ВЕРТИКАЛЬ
И.-е. корень uers «возвышенное место». Соотносится с понятием «верх». И.-е. uorsanos – «небо». Латинское vertex – «вихрь», «центр вращения неба», «темя», «голова», «вершина», «высота», «гора», «высшая ступень», «верх». Верх: древнерусское вьрх – «верх», «вершина», «победа», «темя». Древнеирландское ferr – «лучший». Семантическое поле: Вертикаль – Верх – Небо – Темя – Лучший – Победа.
ВЕРХ И.-е. корень uers - «возвышенное место», uorsanos – «небо». Древнеиндийское varsman – «верх», «вершина», «темя». Соотносится с идеей вертикали как символом божественной благости, Мировой Оси. «Ось» – из и.-е. ak’sis < и.-е. ag – «приводить в движение». Латинское ago – «привожу в движение». Верх тахже сообразуется с понятием «Над». Общеславянское «надъ» представляет собой композитум, составленный из предлога na- и частицы d-ъ, которая восходит к и.-е. dhe- (Дух). Что касается na, то здесь имеются свои параллели. Русское «на» (как предлог, указывающий местонахождение поверх чего-либо) соотносится с греческим ano:ana, что означает «верх», «наверху», а также «в глубине». (Середина, Утроба). Таким образом можно сказать, что верх не над нами, а внутри нас. Семантическое поле: Верх – Небо – Темя – Дух – Середина – Утроба. ВИНА Индоевропейский корень uei- “гнать”, “преследовать” > «вызывать страх, ужас». В древнерусском повинути(ся) – покорити(ся), обинутися < обвинутися – «бояться». Литовское vyti – «гнать». Развитие значения: «преследование» > «результат, следствие преследования» > «наказание», «то, что заслуживает наказания». Корневая основа viti присутствует в словах «вить» и «война». «Вить» – индоевропейский корень тот же uei -, но раскрывающийся в таких значениях как “поворачивать”, “гнуть”, “сгибать” (Лукавый). “Повой” – роды, так как значение связано с повитухой. Также “повой” – “повитие” – “повивальное (акушерское) дело”. Латинское vieo «плету», «вью». Древнеирландское fen – «запирать», «отгораживаться». «Война». Общеславянский корень vojь > древнерусское «вой» > «война». Литовское vyti – «гнать», «изгонять», «преследовать». Древневерхненемецкое weiden – «искать, добывать корм». Латинское vis – «сила», «насилие», venor – «охочусь, гоняюсь». Древнеиндийское veti – «схватывает», «нападает». Стало быть, тот, кто обвиняет, тот – преследует, гонит, наказывает, нападает, стремится подчинить жертву себе, добиться повиновения (сравним: вина – повиновение – повинность) от нее, путем насилия отобрать у нее силу, используя в качестве некоего корма (известно выражение «поедать поедом» в значении «изводить», «издеваться»). Таким образом становится вполне очевидной связь между обвинением – осуждением – стремлением к власти, и все это являет собой тяжелую форму агрессии, психического террора. Этимологически видно, что обвиняющий – всегда объявляет войну избираемой им жертве. Вместе с тем мы обнаруживаем и иной аспект данной темы, который может указывать на переживание вины как врожденного чувства, если принять во внимание выстраивающийся ряд значений: «повой» – «роды». Постольку поскольку выяснилось, что вина и агрессия находятся в ближайшем соотношении, то в данном случае можно говорить о наличии какого-то глубинного конфликта, «военного положения» внутри самого человека и человечества, пребывающего в предзаданной, органически присущей, хотя онтологически и противоестественной форме. Придерживаясь логики этимологии, мы легко констатируем, что равно как до своего появления на свет, так и во время такового человеческое существо находится под гнетом «гонения», «преследования», «ужаса». Интересно отметить, что подобным же образом высказываются библия и психоанализ. Посему более подробное исследование представленного вопроса проводится в соответствующей статье и «Родовая травма» данного словаря. Семантическое поле: Вина - Гнать – Преследовать – Повиноваться – Запирать – Атака – Изводить – Насилие – Ложь – Сила.
ВЛАСТЬ И.-е. ual-d(h). Корень ual- «иметь силу». Латинское valeo – «имею силу». Общеславянское sila. Литовское siela «душа», английское soul «душа», древнепрусское seiliu «усердие», seilius «сознание». Указанные слов восходят к индоевропейскому корню se (i)isi- «соединять», «связывать». (Язык, Мысль). Древнеиндийское syati, siuati – «соединяет», «связывает». Латинское saeta – «жесткие волосы» (волос как символ власти). Стало быть, владеет и имеет власть тот, кто соединен внутри сознания, в середине нутра с душой. Быть в со-единении значит быть с Единым. В единстве же концентрируется энергия множества. Множество управляется не многим, но Единым. Семантическое поле: Власть – Сила – Душа – Усердие – Сознание – Соединение – Мысль – Язык.
ВОДА И.-е. база aued -: ud -, ued. Древнеиндийское udan – «вода». Латинское unda – «волна». Из и.-е. корня ued - происходит общеславянская база vedro. Ведро: соотносится с литовским vёdaras – «внутренности», «Чрево». Древнепрусское weders – «внутренности», «чрево». Греческое hydor «вода», hydria – «ведро». Латинское Uter – «бурдюк», но латинское Uter – «матка», «чрево». Древнеиндийское udaram – «чрево». Одним из старших значений «чрева» было – «то, с помощью чего можно черпать и переносить воду». Вследствие сказанного становится ясно, насколько точно сплетаются такие смыслы как Чрево – Матка – Вода – Женщина (околоплодные воды) – Плодородие – Жизненность. Однако, разветвление корневой основы позволяет нам пойти дальше и глубже. Общеславянское vedro содержит в себе корень ved -, тот же, только на другой ступени чередования, что и о.-с. Voda. И тут же обращает на себя внимание слово ведать – с аналогичным корнем. Древнерусское и старославянское ведети – «знать», «уметь», а также «управлять», ведение – «знание», «управление», ведь – «знание», «знахарство». Семантическое поле: Вода – Чрево – Матка – Женщина – Плодородие – Жизнь – Ведать.
ВОЛОСЫ Индоевропейский корень uel- «гореть». Древнеиндийское valsah – «отросток», «ветвь», «гибкий прут». Согласно Традиции, волосы представляли средоточие жизненных сил организма. Волос также символизировал связь миров – здешнего и запредельного. И в этом смысле он приобретал значимость таких сакральных явлений как огонь, свет, звук. Английское hair «волос» - индоевропейский корень ker - «гореть», а также – «издавать звуки». Греческое kome «волосы» соотносится с тохарским A Kam «звук». Авестийское varesa «волосы» базируется на индоевропейской основе uer- «издавать звуки», но и «гореть». Понятие «волос» смыкается с понятием «путь», что также подтверждается этимологически. Древнесеверное слово gata «дорога» в кельтском языке имеет свой аналог gait «волос». Русское соответствие «куда» (в смысле направления) и «кудри» является также достаточно показательным. Семантическое поле: Волосы - Огонь – Власть – Путь – Прут. ВОЛЯ Раскрывается в семантике ряда: Воля – Велеть – Великий. Обратимся к этимологии. Хорватское Волити – «любить». И.-е. корень uel – «хотеть, желать», «выбирать». uel/uer – «говорить»(Слово). Велеть: болгарский диалект веля – «говорю», словенский veleti – «приказывать», «говорить», «рассказывать», «сказать». Великий – величина – соотносится с понятием «число». Таким образом, ядерное значение понятия «воля» проявляет себя в таких аспектах как Слово и Число. С другой стороны: Воля – Проявление – Явление – Явь также образуют морфофонетическое единство. Этимоны указанных значений таковы: Явиться – «возникнуть», «обнаружиться», «оказаться»; «прибыть», «прийти», «появиться», «сообщить», «дать знать», «объявить», «дать знать о себе», «сделать известным», «представить(ся)». Najevu – «вьявь» – «на виду»; najevo – «открыто». Польское jawa – «явь» – «действительность». Верхне-лужское zjowac – «открываться», извещать. Древнерусское явити – «указать», «открыть», явиться – «показаться». Явление – «пришествие», «указание». И.-е. корень au- база auis – «воспринимать органами чувств», «ощущать», «понимать». Древнеиндийское Ud-ava-ti – «замечает», «наблюдает». Сюда же относится и латинское audio - «слышу», греческое aisdonomai (корень < auis) – «ощущаю», «понимаю», «обладаю здравым смыслом». В итоге получается, что Воля есть пришествие и обнаружение себя через Слово и Число. Здесь мы видим, что этические и психологические компоненты значения слова оказываются вторичными – за счет последующих социальных наложений, но в изначалии своем первосмысл раскрывается как результат соприкосновения и взаимодействия с сакральным, таинственным, за-предельным фактором, который становится фактом переживания и рождает некий отклик, по принципу обратной связи указывающий на произошедшее. То есть Воля как желание есть продукт психосоциальной переработки и представляет собой вторичную семантику понятия. Первичной же оказывается вне- психологическое и вне- этическое – Слово, Число, Пришествие. Семантическое поле: Воля - Слово – Число – Пришествие – Проявление – Явление.
ВРЕМЯ И.-е. uertmen – «колесо», «орбита» (как движение по кругу). Общеславянская основа verme происходит из vertmen – «коловращение», «кружение», «повторное возвращение», «вечный оборот». Древнеиндийское vartman – «поле», «дорога». Корень vart – «вертеться», «кружиться». Родственное по смыслу «вращать» означает «воз-вращать», «поворачивать обратно». Старославянское «вращати-ся» – «возвращаться», «вратити-ся» – «обернуть(ся), «повернуться», «вернуться». «Ворочаю» – «возвращать», «отдавать назад». Индоевропейская база uer-t:uor-t, ur-t. Литовское virstu – «превращаться». Древнеиндийское vart – «вертеться», «проходить»; vartula – «круг»; vrtta – «приведенный в движение». Родственные значения: «веретено», «веревка», «вереница», «верста» при общеславянском корне vьrvь – «связывать(ся), (при)соединять(ся)». Древнерусское «вьрста» – «мера пространства». Это значит, что куда бы мы ни шли, охваченные временем, мы неизбежно возвращаемся туда, откуда вышли. В этом смысле движение есть цикл, чередование ритмов. Подобный процесс в алхимической метафоре описан как превращение земли в воду, воды в воздух, воздуха в огонь и огня в землю, после чего цикл возобновляется, правда уже на новом уровне. Таким образом повторяется история, и повторяются истории. Никакая биография не бывает линейной. Если присмотреться внимательней, она имеет характер вращения – обращения – превращения в возвращение. Одни и те же проблемы, казалось бы решенные, по прошествии какой-то определенной последовательности событий, вновь заявляют о себе. Воспроизводятся прежние тенденции (Закон Воспроизведения), а актуальные не исчезают, но до некоторой поры вытесняются. Колесо крутится и совершает обороты, а душа смутно грезит о том, как выйти за его пределы и выбраться из вереницы постоянных превращений и повторений, пока только осознавая удел собственных возможностей – предугадать предуготовленное и определить предопределенное, что в какой-то степени предоставляет шанс не быть застигнутым врасплох. В отношении же расширения возможностей рекомендуется отсылка к остальным статьям данного словаря. Семантическое поле: Время – Вращение – Превращение – Возвращение.
|