ГОРИЗОНТАЛЬ
Греческое, затем латинское horizon – «нечто ограничивающее наш взор», от глагола orizo – «служу границей», «отделяю», «ограничиваю». И.-е. базой данного понятия служит корень guer: gere - «пожирать», «с жадностью глотать». Здесь мы встречаемся с понятием, имеющем довольно существенные последствия. Древнерусское жьрьти – «жрать» означает «приносить жертву», «совершать жертвоприношение». Общеславянская база zerti, zero. А и.-е. корень тот же – ger -. Отсюда происходит и «Жрец» – тот, кто совершает священный обряд жертвоприношения. В представляемых соответствиях возникает еще одно понятие, имеющее отношение к указанной корневой основе – «Жребий». Этимологически оно раскрывается в контексте значений: «нечто отрезанное», «отрезок» через и.-е. основу gerbh- «нацарапать», «вырезать», «надрезать». Таким образом смысловой круг замыкается, и мы вновь возвращаемся к идее границы – горизонтали. Человеческое существо приходит из Без-граничного в незнакомый мир и ориентируется в нем посредством начертания границ и ограничений. Но его самобытное естество, храня в глубине своей память о том, откуда оно родом, своей подспудной, исконной силой устремляется в это самое инобытие. И уже при этой жизни люди выражают тенденцию к преодолению границ и обозначений, прорыву за горизонт, отрыву от горизонтали и вхождению в пронзающий вертикальный поток Бытия. Все религиозные обряды, ритуалы, священнодействия как раз и призваны были осуществлять подобную функцию – совершить бросок в за-предельное, дабы осознать и пережить истую мощь насущного откровения, узнать себя и признать себя не только в бытовом, но и бытийном. Задача жреца состояла в том, чтобы через жертвоприношение осуществить этот таинственный переход от горизонтали к вертикали. Подобного же смысла исполнена фаллическая символика. В соотнесении архетипических символов Вертикаль соразмерна Небу и Мужскому, а горизонталь уподобляется Земле и Женскому. Семантическое поле: Горизонталь – Граница – Жрать – Жрец – Жертвоприношение.
|