Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Антропологический материализм Фейербаха





 

Плеяду классиков немецкой философии замыкает Людвиг Фейербах (1804—1872)

- выдающийся представитель философского материализма и атеизма. Его философские

взгляды формировались под воздействием Гегеля, лекции кото­рого он слушал в

Берлинском университете. Однако правовер­ным гегельянцем Фейербах не был.

Перейдя на позиции мате­риализма, он подверг систематической критике

философский идеализм и религиозное мировоззрение. В течение двух лет Фей­ербах

преподает в одном из германских университетов, однако его увольняют за

публикацию труда, в котором он сомневается в личном бессмертии человека,

полагая, что бессмертными могут быть лишь великие деяния человеческого разума.

Перед Фейербахом закрываются двери всех университетов Германии, и он вы­нужден

вести уединенную жизнь в деревне, где у его жены была небольшая фабрика.

Фейербах создает серию философских трудов, самым значи­тельным из которых

признается «Сущность христианства» (1841). Материализм Фейербаха оказал

сильнейшее влияние на формирование мировоззрения Маркса и Энгельса. Под конец

жизни Фейербах вступил в германскую социал-демократическую партию, изучал

«Капитал» Маркса. Однако ни марксистом, ни революционером Фейербах не стал.

Всю жизнь он сторонился активной политической деятельности, не принимал

участия в ре­волюции 1848 г. и отказался баллотироваться в национальное

(Франкфуртское) собрание. В историю философии он вошел как последний великий

представитель классической немецкой фило­софии.

Свою философскую систему Фейербах называл «новой фило­софией» и

«философией будущего";. Преодолев идеализм Гегеля, Фейербах называет человека

продуктом природы, а его мыслительную деятельность единственным носителем

разума. Мыслить может только человек, никакого сверхчеловеческого

божествен­ного разума в мире не существует. Об этом свидетельствуют данные

естествознания, всех опытных наук.

Материалистически решая основной вопрос философии, Фейербах убежден в

познаваемости мира. Он последователь­ный сторонник материалистического

сенсуализма, противник агностицизма. Новая философия должна исходить не из

абстракций, а из чувственных данных, из опыта. Органы чувств человека в этом

смысле Фейербах называет органами филосо­фии. Тех органов чувств, которые имеет

человек, вполне до­статочно для адекватного познания вещей, полагает философ.

Чувственные восприятия бывают непосредственными и опосре­дованными. Как пишет

Фейербах, «не только внешнее, но и внутреннее, не только тело, но и

дух, не только вещь, но и Я составляют предметы чувств. Поэтому все

является чувственно воспринимаемым, если не непосредственно, то

опосред­ствованно, если не обычными грубыми чувствами, то изощрен­ными, если не

глазами анатома или хирурга, то глазами философа, поэтому совершенно законно

эмпиризм усматривает источ­ник наших идей в чувствах».

Человеческие чувства качественно отличны от чувств живот­ных. Ощущение у

животных животное, у человека — человечес­кое, подчеркивал Фейербах. Выступая

против спекулятивного, т.е. оторванного от эмпирической базы

философствования, он отдает должное теоретическому мышлению, способному

отобра­зить внутреннюю суть вещей, их закономерные связи. Истин­ность

теоретических положений, по мнению философа, проверя­ется их сопоставлением с

чувственными данными. Конечно, такой критерий истины нельзя признать

надежным, он не явля­ется универсальным. В результате справедливой в целом

крити­ки философского идеализма Фейербах потерял то ценное, что было

заключено в трудах его великих предшественников, и, прежде всего Гегеля, —

диалектику, в том числе, диалектику познания.

Предметом новой философии, считал Фейербах, должен стать человек, а сама

философия — учением о человеке, или антропологией. Единство бытия и

мышления для философа имеет смысл лишь тогда, когда основанием, субъектом этого

единства берется человек. «Новая философия превращает чело­века, включая

природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший

предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе

физиологию, в универсальную науку.

Человек — часть природы, природное живое существо. Есте­ствознание, в первую

очередь физиология, доказывает неразрыв­ность мышления и физиологических

процессов, протекающих в мозге. Фейербах отмежевывается от взглядов

вульгарных мате­риалистов, утверждавших, будто мысль есть вещество особого

рода, которое выделяется мозгом. Мысль — продукт мозга, но она нематериальна.

