Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сельская община





 

Одним из важнейших компонентов социаль­ного, общественного и экономического строя в Маурийский период являлась община. В общины объединялась значительная часть насе­ления - свободные земледельцы. Самой распространенной формой общины - была сельская, хотя в отсталых районах империи еще суще­ствовали примитивные родовые общины.

Процесс имущественной дифференциации уже глубоко проник в Общину: наряду с общинниками, которые сами работали на своих уча­стках, была и верхушка, эксплуатировавшая и рабов, и наемных ра­ботников. Некоторые общинники разорялись, лишались земли и ору­дий труда и были вынуждены работать в качестве арендаторов. Раз­личным было и положение деревенских ремесленников: часть их ра­ботала самостоятельно, имея собственные мастерские, другие нани ­ мались на работу за определенную плату.

Община еще сохраняла черты единого коллектива и старые обще­общинные традиции. В определенном отношении она была самостоя­тельна в своих внутренних делах. Свободные жители на собраниях решали различные вопросы управления, хотя все большее значение приобретали главы деревни. В начале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался государственной властью, превращаясь постепенно в ее представителя.

 

1.3 Рабство в Древней Индии

 

Древнеиндийское государство воз­никло как рабовладельческое, тем не менее в его праве отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов. Варны заслоняли собой классы. Это выразилось в том, что сборники законов гораздо определеннее говорят об отношениях между варнами, чем между классами, так как именно деление общества на варны древнеиндий­ское законодательство провозглашает основным делением людей, су­ществующим извечно, и именно изложение прав и обязанностей каст является основным содержанием древнеиндийских сборников зако­нов.

Рабский труд не играл значительной роли в решающих отраслях экономики Древней Индии.

Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие государственного законодательства, направленного на огра­ничение произвола хозяина по отношению к рабам. Например, запре­щалось продавать детей-рабов без родителей; хозяин при использова­нии труда раба был обязан учитывать его кастовое положение.

Индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право соб­ственности на получаемые дары. Свободный, становясь рабом, не те­рял своих семейных, родовых и кастовых связей. Таким образом, осо­бенностью древнеиндийского рабства является его неразвитость: на­ряду с рабовладельческими отношениями продолжали сохраняться значительные пережитки первобытнообщинного строя.

Вместе с тем рабство в Древней Индии по своим основным при­знакам было похоже на рабство в Греции и Риме.

Наиболее характерная общая черта, отличающая раба от других эксплуатируемых, - отсутствие права на свою личность: он был ве­щью в образе человека, полностью находящейся во власти другого. В Древней Индии, так же как и в античном мире, считалось само собой разумеющимся право хозяина распоряжаться жизнью раба.

 

2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

 

Магадхско-Маурийская эпоха характеризуется усилением монархической власти и падением роли институтов племенного управления. Основой государства считался царь. Принцип наследования создался очень строго. Еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола. Маурийский царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью. Эдикты издавались от имени и по повелению царя. Он сам назначал крупных государственных чиновников, являлся главой фискальной администрации, верховным судьей. Он же считался командующим армией, численность которой была огромна.

Из-за частых заговоров особое внимание уделялось охране царя. Хотя раджа сам выбирал себе надежных помощников, за ними также была установлена секретная слежка. В целом службе надзора придавалось большое значение. Под надзором находились не только должностные лица, но и жители городов и деревень.

Большую роль при дворе играл царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду.

Совет царских сановников - паришад - существовал и ранее, но именно в эпоху Маурьев приобрел функции политического совета. Он занимался проверкой всей системы управления и выполнением прика­зов царя. Кроме паришада существовал тайный совет, состоящий из нескольких особо доверенных лиц. В случае крайне неотложных дел члены обоих советов могли вместе собираться.

Паришад как политический орган состоял из знати - военной и жреческой, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограни­чить абсолютную власть правителя. В ранние периоды паришад был более широким по составу и более демократическим по характеру ор­ганом власти и оказывал значительное воздействие на раджу и его политику. Постепенно количественный состав паришада сокращается, он аристократизируется, роль его все более сводится к выполнению совещательных функций при царе. Однако даже в эпоху Маурьев, ко­гда царская власть особенно усилилась, паришад сохранял значительное влияние и маурийские правители не могли не считаться с ним.

