Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Натурфилософия Шеллинга





 

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775—1854) родил­ся в семье священника,

окончил духовную семинарию и Тюбингенский университет, где учился вместе с

Гегелем. В молодости Шеллинг выражал симпатии Французской револю­ции,

преимущественно жирондистскому ее крылу. В 90-х годах опубликовал труды по

проблемам натурфилософии, которые были с интересом приняты учеными и

философами. По рекомен­дации Гете Шеллинг был приглашен профессором в Иенский

университет. В этот период он общается с Гете, Шиллером, Фихте, Гегелем.

Шеллинг прожил долгую жизнь. Его творчество включает ряд этапов. Особенно

плодотворным был, видимо, первый, связан­ный с осмыслением диалектики

природы. К традиционной фи­лософии природы, или натурфилософии Шеллинг

подошел как диалектик. При этом он опирался на крупные открытия, сделан­ные к

тому времени в физике, химии, биологии такими учеными, как Лавуазье,

Гальвани, Броун, Вольт, Пристли.

Шеллинг выступает против метафизического разрыва «мате­рии» и «силы», а также

представлений о существовании особой «жизненной силы». Он не согласен и с

мнением о том, что свет нематериален. Философ рассматривает природу как

динамичес­кий процесс, который включает в себя эволюцию неорганической и

органической материи. Он высказывает плодотворную идею о внутреннем единстве

природы. С этих позиций Шеллинг крити­кует механистические представления,

распространенные в есте­ствознании того времени.

Среди классиков немецкой философии Шеллинг ближе всех подошел к пониманию

философии природы как диалектики при­роды. Правда, понимал он эту

диалектику на идеалистический манер. Природа, с его точки зрения, есть

целесообразное целое, а также форма бессознательной жизни разума.

Изначально заложенной целью природы является порождение жизни, способной

познавать саму себя, т.е. наделенной самосо­знанием. Природа, говорил

Шеллинг, «это Одиссея духа».

В природных процессах Шеллинг усматривает выражение принципа дифференциации

первоначального единства; всякое тело есть продукт взаимодействия

противоположно направлен­ных сил (притяжение и отталкивание, положительное и

отрица­тельное электричество, полюсы магнита и т.п.). Полярность,

раз­двоенность и в то же время единство противоположных сторон есть

универсальный принцип природы.

В явлениях и процессах природы Шеллинг открывает диалек­тику, а именно

единство таких противоположных начал, как не­обходимость и случайность, целое

и часть, внутреннее и внеш­нее, конечное и бесконечное. Преодолевая

механистические представления об эволюционных процессах, он указывает на

по­явление качественно нового в ходе развития. Динамический про­цесс природы

состоит из качественно отличающихся друг от друга ступеней. Высшие ступени,

или формы, природы представляют собой возведенные в степень низшие. Иными

словами, количественное увеличение приводит к новому качеству.

Каждая ступень развития содержит все нижестоящие ступени в «снятом» виде.

Шеллинг подходит к формулировке закона от­рицания отрицания, наиболее полно и

последовательно разрабо­танного Гегелем.

Своеобразны взгляды Шеллинга на развитие форм мышле­ния. Традиционное

мышление, подчиняющееся законам и прави­лам формальной логики, есть сфера

рассудка, который не спо­собен вскрыть суть явлений. Это может сделать только

разум, не опираясь при этом на обычные умозаключения, а путем

не­посредственного созерцания предмета при помощи интеллекту­альной интуиции.

Разум усматривает потаенную суть вещей — единство противоположностей. Но

разум не рядовой, не обыч­ный, а «философский и художественный гений»,

Положительной стороной натурфилософских взглядов Шел­линга была борьба с

метафизическим, механистическим мировоз­зрением, утверждение диалектического

способа мышления. Од­нако, как и всякий натурфилософ того времени, он не

всегда считался с конкретными данными и выводами естественных наук, входил с

ними в противоречие.

На рубеже XVIII и XIX столетий Шеллинг сосредоточил свои усилия на разработке

«трансцендентальной философии». В ней он видел вторую важнейшую часть своей

системы. Если первая рассматривает с философских позиций природу, то вторая —

субъективный мир, историю сознания от низших его проявлений до высших форм, до

самосознания.

Хотя субъективный момент провозглашается единственной ос­новой всего сущего,

Шеллинг полагает, что трансцендентальный идеализм нельзя считать

разновидностью субъективного идеализ­ма. Субъективное ведь сводится им не к

субъективному чувст­вованию или мышлению индивидуального субъекта, а к

непо­средственному созерцанию разумом сути вещей. Но на такую

интеллектуальную интуицию способен не рядовой субъект, а «гений», выражающий

абсолютный разум.

«Трансцендентальный идеализм» Шеллинга представляет собой объективный

идеализм, основанный на понятии тождества духа и природы. Дух — не

индивидуальное сознание, а абсо­лютный сверхчеловеческий разум, самосознание

Бога. Абсолют­ный разум — это единственная реальность, в которой стираются

различия субъективного и объективного, совпадают все противо­положности,

сосредоточены возможности всего, что может быть. Абсолютный разум порождает

Вселенную и ничего, кроме, него, во Вселенной нет. Абсолютный разум — это не

дух и не при­рода, а «безразличие обоих», подобное безразличию полюсов в

центре магнита. Такие взгляды можно считать панлогизмом, но еще ближе они

стоят к неоплатонизму.

Примерно с 1801 г. и до конца жизни Шеллинг проповедует философию тождества,

которая переросла у него в философию откровения. Философ отказывается от

своих юношеских увле­чений, когда он проявлял некоторый радикализм и

свободомыс­лие, обосновывал, к примеру, необходимость исторического и

критического подхода к изучению Библии.

Философия откровения выходит далеко за пределы философ­ского критицизма и

рационализма, свойственных классической немецкой философии. Более того, она

выходит за рамки, тради­ционные для философии вообще, и переходит в теософию

и мис­тику. Шеллинг всерьез рассуждает о том, что в понятии Бога есть две

части, одна — это собственно Бог, а вторая — какая-то неопределенная основа,

«бездна», «безосновность», иррациональ­ная воля. Раздвоение абсолюта есть над

временной и недоступ­ный человеческому пониманию акт.

Прусский король пригласил Шеллинга в Берлинский универ­ситет. Однако лекции

Шеллинга по философии откровения ра­зочаровали аудиторию и вызвали протесты

со стороны прогрес­сивной немецкой общественности. Философ явно пережил свою

славу и не смог достойно заменить на философской кафедре Гегеля.

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 557. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия