От англ. creativity) - уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.
Кр. — способность адаптивно реагировать на необходимость и новых подходах и новых продуктах. Данная способность позволяет также осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер. Аспекты Кр: 1) креативный процесс; 2) креативный продукт; 3) креативная личность; 4) креативная среда (сфера, структура, социальный кон Соотношение понятий: творчество, Кр., творческий потенциал, творческие способности, характеризующие творчество на индивидуально-личностном уровне (Л.Р. Симсон). Важно не заглушать Кр. критикой, оценкой, осуждением основные условия, необходимые для стимуляции Кр., - психологическая безопасность, принятие, эмпатическое понимание и свобода от оценок, а также климат психологической свободы, атмосфера дозволенности, открытости, игры и спонтанности. Креативные качества – эмоционально-образные качества, эмоциональный подъём в творческих ситуациях; образность, ассоциативность, созерцательность, воображение, фантазия, романтичность, чувство новизны, необычного, чуткость; способность к творчеству и организации творчества других, сравнению и сопоставлению идей, умение участвовать в дискуссии. Креативные продукты — новое решение проблемы в математике, открытие химического процесса, создание музыки, картины или поэмы, новой философской или религиозной системы, инновация в юриспруденции, свежее решение социальных проблем и др. Это технические инновации, новые идеи, новые стили в искусстве, новые парадигмы в науке и др. Результаты творческой деятельности могут лежать в очень широком диапазоне: от научных открытий, коренным образом Меняющих экономику и быт общества, и от шедевров, создающих новые направления в искусстве, до умения составить оригинальный букет и украсить свою комнату. При этом появляется проблема - как оценивать "креативный продукт" у разных людей? Один из способов — разделить их на официально признанные обществом и "личные", имеющие значение только для автора данного продукта. При этом необходимо принимать во внимание, что достаточно часто человек творит не ради общественного признания, а чтобы испытать "муку творческую" - то состояние подъема, которое позволяет ему ощутить себя человеком. Креативный процесс — специфичный для различных областей знаний, но обладает общими характеристиками; он имеем временные рамки и определенные этапы; важной составляющей его является инсайт; креативность — нормативный процесс, однако уровни его проявления зависят от личностных качеств и средовых характеристик; важной можно считать роль бессознательного в этом процессе. Модель К.п.: 1. Рефлексивность как основной процесс, отличающий человека от животных, позволяющий формировать самосознание, самооценку, посредством языка планировать, отражать и анализировать мир. 2. Целенаправленность, или интенциональность, позволяющая организовать переживаемый опыт "внутри и снаружи организма"; вместе с верой в возможность изменений к лучшему заставляет реально изменять среду. 3. Владение способами трансформации и реорганизации, которые предлагаются культурой и обусловливают индивидуальные различия. К.п. включает: 1. Изменение структуры внешней формации и внутренних представлений с помощью формирования аналогий и единения концептуальных пробелов. 2. Постоянное переформулирование проблемы. 3. Применение существующих знаний, воспоминаний и образов для создания нового и применения старых знаний и навыков в новом ключе. 4. Использование невербальной модели мышления. 5.Процесс креативности требует внутреннего напряжения, которое может возникать тремя путями: в конфликте между традиционным и новым в каждом шаге креативного процесса; и самих идеях, в различных путях решения или предполагаемых продуктах; ономожет создаваться между хаосом неопределенности и стремлением перейти на более высокий уровень организации и эффективности внутри индивидуальности и общества в целом. Возможно, все три вида напряжения возникают на разных этапах креативного процесса. Критерии креативности — воображение и символизация (Ф. Баррон); нестандартность (Р. Лири); осмысленность (С. Медник). Иногда предлагаются критерии: продукт должен производить сильное впечатление и быть генерализируемым, экономным, вызывать необратимые изменения в человеческом опыте. Содержать необычные сенсорные образы или трансформации, являться ценным или используемым социумом, или представителем той сферы, в которой он был создан. Несколько другие критерии могут быть сформулированы для применения к креативному продукту в области научных знаний или к креативному решению проблем: он должен быть сенситивен к пробелам в существующих знаниях, переходить дисциплинарные границы, поскольку они трудны для категоризации, он должен быть неожиданным и соответствовать поставленной задачей, быть сложным и начально не сформулированным и представить собой синтез пограничных областей знаний. П. Торранс сформировал также следующие критерии: юмор, фантазия, цвет и движение, литературное и метаморфическое чувство, которые, Возможно, точнее описывают научную креативность, чем все прочие. С. Тейлор предложил проанализировать характеристики процесса и продукта креативности для выявления их специфики. Как иллюстрация такого подхода приводится типология креативов Р. Лири. «Осведомленность может быть креативной - наш опыт может быть направленным; или он может быть репродуктивным, т.е. нас обучают готовым интерпретациям, и в этом случае мы видим только то, что нас учат видеть. Исполнение может быть креативным - мы можем продуцировать новые комбинации». Р. Лири описал четыре типа: 1. Репродуктив блокированный (нет комбинаций, нет направляющего опыта). 2. Репродуктив творческий (нет направляющего опыта, но есть навыки в продуцировании новых комбинаций из старых символов). 3. Креатив творческий (новый опыт презентируется в новом исполнении). 4.Креатив блокированный (новый направленный опыт выражается в конвенциональных моделях). Критерии эффективности культурно-досуговой деятельности – количественно-качественные показатели, на основании которых производится оценка деятельности и отдельного учреждения или группы учреждений культуры. Культура – общефилософская категория, в которой выражены качественная определенность, технологичность, высокий уровень развитости и самоорганизации человеческого общества, творческих сил и способностей людей, их духовный потенциал. В культуре синтезируется совокупность материальных и духовных ценностей различных обществ. Понятие культуры употребляется для характеристики и человека и общества, ступеней и этапов их развития. Культура – это система ценностей и смыслов, сохраняемых и передаваемых из поколения в поколение, служащих основанием для сохранения самобытности общества. Культура в ее современной форме – еще и социальная модель действительности, создаваемая людьми в процессах общения. Особенно важно такое понимание культуры для понимания современной культуры, сопряженной с экономикой, наукой и образованием, как системы, определяющей инновационный потенциал общества, его способность к самоорганизации и развитию, творчеству и восприятию нового. Культура является сложной и открытой системой, имеющей разные структурные уровни (макро-, мезо-, микро-). По данному определению видно, что уровни и качество развития и самоорганизации любой сферы общества (например, образования) должны иметь культурные характеристики. Культура поведения – совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре. Культурная деятельность – это все формы социально-позитивной деятельности, в процессе которой человек производит себя как человека, формируя, развивая свой физический и нравственно-духовный потенциал и потенциал тех людей, которые причастны к результатам этой деятельности. Теоретический анализ позволяет выяснить девять признаков, выражающих сущностные черты тex или иных форм культурной деятельности, которая может быть: - индивидуальной или групповой; - профессиональной или любительской; - досуговой или основной трудовой; - платной или бесплатной; - руководимой извне или самоуправляющейся; - ее продукция может быть предназначена для собственного потребления или для потребления другими (главным образом); - институциализированной (юридически оформленной) или неинституциализированной (юридически не оформленной); - коммерческой (включенной в товарно-денежные отношения) или некоммерческой; - самофинансируемой (хозрасчетной) или финансируемой извне (дотационной) полностью или частично. Культурно-досуговая деятельность – это социально-культурологический процесс, способствующий свободному духовному и физическому совершенствованию личности на основе самодеятельного творчества, освоения ценностей культуры, общественно значимого общения, разумного и полноценного отдыха. Культура досуга личности - интегральное качество, отражающее потребность и умение индивида творчески, социально значимо реализовывать в условиях свободного времени собственные сущностные силы. Признаки КДД: 1. Всякая досуговая деятельность протекает в свободное от обязательного труда время. 2. Продукты досуговой деятельности не могут иметь коммерческого характера, т. е. не могут быть включены в товарно-денежные отношения. Возможны случаи, когда продукты КДД продаются, хотя единичные акты купли-продажи не изменяют сути КДД. Но если подобные акты примут систематический характер, то КДД потеряет свою досуговую сущность и превратится в индивидуальную или групповую трудовую деятельность, которая, в отличие от деятельности досуговой, должна по закону облагаться налогом. 3. КДД, как правило, носит не профессиональный, а любительский характер, но иногда человек и на досуге продолжает заниматься своей профессиональной деятельностью, хотя и бесплатно, ради удовольствия. Профессия поглощает досуг. Иногда происходит обратное - досуговая деятельность (хобби) превращается в профессию. 4. КДД носит самоуправляемый характер, свободна от какого бы то ни было внешнего вмешательства в виде социального, педагогического или иного руководства и контроля. Здесь человек (или группа) сам должен быть полноценным и единственным субъектом своей деятельности и ее организации. Уровни КДД: l. Отдых, физическая активность. 2. Развлечения, игры. 3. Просвещение (самообразование). 4. Творчество. 5. Созерцание. 6. Праздники. Функции КДД: информационно-просветительная, рекреационная, культурно-творческая, коммуникативная, развивающая, общения. Таким образом, культурно-досуговая деятельность - это вид культурной деятельности, которая реализуется, как правило, в форме любительства в свободное время, является полностью самоуправляемой, а ее продукты имеют некоммерческий характер. Культурно-досуговая деятельность детей – это процесс взаимодействия взрослых и детей, осуществляемый l. на принципах: · свободы выбора; · самореализации; · социальной значимости; · гуманистического индивидуального и личностно-деятельностного подхода; · культуросообразности; · всеобщности; · занимательности и развлекательности; 2. в деятельности, осуществляемой на основе: · метода целеполагания; · совершенствования содержания культуры досуга; · приобретения досуговой квалификации (набор умений и навыков, позволяющих активно и успешно действовать в сфере досуга) детьми, подростками, юношеством; 3. с целью; · удовлетворения растущих духовных и творческих потребностей и интересов; · освоения высоконравственных ценностей культуры; · общественно значимого общения; · разумного отдыха развивающейся личности при условии постоянного совершенствования взрослых. Культурно-досуговое мероприятие – массовое мероприятие, направленное на удовлетворение духовных, эстетических, интеллектуальных и других потребностей населения в сфере культуры и досуга, содействия свободному участию граждан в культурной жизни общества, приобщения к культурным ценностям, проводимое в специально определенных для этого местах (в помещениях, на территориях, а также в зданиях, сооружениях, на прилегающих к ним территориях, предназначенных (в т.ч. временно) или подготовленных для проведения такого мероприятия). Услуга по организации и проведению культурно-досугового мероприятия: результат непосредственного взаимодействия исполнителя с массовым потребителем/с группой потребителей услуги, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению духовных, эстетических и интеллектуальных потребностей потребителей в сфере культуры и досуга, содействия свободному участию граждан в культурной жизни общества, приобщения к культурным ценностям. Информационно-просветительское мероприятие: массовое мероприятие, направленное на удовлетворения информационных, интеллектуальных и других потребностей населения в сфере культуры, содействие просвещению и свободному участию граждан в культурной жизни общества, проводимое в специально определенных для этого местах (в помещениях, на территориях, а также в зданиях, сооружениях, на прилегающих к ним территориях, предназначенных (в т.ч. временно) или подготовленных для проведения такого мероприятия). Услуга по организации и проведению информационно-просветительского мероприятия: результат непосредственного взаимодействия исполнителя с массовым потребителем/с группой потребителей услуги, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению информационных и интеллектуальных потребностей потребителей в сфере культуры, содействие просвещению и свободному участию граждан в культурной жизни общества. Исполнитель: Учреждение/организация культурно-досугового типа Российской Федерации / субъекта Российской Федерации / муниципального образования, предоставляющая услуги по организации и проведению культурно-массовых мероприятий. Потребитель: Физическое или юридическое лицо, присутствующее/принимающее участие в культурно-массовом мероприятии. Услуга: услуга по организации и проведению культурно-массового мероприятия. Место проведения мероприятия: помещения, территории, здания, сооружения, включая прилегающую территорию, предназначенные (в т.ч. временно) или подготовленные для проведения культурно-массового мероприятия.
|