Подобные преобразования претерпела и сабха - ранее широкое по составу собрание знати и представителей городского и сельского населения, выполнявшее очень важные политические функции. К эпохе Маурьев состав сабхи становится значительно уже, она тоже приобретает характер царского совета-раджа-сабхи. Правда, по сравнению с паришадом раджа-сабха была более представительным органом, и в ряде случаев царю приходилось обращаться за поддерж­кой к раджа-сабхе.

Территория государства в эпоху Маурьев делилась на провинции. Во главе четырех главных провинций находились царевичи. Эти про­винции обладали особым статусом, в частности немалой автономией. Для проверки действий местных чиновников царевичи в главных про­винциях посылали специальным инспекторов на управляемые ими территории.

Проводя политику строгой централизации, Маурьи вместе с тем не предприняли ломки многих старых институтов и традиций, с кото­рыми вынуждены были считаться. В государстве сохранились авто­номные, независимые полисы, сохранявшие старую политическую организацию, но в целом включающиеся в систему общеимперского управления.

Некоторые черты самоуправления сохранились в эпоху Маурьев и в городах, хотя центральная власть и стремилась лишить городские советы независимости.

 

2.1 Законы Ману

 

Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждае­мым в нормах, по своему характеру являвшихся скорее этическими, чем правовыми. Данные нормы носили ярко выраженный религиоз­ный характер. Нормы, определяющие поведение людей в их повсе­дневной жизни (дхармы), содержались в сборниках - дхармашастрах. Наиболее известной дхармашастрой являются Законы Ману (Ману-мифический бог). Точное время составления этих Законов неизвестно.

Предполагается, что они появились в период между II в. до н.э. и II в. н.э.

Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме дву­стиший (шлок). Главное в Законах Ману - закрепление су­ществующего варнового устройства. Здесь подробно описывается происхождение варн согласно религиозному учению, указывается на наследственно-профессиональный характер варн, определяется назна­чение каждой варны, привилегии высших варн.

 

2.2 Право собственности

 

В период создания Законов Ману в Ин­дии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владени­ем. При этом охране частной собственности уделялось значительное внимание. Законы указывают семь возможных способов возникнове­ния права собственности: наследование, получение в виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет). При этом подчеркивалось, что только при законном подтвержде­нии человек из владельца превращался в собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику.

Среди основных видов собственности Законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, част­ных лиц. Не следует рассматривать царя как собственника всей земли в государстве. Царь получал налоги с землевладельцев не как собст­венник земли, а как суверен, защищающий население страны. В Зако­нах Ману говорится, что если царь взимает налоги, не охраняя под­данных, то он немедленно идет в ад; такой царь называется «крадущим шестую часть урожая».

За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором.

Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В Законах Ману говорится, что, если несобственник поля засевает чужое поле своими семенами, он не имеет права получать урожай. Лишь сам собственник земли решал вопрос о своей земле, которую он мог продать, подарить, заложить, сдать в аренду. Законы Ману охраняют и движимое имуще­ство. Наиболее значительным из него было: рабы, скот, инвентарь.

В Законах Ману упоминается о рассмотрении судебных споров о границах между общинами, об общинных колодцах, каналах. При рассмотрении этих споров прежде всего учитывалось мнение родственников и соседей. Они же имели право преимущественного приобретения земли. Таким образом, община, игравшая значительную роль в общественных отношениях, стремилась ограничить частное землевладение.

 

2.3 Обязательства

 

Обязательственные отношения получили в За­конах Ману довольно тщательную разработку. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Наиболее подробно опи­сывается один из древнейших договоров-договор займа. Закон твер­до устанавливает нерушимость и преемственность долговых обяза­тельств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он должен был его отработать. При этом кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте. Лицо более высокого происхождения, чем кредитор, отдавало долг постепенно. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. После уплаты долга с процентами должник становился свободным. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

В Маурийскую эпоху широко применялся труд свободных наем­ных работников (кармакаров), поэтому Законы Ману уделяют значи­тельное внимание этому виду договора. По своей варновой принад­лежности наемные работники в основном относились к шудрам, но, вероятно, среди них были и разорившиеся свободные общинники и ремесленники, принадлежавшие к вайшьям. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, и жалованье виновному не выплачивалось. Если же невыпол­нение работы было вызвано болезнью и выздоровев нанявшийся ис­полнял работу, он мог получить жалованье, даже спустя долгое время.

В Древней Индии был известен и договор аренды земли. Разоряющиеся общинни­ки, лишившиеся земли, были вынуждены арендовать ее.

Договор купли-продажи также упоминается в Законах Ману. До­говор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей, а в качестве продавца выступал собственник вещи. Закон ус­танавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточного по весу. Втечение не более чем 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Особенность договора для Индии заключалась в том, что здесь существовало ограничение торговли людьми, и торговля рассматривалась как заня­тие недостойное для высших каст.

Упоминается в Законах Ману и договор дарения.

Устанавливая положения, регулирующие отдельные виды договоров, Законы сформулировали и некоторые общие для всех правила. Так, договор являлся недействительным, если был заключен пьяным, безумным, ребенком, старым рабом, неуполномоченным. Недействительной являлась сделка, совершенная с обманом, с принуждением. Устанавливалось также, что сделка расторгается таким же образом, как и заключалась.

 

2.4 Брачно-семейные отношения

 

Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи - муж. Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью.

Законы Ману определяют положение женщины следующим обра­зом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей, ибо «женщина никогда непригодна для самостоятельности. Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добродетели.

Хотя Законы Ману как высшую дхарму между мужем и женой возглашают «взаимную верность до смерти», муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставил. Она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни. Согласно традиции, жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей груп­пы запрещалось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудры на брахманке. Также всесильной была власть отца над своими детьми.

Все имущество семьи было ее общим достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, становившегося опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им по 1/4 своей доли для приданого. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.

 

2.5 Уголовное право и процесс

 

Уголовное право, представленное в Законах Ману, с одной стороны, отличается довольно высоким для своего времени уровнем развития, что проявляется в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, на тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. С другой стороны, Законы отражают сохранение пережитков старины, о чем свидетельствует сохранение принципа талиона, ордалии, ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

Среди преступлений, называемых Законами Ману, на первом месте стоят государственные. В качестве примера можно назвать службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот. Полного перечня этого вида преступлений Законы не дают, что характер­но для всех древних кодификаций.

Более подробно Законы описывают преступления против собственности и против личности.

Среди имущественных преступлений Законы большое внимание уделяют краже, призывая царя к обузданию воров. Следует отметить, что Законы четко различают кражу как тайное похищение имущества от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием к нему. Меры, применяемые к вору, зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью.

Законы Ману осуждали всякое насилие, совершенное над личностью, и считали насильника худшим злодеем, чем ругателя, вора или ударившего палкой. К насилию относилось и убийство, и телесные повреждения. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Законы устанавливали суровое наказание за прелюбодеяние, посягательство на честь женщины.

Законы Ману определяли наказание как силу, которая правит людьми и охраняет их, предписывая применять наказание с учетом всех обстоятельств совершения преступления, степени осознанности его. Несправедливое наказание «лишает неба в другом мире».

Законы Ману дают общее представление об уголовном процессе того времени. Отделения суда от администрации не существовало. Верховный суд вершил царь с брахманами. Не было различия между уголовным и гражданским процессом. Процесс носил состязательный характер.

Основным источником доказательств служили свидетельские по­казания. Законы весьма детально регламентируют их использование. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне. Лжесвидетельство, несообщение суду известных сведений считались тяжким грехом. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины «вследствие непостоянства женского ума». При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и некоторые другие.

АРМИЯ

 

Армия играла огромную роль в государствах Древней Индии. Войны и грабеж других народов рассматривались как важный источник процветания государства. Почитался царь — мужественный воин, добывающий силой то, что он не имеет. Царю переходила и большая часть награбленного имущества, в частности земля, оружие, золото, серебро; остальное подлежало дележу среди солдат. Армия комплектовалась из наследственных воинов, наемников, воинов, поставляемых отдельными объединениями, в частности торговыми гильдиями, зависимыми союзниками, вассалами. Армия была кастовой. В основном лишь кшатрии могли носить оружие, другие «дважды рожденные» могли браться за оружие лишь тогда, когда для них наступает «время бедствий». Армия выполняла и функции охраны общественного порядка. Она бдительно должна была стоять на защите государственной целостности.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 624. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия