кроме «Я» существует «не-Я», или некий объект природы, окружающей

действительности. Он воздействует на «Я» и даже определяет в какой-то мере

его деятельность. По словам философа, понять разумом механизм этого

воздействия невозможно его можно только прочувствовать. Наряду с

теоретической деятельностью «Я», мышлением, философ признает и деятельность

бессознательную. К бессознательной деятельности относится нравственное

поведение субъекта: исполнение им долга, повино­вение законам морали и права.

«Не-Я» не только существует, но и воздействует на «Я». Фи­зическая природа

человека, его естественные склонности, состав­ляющие «не-Я», побуждают «Я» к

действию и в то же время искажают проявления нравственности, противодействуют

прояв­лениям морального долга. Чем сильнее воздействие «не-Я», или

чувственной природы человека, тем труднее для «Я» выполнять свой этический

долг.

Фихте правильно схватывает то противоречие, которое дейст­вительно существует

между чувством и долгом. Но что же все-таки надо понимать под категорией «не-

Я»? Может создаться впечатление, что, пользуясь своеобразной терминологией,

Фихте высказывает обычные материалистические взгляды на соотноше­ние субъекта

и объекта, сознания и природы. Однако это впе­чатление обманчиво. Фихте

сознательно дистанцируется не толь­ко от материализма как философского

мировоззрения, но и от половинчатых взглядов Канта, признававшего объективно-

реаль­ное существование вещей в себе. Как подчеркивает Фихте, «не-Я» нельзя

отождествлять с вещью в себе в кантовском смысле. Категория «не-Я» — это

результат деятельности сознания, т.е. продукт «Я». Обыденному сознанию

кажется, что окружающие его вещи, природа, весь мир существуют независимо от

челове­ческого сознания. Фихте убежден, что мы имеем дело с иллю­зией,

которая преодолевается философским мышлением. Одним словом, первичен субъект,

«Я». Его активная деятельность, но­сящая, правда, духовный характер, творит

объект, внешний мир.

Нетрудно обнаружить, что в рассуждениях Фихте наличест­вует логический круг: «Я»

порождает «не-Я», а «не-Я» порож­дает «Я». Пытаясь вырваться из этой логической

круговерти, философ вводит еще одну категорию— интеллектуальное

со­зерцание», или «интеллектуальная интуиция». Она призвана

устранить противоположность субъекта и объекта, но противопо­ложность эта все

же остается, а ее преодоление превращается в бесконечно далекую, недостижимую

цель.

Интеллектуальная интуиция принадлежит не теоретическому мышлению, а

«практической деятельности», под которой Фихте понимает сферу нравственности,

морального «действования» и «долженствования», этических оценок, что очень

похоже «практический разум» в философии Канта. Здесь возникает еще одно

противоречие в философской системе Фихте. С одной стороны, он провозглашает

всесилие разума, свое учение он называет «учением о науке», наукоучением»

(Wissenshcaftslehre). Философия есть наука о науке, высшее и безусловное

основоположение для всех наук, универсальный метод познания. С другой стороны,

теоретический разум подчиняется «практическому», т.е. нравственному сознанию и

воле, которые постигаются интуитивно, представляют собой сферы, закрытые для

теоретического разума.

Философия Фихте обременена и другими противоречиями, неизбежными для

субъективного идеализма. Если исходить из его посылок и быть последовательными,

субъективный идеализму неизбежно приводит к солипсизму, т.е.

утверждению, что существует одно-единственное мое «Я», а весь окружающий мир —

его порождение. Фихте пытается дедуктивным путем вывести из исходного «Я»

возможность существования множества других свободных индивидов, других «Я». По

мнению философа, данная дедукция обусловлена и нормами права. Если признать

существование одного «Я», то ни о каком праве и законности не может быть и

речи. Разумеется, это так, но тогда рушатся исходные посылки субъективного

идеализма как монистической философии. Фактически, Фихте переходит на позиции

идеалистического плюрализма типа монадологии Лейбница. Однако этот путь не

привлекает Фихте, и он склоняется к объективному идеализму, сочетая его с

субъективным.

По сути дела Фихте использует два значения понятия «Я»: 1) «Я», тождественное

индивидуальному сознанию и 2) «Я», не: тождественное индивидуальному сознанию,

абсолютное «Я», т.е. сознание сверхчеловеческое. А это уже и есть

объективный идеализм. Философ не всегда предупреждает, в каком смысле он

употребляет понятие «Я», что создает трудности для понимания его мысли. Оба

значения то совпадают, то расходятся, и в этом философ усматривает движущий

принцип мышления, ядро диалектики.

Следует учитывать эволюцию взглядов Фихте. После 1800 г он внес существенные

коррективы в свою философию. В первый период в ней преобладал субъективный

идеализм. Абсолютное «Я» рассматривалось как недостижимая цель деятельности

субъекта, как потенциальная бесконечность. Во второй период абсо­лютное «Я»

трактуется как актуальное бытие, равноценное Богу, а все, что находится вне

этого абсолюта, есть его порождение, образ, схема. Такая трактовка близка к

платонизму, является объективным идеализмом. В первом периоде деятельность

субъ­екта отождествлялась с нравственностью, в духе протестантской этики

активизм расценивался как добродетель. Во втором перио­де деятельность и

нравственность были разъединены, поскольку они не всегда совпадают, а

активность может быть и не добро­детельной.

Подверглись изменению и социально-политические взгляды: от буржуазного

либерализма был совершен переход к национал патриотизму.

Фихте внес вклад в разработку диалектического метода. Правда, свой метод

он называет не диалектическим, а антитети­ческим. В отличие от Гегеля,

антитезис выводится у Фихте не из тезиса, а сопоставляется с ним, образуя

единство противопо­ложностей. «Я» приводится в движение и побуждается к

дейст­вию чем-то противоположным. Субъект деятельности — это «Я»,

взаимодействующее с «не-Я». Возникает противоречие между де­ятельностью и

выполняемой ею задачей. Разрешение данного противоречия ведет к возникновению

нового и так без конца.

Центральной категорией «практической философии» Фихте считает свободу.

Как и Спиноза, Фихте полагал, что человек подчинен закону причинности, т.е.

необходимости. Случайность трактуется им как субъективная категория; случайно

то, причина чего нам неизвестна. Но поскольку все причинно обусловлено, то все

и необходимо. В историческом процессе свобода возможна и она достигается

осознанием необходимости, что дает возмож­ность поступать со знанием делай

обстоятельств. Поэтому сво­бода состоит в активной деятельности в рамках

познанной необ­ходимости. Практически-деятельное отношение к предмету

пред­шествует теоретически созерцательному. Диалектика активной деятельности

субъекта — важнейшая черта философии Фихте, оказавшая влияние на дальнейшее

развитие классической немец­кой философии.

Много внимания Фихте уделял учению о праве. Наука о праве касается

внешних отношений между людьми и тем отли­чается от этики, которая изучает

внутренний мир человека, ос­нованный на свободе. Таким образом, право и этика

несопоставимы. Право опирается на отношения взаимности, на добровольное

подчинение каждого гражданина установленному в обществе закону. Закон же есть

договор о гражданском общежитии.

Государство как политическая организация может функцио­нировать только там,

где есть собственность. Люди делятся на собственников и не собственников,

государство же есть организа­ция собственников. Безусловно, это догадка о

зависимости права:. и государственного устройства от экономических

отношений, от института собственности. В труде «Замкнутое торговое

государство» (1800) Фихте ратует за право на труд и трудовую частную

собственность. Задача государства — охранять эти социальные институты. Фихте

стоит за активное вмешательство государства в экономическую сферу. Оно должно

регламентировать денежную систему, ограничивать свободу торговли и

конкуренции, «дабы защитить интересы своих граждан, оградить их от торгово-

финансовой экспансии со стороны более сильных держав. Эти требования могут

быть поняты только в контексте конкретно-ис­торических условий, в которых

находились германские государства в начале XIX столетия.

Философия Фихте — не просто связующее звено между философией Канта, с одной

стороны, и философией Шеллинга и, Гегеля — с другой. Она имеет большое

самостоятельное значение как своеобразное выражение прогрессивных устремлений

радикальных слоев немецкого общества, как философия человечес­кой свободы и

активного практического действия.

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 935. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия