ЗАВИСТЬ
Чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого. Завидовать – испытывать, переживать чувство недоброжелательства и нерасположения к кому-либо, питаемое действительным или мнимым превосходством, преуспеванием кого-либо. И.-е. корень vid - «смотреть». Старшее значение слова «зависть» – «смотреть, засматриваться недоброжелательно, косо или зло», «видеть искаженно». Касательно корня vid имеем еще одно хорошо знакомое понятие – «ненависть». (См. также Зло). Психоаналитически развитие зависти интерпретируется следующим образом. В первую очередь представляется несомненной важность связи младенца с материнской грудью. Дитя в зависимости от степени удовлетворенности собственных потребностей различает грудь "хорошую" и грудь "плохую". В соответствии с этим сама мать начинает восприниматься младенцем как "плохая" или "хорошая". Постольку поскольку фигура матери является для ребенка первым значимым объектом, то взаимоотношения с матерью формируют качество взаимоотношений с миром. Механизм этих взаимоотношений связан с процессом, который определяется как интроекция – включение индивидом в свой внутренний мир образа другого человека. Если интроецируется "хорошая" мать, то развитие ребенка происходит гармонично в силу того, что в этом случае мир представляется также "хорошим". В противном случае процесс становления становится проблематичным, и личность начинает чувствовать себя расколотой, тревожной, ненужной, незначимой. "Хороший" вариант формирует чувство благодарности. "Плохой" – порождает зависть. Зависть и благодарность представляют собой базовые и первичные мотивы, обусловливающие поведение и состояние индивида в этом мире. Зависть – это чувство гнева, которое испытывает субъект, опасаясь, что кто-то другой воспользуется и насладится чем-то желанным для него самого. Благодарность – это чувство признательности. Оно связано со счастьем и с моментом слияния воедино с другим человеком. В то же время, изначально находясь в поре своего раннего, младенческого состояния, ребенок не может воспринимать свою мать осознанно. Он еще не знает, что она для него – мать. Лишь позже он приучается ее узнавать и называть подобным именем. Хотя и в этом случае знание, у-знавание и называние суть далеко не одно и то же. И из этого очевидно следует, что родительские фигуры ребенком воспринимаются вне-личностно, то есть они представляются для него некими воплощениями огромного и непостижимого мира и на первых этапах этим миром и являются. В первую очередь организм взаимодействует с неопределяемым, неописуемым и глобальным Миром. Можно сказать, что он оказывается в ситуации один на один с Миром, и между ними нет посредников. А посему переживания «плохой» или «хорошей» матери, переносясь на мир в целом, становятся тем, что закрепляется в заключительных выводах: «Мир плохой», или «Мир хороший». Рассмотрим признаки этих качеств. «Мир плохой» – это значит: «Мир меня не любит Мир для меня несет угрозу Мир меня преследует. Мир меня наказывает». «Мир хороший» - «Любит. Обеспечивает безопасность. Защищает. Поощряет». Переживание Мира как «плохого» неизбежно порождает тревогу – напряженный страх перед будущим. Но в то же время одним из первичных деструктивно-агрессивных чувств является зависть. Таким образом, исходя из представленных данных, мы можем вывести нечто вроде показательной шкалы, на которой в довольно наглядном виде прорисовываются эмоциональные полюса человеческого существования: Зависть – Разрушение – Тревога. Благодарность – Созидание – Любовь. Семантическое поле: Зависть – Зло – Ненависть – Искажение – Разрушение – Тревога. ЗАКОН «Завет», «установление, противоположное обычаю, покону». И.-е. корень kon означает конец, предел, искони, испокон. «Покон» - «обычай», «начало». Стало быть, Закон – это то, что до начала, за пределом, предвечно, до человека. За-Кон – означает нечто данное человеку и независящее от последнего в силу своей за-предельности, за-разумности. Здесь выражается идея наличия некой логики, которая по отношению к нашему существованию является обусловливающей, предопределяющей. Подобные свойства с незапамятных времен приписывались некоему качеству, которое именовалось «божественной силой» в тех или иных вариациях. И постольку поскольку наше бытие структурно и обладает всеми признаками организованности, мы можем говорить о наличии определенных закономерностей, присущих ему. Само понятие «закономерность» опровергает возможность какой-либо случайности. Следовательно, мы можем говорить о существовании законов – как о наличествующей непреложности, изначальной заданности, не зависящей ни от личной воли субъекта, ни от каких иных факторов, кроме разве тех, что могут стоять выше самого закона. Но это уже Трансцендентное и совсем не доступно разумению… Если есть закономерности, стало быть есть закон, который ими управляет. Всякое же управление всегда осмысленно и свидетельствует о наличии Разума. В разумном устроении случайностей не бывает. Если случайностей не бывает, стало быть, все закономерно. Если все закономерно, то все определяется и управляется законом. И если познать закон и его принципы, то овладев ими, можно научиться также управлять. В связи с чем мы и рассмотрим основные, если угодно, фундаментальные законы человеческого бытия. Семантическое поле: Закон – Завет – Запредельное – Божество – Сила.
|