Не желая, чтобы его отождествляли с вуль­гарными материалистами, Фейербах не

решается называть свою философию материализмом. Разумеется, от этого

материалисти­ческая сущность его философии не исчезает.

Антропологическая философия Фейербаха исходит из природной сущности человека,

который стремится к счастью, любит и страдает, нуждается в общении с себе

подобными. Его свобода зависит от окружающей среды, которая либо способствует,

либо препятствует проявлению его сущности. Как говорит Фейербах, птица

свободна в воздухе, рыба — в воде, человек же — там, где ему ничто не

препятствует реализовать естественное стрем­ление к счастью. Фейербах говорит о

человеке вообще как о родовом существе. Такой взгляд грешит

абстрактным, натуралис­тическим подходом к человеку, игнорирует его социальные

ха­рактеристики. Как гуманист и демократ Фейербах понимал, что сословные

перегородки и привилегии противоречат человеческой природе. Но как избавиться

от этого зла, он не знал. Будучи далеким от политики, философ уповал главным

образом на нрав­ственность, этику.

Как и французские материалисты, Фейербах полагал, что правильно понятый

интерес индивида в конечном счете совпадает с общественным интересом. Это

теория «разумного эгоизма», до­полняемая альтруизмом. «Я» не может быть

счастливым без «Ты». Человек не может быть счастлив в одиночку,

следователь­но, любовь к ближним — предпосылка социальной гармонии, цель

человеческого существования. Однако подобная философ­ская конструкция сильно

упрощает действительность, абстраги­руется от прозы жизни, где наряду с

любовью часто встречается недоброжелательство, зависть, злоба, вражда.

Фейербах признает существование как индивидуального, так и группового

эгоизма. Столкновение разного рода группо­вых эгоизмов создает напряженность,

порождает социальные конфликты. Фейербах говорит о «вполне законном эгоизме»

угнетенной массы, о том, что «эгоизм ныне угнетенного боль­шинства должен

осуществить и осуществляет свое право и на­чнет новую эпоху истории». Эти

рассуждения можно рассмат­ривать как зародыш исторического материализма, но

только как зародыш. В конечном счете социальные противоположнос­ти философ

пытается объяснять антропологическими особен­ностями людей.

Опираясь на антропологический принцип, Фейербах критику­ет характерное для

кантианства противопоставление этических норм естественным потребностям

человека, его стремлению к счастью. Мораль, противопоставленная человеческой

природе, немногого стоит. Поэтому нельзя считать чувственные влечения чем-то

греховным. Не существует никакого «первородного греха», на котором

основывается религиозное учение. Наши по­роки — это неудавшиеся добродетели,

говорил философ. Они не стали добродетелями потому, что условия жизни не

соответ­ствовали требованиям человеческой природы.

Значительное место в творчестве Фейербаха занимает крити­ка религии.

Происхождение религиозных чувств и верований он пытался объяснить с позиций

антропологического материализма. Религиозные чувства порождаются не только

страхом перед сти­хийными силами природы и обманом жрецов, как считали

мате­риалисты XVII—XVIII вв. По мнению Фейербаха, не только и не столько страх,

а стремления, надежды, страдания, идеалы, свойственные природе человека, весь

его эмоциональный мир в решающей степени способствуют порождению религиозных

веро­ваний. Религия, таким образом, имеет реальное жизненное со­держание, она

не случайна, а необходима людям. Место рожде­ния богов, считал Фейербах, в

сердце человека, в его страдани­ях, упованиях, надеждах. В отличие от холодного

рассудка серд­це стремится любить и верить. В религии выражается весь че­ловек,

но превратным образом.

Человек верит в богов не только потому, что у него есть фантазия и чувства, но

также и потому, что у него есть стрем­ление быть Счастливым. Он верит в

блаженное существо не толь­ко потому, что он имеет представление о

блаженстве, но и по­тому, что сам хочет быть блаженным. Он верит в

совершенное существо потому, что сам хочет быть совершенным. Он верит в

бессмертное существо потому, что сам не желает умирать.

Фейербах выводил религиозное сознание из особенностей человеческой природы,

но саму эту природу понимал не исто­рически, абстрактно. Отсюда и его

трактовка религии носила неисторический, абстрактный характер.

Натуралистический подход к человеческой сущности помешал ему увидеть

соци­альное содержание религиозных представлений, их историчес­кий характер.

Если религия рождается в сердце человека, то она так же не истребима, как

неистребимы человеческие эмоции. Фейербах, однако, предполагал, что

религиозно-фантастические представлений когда-нибудь исчезнут. Но когда? Тогда,

отвечал философ, когда любовь человека к человеку станет религиозным Чувством и

заменит собой традиционную религию. Человек добьется на земле того, что

религия обещает на небе. Атеизм есть истинная религия, религия без Бога,

религия человеческого братства и любви.

Религиозные верования и чувства основаны на отчуждение некоторых свойств

человека. Ум, сила, справедливость и другие качества отрываются от своих

конкретных носителей, обобщаются и многократно умножаются. Тогда они

приписываются фантастическим существам — персонажам многочисленных религий.

Если бы у птиц была религия, говорил Фейербах, то их 6оги представлялись бы

могучими птицами. Человек же создает богов по своему образу и подобную,

отчуждая от себя и приписывая им свои лучшие качества, но в фантастическом и

гипертрофированном виде. Надо покончить с этим процессом отчуждения, вер­нуть

человеку отнятые у него качества, свести религиозные ве­рования к их земной,

реальной основе.

* * *

В объем понятия «классическая немецкая философия» входят философские системы

Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. Созданные за сравнительно

короткий ис­торический срок и образуя преемственный ряд, эти системы обладают

некоторыми общими признаками. К их числу относится, во первых, развитие

диалектики не только как способа критики «чистого разума» (Кант), но и как

универсального метода познания и целостной системы логических категорий. Во-

вторых, применение; диалектического метода к историческому процессу, попытки

сформулировать законы общественного развития, правда, на базе объ­ективного

идеализма. В-третьих, вера в исторический прогресс, в плодотворность

научного, в том числе философского познания. И, наконец, гуманизм, глубокое

уважение к человеку, который высту­пает как цель, а не средство (Кант) и как

универсальный предмет философии (антропологический материализм Фейербаха).

Классическая немецкая философия наложила заметный отпе­чаток на последующий

ход развития мировой философской мысли. Она послужила теоретическим

источником формирова­ния философских взглядов Маркса и Энгельса, Герцена и

Чер­нышевского. На ее базе возникли влиятельные философские школы

неокантианства и неогегельянства, расцвет деятельности которых падает на

последнюю треть XIX и первую треть XX сто­летий.

 

 

Заключение

Таким образом, классическая немецкая философия сыграла выдающуюся роль в истории развития диалектического мышления, в критическом отношении к метафизическому методу, который господствовал в философии XVII - XVIII вв.

Философия немецкой классики и в наши дни продолжает свою жизнь как относительно единое образование. Но немецкая классическая философия -- созвездие, которое состоит из ярчайших звезд. На всю последующую жизнь человечества они зажглись на небосклоне немецкой, европейской, мировой культуры. И одна из самых ярких звезд - Эммануил Кант. Жизнь и поистине бессмертные идеи Канта станут предметом наших дальнейших размышлений. Пусть разговор о Канте, неспешный, постепенный, основательный, систематический, поможет отвлечься от суеты, бешеных скоростей современной жизни и погрузиться в прекрасный, интеллектуально богатый, хотя и сложный мир кантовских идей. С каждым существенным шагом вдумчивый читатель наверняка обогатит свое понимание вечных для человечества проблем

Список использованной литературы:

 

1. Кант И. Критика чистого разума. 2-е изд. СПб., 1915.

2. Кант И. Пролегомены. М., 1934.

3. Кант И. Соч. в 6 т., Т. П. С.

4. Гегель. Энциклопедия философских наук. Ч.1,2,3. М., Л., 1929

5. Гегель. Наука логики. Соч. Т. V. М., 1937

6. Фейербах Л. Соч. Т. 1. М., 1956

7. Фейербах Л. Избр.филос. произведения: В 2-т Т. 1.,2. М., 1955

8. Философия: Ч 1, История философии. Изд. 2-е., М., ЮристЪ., 1998

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 892. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия