Сравнительно недавно в научно-популярной литературе появился и стал модным термин сенсорный голод. Речь идет о том, что человеку не хватает раздражителей. Это действительно звучит парадоксально! В век НТР, когда звуки, вибрации, радиации, термические и химические факторы в количественном отношении многократно превышают привычные для человека уровни. И тем не менее для такого утверждения есть основания. Сенсорный голод — явление, к сожалению, вполне реальное, и, так же как гиподинамия, он порожден НТР. В его основе лежат две причины, различные по своей биологической природе.
Во-первых, сенсорный голод может быть в буквальном смысле голодом, т. е. связан с недостатком раздражителей. Такое явление возможно в специфических производственных условиях. Биологической основой этого голода является нарушение эволюционно привычной среды, в которой человек вынужден находиться. Мы уже подчеркивали, что животный мир и человек развивались в условиях постоянно действующих на Земле всех физических факторов. Мы более или менее хорошо знаем значение физических факторов, для восприятия которых в процессе эволюции созданы рецепторы. Но каково биологическое (и вредное, и полезное) значение тех факторов, к которым природа не сочла необходимым создавать рецепторы, например радиация, магнитные поля, различный вид космических излучений, инфра- и ультразвуковые колебания и другие?
Нужны ли они для биологических процессов? Какова степень их биологической необходимости? Этого, к сожалению, мы не знаем, и, как уже отмечалось выше, изучается пока лишь степень вредности, а не степень необходимости этих факторов.
В процессе трудовой деятельности, особенно в условиях НТР, все больше предприятий, в частности электронной промышленности, требуют особых, специфических условий, в которых исключались бы всякие колебания воздуха, температуры, влажности, освещенности, требуется экранизация помещений от внешнего мира. Создается искусственная, строго контролируемая среда.
Нет ничего удивительного, что в этой среде отсутствуют те, пока еще мало изученные человеком, физические факторы, которые были его спутниками в процессе эволюции. И еще одно биологически важное явление, которое несомненно усиливает дефицит раздражения. Строжайшее постоянство интенсивности освещения, температуры, состава и движения атмосферы — монотонность этих факторов делает их биологически неактивными, они перестают быть специфическими раздражителями. Впрочем, как и всякий монотонный, машинообразный труд не стимулирует биологические процессы, а лишь ускоряет утомляемость. Таким образом, искусственно создаваемый микроклимат и является источником дефицита раздражения (сенсорного голода).
Второй причиной дефицита раздражения является, как бы странно это ни звучало, — чрезмерность раздражений. Вибрация и звук по своей интенсивности иногда оказываются в миллионы раз выше эволюционно сложившегося порога раздражения. В процессе длительной эволюции у животных и человека выработана способность воспринимать раздражения определенного (оптимального!) уровня ритма и интенсивности. Уровень интенсивности раздражителя ниже и выше порога раздражения создает в возбудимых системах особое функциональное состояние: подпороговое раздражение повышает лабильность, стимулирует обменные процессы, повышает возбудимость, надпороговое — вызывает угнетающий эффект, блокируется передача возбуждения. Условный рефлекс, выработанный на определенную частоту и интенсивность, например ударов метронома, нарушается или даже вообще исчезает при изменении этой частоты или интенсивности. Тот уровень интенсивности раздражителей (звука, света, радиации), который необходим для нормальных биологических процессов, в условиях НТР часто заменяется таким уровнем раздражения, который вместо обеспечения нормального течения жизнедеятельности вызывает патологические процессы, являясь фактором, разрушающим веками сложившуюся гармонию жизни со средой.
В этих случаях и наблюдается дефицит истинного и необходимого раздражения, сенсорный голод!
Нельзя не видеть, что проблема сенсорного голода является частью общей проблемы века — гипокинезии. Как уже подчеркивалось, проблема гипокинезии и ее биологическое происхождение — проблема социальная. Решение ее находится в компетенции общества, которое в зависимости от уровня социального развития создает образ жизни человека: его интеллектуальное, нравственное, физическое воспитание, его труд и отдых. Это и есть путь борьбы с гипокинезией и с сенсорным голодом.